«Дя́дя Ва́ня»
—
пьеса
А. П. Чехова
с подзаголовком «Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях». Окончательно завершена в 1896 году. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»—эти слова из пьесы, сказанные доктором Астровым, стали крылатыми
.
История создания
В
1889 году
Чехов
закончил пьесу «
Леший
» (комедию в 4 действиях), опубликованную в
1890 году
. После написания «
Чайки
» она была переработана в пьесу «Дядя Ваня».
В первоначальном варианте («Леший») поставлена 27 декабря 1889 года в театре
М. М. Абрамовой
,
Москва
.
Персонажи
-
Серебряков Александр Владимирович —
отставной
профессор
;
-
Софья Александровна (Соня) —
его дочь от первого брака;
-
Елена Андреевна —
его жена, 27 лет;
-
Войницкая Мария Васильевна —
вдова тайного советника, мать первой жены профессора;
-
Войницкий Иван Петрович —
её сын
-
Астров Михаил Львович —
врач;
-
Телегин Илья Ильич —
обедневший помещик
-
Марина —
старая няня;
-
Работник;
Сюжет
Действие происходит в
усадьбе
покойной жены
профессора
Серебрякова. Многие годы в усадьбе живут брат покойной — Иван Петрович Войницкий (дядя Ваня), ведущий хозяйственные дела имения, его мать и племянница Соня (дочь Серебрякова), а также помещик Илья Ильич Телегин и старая няня Марина.
Долгие годы профессор пользовался беспрекословным авторитетом и восхищением в кругу семьи. Однако многое меняется, когда профессор выходит в отставку и вынужден переехать в усадьбу, поскольку финансовое положение не позволяет ему больше жить в городе. Также Серебряков женится во второй раз — на молодой и красивой женщине Елене Андреевне.
Дома воцаряется прохладная атмосфера: Соня сначала несколько недолюбливает
мачеху
, поскольку подозревает её в
браке по расчёту
, и сама Елена Андреевна начинает тяготиться уходом за больным
подагрой
старым мужем. Но по-настоящему глубокое потрясение происходит в душе дяди Вани — он считал Серебрякова гением и выдающимся учёным, посвятил часть жизни управлению имением, чтобы отсылать профессору деньги на достойное существование, он и Соня «выжимали из этого имения последние соки; <...> точно
кулаки
, торговали постным маслом, горохом, творогом, сами недоедали куска, чтобы из грошей и копеек собирать тысячи и посылать ему». Войницкий осознаёт, что вся его вера в талант Серебрякова обернулась обманом — мало того, что Серебряков, не задумывающийся о «цене» присылаемых ему денег разорился, так ещё и в профессиональной деятельности он не достиг успеха — он совершенно неизвестен. Также Войницкому доставляет страдания факт второй женитьбы профессора — он страстно влюбляется в Елену Андреевну, его угнетает мысль, что если бы он влюбился в неё десять лет назад, при их первой встрече, он мог бы жениться на ней раньше. Таким образом, Серебряков как бы становится для дяди Вани олицетворением всех его неудач — неудавшейся личной жизни, несложившейся судьбы и несбывшихся мечт.
Сам Серебряков тоже недоволен жизнью и своим текущим положением — он продолжает требовать к себе особого отношения ввиду былых заслуг и внимания, ведь он болен. Для лечения профессора в имение приезжает доктор Михаил Львович Астров. Однако Серебряков отказывается его видеть, ведь тот, по мнению профессора, недостаточно смыслит в медицине, чтобы помочь ему. У постели профессора, выполняя его капризы, наряду со своими обычными обязанностями теперь дежурят все члены семьи.
На этой почве, видя несчастие друг друга, Соня и Елена Андреевна мирятся. Соня открывается мачехе: на протяжении шести лет она испытывает чувства к доктору Астрову, но не осмеливается признаться в своих чувствах, считая себя некрасивой, а потому неинтересной мужчинам. Елена Андреевна тут же желает помочь и предлагает падчерице следующее: она деликатно поговорит с Астровым о чувствах Сони, и если он безразличен к ней, Елена Андреевна попросит его покинуть имение и не возвращаться, дабы не терзать сердца девушки.
Разговор с доктором разворачивается не по первоначальному плану: Астров расценивает расспросы Елены Андреевны как флирт и признаётся ей во «взаимности», он обещает больше не появляться в доме и предлагает встречаться тайно. Елене Андреевне льстит подобное внимание и она не останавливает Астрова. Он начинает осыпать Елену Андреевну страстными поцелуями. В этот момент их застаёт Иван Петрович. Увиденное ещё сильнее расшатывает его и без того нестабильное эмоциональное состояние.
