Interested Article - Глазунов, Илья Сергеевич
- 2021-07-06
- 1
Илья́ Серге́евич Глазуно́в ( 10 июня 1930 , Ленинград — 9 июля 2017 , Москва ) — советский, российский художник - живописец почвеннического направления , сценограф , педагог . Народный художник СССР ( 1980 ). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» . Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества .
Биография
Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде . Отец — Сергей Фёдорович Глазунов, историк; дядя по отцу — патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов . Мать — Ольга Константиновна Глазунова (Флуг); дядя по матери — востоковед К. К. Флуг , потомки петербургского немецкого фабриканта Г. И. Флуга .
Пережил блокаду Ленинграда , а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли . В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по « Дороге жизни ».
Жил в деревне Гребло под Новгородом . После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в Ленинградской средней художественной школе , в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИЖСА) в мастерской Б. В. Иогансона (1951—1957). По распределению был направлен в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, оттуда перевёлся в Иваново , затем — в Москву.
В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ художника, имевшая большой успех.
Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков , как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем» . Позднее Глазунова поддерживал Михаил Суслов .
В 1977 году выставка, содержащая картину «Мистерия XX века» (работа 1978 года), была закрыта, так как «противоречила советской идеологии » [ источник не указан 400 дней ] .
C 1978 года руководил мастерской портрета в Московского художественного института им. В. И. Сурикова .
В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.
С 1987 года — бессменный ректор созданной по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества .
По воспоминаниям Станислава Куняева , Илья Глазунов перестал сотрудничать с « Нашим современником » и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет — это китч …» , до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт .
31 августа 2004 года была торжественно открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова .
10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Владимир Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. <…> Им как будто колбасу режут». Художник обязался картину исправить и похвалил главу правительства за «хороший глазомер» .
9 февраля 2012 года Глазунов был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Владимира Путина .
Скончался 9 июля 2017 года в Москве на 88-м году жизни . Похоронен на Новодевичьем кладбище . 2 октября 2020 года на его могиле был открыт памятник .
Личная жизнь
Первая жена (с 1956 по 1986) — Нина Виноградова-Бенуа (1936—1986), по официальной версии покончила жизнь самоубийством . Глазунов считал, что её смерть — убийство.
Сын Иван Глазунов (род. 1969), художник, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера. Народный художник Российской Федерации (2020).
Четверо детей, в том числе дочь Ольга, художник .
Дочь (род. 1973), художник, автор картины «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».
Будучи женат первым браком, имел роман со студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой . Кадочникова вспоминала:
«Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал…» .
Вторая жена — Инесса Дмитриевна Орлова (род. 1970), директор картинной галереи Ильи Глазунова .
Творчество
Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).
- Дипломная работа в ЛИЖСА «На колхозной ферме» (1957)
- Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.
- Цикл графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным , художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
- Живописное полотно « » (1978 и 1999). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
- Живописное полотно « Вечная Россия », представляющее историю и культуру России за тысячу лет (1988).
- Исполненные в графически стилизованной манере произведения, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
- Серия работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского ( триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»).
- Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО , Париж , 1980).
- Картина «Внуки Гостомысла : Рюрик , Трувор и Синеус » .
- Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства ( Сальвадор Альенде , Индира Ганди , Урхо Кекконен , Федерико Феллини , Давид Альфаро Сикейрос , Джина Лоллобриджида , Марио дель Монако , Доменико Модуньо , Мирей Матьё , Иннокентий Смоктуновский , космонавт Виталий Севастьянов , Леонид Брежнев , Николай Щёлоков ).
- Серия работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
- Театральный художник (создал оформление к постановкам опер « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » Николая Римского-Корсакова в Большом театре , « Князь Игорь » Александра Бородина и « Пиковая дама » Петра Чайковского в Берлинской опере , к балету « Маскарад » Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)
- Интерьер советского посольства в Мадриде .
- Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля , в том числе Большого Кремлёвского дворца .
- На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».
Общественная деятельность
В начале 1960-х годов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.
В 1970-е годы выступил против Генерального плана реконструкции Москвы , угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Ему и композитору Вячеславу Овчинникову удалось собрать подписи деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС . Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован общественностью. После чего план был отозван, а при был создан общественный совет, без решения которого разрушения исторической застройки не могли быть допущены.
- Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры , давшего законную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.
- По инициативе художника в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества , в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Со дня основания являлся её ректором .
- В 1991 году был одним из инициаторов создания
26 июля 2010 года был утверждён почётным членом Патриаршего совета по культуре .
