Родился 23 сентября 1936 года в Москве в семье драматурга
Станислава Адольфовича Радзинского
(1889—1969) и старшего следователя по особо важным делам Софьи Юрьевны (Юлиановны) Радзинской (урождённой Козаковой, 1908—1991)
.
Отец происходил из зажиточной
одесской
еврейской семьи
. Дед по отцу был родом из
Лодзи
, после переезда служил директором Одесского банка, был женат на дочери богатого зерноторговца из
Кишинёва
.
Дед по материнской линии, Юлиан Козаков (Казаков), был купцом, держал пароходство, торговал пушниной. Бабушка по материнской линии происходила из семьи известного адвоката
Льва Абрамовича Куперника
. Согласно
, Софья была незаконнорождённым ребёнком
.
В 1958 году на сцене
Московского театра юного зрителя
была поставлена первая пьеса писателя — «Мечта моя… Индия», посвящённая
Герасиму Лебедеву
, первому русскому учёному-индологу; по словам автора, она закончилась провалом, выдержав 14 представлений
. Дипломная работа Эдварда Радзинского также была посвящёна Герасиму Лебедеву.
[
источник не указан 794 дня
]
Кроме Эфроса пьесы Радзинского ставили и другие выдающиеся театральные режиссёры:
Георгий Товстоногов
,
Андрей Гончаров
,
Роман Виктюк
,
Валерий Фокин
и другие. В 1990-х годах на московской сцене одновременно шло девять пьес Эдварда Радзинского: «Лунин», «Беседы с Сократом», «Театр времён Нерона и Сенеки», «Я стою у ресторана…», «Она в отсутствии любви и смерти», «Продолжение Дон Жуана», «Старая актриса на роль жены Достоевского», «Спортивные сцены 1981 года», «Приятная женщина с цветком и окнами на север».
«Беседы с Сократом» не разрешали ставить шесть лет, «Театр времён Нерона и Сенеки» — четыре года. Радзинский даже заявлял, что для того, чтобы так ставиться, «нужна жизнь черепахи»
.
Является автором научно-популярных произведений о трагических периодах русской и мировой истории, о знаменитых исторических личностях. Он также делал телепередачи из цикла «Загадки истории», которые называет
просветительскими
. (По собственным словам, исторические книги стал писать с 1976 года, работая над трилогией «Последний царь (Николай II), Первый большевистский царь (Сталин) и грешный Мужик (Распутин)»
.)
Книги Эдварда Радзинского о Николае II, Распутине, Александре II и Сталине вышли в крупнейших мировых издательствах и были переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, греческий, датский, польский, финский, шведский, иврит и другие языки
.
Пьеса «Последняя ночь последнего царя» основана на исследовании, которое в течение двух десятилетий проводил Эдвард Радзинский при подготовке своей книги «Жизнь и смерть Николая II». В 1989—1990 годах Радзинский впервые в СССР опубликовал записку Юровского о расстреле царской семьи, а также показания некоторых участников расстрела и телеграмму Ленину из Екатеринбурга о готовящемся уничтожении царской семьи
. Соединив показания участников расстрела царской семьи, Радзинский, фактически не вставляя ни слова, заставил этих участников самих рассказать по секундам о цареубийстве. (См., к примеру, Э. Радзинский. Последний царь. М. 2015, Изд-во Аст, Ч. 3 «Ипатьевская ночь») Режиссёр
Валерий Фокин
поставил пьесу в 1990-х годах. Роли в спектакле исполняли
Михаил Ульянов
,
Евгений Миронов
,
Александр Збруев
,
Ирина Купченко
.
Член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации
(04.06.1999—17.03.2008)
[
нет в источнике
]
, творческого совета журнала «Драматург», общественного совета газеты «Культура», академик Российской академии телевидения
ТЭФИ
. Председатель попечительского совета литературной премии «
Дебют
». Сопредседатель Литературной академии — жюри Национальной премии «Большая книга».
В сентябре 2020 года запустил собственный YouTube-канал, где рассказывает об истории и театре, на начало января 2024 г. канал набрал 402 тысяч подписчиков.
Семья
Сестра (от первого брака матери) — Александра Александровна Щепкина-Куперник (1927—2018)
[
уточнить
]
.
Первая жена (с 1955 по 1964 год) — Алла Васильевна Радзинская (урождённая Гераскина, 1930—2020), дочь детской писательницы
Лии Гераскиной
, актриса‚ сценарист телепередачи «
Кабачок „13 стульев“
», автор мемуаров; эмигрировала в США.
Сын —
Олег Радзинский
(род. 1958), писатель, участник
диссидентского
движения, политический заключённый, инвестиционный банкир, до 2006 года председатель совета директоров компании «
Рамблер
Медиа Групп», гражданин США
; проживает с семьёй в
Лондоне
, занимается литературной деятельностью.
Вторая жена (с 1966 по 1971 год) —
Татьяна Доронина
(род. 1933)‚ актриса, народная артистка СССР.
Третья жена —
Елена Денисова-Радзинская
(род. 1960)‚ актриса театра и кино
. Пасынок — Тимофей Игоревич Денисов (род. 1983).
ДТП 2011 года
10 июля 2011 года в
Подмосковье
, управляя автомобилем
Volvo XC90
, Радзинский, выехав на полосу встречного движения, спровоцировал
ДТП
с
Nissan X-Trail
, в результате которого погибла 24-летняя девушка
. По словам супруги писателя, после аварии он перенёс
инфаркт
. В больнице его состояние, как утверждают, начало ухудшаться, но затем, через два месяца, он выписался из больницы. Во время следствия Радзинский полностью признал свою вину
.
