Interested Article - Экстаз
- 2020-09-18
- 2
Экста́з (от др.-греч. ἔκστασις — «смещение, перемещение, исступление, восхищение , отход в сторону, восторг », от ἐκ — «из, от, с» и ἵστημι — «стоять») — повышенное настроение с переживанием высшей степени радости , восторга, воодушевления, ликования, необыкновенного захватывающего счастья , с отрешённостью от реальности .
Термин зафиксирован ещё в античной литературе : Аристотель , Плутарх , Плотин . В древнегреческой философии экстаз — это выход человека за пределы вещественно-психической данности (термин заимствован из области религиозных мистерий) .
Термин использовался также в греческом переводе Танаха Септуагинте : Второзаконие , Псалтирь , Книга пророка Даниила , Книга пророка Аввакума , Книга пророка Захарии , — а также в книгах Нового Завета : Евангелие от Марка , Деяния святых апостолов , — для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности.
В психиатрии экстаз — исступлённо-восторженное эмоциональное состояние, сопровождающееся аффективным сужением сознания , ощущением растворения своего эго в объекте восторженного отношения (то есть, утратой способности осознавать собственную идентичность), значительным ограничением контактов с реальностью и двигательной заторможённостью (в некоторых случаях возбуждением) .
Классификации
В психиатрии выделяются следующие формы экстаза:
- Акинетический экстаз — экстаз со ступором.
- Аутогипнотический экстаз — экстаз, достигнутый во время медитации .
- Гиперкинетический экстаз — экстаз с психомоторным возбуждением .
- Гипнотический экстаз — экстаз, вызванный гипнозом .
- Маниакальный экстаз — экстаз с маниакальным синдромом .
- Оргиастический экстаз — экстаз, ощущаемый во время оргазма .
- Пантепетический экстаз — экстаз с ощущением слияния с космосом .
- Религиозный экстаз — экстаз в состоянии религиозного транса.
- Эпилептический экстаз — экстаз в качестве самостоятельного психического припадка при височной эпилепсии .
Подход Мантегацци
Паоло Мантегацца , итальянский врач, автор книги «Экстазы человека» (книга издана по-русски в 1890, переиздана (репринт) в 1995) выделяет следующие разновидности экстаза :
- Аффективные экстазы.
- Экстаз любви — романтической и т.п.
- Экстазы семейной привязанности, дружбы, любви к ближнему, самопожертвования (альтруистические экстазы).
- Экстазы религиозные.
- Эстетические экстазы.
- Экстазы зрительные (формы, симметрии, красок).
- Экстазы слуховые (музыкальные).
- Экстазы бесконечного (море, небо).
- Умственные экстазы.
- Экстазы творчества (красноречия, власти).
- Экстазы познания истины (интеллектуального чувства).
Религиозный экстаз
Классик английской спиритуалистской литературы Фредерик Майерс писал, что «экстаз является весьма распространённым религиозным проявлением» . Среди всех субъективных религиозных переживаний экстаз является сравнительно общедоступным и психологически наиболее достоверным. Об экстазе говорится практически во всех религиях.
«От шамана дикарских племен до Будды , Магомета и апостолов-мистиков — Иоанна, Петра и Павла — мы встречаемся со сходными психологическими свидетельствами, сколь бы ни были значительны психологические, интеллектуальные и нравственные различия между этими людьми».
Верующие считают, что через религиозное созерцание можно достичь состояния общения с Богом, в котором «душа пребывает в Боге и Бог в душе», однако, оно не является завершающей стадией единства с абсолютом . Многие великие созерцатели описывают отдельно и считают более возвышенной, чем молитва единения, группу определённо экстатических состояний, когда концентрация душевной энергии на трансцендентном столь полна и кипение жизни в этой точке столь интенсивно, что человек погружается в транс и на какое-то время перестаёт осознавать внешний мир . В обычном созерцании человек не следит за внешним миром, но и не абстрагируется полностью. В экстазе же человек не может осознавать внешний мир. Никакие сигналы из этого мира не достигают его, включая даже самые настойчивые — ощущения физических страданий.
Например, в экстазе (в исступлении) находился апостол Пётр , когда согласно книге Деяния святых апостолов , пребывая на молитве в городе Иоппии , в видении получил от Бога откровение о том, что необходимо принимать в церковь не только иудеев, но и язычников:
Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Пётр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении (ἐκστάσει) видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: «встань, Пётр, заколи и ешь». Я же сказал: «нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои». И отвечал мне голос вторично с неба: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
— Деян.
Неоплатонизм
Античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма Плотин ввёл в философию понятия экстаза как «выхода из себя», — методе возвращения к « Единому » ( др.-греч. Ἕν ), помимо описанных Платоном методов добродетели , диалектики и любви . В экстазе человек якобы касается первосущности, стоящей выше всякого постижения и порождающей собой всё многообразие вещей путём эманации. В « Эннеадах » философ использует термин «экстаз» при описании сверхумного созерцания, когда душа ( др.-греч. ψυχή ), отбросив всё интеллектуальное и чувственное, возвышается над областью бытия-ума ( нуса , др.-греч. νοῦς ) и с воодушевлением непосредственно соприкасается со сверхбытийным Единым . Им также указывалось, что для достижения экстаза предварительно требуется достигнуть катарсиса ( др.-греч. κάθαρσις ), пройти все этапы добродетельной жизни и возвыситься над «хороводом добродетелей» .
Согласно Плотину, высшая жизненная задача исчерпывается возвращением к высшему, божественному, истинному; вознесением над земным измерением жизни. Обожествление требует от человека отстранения от собственной чувственности, бескорыстного отношения к миру, отвлечённого мышления (арифметическое, геометрическое), любви к прекрасному (единому), чистого умозрения (созерцания в тишине — исихия) и, наконец, восхищения, экстаза, в котором человеческая душа якобы становится единой с первичным божеством, сливается с ним.
Плотин так описывает экстаз слияния:
«Тогда душа ничего не видит и не различает ни перед собою, ни в себе самой. Она словно бы становится чем-то другим, прекращает быть собою и принадлежать себе. Она принадлежит Богу и едина с ним, как в концентрических окружностях одна в другой. …Поскольку в этом единении с божеством не может быть разделения, и воспринимающий должен быть тем же, что и воспринимаемое [чистое созерцание], постольку у человека остаётся представление о Боге лишь в том случае, если он способен сохранить в себе воспоминание о достижении этого единства и пребывании в нём… Ибо при этом ведь ничто не шелохнётся в нём, ни гнев, ни желание, ни рассудок ни даже интеллектуальное восприятие [в том числе и диалектическое рассмотрение!] — ничто не может привести его в движение, да будет нам позволено так выразиться. Находясь в экстазе, пребывая в отрешенном одиночестве наедине с Богом, человек вкушает подлинную безмятежность» .
Экстаз Плотина характеризуется ощущением очищения, вечности, божественного восторга, которому чуждо всё земное. Согласно Плотину, экстаз — высшее духовное состояние.
Плотиновское понимание экстаза принято и некоторыми последующими неоплатониками (напр., Проклом Диадохом , Порфирием ) .
Экстаз в христианстве
В христианстве высшее духовное состояние — обожение, то есть, что в патристической литературе называется «богоусыновлением», «богоуподоблением», «изменением в бога», «превращением в бога», «обожением». Идея «обожения» ( др.-греч. θέωσις ) была центральным пунктом религиозной жизни востока, вокруг которого вращались все вопросы догматики, этики и мистики .
Плотиновское понимание экстаза было воспринято христианской патристикой ( Псевдо-Дионисием Ареопагитом , Аврелием Августином ) . Плотин, античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма, также в своём учении говорил о достижении высшего духовного состояния, о соединении с божеством, о единении с ним в экстазе. Однако плотиновский экстаз и христианское обожение не одно и то же. Плотиновский экстаз является результатом интеллектуальной деятельности, процессом, в котором не предполагается какого-либо участия человеческого тела . В его философии, тело — отголосок земного, материального, оболочка, из которой надо выбраться, чтобы слиться с чистейшим абсолютным духом. Также философ не говорил о молитве как пути к боговидению. У христианских же мыслителей достижение Бога считается плодом молитвенного труда, тело тоже приобщается к божественной энергии, входящей «во вся составы, во утробу (во внутренности), в сердце». В христианстве именно Иисус Христос считается единственной личностью, открывающей человеку божественную реальность, а Плотин не знает христианской концепции о боге, который «стал хлебом, пищей, питанием для души и тела» .
Православный архимандрит Киприан (Керн) утверждал, что обожение Плотина, или экстаз, — это растворение в Едином до полной утраты собственной индивидуальности, тогда как христианский молитвенный экстаз считается верующими наивысшим приобщением к божественному свету без утраты своей личности, взаимопроникновением Бога и человека как двух личностей, становящихся «равными» .
Согласно российскому историку и богослову К. Е. Скурату , результатом постоянного молитвенного общения с Богом является более тесное соединение с ним — созерцание и экстаз. Экстаз — высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства. Если созерцанием называется деятельность, заключающаяся в божественном размышлении и в постоянной молитве, то на высшей ступени созерцания наступает особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «умным видением», «изумлением» и «высшим видением» . То есть не молитва, а пребывание в «восхищении» или «экстазе». По утверждению богослова, через религиозный экстаз достигается нравственное совершенство, «совершается обновление растлённого грехом естества человеческого, тоньше становятся душевные чувства, и естество наше вновь приобретает свойство ангельское; оно соделывается новою тварью и опять соединяется с Богом, делается участником божественных совершенств, приобретает богоподобие» .
Тем не менее, на протяжении истории, идея сущностного единения с Богом обычно решительно отвергалась и считалась ересью (ср. осуждение катаров и богомилов , Майстера Экхарта и Иоанна Скота Эриугена ), а для ортодоксального христианского мистицизма «обожение» верующего в момент экстаза остаётся лишь виртуальным («энергийным») .
Новое время
В современности понятие экстаза постепенно теряет религиозный смысл . Фридрих Ницше связывает экстаз со стихийным, оргиастически-иррациональным началом человека и культуре, а романтиками он воспринимается как поэтический восторг . В психиатрии экстаз относится к гипертимическим аффективным расстройствам (расстройствам настроения); иногда встречается как свойство акцентуации характера или расстройства личности .
Примечания
- ↑ Жмуров В. А. // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд. — М. : «Джангар», 2012. — 864 с.
- ↑ « » — статья в Малой советской энциклопедии ; 2 издание; 1937—1947 гг.
- . Дата обращения: 27 ноября 2019. 6 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 27 ноября 2019. 4 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 27 ноября 2019. 4 июля 2020 года.
- ↑ В. В. Бибихин, Ю. А. Шичалин. Экстаз // Новая философская энциклопедия в 4 томах. — М. : «Мысль», 2010. — Т. 4. — С. 427. — ISBN 978-2-244-01115-9 . — ISBN 978-2-244-01119-7 .
- . Дата обращения: 25 ноября 2014. 18 августа 2014 года.
- . Дата обращения: 28 апреля 2021. 18 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 25 ноября 2014. 6 марта 2016 года.
- Паоло Мантегацца. (неопр.) . — Профит Стайл, 2017. — С. 336. — ISBN 978-5-457-58910-0 .
- ↑ "Frederic W.H. Myers «Human Personality and its Survival of Bodily Death», vol. II. p. 260
- Эвелин Андерхилл «Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека». К: «София», 2000 — PSYLIB, 2003
- Аблеев С. Р. . — М. : Астрель, 2005. — С. . — 414 с. — ISBN 5-271-04969-8 .
- . Дата обращения: 11 апреля 2015. 15 апреля 2015 года.
- И. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви: Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 97. С. 213
- Епископ Иларион (Алфеев) Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Глава X. Обожение
- Архимандрит Киприан (Керн) . Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 143
- Исаак Сирин, преподобный. Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 21. С. 104—105.
- . Дата обращения: 11 апреля 2015. 18 августа 2014 года.
- Блейхер В. М., Крук И. В. // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — ISBN 5-87224-067-8 .
Литература
- Оршанский И. Г. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1904. — Т. XLa. — С. 875—876.
- Костецкий В. В. «Человек в экстазе. Опыт философского осмысления». — Екатеринбург, 2000.
- Дорофеев Д. Ю. // Вестник Русского Христианского гуманитарного Института. СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института (РХГИ). 2004. — № 5. — С. 73-92.
- Андреева Л. // Общественные науки и современность. 2005. — № 3.
- Пелипенко А. А., Хачатурян В. М. // Субъект во времени социального бытия. — М.: Наука, 2006. — C. 568—586.
Дополнительная литература
- Marghanita Laski, «Everyday Ecstasy», Thames and Hudson, 1980. ISBN 0-500-01234-2 .
- 2020-09-18
- 2