Ру́сские наро́дные про́мыслы
— форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость
русской традиционной культуры
.
Народный художественный промысел
— одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
Содержание
Росписи
Алтайская роспись
русских поселенцев (часто
старообрядцев
) Алтайского края с XVII века родственна архангельско-вологодской и олонецкой росписи
.
Борецкая роспись
(
Борокская роспись
)
по дереву
северодвинского
типа в Архангельской области относится к борокско-тоемско-пучугской группе
.
Великоустюгские узоры
— художественный промысел резьбы по берёсте, изготовлению различных изделий из дерева и берёсты с последующей их росписью, который с 1981 года развивается в
Великом Устюге
на фабрике «Великоустюгские узоры».
Верхнеуфтюгская роспись
появилась в
Верхней Уфтюге
. Узор из условных цветов и птиц по фону разных цветов
.
Вологодская роспись
манерой напоминает скорописные иконы «краснушки»
.
Вятская роспись
по дереву и
бересте
— роспись клеевыми или гуашевыми красками, родом из Вятки. С 1972 года под руководством НИИХП (художник Бабаева А. В., искусствовед Барадулин В. А.) восстановлена традиционная вятская роспись с растительным орнаментом
.
Керамика
Гжели
.
Гжель — с XVII века и ранее центр производства
фарфора
и
керамики
на территории современного
Раменского района Московской области
. Со второй половины 1820-х годов многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время
[
когда?
]
именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изготовленными «под Гжель».
Городецкая роспись
существует с середины XIX века в районе города
Городца
. Ею украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и мелкие предметы обихода. В росписях основное впечатление дают
жанровые сцены
.
Жостовская роспись
— народный художественный промысел. Известен, прежде всего, благодаря художественной росписи металлических подносов. Расписные металлические подносы появились в середине XVIII века на
Урале
, на металлургических заводах
Демидовых
в
Нижнем Тагиле
,
Невьянске
,
Верх-Нейвинске
, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать из металла в деревнях
Московской губернии
—
Жостове
,
,
и других. В настоящее
[
когда?
]
время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне
Жостово
Московской области
и в городе
Нижнем Тагиле
. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: предназначенные для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и для использования в качестве украшения.
Загорская роспись
из подмосковного города
Загорска
.
Костромская роспись
родом из
Костромской губернии
с центром в
Молвитино (ныне Сусанино)
возник под влияние малярного отхожего промысла. Основа композиции — расположенные по вертикали крупные цветы (обычно белые неоконтуренные) на тёмном (бордовом, коричневом, зелёном) фоне. Могут добавляться изображения птиц, выписываться сюжетные сценки с ироничными подписями. Главным оставался резной узор
.
Мезенская роспись
родом из Архангельской области составляет собой два цвета: чёрный и красный.
Нижнетоемская роспись
по дереву в Архангельской области. Отличительной особенностью нижнетоемской
прялки
являлась ярко раскрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи
. Наряду с пермогорской иногда относится к северодвинской школе росписи
.
Олонецкая роспись
отличается почти полным отсутствием жанровых сюжетов, преобладание растительных мотивов с небольшим добавлением (на старейших образцах) птиц и льва
. Мотивы навеяны узорами «букетных» тканей. Характерны декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринуждённая кистевая манера. Основные цвета синий, реже зелёный
.
Палехская миниатюра
— народный промысел, развившийся в советское время в посёлке
Палех
Ивановской области
взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на
папье-маше
. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен.
Пермогорская роспись
по дереву северодвинского типа Архангельской области. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи
.
Пижемская (Печорская) роспись
зародилась в низовьях
Печоры
и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов. Испытала влияние заставок и
буквиц
печорских рукописных книг. Ритм орнамента строгий, упругий, отражающий суровые географические условия печорского края
.
Пинежская роспись
родилась на берегах
Пинеги
и носит подражательный характер мезенской росписи
.
Пучугская роспись
родом из
Пучуги
относится к борокско-тоемско-пучугской группе. Господствует древнерусское
узорочье
, применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорочных бордюров, рамок, уголков, скобок. Жанровые сюжеты пышные, нередко сопровождены нравоучительными или ироничными надписями. Иногда относится к северодвинской школе росписи
.
Ракульская роспись
(
Ракуловская роспись
)
по дереву северодвинского типа Архангельской области. В росписи главную роль играет золотисто-
охристый
и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный.
Тагильский поднос
— народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в
Нижнем Тагиле
. Основоположник
жостовской росписи
. Возник в середине XVIII века на
Урале
, где были расположены металлургические заводы
Демидовых
(Нижний Тагил,
Невьянск
,
Верх-Нейвинск
), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии (
Жостове
и других). До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в
Нижнем Тагиле
и
Жостово
. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному), причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие.
