Белорусы в ливийском конфликте
- 1 year ago
- 0
- 0
Белору́сы ( белор. беларусы ) — восточнославянский народ ( этнос и нация ). Общая численность — около 10 миллионов человек. Проживают преимущественно на территории Белоруссии , где являются доминирующей национальностью (84,9 % в 2019 году). Значительное число белорусов населяет смежные с Белоруссией территории России , Украины , Польши , Латвии и Литвы , где являются национальным меньшинством. Белорусы широко расселились по территории бывшего СССР , а также мигрировали в ряд стран за его пределами ( Польша , США , Канада , Германия ).
Этногенез белорусов происходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья, и Верхнего Понеманья. Нет единого мнения о хронологических рамках формирования белорусской народности . Некоторые исследователи ( Г. В. Штыхов , М. А. Ткачёв ) считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII веке , а процесс формирования белорусской народности начался в XVII — XVIII веках . Археолог В. В. Седов считал, что белорусское этническое сообщество сложилось в XIII— XIV веках , М. Я. Гринблат — в период с XIV по XVI век .
Существуют несколько концепций этногенеза белорусов:
В XIX веке существовали также польская и великорусская концепции. Их суть заключалась в том, что этническая территория белорусов рассматривается в качестве исконно польской или исконно великорусской соответственно.
Первый зафиксированный письменно прецедент употребления термина «белорус» ( Leucorussus ) как самоназвания выходцев с современной этнической территории Белоруссии относится к 1586 году: поэт- латинист Соломон Рысинский подписался как Solomo Pantherus Leucorussus («белорус»), а впоследствии применял и подпись Solomo Rysinius Sarmata (« сармат ») .
В Русском государстве по отношению ко всему восточнославянскому населению Речи Посполитой использовался термин «белорусцы», который со временем сузился до восточнославянского населения Великого княжества Литовского . До XIX века в качестве самоназвания употреблялись этноним « русины » или политоним « литвины » . К концу XIX века термин «белорус» (либо «белорусс») закрепился за населением всей территории Белоруссии . Ещё в 1926 году в русском языке основное написание этого слова имело «-сс» (двойное) .
Согласно переписи населения Республики Беларусь 2019 года , количество белорусов составило 7 991 тыс. чел. (84,9 % населения страны). Белорусы проживают также в России , на Украине , в Латвии (преимущественно в Латгалии ), Польше (преимущественно в Подлясском воеводстве ), Литве , Эстонии , Молдавии , Казахстане , США , Канаде , Австралии , Германии , Чехии , Бельгии и других странах.
В начале XX века по данным официальных переписей [ источник не указан 648 дней ] и научных исследований [ источник не указан 648 дней ] белорусы составляли бо́льшую часть населения современных Смоленской , Брянской и некоторых районов Псковской и Тверской областей (Россия), а также Виленщины (Литва), Белостока (Польша) и некоторых местностей Латгалии (Латвия) и Черниговской области (Украина).
Большую часть этих территорий лидеры провозглашённой в 1918 году Белорусской Народной Республики (БНР) хотели видеть в составе БНР, также большая часть этих земель была объявлена частью образованной 1 января 1919 года в Смоленске Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) . Однако в ходе Гражданской войны и интервенции ССРБ прекратила своё существование, её территория частично вошла в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику , а часть была передана в состав РСФСР ( Могилёвская , Витебская губернии , а также белорусские части Смоленской и Черниговской губерний . Западная Белоруссия по итогам войны вошла в состав Польши. Позднее в состав Белорусской Советской Социалистической Республики в 1924 и 1926 годах были переданы Витебская, Могилёвская и Гомельская области. В сентябре — начале октября 1939 года в результате раздела Польши в ноябре 1939 произошло воссоединения западной и восточной Белоруссии , в 1940 году три пограничных района с литовским и польским населением были переданы Литовской ССР . По окончании Второй Мировой войны в 1945 году Советский Союз вернул Польше 17 районов Белостокской и три района Брестской областей , установив границу по т. н. линии Керзона . В послевоенный период (до 1959 года) неоднократно происходили обмены населением с Польшей: этнические поляки выезжали в Польшу, а этнические белорусы — в Белоруссию. Тем не менее в составе Белоруссии остались территории с преобладанием польского населения (например, Вороновский район Гродненской области), а в составе Польши пограничные с Белоруссией районы со значительной долей белорусского населения в окрестностях Хайнувки и Бельска-Подляского .
