Interested Article - Дельфы
- 2021-04-04
- 3
Де́льфы ( др.-греч. Δελφοί ) — древнегреческий город в юго-восточной Фокиде (Греция), общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона . Согласно легендам , это место ранее называлось Пифо (Πυθώ), в древности здесь была священная земля, служившая резиденцией пифии главного оракула, который давал советы, помогавшие принять важные решения в древнегреческом мире. Оракул был общегреческим по своему характеру и также способствовал определённой консолидации древнегреческих полисов , даже несмотря на то, что идея объединения Греции в течение столетий была далека от реализации. Древние греки считали, что центр мира находится в Дельфах, отмеченный каменным памятником, известным как омфал (пуп). Священный участок находился в районе Фокиды, но управление им было отобрано у фокийцев, пытавшихся вымогать деньги у паломников , и передано в руки амфиктионян или группы греческих племён, живших главным образом в Центральной Греции. По легенде, город был назван по имени сына Аполлона Дельфа . Согласно Судам , Дельфы получили своё название от Дельфины ( дракайны ), которая жила там и была убита Аполлоном (в других источниках змеем являлся Пифон ). С начала VI века до н. э. и вплоть до конца IV века н. э. здесь проходили общегреческие Пифийские игры .
Дельфы занимают чётко очерченный участок на юго-западном склоне горы Парнас . В настоящее время там находится обширный археологический памятник, а с 1938 года, часть . Рядом с археологическим памятником находится современная городская застройка . Этот район признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия , оказавшим большое влияние на древний мир, о чём свидетельствуют различные памятники, построенные там большинством важных древнегреческих городов-государств, демонстрирующие их фундаментальное эллинское единство. Было бы невозможно устранить влияние дельфийского оракула из письменной истории того времени.
Раскопками, начавшимися в 1892 году, были открыты храм Аполлона Пифийского (VI—IV века до н. э.), сокровищницы сифносцев (около 525 года до н. э.), афинян (начало V века до н. э.), стоя (галерея-портик) афинян (475 год до н. э.), театр (II век до н. э.), стадион (VI век до н. э.) и другие сооружения.
В честь Дельф была названа среда разработки Delphi и одноимённый язык программирования, а также извилина Дельфы на спутнике Юпитера Европе .
География
Дельфы расположены на Греческой национальной дороге 48 между Амфисой на западе и Левадией на востоке. Дорога идёт по северному склону перевала между горой Парнас на севере и горами полуострова Десфина на юге. Полуостров треугольной формы вдаётся в Коринфский залив . Перевал представляет собой единую речную долину, река, которая течёт с востока на запад, образует естественную границу на севере полуострова Десфина и обеспечивая лёгкий путь через него. Руины древних Дельф расположены в 9,5 километрах от побережья Коринфского залива ( город Итея ) на юго-западном склоне горы Парнас на высоте 700 метров над уровнем моря. Современный малый город Дельфы находится неподалёку, западнее руин. Община Дельфы входит в периферийную единицу Фокиду . Община включает в себя и приморский малый город Галаксидион .
С восточной стороны долина соединяется с другой долиной с севера на юг, ведущей из Давлеи в Дистомон . К югу от Дистомона долина пересекается с заливом Андикира . Это место известно как Паралия Дистому (пляж Дистомо). Андикира, главный порт Фокиса, находится чуть ниже по побережью полуострова.
С западной стороны долина соединяется с долиной с севера на юг между Амфисой и Итеей . В Амфисе долина заканчивается тупиком. Этот город сегодня более важен, потому что через горные перевалы проложен путь на эгейскую сторону Греции. Эти стратегические места были местами тяжёлых боёв и репрессий во время Второй мировой войны .
На северной стороне долины, на суженном участке, нависает отрог Парнаса, место, где располагается древняя Криса , некогда правившая всей долиной. И Амфиса, и Криса упоминаются в каталоге кораблей « Илиады » . Это была микенская крепость. Археологические даты долины восходят к раннему элладскому периоду . Эти ранние даты сопоставимы с самыми ранними датами в Дельфах, предполагая, что Дельфы были присвоены и преобразованы фокейцами из древней Крисы. Считается, что руины Киры , ныне являющейся частью порта Итея , были портом Крисы с тем же названием, и что этимологически название Кира происходит от Крисы .