10 сентября 2011 года Эдвард Радзинский впервые после аварии выступил в зале имени Чайковского с прочтением своей новой пьесы «Несколько встреч с господином Моцартом», которая продолжалась в течение трёх часов
; в это же время, по словам Кирилла Чопорова (жениха погибшей в ДТП Марии Куликовой), «следствие затянулось, потому что Радзинский отказывается приходить на допросы в полицию». Как сообщил следователь родственникам погибшей, писатель утверждал, что не может прийти на беседу из-за плохого самочувствия
.
В дальнейшем сроки следствия по делу о ДТП неоднократно продлевали
. По мнению адвоката Сталины Гуревич, на затягивание сроков расследования суммарно почти на три года могла повлиять известность писателя
.
Спустя полгода по результатам повторной экспертизы с Радзинского были сняты все обвинения и следствие в его отношении прекращено. В то же время в совершении аварии был обвинён водитель «Ниссана» Кирилл Чопоров
. Родители Марии Куликовой и Кирилла Чопорова подали апелляционную жалобу
. В ряде экспертиз была установлена вина обоих водителей, но окончательная экспертиза
МАДИ
установила единоличную вину Радзинского
.
В 2014 году дело было закрыто по
амнистии
в честь 20-летия Конституции РФ, после того как Радзинский признал вину и попросил о снисхождении
. 2 апреля 2015 года суд взыскал с Радзинского два миллиона рублей в качестве
возмещения морального вреда
в пользу отца погибшей
.
Отзывы и критика
Прочтя испанский перевод книг Эдварда Радзинского о Николае II и Иосифе Сталине,
Габриэль Гарсиа Маркес
написал
[
неавторитетный источник
]
: «Радзинский — тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в людях, и живых и умерших. Он человек, который знает и, главное, любит свою страну. Он понимает её историю. Кому как не ему разгадывать ставшие уже притчей во языцех „загадки России“?!». Сам автор связывает причину всемирного успеха книги о Николае II c тем, что это книга не об убийстве, а о прощении, о чём Радзинский говорил неоднократно в своих интервью.
Доктор исторических наук, профессор
Е. Б. Заболотный
и доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений
УрФУ
, директор Центра исследования современного радикализма и экстремизма
УрФУ
В. Д. Камынин
:
Если
историограф
будет пытаться реализовать пожелание
А. Г. Еманова
обратиться «к инструментарию»
oral history
, интервьюированию современников, непосредственных участников и свидетелей историографического процесса и рассматривать всё это в качестве
, то его произведения будут относиться не к научному жанру, а к столь распространённому в последнее время жанру
folk history
, в котором пишут о нашей истории
Г. В. Носовский
,
А. Т. Фоменко
,
,
,
В. Шамбаров
, Э. Радзинский и многие другие авторы.
Анализируя книгу Радзинского «Господи… спаси и усмири Россию. Николай II: жизнь и смерть» доктор исторических наук Л. А. Лыкова приходит к выводу, что автор преподносит новые архивные источники, но без упоминания где находятся документы и как стали доступны автору, при этом Радзинский по-своему «интерпретирует» содержание текста документа. Так, он изменил смысл телеграммы, отправленной Зиновьеву 16 июля, заменив слова про «условленный суд» на «условленную казнь». Таким образом, «некорректное обращение автора с архивными источниками требует критического источниковедческого подхода»
.
Работы
Театральные постановки
Мечта моя… Индия, 1960, МТЮЗ, режиссёр Б. Голубовский;
Вам 22, старики! 1962, Ленком, режиссёр С. Штейн;
104 страницы про любовь, 1964, Ленком, режиссёр А. Эфрос;
Ещё раз про любовь, 1964, БДТ, режиссёр Ю. Аксенов, руководитель постановки Г. Товстоногов;
Снимается кино, 1966, Ленком, режиссёр А. Эфрос
Обольститель Колобашкин, 1968; Театр на Малой Бронной, режиссёр А. Эфрос
О женщине, 1970, МХАТ, режиссёр Б. Львов-Анохин;
Монолог о браке, 1973; Ленинградский театр комедии, режиссёр К. Гинкас
Турбаза, 1974, Академический театр им. Моссовета, режиссёр А. Эфрос;
Беседы с Сократом, 1975, Академический театр им. Маяковского, режиссёр А. Гончаров;
Продолжение Дон-Жуана, 1979, Театр на Малой Бронной, режиссёр А. Эфрос;
«А существует ли любовь?» — спрашивают пожарные", 1979, Академический театр имени Пушкина, режиссёр Н. Шейко;
Она в отсутствие любви и смерти, 1980, театр им. Маяковского, режиссёр В. Портнов;
Лунин, или смерть Жака, 1982, Театр на Малой Бронной, режиссёр А. Дунаев;
Театр времён Нерона и Сенеки, 1985, театр им. Маяковского, режиссёр А. Гончаров;
Спортивные сцены 1981 года, 1986, Театр Ермоловой, режиссёр В. Фокин;
Я стою у ресторана: замуж — поздно, сдохнуть — рано, 1987, театр им. Маяковского, режиссёр В. Портнов;
Приятная женщина с цветком и окнами на Север, 1988, театр Эстрады, режиссёр Е. Лазарев;
Старая актриса на роль жены Достоевского, 1988, МХАТ им. Горького, режиссёр Р. Виктюк;
Наш Декамерон, исповедь пасынка века, 1989, Театр Ермоловой, режиссёр Р. Виктюк;
Последняя ночь последнего царя, 1996, Москва Манеж, режиссёр В. Фокин
Она в отсутствие любви и смерти, 2002, театр п/р Армена Джигарханяна, режиссёр Ю. Иоффе;
Снимается кино, 2019, Театр им. Маяковского, Режиссёр Ю. Иоффе