Взгляды
Глазунов был сторонником монархии , сословных привилегий и ограничений, противником демократии и равенства прав . В 1960-е годы он высказывал пожелание «Я мечтаю о том времени, когда всех коммунистов повесим на фонарях» .
В 1980 году люди из окружения Глазунова вошли в ультраправую монархическую организацию Общество «Память» .
В конце 1960-х годов Глазунов участвовал в разработке «славянско- арийской » идеи . Глазунов разделял «арийскую» идею ещё с советского времени, когда он подружился с бывшим власовцем , основателем мюнхенского журнала «Вече» О. А. Красовским . Глазунов одним из первых в СССР пытался реабилитровать свастику и связал со славянским язычеством на своей картине « Вечная Россия » (1988), где, в числе других фигур, изображён языческий идол с этим символом .
В целом Глазунов придерживался традиционных православных позиций. В то же время он разделял многие идеи славянского неоязычества . В своей книге «Россия распятая» (1996, 2006) он рассматривал историю с расовой точки зрения и писал о древней «славянско-арийской праистории», которую, по его мнению, в числе прочего, подтверждает « Велесова книга ». Подчёркивая важность православного христианства, он призывает не забывать о «древних русах — внуках Даждьбога», поскольку, по его мнению, именно они создали Святую Русь . Глазунов пишет о « белой арийской расе» и её наиболее славных представителях, славянах, призывая вернуть им почётное звание создателей Ригведы и Авесты, о «русине» Одоакре и «славянине» Рюрике, отождествляет со славянским творчеством всё, что связано с венедами, называет тавро-скифов «русами», а скифа Анахарсиса — славянином, утверждает, что у древних славян было единобожие в виде «славянской Троицы», Явь, Правь и Навь (понятия из «Велесовой книги»). В архитектуре Русского Севера Глазунов обнаруживает «арийские формы мышления». Глазунов осуждал советских и российских историков за отрицание ценности «Велесовой книги» и пренебрежение древним славянским «арийским» прошлым, в своём понимании которого он опирался на авторов устаревшей славянской школы XIX века. По его утверждениям, археологи скрывают истину о прошлом и варварски расправляются со славянскими артефактами . Глазунов финансировал публикацию издательством «Витязь», руководимым сторонником антимемитизма В. И. Корчагиным, сборника «Древность: арьи, славяне» (1994), содержащего статьи Н. Р. Гусевой , С. В. Жарниковой и ряда других авторов, излагавших «арийскую» идею для широкой аудитории .
«Арийскими» идеями Глазунова и неоязыческого автора Валерия Скурлатова под конец жизни интересовался советский фантаст Иван Ефремов , разделявший идею, что «славяне были самой мощной и плодоносящей ветвью арийской расы» .
Глазунов осуждал распад СССР и высказывал беспокойство за судьбы русских, оставшихся в новых независимых республиках и находящихся под угрозой ассимиляции. Для противостояния этому он предостерегал против губительного, по его мнению, « расового смешения » . Глазунов писал о « жидомасонском заговоре » .
Звания и награды
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973) — за заслуги в области советского изобразительного искусства
- Народный художник РСФСР (1979) — за заслуги в области советского изобразительного искусства
- Народный художник СССР (1980) — за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства
- Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2005) — за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
- Орден Трудового Красного Знамени (1985) — за заслуги в развитии советского изобразительного искусства
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «В память 850-летия Москвы»
- Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (2010) — за большие заслуги в области изобразительного искусства и художественного образования
- Почётная грамота Правительства Москвы (2005) — за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, активную общественную деятельность и в связи с 75-летием со дня рождения
- Знак «Жителю блокадного Ленинграда»
- Премия Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность» (2007)
- Знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество» (2005)
- Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2009, в номинации «Публицистика» — за книгу «Россия распятая» )
- Всероссийская историко-литературная премия «Александр Невский» (2010) — за книгу «Россия распятая» издательства «Голос-Пресс»
- Орден преподобного Андрея Рублёва I степени РПЦ (2010) — во внимание к выдающемуся вкладу в развитие русского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения
- Орден Преподобного Сергия Радонежского РПЦ (1999) — в связи с 40-летием творческой деятельности и в ознаменование 10-летия создания возглавляемой им Российской академии живописи, ваяния и зодчества
- Орден Крыла Святого Михаила ( Португалия )
- Орден Вишну ( Лаос )
- Премия имени Д. Неру
- «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ (1999)
- Золотая медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру»
- Почётный член объединения «Русское знамя» (1989)
- Почётный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны (1979)
- Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997)
- Действительный член Российской академии художеств (2000).
