Живопись
— один из древнейших видов
изобразительного искусства
, вид
, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения
красок
на твёрдую или гибкую
основу
; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник
холст
,
дерево
,
картон
,
бумага
, обработанные поверхности стен и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных
, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Существует также узкая трактовка термина
живопись
как работ, выполненных красками на холсте, доске и других подобных материалах. В узком значении термин
живопись
противопоставляется работам, созданным на бумаге, для которых применяется термин
графика
.
Витторио Кривелли родился в Венеции около
1440 года
. Впоследствии, даже покинув родной город художник гордился тем, что родился здесь. Свои картины он подписывал — «Витторио Кривелли, Венецианец». Его отец Якопо был художником и жил в приходе святого Моисея. Больше о нём ничего неизвестно. Его старший брат Карло был крупным, хотя в свое время и не получившим широкой известности, живописцем.
Он, вероятно, провёл некоторое время в мастерской Карло, у которого перенимал основы живописи, хотя до нашего времени сохранилась только одна совместная работа двух братьев —
полиптих
для церкви Святого Мартина в городе
Монте Сан Мартино
. Современные искусствоведы находят в творчестве Витторио мотивы творчества двух других художников —
Антонио Виварини
и
, хотя никаких документов об учёбе у них художника не сохранилось. Второй из этих художников, если судить по его прозвищу, происходил из Германии.
В
1465 году
он вместе с братом переехал в
Задар
, который расположен на северо-западе Балканского полуострова (
Далмация
) и с
1409 года
находился в составе Венецианской республики. К
1469 году
относится известие, что Витторио взял ученика, которого он согласился обучать в течение восьми лет.
Из Далмации он вернулся на
Аппенинский полуостров
только в
1481 году
, когда поселился в области
Марке
на восточном побережье Италии. Именно здесь он прожил до своей смерти в городе
Фермо
.
В
1481 году
он подписал контракт на создание полиптиха «Богоматери на престоле со Святыми» (Рим,
Ватиканская пинакотека
) для церкви Мадонны ди Лорето в Монтельпаро, этим же временем также датируется
полиптих
, написанный для церкви Святого Франциска в Фермо (Филадельфия,
Пенсильванская академия изящных искусств
). В конце своей жизни Витторио обосновался в
Фермо
(область
Марке
), считавшейся в то время культурной провинцией, где он провел большую часть оставшейся жизни, живя, очевидно, в достатке. Он был впервые в документах упомянут как житель города в
1489 году
. С этого периода там сохранилось ряд подписанных работ, главным образом изображения Марии с Младенцем, которые датированы, включая два полиптиха для церквей в Монте Сан Мартино, один, относящееся к 1489 году (церковь Марии дель Покко) и другой к
1490 году
(церковь Святого Мартина). В августе
1501 года
он получил заказ для написания запрестольного образа, предназначенный для церкви Святого Франциска в Осимо, за который ему должны были заплатить 200 дукатов, немного меньше, чем получил его брат Карло за запрестольный образ в
1493 году
. В ноябре 1501 года Витторио заплатили оставшиеся 55 дукатов за эту работу, но он, должно быть, умер вскоре. В следующем году его сын Джакомо Кривелли попросил, чтобы художник
Антонио Соларио
закончил этот запрестольный образ, который был окончен им в
1506 году
.
«Купание красного коня»
— самая известная
картина
художника
Кузьмы Петрова-Водкина
. Написана в
1912 году
, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность.
Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в
Петербург
.
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.
На большом, почти квадратном полотне, изображено озеро холодных синеватых оттенков, которое служит фоном смысловой доминанте произведения — коню и всаднику. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши, круп и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется ещё ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика.
От передней ноги коня, вступающего в воду, разбегаются волны чуть зеленоватого, по сравнению с остальной поверхностью озера, оттенка. Всё полотно является прекрасной иллюстрацией столь излюбленной Петровым-Водкиным
сферической перспективы
: озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено.
Всего на картине изображено три коня и три мальчика — один на первом плане верхом на красном коне, два других позади него с левой и правой стороны. Один ведёт под уздцы белую лошадь, другой, видный со спины, верхом на оранжевой, уезжает в глубь картины. Эти три группы образуют динамическую кривую, подчёркнутую одинаковым изгибом передней ноги красного коня, таким же изгибом ноги мальчика-всадника и рисунком волн.
Дюрер родился
21 мая
1471 г. в
Нюрнберге
, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из
Венгрии
в середине
XV века
. В этой семье росло восемь детей, из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (
венг.
Ajtósi
, от названия села Айтош, от слова ajtó — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она стала записываться как Dürer. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени
Михаэля Вольгемута
. Там Дюрер освоил не только живопись, но и
гравирование
по дереву и меди. Учёба в
1490
по традиции завершилась путешествием — за четыре года молодой человек объездил ряд городов в
Германии
,
Швейцарии
и
Нидерландах
, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.
В
1494
Дюрер вернулся в Нюрнберг, вскоре после чего женился. Затем он в том же году предпринимает путешествие в
Италию
, где знакомится с творчеством
Мантеньи
,
Полайоло
,
Лоренцо ди Креди
и других мастеров. В
1495
Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми.
В
1520
художник предпринимает путешествие в Нидерланды, где становится жертвой неизвестной болезни, мучившей его затем до конца жизни.
В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в
1527 году
, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал
бастея
.