Присоединение этнических белорусских земель к другим государствам, а также отсутствие возможности получения образования на родном языке (в 1930-е годы любая белорусская деятельность на Смоленщине попала под запрет ), в это же время латвийские власти окончательно ликвидировали белорусские образовательные учреждения на Двинщине , в 1945 году правительство Литовской ССР в лице министра просвещения Ю. Жюгжды не позволило открыть в Вильнюсе ни одной белорусской школы, а также были ликвидированы Виленская белорусская гимназия и учительская семинария .
В начале XX века некоторая часть белорусов эмигрировала в Соединенные Штаты , Бразилию и Канаду . После Первой мировой войны из-за изменения границ места компактного проживания белорусов оказались в Польше , Литве и Латвии ; в 1920-х сложилась активная белорусская диаспора и в Чехословакии . В советскую эпоху происходила внутренняя миграция белорусов в другие советские республики , именно таким образом образовались значительные белорусские диаспоры в Эстонии, Казахстане, Центральной России. После распада СССР несколько тысяч белорусов выехали в страны Европейского союза , США, Канаду и Россию.
Со второй половины X века до середины XIII века крупнейшими княжествами на территории современной Белоруссии являлись Полоцкое , Турово-Пинское и Городенское княжества. В этот период на белорусские земли приходит христианство, основываются Полоцкая и Туровская епархии. Развивается письменность на основе церковнославянского языка.
В середине XIII—XIV веков литовские и белорусские земли стали основой формирования Великого княжества Литовского . С середины XIII века до 1569 года Великое княжество Литовское было отдельным государством, а после Люблинской унии 1569 года и до конца XVIII века входило в Речь Посполитую в качестве одной из двух составных частей этого конфедеративного государства.
В конце XVIII века в результате трёх разделов Речи Посполитой белорусские земли были включены в состав Российской империи . В Российской империи, в рамках государствообразующей концепции триединого русского народа , белорусы рассматривались как одна из его ветвей, что поддерживалось рядом историков, географов и языковедов, таких как И. И. Срезневский , Н. И. Костомаров и другие (см. также западнорусизм ). Во время восстания 1863—1864 годов один из его предводителей Константин Калиновский пропагандировал идеи независимости белорусского края от Российской Империи. В издаваемой им подпольной белорусскоязычной газете « Mużyckaja prauda » Калиновский призывал безземельных белорусских крестьян бороться за землю и свободу . Идея самостоятельности белорусского народа была выдвинута народнической группой « Гомон » (белорусской фракцией революционной организации « Народная воля »), действовавшей среди белорусских студентов в Петербурге в 1880-е годы под влиянием аналогичных украинских групп .
После Октябрьской революции 1917 года знаменательным событием стало провозглашение 25 марта 1918 года независимости Белорусской Народной Республики . В дальнейшем была основана советская белорусская государственность ( БССР ), произошли радикальные изменения в жизни белорусов: в довоенный период резко изменились их условия жизни, выросла грамотность, началось преподавание белорусского языка в школах, начали вырабатываться нормы белорусского литературного письма.
Ночь поэтов (белор. Ноч паэтаў ), Ночь расстрелянных поэтов (белор. Ноч расстраляных паэтаў ) или Чёрная ночь (белор. Чорная ноч ) — массовое политическое убийство представителей белорусской и еврейской интеллигенции, а также деятелей культуры, науки и искусства в БССР, и один из самых значимых моментов репрессий в БССР. Произошедшее в ночь с 29 по 30 октября 1937 года во Внутренней тюрьме НКВД и Пищаловском замке в Минске. Этому также способствовало присоединение к БССР территории Западной Белоруссии (1939). Проводилась политика развития хуторов в 1920-х годах ( прищеповщина ) и коренизации , которая однако в послевоенный период пошла на убыль.