В это же время профессор Серебряков собирает семейный совет, на котором озвучивает пришедшее ему на ум решение о дальнейшем устройстве быта. Он предлагает продать малоприбыльную усадьбу и перевести деньги в
процентные бумаги
, что даст больший доход и даже позволит купить небольшую дачу
в Финляндии
. О том, куда переедут все жители имения Серебряков не думает, по его мнению, это можно решить и после.
Подобные эгоистичные рассуждения приводит дядю Ваню в гнев. Он напоминает, что усадьба была куплена его отцом для его покойной сестры, и даже более того в него вложены 25 тысяч причитавшегося когда-то ему самому наследства, лично пожертвованные им на это дело. В конце концов, усадьба даже не принадлежит Серебрякову —
по наследству
она перешла Соне. Дядя Ваня в отчаянии решает высказать профессору терзавшие его мысли: как он фактически положил свою жизнь на алтарь поклонения профессору и работал ради его благополучия, не получая за это ни благодарности, ни дополнительного «рубля к жалованию»; «Я талантлив, умён, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти
Шопенгауэр
,
Достоевский
...», — заявляет он.
Серебряков откровенно смеётся ему в лицо, а также иронично замечает, что Войницкий, распоряжаясь доходами имения, мог бы и сам повысить себе зарплату. Разгорается скандал, дядя Ваня даже пытается убить обидчика, но дважды стреляет мимо.
Профессор и Елена Андреевна решают немедленно покинуть имение.
Мать и Соня встают на сторону профессора и уговаривают Ивана Петровича помириться с Серебряковым перед его отъездом. Соня, несмотря на тяжёлую долю, уверена, что отец заслуживает милосердия, она видит успокоение в том, что скоро жизнь вернётся на круги своя.
Дядя Ваня сдержанно прощается с Серебряковым и покорно сообщает, что тот будет в срок получать такое же содержание, что и раньше. Профессор и Елена Андреевна уезжают в
Харьков
.
Дядя Ваня и Соня возвращаются к своим монотонным хозяйственным обязанностям. В финальной сцене, угрюмо сидя за счётами, дядя Ваня жалуется на несправедливость, и Соня со слезами на глазах отвечает ему: «Мы, дядя Ваня, будем жить, <…> будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба; <…> мы покорно умрём и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. <…> Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах… Мы отдохнём!<...> Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди... Мы отдохнем... <...> Мы отдохнем!».
Театральные постановки
Дореволюционный период
-
1897 год
— состоялась
премьера
пьесы в
Ростове-на-Дону
; постановку осуществила труппа Товарищества
Н. Н. Синельникова
; роли исполняли: Войницкий —
Шувалов
, Астров — П. Самойлов, Серебряков — Д. А. Глюске-Добровольский, Елена Андреевна — Юрьева, Соня — Синельникова, Телегин —
Петровский
, Марина —
Блюменталь-Тамарина
.
-
1897 — Гортеатр,
Саратов
;
-
1898 — театр «
Соловцов
», Киев;
-
1899
—
Московский Художественный театр
. Постановка
В. И. Немировича-Данченко
и
К. С. Станиславского
, художник
Симов
. В ролях: Астров — К. С. Станиславский, Войницкий —
А. Л. Вишневский
, Серебряков —
В. В. Лужский
, Елена Андреевна —
О. Л. Книппер
, Соня —
М. П. Лилина
, Войницкая —
Е. М. Раевская
, Телегин —
А. Р. Артём
, Марина —
. Премьера состоялась 26 октября 1899 года. Спектакль возобновлялся в 1911, 1918, 1926 годах.
-
1904 — Драматический театр
В. Ф. Комиссаржевской
;
-
1909 —
Александринский театр
.
Среди дореволюционных исполнителей на провинциальных сценах: Войницкий — Каширин,
Рощин-Инсаров
,
Дуван-Торцов
,
Бравич
,
Гайдебуров
; Астров —
, Самойлов,
Таиров
,
Радин
,
Ходотов
; Соня —
В. Ф. Комиссаржевская
, Серебряков —
Ю. К. Алексеев-Месхиев
.