Сочинения
- Илья Глазунов: «…Меня хотят убить» // День. — 1991. — № 5.
- Дорога к тебе: из записок художника // Молодая гвардия . 1965. № 10-12. 1966. № 2-3;
- Россия распятая // Наш современник. — М.: Роман-газета, 1996. № 1—5, 7—9, 11. — 496 с. — ISBN: 5-88155-540-6
- Россия распятая. — Издание 2-е, доп. — М.: Агентство КРПА Олимп, 2006. — 792 с. — ISBN: 5-7164-0538-X
- Россия распятая. — Издание 2-е, доп. — Т. 1—2. — М.: Фонд Ильи Глазунова, 2006.
- Россия распятая. В 2 т., в 4 кн. — М.: Голос-Пресс, 2008. — ISBN 978-5-7117-0052-4 .
- Россия распятая. — 3-е изд. дополн. М. : АСТ , 2017. — 1104 с. илл. фото. репродукц. — 2000 экз. — (Большая биография) — ISBN 978-5-7117-0052-4 .
См. также
Примечания
- Ilija Sergeevich Glazunov // (нидерл.)
- Malakhov N. Y. Il’ya Glazunov // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4 —
- (нидерл.)
- Ilja Glasunow // (нем.)
- . meduza.io. Дата обращения: 9 июля 2017. 9 июля 2017 года.
- , том 1, с. 172.
- Алексей Ерофеев. . — Litres, 2017-09-05. — 308 с. — ISBN 978-5-457-52712-6 . 11 июня 2020 года.
- ↑ от 11 июня 2020 на Wayback Machine // Факты и комментарии : газета.
- Вячеслав Огрызко . от 17 января 2023 на Wayback Machine . — Литературная газета . — № 47 (6861). — 23.11.2022.
- Станислав Куняев: «Неожиданно для меня самого мои воспоминания о Вадиме Кожинове из июльского номера „Нашего современника“ за 2002 год отозвались драматическим эхом. Может быть, я весьма опрометчиво вспомнил о том, как Илья Глазунов искал у Кожинова понимания и не нашёл его, поскольку Вадим считал, что „работы художника последних лет — это китч “. Как бы то ни было, но, прочитав „кожиновский номер“, Илья Сергеевич позвонил в редакцию и заявил, что больше не желает сотрудничать с „Нашим современником“.» — Книга «Мои печальные победы».
- Илья Глазунов Станиславу Куняеву: «Я, как и многие, был знаком с „широко известным в узком кругу“ литературоведом В. Кожиновым, ныне покойным, который был во многом идеологическим цензором-комиссаром органа Союза писателей. О Кожинове мнение было разное. Я был удивлен ложным утверждением Куняева, что мне для „полного счастья“ не хватало признания Кожинова, которого я якобы приглашал на свои выставки, мечтая услышать его восторженное мнение. Должен сказать, что у меня даже не было никогда его телефона и я не стремился к общению с ним, не считая его для себя авторитетом в литературоведении и тем паче в живописи, а также в истории, которой он начал заниматься последние годы своей жизни, став яростным норманистом.» — . // Литературная газета. — № 30 (5885). — 24—30 июля 2002 г.
- Станислав Куняев: «Лишь однажды, будучи в Польше и отвечая на вопрос корреспондента какой-то газеты о Глазунове, он (Кожинов) сказал, что „работы художника последних лет — это китч…“» — от 9 апреля 2014 на Wayback Machine // Наш современник. — № 7. — 2002.
- Станислав Куняев Илье Глазунову: «Вы же, Илья Сергеевич, лукавите, когда пишете, что „мне безразлично и абсолютно не интересно мнение покойного литературного критика В. Кожинова о моих работах“. С чего бы тогда вам столько лет держать в памяти его слова из какой-то польской газетёнки о том, что иные Ваши работы исполнены в жанре „китча“? Да и ничего обидного в этом нет. Вадим Валерианович неглупые мысли не раз высказывал о Вашем творчестве. Ну, например, помните: „Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!“ Зря Вы пишете, что „у меня даже не было никогда его телефона и я не стремился к общению с ним, не считая его для себя авторитетом в литературоведении и тем паче в живописи, а также в истории“. Да были у Вас всегда все наши телефоны: и мои, и Кожинова. Не такой Вы человек, чтобы не иметь их. А если „не считали авторитетом“, зачем тогда (позвонив по телефону) приглашали его читать лекции в Суриковском институте? Зачем, когда технари из города Королёва уговорили Вадима в 1989 году баллотироваться в народные депутаты СССР (а не „в какие-то городские или районные“, как язвительно пишете Вы), подписали предвыборную листовку, гласящую о том, что Кожинов „выдающийся деятель нашей культуры“, „честный человек“, борец за „свободу церкви“ и „свободу совести“ и т. д. Вот кем был он для Вас в те времена, а теперь стал „цензором-комиссаром“ и „яростным норманистом“…» — // Литературная газета. — № 32 (5887). — 7—13 августа 2002 г.