Вопросы развития белорусского языка и белорусской культуры были снова подняты в конце восьмидесятых годов. В августе 1991 Декларация о государственном суверенитете Белоруссии (Республики Беларусь) 1990 года получила статус конституционного акта и таким образом положила начало существованию независимой Белоруссии.
При общей однородности белорусской культуры сформировались её региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических районов: Поозёрье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия, Понеманье (северо-запад), Восточное и Западное Полесье .
Формирование белорусского языка началось в XIII веке на общей для белорусов, украинцев и русских восточнославянской основе и под влиянием письменной церковнославянской традиции. К XIV веку сформировался белорусский вариант письменного церковнославянского языка, а также старобелорусский язык , использовавшийся в качестве канцелярского языка в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском (до 1697 года). Старобелорусский язык существенно отличался от русского языка и был весьма близок староукраинскому языку. Среди специфических черт, свойственных белорусскому языку и несвойственных остальным восточнославянским языкам, можно назвать наличие отвердевших согласных [ж], [ш], [дж], [ч], [р], [ц]: ср. белорусск. рад ( рад и ряд ), граць и гразь — русск. «рад» и «ряд», «играть» и «грязь», укр. рад и ряд , грати и грязь и т. п.. В белорусском языке имеется согласный звук «у неслоговое» [ў], развившийся из исторических согласных [в], [л] и гласного [у] в позиции после гласного: ср.: бел. пайшоў , поўны , плаўны , — рус. «пошёл», «полный», «плавный»; бел. жаўранак — рус. « жаворонок »; бел. узрост — ва ўзросце (рус. «возраст»). Среди других особенностей — наличие аффрикат [дж], [дз'], [дз], дзеканья и цеканья , то есть произношение мягких «д» и т со свистящим призвуком: ср. русск. «дед», «тихо», укр. дід, тихо — белорусск. дзед , ціха .
Среди памятников письменности, созданных на старобелорусском языке — Статуты Великого Княжества Литовского (1529, 1566, 1588) , обширный корпус белорусско-литовских летописей XIV—XVII веков.
Первая официальная кодификация белорусского языка, более известная как « Тарашкевица », была осуществлена в 1918 году Брониславом Тарашкевичем . В 1933 году была проведена реформа белорусского правописания , которая приблизила белорусскую орфографию к русской и установила современную официальную и наиболее распространённую норму белорусского языка.
По данным переписи населения Белоруссии 2009 года , родным белорусский язык указали 4 841 319 белорусов (60,84 %). Кроме того, 1 009 935 (12,69 %) белорусов указали белорусский как второй язык, которым они свободно владеют. Таким образом, в Белоруссии в 2009 году 5 851 254 (73,53 %) белоруса заявили о свободном владении белорусским языком. Тем не менее лишь 2 073 853 (26,06 %) белоруса заявили, что обычно говорят по-белорусски дома . По сравнению с 1999 годом эти цифры отражают тенденцию снижения использования белорусского языка; по результатам предыдущей переписи, белорусский считали своим родным 85,6 % белорусов, а дома на нём общались 41,3 % .
Для белорусов характерен русско-белорусский билингвизм , причём большинство, особенно в крупнейших городах, преимущественно пользуется русским языком. Так, по данным переписи 2009 года, по всей стране 5 551 527 (69,77 %) белорусов заявили, что дома обычно говорят по-русски, тогда как в Минске эта доля возрастает до 87,29 %. Степень владения русским языком среди белорусов высока; так, о том, что для них русский язык является родным, заявили 2 943 817 (37,00 %) белорусов, а о том, что свободно владеют русским языком как вторым , заявили 1 206 439 чел. (15,16 %). Суммарное число белорусов, заявивших о свободном владении русским языком, составило 4 150 256 чел. (52,16 %), что на 1,4 млн чел. меньше количества заявивших, что дома обычно говорят по-русски.
По итогам исследования национальной идентичности было выявлено, что 34 % белорусов заявляют о свободном владении ими белорусским языком, около 6 % белорусов говорят, что постоянно пользуются белорусским языком, а почти 74 % постоянно пользуются русским языком .