Советский период
На
советской
сцене «Дядя Ваня» ставился с 1919 года. Среди постановок:
-
1941
— Театр им. Баумана,
Москва
; режиссёр Краснянский, художник
;
-
1943
— Свердловский театр; режиссёр Брилль, художник Кузьмин; роли исполняли: Войницкий — Б. Ильин, Елена Андреевна —
Е. К. Амман-Дальская
);
-
1946
—
Ленинградский театр им. Пушкина
. Режиссёры
Л. Вивьен
, Н. Петров; художник Д. Попов. В ролях: Войницкий —
Ю. В. Толубеев
, Астров —
Н. К. Симонов
-
1947
—
МХАТ СССР им. Горького
. Постановка
М. Кедрова
,
Н. Литовцевой
,
И. Судакова
; художник
В. Дмитриев
. Роли исполняли:
Войницкий
—
Б. Г. Добронравов
,
В. А. Орлов
,
Астров
—
Б. Н. Ливанов
,
Елена Андреевна
—
А. К. Тарасова
,
Соня
—
Е. А. Хромова
,
Серебряков
—
А. П. Кторов
;
Телегин
—
М. М. Яншин
.
-
1960
—
Театр им. Леси Украинки
, Киев. В роли Войницкого — Романов.
-
1970
—
Театр Российской армии
Постановка
Хейфец, Леонид Ефимович
Роли исполняли: Андрей Попов (Войницкий) Любовь Добржанская (Войницкая) Геннадий Крынкин (Астров) Алина Покровская (Елена Андреевна) Михаил Майоров (Серебряков) Мария Скуратова (Соня)
.
-
1982
—
Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького
. Постановка
Г. А. Товстоногова
, художник
Э. С. Кочергин
. Роли исполняли:
Серебряков
—
Е. Лебедев
,
Елена Андреевна
—
Н. Данилова
,
Соня
—
Т. Бедова
,
Войницкая
—
М. Призван-Соколова
,
Войницкий
—
О. Басилашвили
,
Астров
—
К. Лавров
,
Телегин
—
Н. Трофимов
,
Марина
—
З. Шарко
.
-
1985
—
МХАТ им. М. Горького
. Постановка
О. Ефремова
; художник
. Роли исполняли:
Войницкий
—
А. Мягков
,
Астров
—
О. Борисов
,
Елена Андреевна
—
А. Вертинская
,
Соня
—
,
Серебряков
—
Е. Евстигнеев
;
Телегин
—
В. Невинный
.
Постсоветский период
-
1993
—
Малый театр
. Постановка
Сергея Соловьева
, художник В. Левенталь, композитор Исаак Шварц. Роли исполняли:
Войницкий
—
Ю. Соломин
,
Астров
—
В. Соломин
.
-
1993 — Театр «У Никитских ворот». Постановка
Марка Розовского
, художник Татьяна Швец.
-
1996 —
Новосибирский городской драматический театр под руководством С. Афанасьева
. Режиссёр Сергей Афанасьев, художник Владимир Фатеев, Войницкий — Сергей Новиков, Астров — Владимир Лемешонок.
-
1997 — Театр имени Лермонтова,
Алма-Ата
, Постановка
народный артист СССР
А. Мамбетов, Дядя Ваня — Сергей Уфимцев, Астров — Алексей Шемес, Соня — Марианна Покровская
-
2003 —
Малый драматический театр — Театр Европы
.
Постановка
Льва Додина
, художник
Давид Боровский
.
-
2004
—Театр-студия под руководством О.Табакова- на основной сцене
МХТ имени А. П. Чехова
. Постановка
М. Карбаускиса
. Премьера — 18 мая.
-
2005 — Театр «
Около дома Станиславского
». Постановка
Ю. Погребничко
, художник Надежда Бахвалова.
-
2006
—
Саратовский театр драмы имени И. А. Слонова
. Постановка Елены Чёрной. Премьера —
4 марта
.
-
2008
—
Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького
. Постановка Валерия Саркисова.
-
2009
—
Театр им. Евг. Вахтангова
. Постановка
Р. Туминаса
; худ.
Адомас Яцовскис
, композитор Фаустас Латенас. Премьера — 2 сентября.
-
2009 —
Александринский театр
. Постановка Андрея Щербана, худ. Карменчита Брожбоу.
-
2009 —
Театр имени Моссовета
. Постановка и сценография
Андрея Кончаловского
.
-
2011 — Молодёжный театр, г. Чернигов. Режиссёр —
.
