Цыпленков, Денис Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дени́с Ива́нович Фонви́зин (Фон Визин) ( 3 (14) апреля 1745 , Москва — 1 (12) декабря 1792 , Санкт-Петербург ) — русский литератор екатерининской эпохи, лингвист, создатель русской бытовой комедии; статский советник . Секретарь главы русской дипломатии Н. И. Панина . Старший брат сенатора П. И. Фонвизина .
Родился в семье Ивана Андреевича Фонвизина , образ которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении « Недоросль ». Родоначальником Фонвизиных был немецкий барон Питер фон Визен, взятый в плен во время Ливонской войны (1558—1583) , в царствование Ивана Грозного. После войны барон остался в России и поступил на русскую службу. Его внук при царе Алексее Михайловиче принял православие .
Фамилия Фон-Визен ( нем. von Wiesen ) или, с русифицированным окончанием Фон-Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века. Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX века Н. С. Тихонравовым , хотя уже Пушкин находил это начертание правильным как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русским».
Начальное образование будущий писатель получил дома, как и остальные семеро детей. Поступил в дворянское отделение университетской гимназии (1755), где, добившись успехов в изучении латыни, попал в высший латинский класс и слушал лекции И. М. Шадена по логике и нравственной философии. Награждён серебряной (1756) и двумя золотыми медалями (1759 и 1761) за «первенство в высших классах» и успехи в высшем немецком классе. В 1760 году Фонвизину также была присуждена золотая медаль, но награждение медалью было заменено производством в воинский чин. В 1760 году в числе лучших учеников Фонвизин и его брат Павел в сопровождении директора университета И. И. Мелиссино совершили поездку в Санкт-Петербург для представления куратору университета И. И. Шувалову , в доме которого Фонвизин беседовал с М. В. Ломоносовым . В столице познакомился с первым руководителем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление в профессиональном театре — постановку пьесы «Генрих и Пернилл» датского писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга . Познакомился с актёрами Ф. Г. Волковым и И. А. Дмитриевским . Произведён в студенты Московского университета (1761) . Принят на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком с чином поручика в конце октября 1762 года. Одновременно со службой в Коллегии (с 1763) был причислен к кабинет-министру императрицы и литератору И. П. Елагину и 3 декабря 1764 года стал одним из его секретарей.
В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга. Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого « Телемака » Фенелона , трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия ; в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион» . Любимым его писателем был Руссо .
Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9—10 серии « Литературное наследство » в 1933 году. Её действующие лица — прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита — с Простаковой, а Иванушка — с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.
Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция . Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского . В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана , занимает центральное место.
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году. Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине , под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин . Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф , после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича , графом Никитой Ивановичем Паниным . В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил « Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей ». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
5 сентября 1774 года Фонвизин женился на Екатерине Ивановне Хлоповой (1746—1796), вдове штык-юнкера А. А. Хлопова и дочери богатого купца Роговикова . Венчание было в Петербурге в Исаакиевском соборе. Этот брак улучшил материальное положение Фонвизина, в приданное он получил дом на Галерной улице, в котором и поселился с женой.
В 1777—1778 годах Фонвизин выехал с женой за границу и довольно долго находился во Франции . Отсюда он писал письма своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову . Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивал по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность.
В августе 1778 года Фонвизин встречался в Париже с Бенджамином Франклином . По словам П. А. Вяземского , «представитель юного просвещения России был собеседником с представителем юной Америки». Существует предположение, что Франклин послужил прообразом Стародума в комедии « Недоросль » (1781) .
Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.), в котором, в частности, Фонвизин подчёркивает, что «на демократию же и походить не может земля, где народ, пресмыкаясь во мраке глубочайшего невежества, носит безгласно бремя жестокого рабства». Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве , Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины , необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.
21 октября 1783 года Фонвизин одновременно с Г. Р. Державиным , М. М. Херасковым и другими стал членом Российской Академии и принял деятельное участие в работе по созданию Словаря Академии Российской . На заседании 11 ноября он читал «Начертание» для составления Словаря. После нескольких обсуждений основные положения «Начертания» были приняты большинством членов Академии.
Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь ( паралич ), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернёра» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание». В своих мемуарах И. И. Дмитриев вспоминает, что 30 ноября 1792 года, за день до своей смерти, Фонвизин в доме Державина, слушал свою комедию «Гувернёр» .
В. Ф. Ходасевич в своей книге «Державин», написанной на основе материалов Я. К. Грота пишет, что Фонвизина, опирающегося на палку, привели буквально под руки, и он в течение нескольких часов удерживал внимание всех собравшихся. На следующий день он умер.
Скончался Фонвизин 1 декабря 1792 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры . Екатерина Ивановна пережила мужа на 4 года.
На надгробном камне могилы Фонвизина между изображением креста вверху и адамовой головой внизу была выбита надпись: «Под сим камнем погребено тело статского советника Дениса Ивановича Фонвизина. Родился в 1745 году, апреля 3 дня. Преставился в 1792 году декабря 1 дня. Жизнь его была 48 лет, 7 месяцев и 28 дней» .
По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят семнадцать улиц и один переулок в городах России , в том числе, улица Фонвизина в Москве , в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье , Харькове и Херсоне. В Москве в 2016 году открылась станция метро Фонвизинская . В городе Алма-Ате в Казахстане есть улица Фонвизина.
Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.
«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И. Герцен .
Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».
— … Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, — продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, — предмет, достойный остроумного пера вашего! — Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена ! — отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
Там в стары годы,
Сатиры смелой властелин ,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
и переимчивый Княжнин …