Среди белорусов, проживающих в небольших населённых пунктах, также распространена трасянка — своеобразная « креольская смесь » белорусского и русского языков, сочетающая в себе черты обоих языков, проявляющиеся неравномерно и непоследовательно.
Верующие белорусы — в основном православные . По данным Католической церкви, католики составляют 14,5 % населения Белоруссии, свыше 1,4 млн чел . ЦРУ публикует оценку суммарной доли католиков, протестантов, иудеев и мусульман в населении Белоруссии: 20 % на 1997 год от 30 апреля 2020 на Wayback Machine ; имеются и более низкие оценки . Архивировано из 27 июля 2011 года. — католики (преимущественно латинского обряда , есть немногочисленные общины греко-католиков ), а также протестанты ( баптисты , пятидесятники и др.).
Традиционные занятия белорусов — земледелие , животноводство , а также пчеловодство , собирательство . Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах — яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику , малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трёхполье , у малоземельных — .
Основные пахотные орудия — соха (полесская, или литовская, витебская, или «перекладка», поднепровская). Использовали также рало , сошку. Для боронования применялась плетёная или вязаная борона и более архаичная борона-суковатка, смык. С конца XIX века появились железные плуг и борона. Орудия уборки урожая — серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях — осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп, валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель — в истопках и погребах, склепах.
В животноводстве большую роль играло свиноводство . Разводили также крупный рогатый скот . По всей территории Белоруссии распространено овцеводство . Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.
Получили развитие промыслы и ремёсла — изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.
Вёска («деревня») — наибольшее распространение, местечки , застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора .
Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в шляхетских околицах. Линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение получила в XVI—XVII веках. Число домов в поселении — от 10 до 100 (преимущественно в Полесье ). Во время Великой Отечественной войны было сожжено 9200 деревень. В послевоенный период деревни укрупнялись, создавались новые культурно-бытовые сооружения, дворцы культуры, клубы, школы, медицинские учреждения. В современных деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.
Эволюционировало от землянки до однокамерных, позднее многокамерных построек. В начале XX века основными типами были 1-2-3-камерные бревенчатые строения с двухскатной, реже — четырёхскатной крышей, покрытой соломой, дранкой, доской; преобладающая планировка: хата + сени и хата + сени + камора ( клеть ). Постепенно третье строение приобрело жилую функцию: хата + сени + хата; усложнилась внутренняя планировка, выделились отдельные помещения. Внутренняя планировка была устойчива — печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол ( кут , покуть ), почётное место в доме. Там стоял стол и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати — нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки ( услоны ). На стене, на кухне — полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с внешней стороны. Эволюция современного жилища белорусов выразилась в росте домов-пятистенков, появлении кирпичных, нередко двухэтажных домов, часто с водопроводом, газом.
Состоял из хаты, амбара ( клети ), навеса для дров ( паветки ), сарая для скота ( хлева ), сарая для сена ( евни , осети , пуни , гумно ). Выделяется три основных типа планировки усадеб: веночный — весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом; погонный — жилые и хозяйственные постройки образуют ряд в несколько десятков метров; несвязанные строения (появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и Гродненской областях). В послереволюционное время отпала необходимость в некоторых хозяйственных постройках, например, помещениях для обмолота зерна, содержания коней, волов и др.; ликвидация их привела к трансформации традиционной планировки в двухрядную погонную, Г-образную и с несвязанными строениями.
В конце XIX — середине XX веков сформировались и бытовали традиционные строи одежды.
Состоял из рубахи, ноговиц (поясная одежда), безрукавки ( камизельки ). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь — лапти , кожаные постолы, боты , зимой валенки . Головные уборы — соломенная шляпа ( брыль ), валяная шапка ( магерка ), зимой меховая шапка ( аблавуха ). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.
Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой , фартуком, безрукавкой ( гарсетом ). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки ( андарак , саян , палатняник , летник ), а также понёвы , фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки ( гарсет ) — вышивкой, кружевами.