-
2012 —
Театр Дождей
. Постановка Натальи Никитиной. Премьера — 27 января.
-
2012 —
Театр на Васильевском
. Постановка Владимира Туманова, художник-постановщик Елена Дмитракова, Художник по костюмам Стефания Граурогкайте. Премьера — 26 октября.
-
2014 — Учебный театр
МГУКИ
. Постановка Владимира Красовского (Войницкий — Валерий Богатырев, Соня — Евдокия Славина, Астров — Николай Самсонов, Елена Андреевна — Екатерина Богомолова, Телегин — Олег Донской, Серебряков — Александр Юнкеров, Марина — Татьяна Медведенко, Мария Васильевна — Пелагея Растопчина, работник — Микан Джумабаев).
-
2016 — Воронежский камерный театр. Постановка Михаила Бычкова, художник-постановщик Николай Симонов (Войницкий — Камиль Тукаев, Соня —
Татьяна Бабенкова
, Астров — Андрей Новиков, Елена Андреевна — Людмила Гуськова, Телегин — Андрей Мирошников, Серебряков — Юрий Овчинников, Марина — Татьяна Чернявская, Мария Васильевна — Татьяна Сезоненко, работник — Александр Габура).
-
2017 — Творческая лаборатория — актёрский курс. Постановка заслуженного деятеля искусств РФ
Влад Фурман
, ассистент режиссёра заслуженный артист РФ
Нелли Попова
. (Войницкий — Сергей Лопухов, Соня — Ольга Лопухова, Астров — Максим Кисин, Елена Андреевна — Илларионова Светлана). Премьера — 16 апреля 2017 года.
-
2017 —
Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета
. Постановка
Юрия Бутусова
. Художник — Александр Шишкин. (Войницкий —
Александр Новиков
, Соня — Ольга Муравицкая, Астров —
Евгений Филатов
, Серебряков —
Сергей Мигицко
, Елена Андреевна — Наталья Шамина, Телегин —
Сергей Перегудов
). Премьера — 31 марта 2017 года.
-
2018 — «
Такой театр
». Постановка Филиппа Виноградова по мотивам пьесы А. П. Чехова. В ролях: з.а. России Александр Алексеев, Игорь Грабузов, Яна Оброскова, Павел Филиппов, Светлана Савенкова, Алексей Вдовин, София Большакова. Премьера — 25 ноября 2018 года.
-
2019 —
Театр Драматических Импровизаций (ТДИ)
. Постановка Фёдора Баличева по мотивам пьесы А. П. Чехова. В ролях: С. Смирнов, А.Сорвин, Л.Тригубенко, К.Пилипенко и другие. Премьера — 13 декабря 2019 года.
-
2019 — Театр Наций. Постановка Стефана Брауншвейга. Серебряков — Виктор Вержбицкий, Елена Андреевна — Елизавета Боярская / Юлия Пересильд / Марина Александрова, Соня — Надежда Лумпова, Войницкий — Евгений Миронов, Астров — Анатолий Белый / Виктор Добронравов, Телегин — Дмитрий Журавлёв и т. д. Премьера — 15 сентября 2019 года.
-
2020 — Театр-студия Всеволода Шиловского. Классический спектакль, насыщенный, в первую очередь, честной, самоотверженной игрой актеров, а режиссёрские и сценографические решения консервативны, и это объяснимо, ведь режиссёр постановки и исполнитель одной из центральных ролей В. Н. Шиловский, – один из немногих, на сегодняшний день, представителей старой мхатовской школы. Режиссер-постановщик – В.Н. Шиловский. Актеры: Всеволод Шиловский, Глеб Гузей, Александр Гурьянов, Анна Чепенко, Мадина Дасаева, Виктория Пархоменко, Константин Хром, Евгения Ядрец. Премьера — 17 января 2020.
-
2020 — Театр-студия «Фортуна», г. Новокузнецк. Экспериментальная постановка по мотивам пьесы А. П. Чехова. Серебряков — Вячеслав Скрипин, Елена Андреевна — Марина Богер, Соня — Ева Овчинникова, Мария Васильевна — Алиса Королёва, Войницкий — Александр Слюсарь, Астров — Савелий Корсаков, Телегин — Кирилл Шабалин, Няня — Полина Рябова.
Зарубежные постановки
-
Чешский национальный театр — 1901, 1907, реж. Квапил;
-
Народный театр в Софии — 1904—1906;
-
Свободный театр в Варне;
-
Мюнхенский королевский театр — 1903, 1913;
-
Берлинский театр — 1904;
-
«Театр Елисейских полей», Париж — 1922, режиссёр
Ж. Питоев
; «
Комеди Франсэз
», 1961;
-
«
Олд Вик
», Лондон — 1944 (Астров —
Оливье
, Войницкий — Ричардсси);
-
«Театр Польски», Варшава — 1953 (спектакль демонстрировался в Москве в 1954);
-
«Форти-стрит театр», Нью-Йорк — 1956 (спектакль записан для телевидения);
-
Труппа Морелли-Стоппа, Рим — 1956, режиссёр
Л. Висконти
; (Войницкий — Стоппа);
-
Немецкий театр, Цюрих — 1940;
-
«Театр де пош», Женева — 1956;
-
, США, Чикаго — 2017;
-
«Театр Гарольда Пинтера», Лондон, 2020
(Войницкий — Тоби Джонс);
-
«Театр Эрнста Дойча», Германия, Гамбург — 2022;
-
Камерный театр, Израиль, Тель Авив — 2022.
-
Театр имени Антона Чехова, Кишинёв — 2022
(Александру Козуб);
Экранизации
-
1950
—
/
Uncle Vanya
, (ТВ) (США), режиссёр Гордон Дафф
-
1953
—
/
Tio Vanya
(ТВ) (Бразилия), режиссёр
-
1957
—
Дядя Ваня
(США) — режиссёры
Франшо Тоун
, Джон Гетц
-
1957
—
/
Uncle Vanya
(ТВ) (Великобритания) (BBC Театр воскресным вечером)
-
1962
—
/
Oncle Vania
(ТВ) (
Франция
) — режиссёр
-
1963
—
Дядя Ваня
/
Uncle Vanya
(
Великобритания
) — режиссёр
-
1963
—
/
Onkel Vanja
(ТВ) (Норвегия), режиссёр
-
1963
—
/ Tío Vania (ТВ) (Испания) (сериал «Первый ряд»)
-
1964
—
/ Onkel Wanja (ТВ) (ГДР), режиссёр
-
1964
—
/ Uncle Vanya (ТВ) (Канада), режиссёр Дэвид Гарднер (сериал «Фестиваль»)
-
1965 —
/ Onkel Wanja — Szenen aus dem Landleben (ТВ) (ФРГ), режиссёр
-
1967
—
/
Onkel Vanja
(ТВ) (
Швеция
) — режиссёр
-
1967 —
/ Uncle Vanya (ТВ) (Великобритания), режиссёр
Лоренс Оливье
В ролях: Войницкий Иван Петрович —
Майкл Редгрейв
, Елена Андреевна —
Розмари Харрис
, Софья Александровна —
Джоан Плаурайт
, доктор Астров —
Лоренс Оливье
-
1967 —
/ Uncle Vanya, (ТВ) (США) режиссёр
-
1968
—
/ Onkel Wanja — Szenen aus dem Landleben (ТВ) (Австрия), режиссёры
,
-
1969
—
/ Tío Vania (ТВ) (Испания), режиссёр Франсиско Абад (сериал «Театр всегда»)
-
1970
—
(
сербохорв.