Этимология
Греческое слово Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς — «матка» , «лоно» , «утроба» . Отсюда происходят и слова αδελφός — «брат» или букв. «единоутробный» , и дельфин — «новорождённый младенец» , «утробный» (возможно, из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребёнка). Причина такого названия, видимо, связана с тем, что, в представлении древних греков, неподалёку от храма Аполлона находился Пуп Земли .
Мифология
Зевс послал с краёв света двух орлов, и они встретились на пифийской скале (либо там встретились лебеди, либо вороны ). Эта встреча обозначила, что там находился Пуп Земли, который охраняли две Горгоны .
Некогда доля Дельф принадлежала Гее , она отдала её Фемиде , а та подарила Аполлону . По трезенскому рассказу, Дельфы ранее принадлежали Посейдону , а Калаврия — Аполлону. Позднее они поменялись местностями . К югу от храма Аполлона в Дельфах был храм Геи . Статую Аполлона в Дельфах в виде колонны упоминает Евмел .
В городе было также прорицалище Диониса (?) . По орфикам, там гроб старшего Диониса , он лежит под треножником или в Омфале (см. Загрей ).
По Еврипиду , Дельфы пытались разграбить воины Кадма .
Согласно мифической традиции, существовали следующие храмы Аполлона :
- Храм из лавра, из деревьев в Темпах.
- Из пчелиного воска и крыльев (построен Птерасом). По другой легенде, из папоротника. Унесён в край гипербореев .
- Из меди работы Гефеста (или Гефеста и Афины ).
- Каменный работы Трофония и Агамеда . Сгорел в 548/547 годах до н. э. По археологическим данным, построен во второй половине VII века до н. э.
- Построенный амфиктионами, строитель Спинфар. Разрушен землетрясением примерно в 373 году до н. э. и затем перестроен . Его руины сохранились до сих пор.
На третьем храме сидело шесть золотых птиц (у Пиндара «чаровательницы»), которые завораживали посетителей, и те умирали. Зевс поразил храм перуном, убив птиц и спрятав храм от людских глаз, птиц же Афина наделила пророческим даром . Этих птиц отождествляют с сиренами .
По сообщению Павсания , в Дельфах показывали камень, который Крон якобы проглотил вместо Зевса .
История
Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах, начиная примерно с 1600 года до н. э., было женское божество, связанное с культом Матери-Земли . Около 1100 года до н. э. поселение приходит в упадок . По археологическим данным, между 1000 и 735 годов до н. э. идёт эволюция дельфийских треножников — они приспосабливаются в качестве сиденья .
Дельфы участвовали в Первой Священной войне (596—586 годы до н. э.) против соседнего города Крисы , в результате которой Криса была разрушена. Известен тиран Крисы — Давлий. В дальнейшем известны и другие Священные войны . После последней, Четвёртой (339—338 годы до н. э.), защитником Дельф признаётся Филипп II Македонский .
В VII — VI веках до н. э. Дельфы стали играть роль общегреческого святилища. Дельфийский оракул обладал высоким авторитетом в греческом мире, принимая решения в политической и религиозной сферах. В Дельфах также хранился священный камень — омфал . Кроме того, с начала VI века до н. э. в Дельфах раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры , выражавшие чувство принадлежности к одной нации. Во время их проведения устанавливалось священное перемирие. В город стекались многочисленные дары, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии . Дельфы выступали в сознании греков как духовная столица эллинского мира , как «общий очаг» Эллады ( др.-греч. κοινὴ ἑστία ), что позволило дельфийским жрецам на протяжении столетий пользоваться не только религиозным, но и политическим влиянием. Благодаря такому статусу Дельфы стали центром кредитных операций.
Процедура обращения к оракулу и форма его ответов недостаточно выяснена. От имени бога ответы давала жрица Аполлона Пифия . Античные авторы изображают Пифию сидящей на треножнике над расселиной и опьяняемой подымающимися оттуда парами. Современные исследования пока не дали однозначного ответа о природе этого явления. Ответы давались в прозаической или стихотворной форме, допускавшей различные толкования. Каталог дельфийских ответов Парка-Уормелла включает 615 прорицаний . Уже в микенских текстах упоминаются слова ti-ri-po (трипод, «треножник») и ti-ri-po-di-ko (триподиск, уменьшительное от трипод) .
С начала V в до н.э. Греция становится жертвой военной экспансии Персидской державы Ахеменидов. Несмотря на победу над Персами, которая отражена в легенде "300 Спартанцев" (по другой версии 4 тысячелетие до н.э.), эта война была весьма затратна и подрывала основы общества. Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца V века до н. э. , но Дельфы оставались одним из крупнейших общегреческих святилищ. В 290 году до н. э. власть над Дельфами перешла к Этолийскому союзу . В 279 году до н. э. галлы двинулись на Грецию , разбили греков на перевале Фермопилы и разграбили святилище в Дельфах .
Затем власть над Дельфами установил Рим. В 80-е годы I века до н. э. город был разграблен фракийскими племенами. В конце I века н. э. храм в Дельфах был восстановлен. Последние известные обращения к оракулу относятся к III веку н. э. Окончательно был запрещён [ что? ] в 394 году н. э. императором Феодосием I .
Пифийские игры
«Пифийские игры» (или «Пифии») были после Олимпийских игр вторыми по значимости общеэллинскими играми античности. Сначала Игры проводились каждые восемь лет, а начиная с 586 года до н. э. в честь Аполлона Пифийского стали проходить каждые четыре года.
Первоначально игры состояли только из одного вида состязаний — пения под аккомпанемент кифары . Позднее добавились другие художественные и атлетические соревнования, такие как состязания на колесницах и верховая езда. В театре города Дельфы проводились музыкальные соревнования, а на стадионе Дельф — атлетические состязания. Гонки на колесницах устраивались на равнине у соседнего города Криса .
Проведение Пифийских игр было запрещено приблизительно в то же время, когда закончилось проведение Олимпийских игр (около 394 года н. э.).
Галерея
-
Театр в Дельфах
-
Вид из Дельф
-
Храм Афины Пронайи
-
Стадион
-
Гимнасий
-
Руины храма Аполлона в Дельфах
-
Дельфийский толос — Святилище Афины Пронайи
См. также
Примечания
- GEOnet Names Server — 2018.
- // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков . — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра , 1986. — С. 107.
- Гаспаров М. Л. . // infoliolib.info. Дата обращения: 29 апреля 2012. 5 ноября 2011 года.
- . Дата обращения: 9 апреля 2021. 20 апреля 2021 года.
- . Дата обращения: 9 апреля 2021. 20 апреля 2021 года.
- Kase, 1970, pp. 1–2
- Kase, 1970, pp. 4–5
- Kase, 1970, pp. 5
- Соколов Г. И. . — М. : Искусство, 1972. 2 мая 2023 года.
- Схолии к Пиндару. Пифийские песни IV 3 // Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар . Вакхилид . Оды. Фрагменты. — М. , 1980. — С. 422.
- Кулишова О. В. Дельфийский омфал: представления о географическом и сакральном центре у древних греков // Вестник древней истории. — 2006. — № 4 . — С. 140—153 .
- Эсхил . Эвмениды 40; Еврипид . Ион 225
- о Фемиде см. Лукан . Фарсалия V 81
- Павсаний . Описание Эллады X 5, 6
- Павсаний . Описание Эллады II 33, 2; X 5, 6
- Плутарх . О том, что Пифия более не прорицает стихами 17
- Евмел Коринфский , фр. 12 Бернабе = Климент. Строматы I 164, 3
- Примечания И. И. Ковалёвой в кн. Плутарх . Застольные беседы. — М. , 1990. — С. 453.
- Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М. , 1996. — С. 370—371.
- Еврипид . Вакханки 1335
- Павсаний . Описание Эллады X 5, 9-13
- Пиндар , пеан 8, ст. 66
- Пиндар , пеан 8, ст. 67
- , с. 89.
- , с. 91.
- Пиндар , пеан 8, ст. 70-85; Примечания А. А. Григорьевой в кн. Афиней . Пир мудрецов. Кн. 1—8. — М. , 2003. — С. 581.
- Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар . Вакхилид . Оды. Фрагменты. — М. , 1980. — С. 464.
- Псевдо-Аполлодор . Мифологическая библиотека. I
- Павсаний . Описание Эллады. X, 24, 5
- , с. 69.
- , с. 87.
- , с. 21.
- Parke H.W., Wormell D.E.W. The Delphic Oracle. — Oxford, 1956. — Vol. II. Oracular Responses.
- Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. — Л. , 1986. — С. 120.
- . Дата обращения: 9 мая 2018. 16 марта 2015 года.
- ↑ Об окончательном запрете языческих культов написано здесь .
Литература
- Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений. — СПб. , 2001.
- Форрест У. Дж. Дельфы, 750—500 гг. до н. э. // Кембриджская история Древнего мира . — Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. — М. , 2007. — С. 262—281. — ISBN 978-5-86218-467-9
- Maria Mavromataki. . — Athens: Haitalis, 2002. — 287 p. — ISBN 9789608284012 .
Источники на иностранном языке
- Broad, William J. , New York : Penguin, 2006. ISBN 1-59-420081-5 .
- Burkert, Walter. . — 1985.
- Connelly, Joan Breton, , Princeton University Press, 2007. ISBN 0691127468
- Call of Duty: Black Ops 4 (2018) "Ancient Evil"
- Dempsey, T., Reverend, , Oxford: B.H. Blackwell, 1918.
- Castro Belen, Liritzis Ioannis and Nyquist Anne (2015) Oracular Functioning And Architecture of Five Ancient Apollo Temples Through Archaeastronomy: Novel Approach And Interpretation Nexus Network Journal, Architecture & Mathematics, 18(2), 373-395 (DOI:10.1007/s00004-015-0276-2)
- Farnell, Lewis Richard, The Cults of the Greek States , in five volumes, Clarendon Press, 1896–1909. (Cf. especially, and on the Pythoness and Delphi).
- Fearn, David. Bacchylides: Politics, Performance, Poetic Tradition. — Oxford University Press, 2007. — ISBN 9780199215508 .
- Fontenrose, Joseph Eddy , The Delphic oracle, its responses and operations, with a catalogue of responses , Berkeley: University of California Press, 1978. ISBN 0520033604
- Fontenrose, Joseph Eddy, Python; a study of Delphic myth and its origins , New York, Biblio & Tannen, 1974. ISBN 081960285X
- Goodrich, Norma Lorre, Priestesses , New York: F. Watts, 1989. ISBN 0531151131
- Guthrie, William Keith Chambers, The Greeks and their Gods , 1955.
- Hall, Manly Palmer , The Secret Teachings of All Ages , 1928. , ,
- Harissis, H. (2019). "Pindar's Paean 8 and the birth of the myth of the first temples of Delphi". Acta Classica: Proceedings of the Classical Association of South Africa . 62 (1): 78—123.
- Herodotus , The Histories
- Kase, Edward W. (1970). (Master's Thesis). Loyola University. Docket 2467.
- Liritzis, I; Castro, Β (2013). "Delphi and Cosmovision: Apollo's absence at the land of the hyperboreans and the time for consulting the oracle". Journal of Astronomical History and Heritage . 16 (2): 184—206. Bibcode : .
- Lloyd-Jones, Hugh (1976). . Greece & Rome . 23 (1): 60—73. doi : .
- Manas, John Helen, , New York, Pythagorean Society, 1947.
- Miller, Stephen G. . — New Haven and London : Yale University Press , 2004.
- Parke, Herbert William. A history of the Delphic oracle. — Oxford : Basil Blackwell, 1939.
- Plutarch "Lives"
- Rohde, Erwin , Psyche , 1925.
- Seyffert, Oskar, , London: W. Glaisher, 1895.
- Spiller, Henry A., John R. Hale, and Jelle Z. de Boer. "The Delphic Oracle: A Multidisciplinary Defense of the Gaseous Vent Theory." Clinical Toxicology 40.2 (2000) 189–196.
- West, Martin Litchfield , The Orphic Poems , 1983. ISBN 0-19-814854-2 .
Ссылки
- он же
- — В «Реконструкции» «Нового Геродота».
- .
- 2021-04-04
- 3