Тверская роспись
деревянной посуды и предметов быта. Роспись — розовые круглые цветы (цветы-яблоки) в обрамлении простых листиков на ровном золотом фоне
.
Уральская роспись
— одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространённая на Урале и в Западной Сибири.
Федоскинская миниатюра
— вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на
папье-маше
, сложившийся в конце
XVIII века
в подмосковном селе
Федоскино
. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «
тройки
», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Особенно ценились
ларцы
и
шкатулки
, украшенные сложными многофигурными композициями —
копиями
картин русских и западноевропейских художников.
Холуйская миниатюра
— народный художественной промысел зародившийся в селе
Холуй
Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, брошки, панно, игольницы, кубышки и т. д. Художники холуйской миниатюры реализуют самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе — натюрморт и пейзаж. Главным отличием холуйской миниатюры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золото и серебро применяется ограниченно, только при изображении металлических предметов или в орнаменте. Сам же орнамент строг и сдержан. Холуйская миниатюрная живопись привлекает своеобразием и неброской, но доброй красотой.
Хохлома́
представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным, а также (изредка) зелёным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Балахне́нское кружево
— промысел по плетению кружева на
коклюшках
, основанный в
Балахне́
предположительно в XVIII веке. По технологии изготовления балахнинское кружево — наиболее трудоёмкое из существующих в России
.
Вологодское кружево
— русское кружево, плетёное на
коклюшках
(деревянных палочках); распространено в
Вологодской области
с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
Вятское кружево
— изделия народного промысла, который возник, как предполагают, в XVIII веке в
Вятском крае
. Кружево выплеталось в некольких местах, из которых наиболее известными были Кукарская слобода (ныне город
Советск
) и
Белая Холуница
. В отдельные годы промысел по совокупному объёму производства превосходил Вологодский край, не уступая качеством. Образцы вятского кружева отмечены наградами на российских и зарубежных выставках. Сейчас вятское коклюшечное кружево производится в городах Белая Холуница,
Вятские Поляны
,
Киров
(бывшая Вятка), Советск и поселке Подосиновец.
Древнерусское лицевое шитьё
— вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху
Древней Руси
. Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю
иконы
и
фрески
, сочетаются с литургическими и вкладными надписями.
Крестецкая строчка
(или
крестецкая вышивка
) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в
Крестецком уезде
(ныне
Крестецкий район
Новгородской области). Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
Кукарское кружево
— промысел кружевоплетения в
Кукарской слободе
, который известен в
Вятском крае
с XVIII века. В отдельные годы изделия местных мастериц успешно конкурировали с кружевами Вологодчины и неоднократно получали призы и награды на Всероссийских и международных выставках.
Мстёрская вышивка
— народный промысел, развивающийся с XVIII века в слободе
Мстёра
Вязниковского уезда Владимирской губернии. Вид художественного шитья. Промысел зародился в монастыре Иоанна Милостивого, чьи монахини украшали предметы церковного ритуала золотым и серебряным шитьем по
бархату
и
атласу
. Позже в Мстёре сложилась своя самобытная техника — вышивка белой гладью с миниатюрными растительными узорами по
маркизету
и
батисту
, тонким белым хлопчатобумажным тканям. К концу XIX века промысел достигает своего расцвета. Изделия мстёрских вышивальщиц становятся широко известны в России и за её пределами. В 1923 году создана строчевышивальная артель, которая в 1961 году преобразована в строчевышивальную фабрику.
Одоевское кружево
— народный промысел города
Одоева
, деревень и сел Одоевского края, наиболее широко развивавшийся в XIX веке
.
Оренбургский пуховый платок
— вязаный платок из пуха
оренбургских коз
и основы из хлопчатобумажных,
шёлковых
или других нитей. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
Вырковская игрушка
— изделия народного промысла из деревни
Вырково
близ
Касимова
в
Рязанском крае
. Изготовление игрушек являлось побочным промыслом гончарного производства на основе залежей местной глины. Игрушки из глины покрывались глазурью и обжигались в печи на сковороде. Облик сюжетных фигур отличался динамикой. Промысел, основанный в начале XX века, существовал почти столетие и угас в настоящее время. Образцы вырковской глиняной игрушки представлены в экспозициях музеев Касимова и Рязани.
— расписная игрушка из обожжённой глины, которую делали в селе
До́бром
Липецкой области
. Гончарный промысел известен с XVIII века. Искусство изготовления игрушек, представляющих собой фигурки людей, животных, всадников на конях, включая свистульки, наиболее широко было развито в XIX — начале XX века. В настоящее время промысел угас. Делаются попытки его возрождения
.
Дымковская игрушка
— русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода
Дымково
Вятской губернии (ныне
Кировской области
). Наряду с другими продуктами народных промыслов Дымковская игрушка считается одним из символов русского ремесла.
Матрёшка
— русская деревянная
игрушка
в виде расписной полой
куклы
, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. В последнее время темы росписи сувенирных матрешек не ограничены, встречаются как куклы, расписанные под
сказочных
персонажей, так и в виде карикатур на известных политиков. Хотя матрешку принято считать оригинальной русской игрушкой, появилась она сравнительно недавно, в 1891 году в Абрамцеве
, как оригинальная версия менее известной японской деревянной игрушки. Сегодня
[
когда?
]
матрёшка является одним из самых популярных сувениров, привозимых из России.
[
источник не указан 1173 дня
]
Филимоновская игрушка
— русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне
Филимоново
Одоевского района Тульской области. По данным археологов, филимоновскому промыслу более 700 лет.
Златоустовская гравюра на стали
зародилась на оружейном заводе
Златоуста
в начале XIX века
.
Ка́слинское литьё
— художественные изделия, такие как скульптура, декоративные решётки, архитектурные элементы и т. д. из чугуна и бронзы, производимые на чугунолитейном заводе в городе
Касли
. Традиции Каслинского литья — графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке.
Скань
— ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали. Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. Московская скань достигла расцвета в XV—XVI веках (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках было налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.
Пуре́хские бубенцы́
— промысел по изготовлению поддужных
ямщицких
и других
бубенцов
и
колокольчиков
, который появился примерно в середине XIX века в селе
Пуре́х
на верхнем течении
Волги
. Бубенцы изготавливались методом литья из
бронзы
и
железа
во владениях семьи Трошиных и на заводах Егора Клюйкова; насчитывали до 15 мастерских, где было организовано их массовое производство. Изготавливаемые здесь бубенцы отличались высоким качеством исполнения и мелодичным звучанием, что принесло им всероссийскую известность. Представляли собой небольшие погремушки в виде сферы с металлическими шариками внутри и наружным ушком. Самые известные пурехские бубенцы выполнены мастерами братьями Гомулиными
.
Борнуковская резьба
— народный промысел художественной резьбы по камню в селе
Борнуково
Бутурлинского района Нижегородской области, получивший известность с XIX века. Изготовление небольших фигур, главным образом животных. В окрестностях села находится Борнуковская пещера, сложена в основном
сульфатными
(
гипс
,
ангидрит
) и
карбонатными
породами
, которые служили сырьем для камнерезов. На основе промысла в селе создана камнерезная фабрика «Борнуковская пещера», при которой имеется Музей художественной резьбы по камню
.
Капокорешковый промысел
— изготовление различных предметов из
капового нароста
(капокорня). Традиционное ремесло
Вятской земли
(
Кировской области
). Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, чёрной ольхе, осине, но чаще на берёзе и хорошо поддается обработке, сохраняет форму. Предположительно, этот промысел появился в XVIII веке благодаря
слободскому
мастеру
столярных дел
Григорию Макарову. Первые
карманные часы
с футляром и корпусом из капокорня изготовил Семён Бронников, чьё дело продолжили сыновья и преуспели в мастерстве, представляя изделия на
Всемирной выставке 1897 года
и российских выставках в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. К XX веку число и мастерство умельцев выросло настолько, что изделия из капокорня начали поставлять на европейские рынки. Для массового расширения производства в Вятке в 1924 году основаны
артели
каповщиков, что снизило уникальность продукции. Поэтому в 1930-х годах возникло направление резьбы и художественной
инкрустации
, выведшее изделия из капокорня на выставки в Париже и Нью-Йорке. В 1943 году при артели «Идеал» открыта также и учебная мастерская, выпустившая ряд прославленных мастеров, которые своим творчеством завоевали гран-при на
Всемирной выставке в 1958 году
. Капокорешковый промысел продолжает развиваться и сегодня
[
когда?
]
.
Шемого́дская резьба́
— традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России. В
Великом Устюге
на основе промысла в 1981 году открыта фабрика «Великоустюгские узоры».
↑
Арбат Ю. А.
Русская народная роспись по дереву: Новые находки. Систематизация. Современное состояние. —
М.
: Изобразительное искусство, 1970. — 199 с.
В. А. Барадулин.
. — Средне-Уральское книжное изд-во, 1982. — 152 с.
(неопр.)
.
Культурное наследие Архангельского края
. www.cultnord.ru. Дата обращения: 21 июня 2019. Архивировано из
9 октября 2011 года.
Большова К. А.
Крестьянская живопись Заонежья. Искусство Севера. Заонежье / Государственный институт истории искусств. —
Л.
: Academia, 1927. — С. 50.
(неопр.)
.
cultnord.ru
. Дата обращения: 27 февраля 2023.
27 февраля 2023 года.