; Югославия) — режиссёр
Ежи Антчак
-
1970
—
/ Uncle Vanya (ТВ) (Великобритания), режиссёр
(сериал BBC Пьеса месяца). В ролях
Энтони Хопкинс
—
доктор Астров
;
Роланд Калвер
—
Серебряков
-
1970
—
Дядя Ваня
/ (
СССР
) — режиссёр
Андрей Михалков-Кончаловский
-
1971
—
/ Vanja-eno (ТВ) (Финляндия), режиссёр
-
1971
—
/ Onkel Vanja (ТВ) (Дания), режиссёр Леон Федер
-
1971 —
/ Onkel Wanja — Bilder aus dem Landleben (ТВ) (ФРГ), режиссёры Мартин Бэтти,
-
1972
—
/ Den levende vare (ТВ) (Дания), режиссёр
(по пьесе «Дядя Ваня»)
-
1974 —
/ El Tío Vania (ТВ) (Аргентина) (сериал «Высокая комедия»)
-
1976 —
/ El tio Vania (ТВ) (Испания), режиссёр Анхель Гутьеррес (сериал «Студия 1»)
-
1979
—
/ Zio Vanja (ТВ) (Италия), режиссёр
-
1979
—
/ Onkel Wanja (ТВ) (ФРГ), режиссёр
-
1981
—
/ Ujka Vanja (ТВ) (Югославия), режиссёр Владимир Церич
-
1986
—
,
Лентелефильм
, телеспектакль
БДТ
в постановке
Георгия Товстоногова
и
. В ролях:
Евгений Лебедев
—
Александр Владимирович Серебряков
;
Наталья Данилова
—
Елена Андреевна Серебрякова
;
Татьяна Бедова
—
Соня Серебрякова
;
Мария Призван-Соколова
—
Мария Васильевна Войницкая
;
Олег Басилашвили
—
Иван Петрович Войницкий
;
Кирилл Лавров
—
доктор Астров
;
Николай Трофимов
—
Илья Ильич Телегин
;
Зинаида Шарко
—
Марина, старая няня
-
1990
—
/ Zio Vania di Anton Cechov (ТВ) (Италия), режиссёр
-
1991 —
/ Uncle Vanya (ТВ) (Великобритания), режиссёр
. В ролях:
Дэвид Уорнер
—
Иван Войницкий
;
Иэн Холм
—
доктор Астров
;
Мэри Элизабет Мастрантонио
—
Елена Серебрякова
;
Ян Баннен
—
профессор Серебряков
;
Ребекка Пиджон
—
Соня Серебрякова
;
Рейчел Кемпсон
—
Мария Войницкая
-
1994
—
Деревенская жизнь
/
Country Life
(
Австралия
) — режиссёр
. Действие перенесено в Австралию
-
1994
—
Ваня на 42-й улице
/
Vanya on 42nd Street
(
США
) — режиссёр
Луи Маль
-
1994
—
/
Onkel Vanja
(
Швеция
) — режиссёр
-
1996
—
Август
/
August
(
Великобритания
) — режиссёр
Энтони Хопкинс
. Действие перенесено в Уэльс
-
1997
—
/ Vujko Vanja (ТВ) (Македония), режиссёр
-
2004
—
/
Onkel Wanja
(
Германия
) — режиссёр
-
2017
—
/ Onkel Wanja (ФРГ), режиссёр Анна Мартинес
Отражение в культуре
В японском фильме
Сядь за руль моей машины
актёры репетируют «Дядю Ваню» на разных языках, в том числе на языке жестов, предложена своеобразная трактовка пьесы, процесс репетиции которой служит фоном для разворачивающейся личной драмы главного героя, полностью погружённого в пьесу
.
Источники
-
Лариса Гордеева.
(рус.)
(19 февраля 2010).
-
Синельников Н. Н.
Шестьдесят лет на сцене: Записки. — Харьков: Харьковский государственный театр русской драмы, 1935. — 347 с.
-
(неопр.)
. Советское телевидение.
ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
России (Год производства: 1972). — «Об истории создания Антоном Павловичем Чеховым пьесы «Дядя Ваня», которую он написал в период жизни в Мелихове в 1892—1898 годы. Это психологическая драма. Появляется в чеховских пьесах новый мотив — историческое терпение, подготовка будущего. Дается анализ персонажей пьесы и включены сцены из спектакля Центрального академического театра Советской армии «Дядя Ваня» в постановке Леонида Хейфеца 1970 года.
Передача «А. П. Чехов. Дядя Ваня»
Центральное телевидение СССР, 1972 год
Автор сценария — Татьяна Шах-Азизова
Режиссер — Е. Хохлов
Оператор — Эдуард Черняев
Актёр — Андрей Попов (Войницкий)
Актёр — Любовь Добржанская (Войницкая)
Актёр — Геннадий Крынкин (Астров)
Актёр — Алина Покровская (Елена Андреевна)
Актёр — Михаил Майоров (Серебряков)
Актёр — Мария Скуратова (Соня)». Дата обращения: 24 марта 2020.
21 декабря 2019 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 27 июня 2021.
27 июня 2021 года.
-
Зара Абдуллаева.
(рус.)
.
(27 марта 2022).
-
Волчкевич М.
«Дядя Ваня». Сцены из непрожитой жизни. — М.: Пробел-2000, 2010. — 87 с.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
|
Пьесы
|
|
Повести
|
|
Путевые записки
|
|
Под псевдонимом
«А. Чехонте»
|
Повести
|
|
Сборники
рассказов
|
|
Пьесы
|
|
|
Авторские сборники
|
|
Незаконченное/
неосуществлённое
|
|
|