Михайлов, Дмитрий Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Макси́м Дормидо́нтович Миха́йлов ( 13 [25] августа 1893 , д. Кольцовка , Ядринский уезд , Казанская губерния , Российская империя — 30 марта 1971 , Москва , СССР ) — русский и советский камерный и оперный певец ( бас-профундо ), киноактёр . Народный артист СССР ( 1940 ). Лауреат двух Сталинских премий первой степени ( 1941 , 1942 ) . Протодиакон Русской православной церкви .
Родился 13 [25] августа 1893 года в деревне Кольцовка (ныне — Вурнарский район , Чувашия ) в бедной крестьянской семье.
Учился два года в своей деревне, затем перешёл в земскую школу в деревне , которая находилась в двух километрах от Кольцовки. В понедельник уходил с сумкой за плечами, с хлебом, а в субботу — обратно домой. В земской школе был хор, в котором он пел тогда ещё дискантом и был даже солистом . Однажды в школу приехал брат сельского священника — учитель К. Н. Поливанов. Послушав пение Максима, он увёз его к себе в школу в селе Бетьки , что за Казанью . Когда мальчик переходил в последний класс, учитель стал развивать у него бас. К концу учебного года Максим пел уже басом.
Вынужден был уйти из дома на заработки — работал грузчиком на волжских пристанях и на рыбном заводе в Казани. С 1909 года пел в церковных хорах. Начал петь в церковном хоре Спасского монастыря, в это же время стал вольнослушателем пастырских курсов.
В 1914 году сдал экзамен за курсы духовного училища и был рукоположён в диаконы в . Служил протодиаконом в Омске (1918—1921, Успенский собор ), Казани (1922—1923, здесь занимался пением у Ф. А. Ошустовича ), Москве (1924—1930, церковь Василия Кесарийского , одновременно брал уроки пения у певца Большого театра В. В. Осипова ).
В 1930 году оставил служение, не снимая сана, и поступил в оперную труппу Всесоюзного комитета по радиовещанию при НКПТ СССР (Москва), где был солистом (1930—1932).
В 1932—1956 годах — солист Большого театра СССР . Спел в 25 операх русских, советских и зарубежных авторов.
Пел в концертах. Выступал также как исполнитель русских народных песен («Степь да степь кругом», «Ночь осенняя», « Вдоль по Питерской »). Прекрасно удавались песни русских и зарубежных классиков, советских композиторов.
В годы войны (1941—1945) — в 1-й фронтовой бригаде Большого театра.
С 1951 года гастролировал за рубежом (ГДР, Италия, Китай, Норвегия, Индия, Корея и др.). Участвовал в международном фестивале «Флорентийский музыкальный май»).
Снимался в фильмах « Черевички » (роль Чуба ), « Иван Грозный » (эпизодическая роль протодиакона ), « Борис Годунов » (роль Пимена ).
Скончался 30 марта 1971 года от гангрены обеих ног. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7) . Патриарх Пимен благословил отпеть его в облачении и поминать как протодиакона . Перед смертью принял монашеский постриг [ неавторитетный источник ] .
«
Об этом невысоком крепыше, обладавшем феноменальным басом, было известно, что он являлся сталинским любимцем.
Волков Соломон
. Большой театр. Культура и политика. Новая история. — М.: АСТ, 2018. — С. 383—385.
Вождь приметил Михайлова ещё до войны, когда певцу было около сорока лет. В числе других солистов Большого театра Михайлов выступал в престижных правительственных концертах в Кремле, после которых, как правило, там же устраивались банкеты, обыкновенно с участием сталинских соратников, а также избранных приглашённых артистов. На одном из таких банкетов к Михайлову подошёл сталинский охранник: „Иосиф Виссарионович просит вас к своему столу“. Когда Михайлова представили Сталину, тот стал с ним чокаться и провозгласил тост: „За новое поколение талантливых певцов Большого театра!“ Засмущавшийся Михайлов стал объяснять Сталину, что он бывший дьякон и, может быть, вождю не очень удобно с ним сидеть рядом: „Иосиф Виссарионович, вам зто известно? Ведь я могу вас подвести…“ Сталин в ответ только рассмеялся: „Кто ж зтого не знает, все это знают…“ …Все, помнившие Михайлова, отзывались о нём как об обаятельном, необычайно душевном, незаносчивом человеке, которого совершенно не затронула „звёздная болезнь“. Они считали, что в глубине души Михайлов оставался скромным провинциальным дьяконом. Может быть, именно поэтому Сталин испытывал особенную симпатию к Михайлову не только как к удивительному артисту, но и как к личности. Кондрашин рассказывал мне (со слов Михайлова), как певца ночью вызывали в Кремль к Сталину, чтобы он составил компанию вождю в его ночных бдениях. Сталина одолевала бессонница. Он просиживал с Михайловым по пять часов и более, почти в полном молчании, изредка подливая ему и себе хорошее грузинское вино. После чего Михайлова, напутствуемого прощальными словами Сталина: „Спасибо, хорошо поговорили…“, на правительственном автомобиле отвозили домой. За свою жизнь Михайлов спел партию Сусанина более четырехсот раз. В спектакле 1945 года его появление публика встречала с восторгом. …Сталин особенно любил слушать… предсмертную арию Сусанина. Именно ради неё он не раз прерывал заседания Политбюро, чтобы отправиться в Большой театр. Заодно он прихватывал с собой остальных партийных бонз, вынужденных подчиниться этой прихоти вождя. После того как спектакль заканчивался, заседания Политбюро частенько продолжались в сталинской ложе в Большом. Вот как иногда тесно переплетались музыка и политика в стенах Большого театра ». |
Максим Дормидонтович Михайлов обладал уникальным голосом невероятной красоты и мощи. У него была самая низкая разновидность баса, при этом его высокие ноты были необычайной чистоты и светлости, как у высоких басов, хотя принято считать, что у низкого баса качественных «верхов» быть не может. Одновременно в нижнем регистре его голос охватывал всю большую октаву, то есть весь диапазон оперного баса-профундо . Манера исполнения Михайлова соединяла в себе лучшие традиции церковного и народного пения, которые он воплотил в оперных партиях.
Ф. И. Шаляпин в конце жизни говорил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве — Максим Дормидонтович Михайлов… Большой театр не обеднел… Какой голос у Михайлова. Даже завидую ему» .
Известные партии: