Давыдов, Степан Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван Иванович Давыдов ( 15 [26] июня 1792 , сельцо Зеленцыно, Тверское наместничество — 14 [26] ноября 1863 , Москва ) — русский филолог и философ , ординарный профессор и декан историко-филологического отделения философского факультета Московского университета , академик Петербургской академии наук .
Родился в имении своего отца, небогатого дворянина древнего рода, бывшего военного, в конце жизни состоявшего на гражданской службе в Твери. Отец рано умер и все заботы о воспитании и образовании сына легли на мать, происходившую из благородной малороссийской фамилии Лукьяновых . С девяти лет он учился в Тверском училище для бедных дворян, которое готовило их для поступления в 1-й кадетский и морской корпуса. Выдающиеся успехи Давыдова обратили на него внимание попечителя Московского университета М. Н. Муравьёва , и в 1808 году Давыдов после сдачи экзамена был принят в студенты отделения (факультета) нравственных и политических наук Московского университета . Одновременно он посещал лекции на отделениях физико-математических и словесных наук университета. В результате, в 1812 году он получил за сочинение «О различии греческого и римского образования», написанное под руководством И. Ф. Буле на латинском языке, золотую медаль и степень кандидата по словесному отделению .
В 1812 году, в связи с военными действиями , был вынужден уехать в Казань, где в Казанском университете слушал лекции Н. И. Лобачевского .
Возвратился в Москву во второй половине 1813 года, а в 1814 году получил степень магистра за сочинение «О критике в древней филологии» (на латинском языке) и начал преподавать русскую словесность и чистую математику в университетском Благородном пансионе , где был также инспектором классов.
В 1815 году он защитил диссертацию на степень доктора словесных наук: «О преобразовании в науках, произведенном Бэконом» — эта диссертация послужила основой для опубликованного в 1820 году «Опыта руководства к истории философии».
С 1817 года был адъюнктом Московского университета по кафедре философии; читал лекции по философии, а также по математике и истории русской литературы. На торжественном собрании университета произнёс речь: «О духе философии греческой и римской» (1820). В 1819 году по инициативе профессора И. М. Снегирёва и И. И. Давыдова был начат сбор материалов по истории « допожарного » университета и выпуск издания «Речи, произнесённые в торжественных собраниях Московского университета русскими профессорами, и краткие их жизнеописания» (в 4-х томах, завершено в 1823 году).
С мая 1820 года — экстраординарный профессор , а с сентября 1822 года — ординарный профессор Московского университета по кафедре латинской словесности и древностей.
Вместе с М. Г. Павловым Давыдов был приверженцем Шеллинга , однако эволюционировал в сторону психологизма: «Философия как наука есть психология, ведущая к открытию единства в знании и бытии». Давыдов предложил схему разделения философии на «чистую» и «прикладную»: к первой он относил «логику, этику и эстетику», ко второй — «онтологию, космологию, пневматологию».
В феврале 1826 года был переведён на кафедру философии отделения нравственных и политических наук и выступил с программной лекцией «О возможности философии как науки по Шеллингу», в которой объявил себя приверженцем «математической точности и немецкой систематизации». После этой лекции кафедра философии была упразднена, а чтение философии в университете было запрещено до 1845 года. Давыдов был переведён на отделение физических и математических наук, где с 1827 по 1831 годы читал курс высшей алгебры и теории вероятностей.
С 24 ноября 1831 года, после смерти А. Ф. Мерзлякова , он занял кафедру красноречия, стихотворства и языка российского на отделении словесных наук; читал российскую словесность и историю российской литературы. Редактор научного журнала Учёные записки Московского университета (1833—1836) .
В 1836 году произнёс речь «О содействии Московского университета успехам отечественной словесности». В 1837—1838 годах им были написаны «Чтения по словесности». Ординарный профессор кафедры российской словесности и истории российской литературы (1835—1847), декан (1843—1847) историко-филологического отделения философского факультета . С 1845 года — Заслуженный профессор Московского университета .
Почётный член Московского университета с 1847 года .
Одновременно И. И. Давыдов был инспектором классов в Александринском сиротском и Лазаревском институтах. В 1847 году он был назначен в Санкт-Петербург директором Главного педагогического института ; первые четыре года читал лекции по русской словесности.
С 1850 года был членом Главного правления училищ и председателем Комитета для рассмотрения руководств училищ.
С 1841 года И. И. Давыдов был ординарным академиком Петербургской Академии наук ; с 1851 года — председатель отделения русского языка и словесности Академии.
После закрытия Главного педагогического института, 29 января 1859 года И. И. Давыдов был назначен сенатором в VI департамент .
С 23 января 1856 года — тайный советник .
Как человек, Давыдов оставил по себе не очень добрую память: отмечалась его мелочность и мстительность; печальную картину педагогического института под управлением Давыдова дал Н. А. Добролюбов .
В 1831 году лекция Давыдова «О слове российском» была восторженно встречена студентами, а III отделением расценена как нарушение порядка в университете.
27 сентября 1832 года лекцию Давыдова по истории русской литературы посетил А. С. Пушкин и в споре с М. Т. Каченовским отстаивал подлинность «Слова о полку Игореве». По воспоминаниям И. А. Гончарова поэт вошёл, сопровождаемый графом С. С. Уваровым (тогда товарищем министра народного просвещения), и «точно солнце озарило всю аудиторию… Читал лекцию Давыдов, профессор истории русской литературы. „Вот вам теория искусства, сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, и указывая на Давыдова, ‒ а вот и самое искусство“, ‒ прибавил он, указывая на Пушкина» .
Кроме того, И. И. Давыдов перевёл два труда Франкёра : «Высшая алгебра» (1824) и «Интегральное и вариационное исчисление и исчисление разностей»(1825).
В 1850-е годы грамматическая концепция Давыдова вызвала оживлённые споры: автора, в частности, упрекали в том, что он «стремился подогнать факты русского языка к принципам всеобщей, универсальной грамматики, представить их в сравнительном плане, связать с логическими законами мысли».