Ведерникова Л. В.
Балахнинское кружево. — Нижний Новгород: Литера, 2010. — 144 с., 20 л. ил. — Серия: Библиотека имени Ивана Петровича Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области» —
ISBN 978-5-900915-61-6
.
voque.ru|Русские промыслы: Балахнинское кружево. Дарья Масленникова. 2 ноября 2020 года.
Лапина Ю. Е.
История возникновения Одоевского кружева / Ю. Е. Лапина // Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития. Материалы XVIII международной научно-практической конференции / Под научной редакцией С. А. Тихомирова. — СПб: Высшая школа народного искусства, 2013. — С. 243—245.
Н. В. Черкасова, Научно-исследовательский институт художественной промышленности Министерства местной промышленности РСФСР.
. — Научно-иссл. ин-т худож. промышл., 1991. — С. 39, 45. — 184 с.
Пастухова С. Ю.
Глиняные игрушки села Доброго Липецкой области //[Журнал] Живая старина. — 2021. — № 4(112). — С. 29-33.
Мартыненко А.
Кожлянская игрушка // Народное творчество. — 1997. — № 1.
Нестеренко Т.
Кожлянская игрушка // [Журнал] Народное творчество. — 2012. — № 3.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 мая 2012. Архивировано из
24 ноября 2010 года.
Б. В. Иванов, Государственный музей этнографии народов СССР.
. — Гос. музей этнографии народов СССР, 1990. — С. 147. — 164 с.
Боев А. А.
. —
М.
: Издательский дом Академии имени Н. Е. Жуковского, 2015. — 304 с. —
200 экз.
—
ISBN 978-5-903111-83-1
.
24 ноября 2022 года.
Варенцова Л. Ю.
Колокольчики и бубенчики Пуреха // История народных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области: методическое пособие. Научный редактор: Ф. А. Селезнев. — Н. Новгород, 2011. — С. 160—182.
Ганулич А. К.
Слышен звон бубенцов издалёка… — М.: Советская Россия, 1990. — 144 с. —
ISBN 5-268-00817-X
.
Духин И. А.
Две славы села Пурех // Отечество. Краеведческий альманах. [Москва].
— 2000. — Вып. 18.
Осокин С. П.
Пурехское медно-литейное производство во второй половине XIX — начале XX в. // Памятники истории и этнографии Горьковской области (Нижегородское Заволжье): информационные материалы. — С. 20—22.
Василенко В. М.
. —
М.
, 1960.
15 октября 2023 года.
Помыткина Л. И.
Нижегородская резьба по камню и кости. — Нижний Новгород, Литера, 2010. — 168 с. — 1300 экз. —
ISBN 978-5-900915-93-7
.
(неопр.)
.
Вятские промыслы
. www.kipov.ru. Дата обращения: 26 января 2019.
16 мая 2018 года.
(рус.)
.
Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области
. Правительство Кировской области. Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано из
22 ноября 2016 года.
Литература
Арбат Ю. А.
Русская народная роспись по дереву: Новые находки. Систематизация. Современное состояние. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 199 с.: ил.
Величко Н. К.
Русская роспись. — М.: Хоббитека, 2023. — Серия: Золотая библиотека увлечений. — 224 с.: ил. —
ISBN 978-5-462-01820-6
.
Ефимова Л. В., Белогорская Р. М.
Русская вышивка и кружево. Собрание
Государственного исторического музея
. — Москва: Изобразительное искусство, 1982. — 272 с.
Круглова О. В.
Народная роспись Северной Двины. — Москва: Изобразительное искусство, 1987. — 192 с.: ил.
Маслова Г. С.
Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М.: Наука, 1978. — 207 с.: ил.
Миловский А. С.
Скачи, добрый единорог. — М.: Детская литература, 1983. — С. 192.: ил. — 100 000 экз.
Никольский В. А.
Древне-русское декоративное искусство / В. А. Никольский. — Петербург: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1923. — 99 с.: ил.
Пересторонина В. Д.
Вятские кружева / Художник В. В. Кременецкий. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. — 128 с., ил. — 10 000 экз.
Помыткина Л. И.
Нижегородская резьба по камню и кости. — Нижний Новгород: Литера, 2010. — Серия: Библиотека имени И. П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области» — 144 с., 24 л. ил.: ил. — 1300 экз. —
ISBN 978-5-900915-93-7
.
Русские игрушечные кони / Сост. Е. М. Можаева. — М.: Советская Россия, 1976. — 128 с.
Русское декоративное искусство. В 3-х томах / Ред. А. И. Леонов. — М.: Академия художеств СССР, 1962—1965. — 1632 с.
Фалеева В. А.
Русское плетеное кружево. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — Серия: Народные промыслы РСФСР. — 328 с. — 20 000 экз.