Русская народная песня
- 1 year ago
- 0
- 0
Русская народная музыка ( русский музыкальный фольклор ) — традиционная музыка русского народа , является частью русской народной культуры . Русская народная музыка является основой для всей русской профессиональной музыки .
Русская музыкальная культура устной традиции обладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляют трудовые наигрыши , припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры ( былины , исторические песни ), духовные стихи , хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка.
Музыкальные традиции различны по соотношению жанров, музыкальной и поэтической стилистике, манере исполнения. Обобщённо местные традиции можно сгруппировать по регионам: западный, северный, центральный, южный, поволжский, уральский, сибирский. Географические границы местных музыкальных особенностей довольно гибкие и подвержены изменениям.
Истоки русской народной музыки восходят к фольклору восточнославянских племён , живших на территории Руси . Русская народная музыка неоднородна — существуют заметные региональные традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки , Волги , Дона . Уже в VI веке гусли — один из распространённых инструментов славян.
Общий тип великорусских напевов, вероятно сложился к концу эпохи ордынского ига , ко времени «царей» [ прояснить ] (XIV век). Характерная особенность — ладовое строение, в отличие от мажор-минора, распространённого у западных славян, и своеобразный стиль многоголосья. С XIV века влияние церкви постепенно усиливается и нередко выражаются в виде гонений на народную песню, как остаток язычества и в целом греховное занятие. Исполнители («умельцы») подвергалиcь преследованиям, а музыкальные инструменты объявлены «бесовскими гудебными сосудами». Постановлением Стоглавого собора 1551 года были запрещены песни и в городах, и в сёлах. Гонения достигли апогея в царствование Алексея Михайловича . Вплоть до XVII века церковью и государством издавались указы и грамоты, направленные против народных (« бесовских ») игр и песен .
Среди основных жанров народной музыки можно выделить такие, как трудовые наигрыши, припевки и песни , обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры ( былины , исторические песни), духовные стихи , хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни , инструментальная музыка .
Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты). В середине XIX века возник новый жанр — частушка .
Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью: песни трудовые (сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др.), обрядовые (сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки , масленичные , веснянки , купальские , свадебные , ), игровые, календарные и т. п.
Предположительно в XVI—XVII веках сформировалась русская лирическая песня и её высшая форма — протяжная. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного видов голосового пения с подголосочной полифонией — голосовым пением со смещённой тональностью относительно средней тональности ведущего голоса в хоре . В разных регионах России традиция пения с подголоском различается . Народное пение почти всегда многоголосное, за исключением былин , плачей , колыбельных и детских потешек , исполняемых одноголосно. Развитыми в мелодическом отношении являются некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и погребальных плачей (причитаний): для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнителя (обычно женщины) .
Ладовая система русского народного пения уникальна: ей близка пентатоника китайской или шотландской гаммы , тетрахордовая и полная диатоника . Одноголосное и многоголосное народное пение имеет свою систему модальных тонов, отличающуюся от тональной функциональности, построенной на аккордах .
К русским народным песням, популяризованным русскими классическими музыкантами и советской эстрадой, относятся « Во поле берёза стояла », « Ой ты, степь широкая », « Яблочко », « Порушка-Параня ».
Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Среди инструментов есть общерусские (балалайка, гармонь) и характерные только для отдельных регионов . Наиболее распространены: струнные инструменты ( балалайка , гудок , гусли , домра , скрипка ), духовые инструменты ( жалейка , рожок , кугиклы ). В летописях упоминаются: военные трубы , охотничьи рога , бубны . Такие инструменты как баян ( гармонь ), мандолина , семиструнная гитара , распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).