- от 18 июня 2009 на Wayback Machine // MIGnews.com, 15.06.2009.
- . Дата обращения: 12 февраля 2012. 5 июля 2017 года.
- ↑ . ТАСС (9 июля 2017). Дата обращения: 9 июля 2017. 11 июля 2017 года.
- . Дата обращения: 11 июля 2017. 11 июля 2017 года.
- . Дата обращения: 27 февраля 2022. 27 февраля 2022 года.
- Арцибашев А. Илья Глазунов: «Жить в России» // Завтра : газета. — 4.3.2009. — № 10 (798) .
- Дата обращения: 26 ноября 2021. 26 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 1 мая 2020. 11 июня 2020 года.
- от 11 июня 2020 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 1 мая 2020. 18 мая 2020 года.
- от 13 июля 2017 на Wayback Machine // ТАСС , 10.07.2017.
- Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. — М., 2005. — С. 38.
- . Дата обращения: 15 октября 2010. 28 октября 2011 года.
- от 24 июня 2019 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 10 мая 2009. Архивировано из 6 февраля 2011 года.
- . Дата обращения: 10 мая 2009. Архивировано из 11 января 2012 года.
- , с. 348.
- .
- , том 1, с. 276.
- , с. 223.
- , том 1, с. 405.
- , том 1, с. 417.
- , том 1, с. 172—173, 405.
- , том 1, с. 200, 405.
- , с. 416—417.
- , том 1, с. 274.
- ↑ , том 1, с. 173.
- Hagemeister, Michael. Anti-Semitism, occultism and theories of conspiracy in contemporary Russia — the case of Ilya Glazunov // V. Paperni, W. Moskovich (eds.). Anti-Semitism and Philo-Semitism in the Slavic World and Western Europe, Haifa-Jerusalem, 2004. p. 235—241.
- Дата обращения: 1 июня 2018. 10 июня 2020 года.
- Дата обращения: 1 июня 2018. 10 июня 2020 года.
- Дата обращения: 1 июня 2018. 11 июня 2020 года.
- Дата обращения: 9 июля 2017. 20 июля 2017 года.
- Дата обращения: 9 июля 2017. 20 июля 2017 года.
- // Официальный сайт Президента России. Дата обращения: 5 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- . Дата обращения: 9 июля 2017. 20 июля 2017 года.
- . Дата обращения: 1 июня 2018. 11 июня 2020 года.
- . Дата обращения: 9 июля 2017. 11 июня 2020 года.
- . Дата обращения: 9 июля 2017. 11 июня 2020 года.
- Дата обращения: 9 июля 2017. 13 июля 2017 года.
- . Дата обращения: 9 июля 2017. 13 июля 2017 года.
- . Дата обращения: 9 июля 2017. 28 апреля 2022 года.
- Союз писателей России — от 9 декабря 2019 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 18 сентября 2018. Архивировано из 13 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 9 июля 2017. 11 июня 2020 года.
- . Дата обращения: 1 мая 2020. 19 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 28 июня 2009. 5 августа 2009 года.
Литература
- И. Глазунов. Альбом. — М., 1986.
- И. Глазунов. Русский интерьер. — М., 1998.
- И. Глазунов. Фотоальбом. — М., 1978.
- И. С. Глазунов (каталог выставки). — М., 1957.
- Колодный Л. Е. Любовь и ненависть И. Глазунова. — М., 1998.
- Митрохин Н. А. Русская партия: Движение русских националистов в СССР (1953—1985). — М. : Издательство НЛО , 2003. — 624 с. — ISBN 978-5-86793-219-0 .
- Митрохин Н. А. . — Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры — Русское издание. — 2013. — С. 214—232.
- Новиков В. С. И. Глазунов. Русский гений. — М., 2005.
- Писатель и художник. Произведения русской классической литературы в иллюстрациях И. Глазунова. — М., 1979.
- Шнирельман В. А. . — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея , 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9 .
- Шнирельман В. А. / Российская академия наук , Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »). — ISBN 978-5-4448-0279-3 .
- Языкова И. В. И. Глазунов. — М., 1972.
- Ricci P. I. Glazunov. — Napoli, 1959.
Ссылки
- 2021-07-06
- 1