Головной убор девушек — узенькие ленты ( скидочка , шлячок ), венки . Замужние женщины убирали волосы под чепец , надевали полотенчатый головной убор ( намитка ), платок ; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь — лапти , праздничная — постолы и хромовые боты . Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна ( свита , сермяга , бурка , латушка ) и дублёной ( казачина ) и недублёной ( кожух ) овчины ; носили также кафтан . В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.
Белорусская кухня испытала сильное влияние русской, украинской, литовской и польской кухонь [ источник не указан 391 день ] .
Включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов — сушка, квашение , соление . В питании большую роль играли дикорастущие растения — щавель , лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи — каши из ячменных зёрен, проса , овса , ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен ( кутья , гуща ) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки . Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные — солодуха , кваша , кулага и неквашеные — калатуша , затирка , галушки , макароны, кулеш , маламаха . Из овсяной муки — кисели , жур , толокно .
Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже — пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками — картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки — сковородники , преснаки , коржи; в праздники — пироги.
Традиционная еда белорусов — блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов — овощи. Горох тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь — парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда — ботвинья , холодник , борщ . Со второй половины XIX века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 белорусских блюд из картофеля — печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка , или дранка, клёцки , колдуны , блины, гульбишники , оладьи , суп, запеканки , пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана — в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок , медовый, хлебный, свекольный квасы.
Каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха , колбасы на Пасху ; кутья , блины, кисели на поминках; бабина каша на родины ; блины на масленицу ; кулага на Купалле и др. Традиции питания в значительной мере сохраняются и сейчас. В рационе преобладают блюда из картофеля, блины, каши, молочные блюда. Увеличилось потребление мясных продуктов, подсолнечного масла. Появились блюда, заимствованные у других народов: шашлык , бефстроганов , плов , гуляш , пельмени и др. Возросла роль привозных напитков — чая, какао, кофе. Не исчезли из употребления, однако, конопля , льняное семя , некоторые блюда из муки — солодуха , кулага , толокно , мучные кисели .
По данным инвентарей конца XVI — первой половины XVII веков, средняя численность крестьянского двора была близка к 6 людям. Обычно его населяла одна нуклеарная семья (родители с детьми), реже — 2 такие семьи (родители и женатый сын, два женатых брата). В среднем на двор приходилось 1,2 — 1,3 супружеские пары. Ко второй половине XVIII века заметно возрастает количество дворов, в которых жили неразделенные семьи. В них могли вести совместное хозяйство родители и 2 женатых сына, или 2-3 брата со своими семьями, реже — более отдаленные родственники (дядя и племянник, двоюродные братья с их женами и детьми). Существовал и обычай «примачества» — когда зять переходил в хозяйство своих тестя и тещи. Как правило, это происходило в случаях, когда в семье были только дочери. В целом на 2 крестьянских двора в XVIII веке приходилось примерно 3 брачных пары. Основной причиной было воздействие крепостного права. Чтобы не только обрабатывать свой надел, но и выполнять барщину, нужно было много крестьянских рук. А поскольку повинности обычно раскладывались на двор (дым), было выгодно двум семьям жить под одной крышей. После присоединения белорусских земель к Российской империи в конце XVIII века нормы барщины ещё более возросли, и как результат в первой половине XIX века многосемейные хозяйства стали господствующими. В среднем на двор приходилось около 8-9 человек и 2 брачные пары. После отмены крепостного права в 1863 г. число неразделенных семей начало быстро сокращаться, и к началу XX века вновь преобладали семьи из родителей с детьми.
В XIX и даже в начале XX века в деревне сохранялись элементы общинной организации — взаимопомощь односельчан в работе — толока ( белор. талака ), сябрыны. Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадары). На сходах выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др.
Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали посад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов — разбивание горшка, угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов — поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей.
Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо — ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём, обходила дома соседей и исполняла величальные песни (колядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленичные обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.
Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки . Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.
В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров — сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, сказках нашли отражение дохристианские представления белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были дуда , басетля , жалейка , лира , бубен .
В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая белорусам.