Interested Article - Цвет

Закат

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона , определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических , физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета ( цветоощущение ) определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия , индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики .

Говоря простым языком, цвет — это ощущение , которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Поток света с одним и тем же спектральным составом вызовет разные ощущения у разных людей в силу того, что у них различаются характеристики восприятия глаза, и для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует, что споры, «какой цвет на самом деле», бессмысленны — смысл имеет только измерение того, каков «на самом деле» состав излучения [ источник не указан 3828 дней ] .

История

С помощью стеклянной призмы Исаак Ньютон (конец ХVII века) впервые разложил белый солнечный свет в непрерывный спектр в виде полосы. Из этих цветов он составил круг, мистически ассоциировав «7 цветов» и «7 планет» и замкнул круг искусственным 8 цветом – «пурпурным». Образовалась первая модель круга, которой пользуются до сих пор. Ньютон открыл «чистые» цвета, которые стали своеобразными «цветовыми нотами» и используются при написании любой цветовой композиции. Есть приверженцы использования этого круга. Работает она таким образом, если задумали сделать цветовую композицию из противоположных цветов, то в поддержку следует выбрать еще один цвет составляющий триаду, например, желтый-синий, а дополнительный красный или зеленый. Еще больше приверженцев у другого варианта круга…

Введение

Субъективно воспринимаемый зрением цвет излучения зависит от его спектра , от психофизиологического состояния человека (влияют: фоновый свет /цвет, его цветовая температура ; зрительная адаптация ), и от специфических свойств индивидуального глаза ( дальтонизм ). См. также Психология восприятия цвета .

Различают ( белый , серый , чёрный ) и хроматические, а также спектральные и неспектральные ( пурпурные оттенки).

Неоднозначность понятия «цвет» и восприятие цветов

Спектр на экране монитора (справа добавлен пурпурный участок).
Яркость на красном , зелёном и синем прямоугольниках под спектром показывает относительную интенсивность ощущения на каждом из трёх независимых типов колбочек рецепторов человеческого зрения.

Понятие «цвет» имеет два смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению , вызванному отражением света от некого объекта ( оранжевый апельсин ), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). В первом случае речь идёт о субъективно воспринимаемом цвете, зависящем от множества параметров, во втором — исключительно длине волны наблюдаемого излучения. Соответствие объективной длины волны субъективному цветовому ощущению может варьироваться, поэтому свет с одинаковой длиной волны может восприниматься как разные оттенки цвета.

Различный спектральный состав света может давать одинаковый отклик на зрительных рецепторах (эффект метамерии цвета).

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических , психологических и культурно -социальных факторов. Существует т. н. цветоведение — анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа , некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке . Способность цветораспознавания имеет динамику в зависимости от возраста человека. Сочетания цветов воспринимаются гармоничными (гармонирующими) либо нет. Субъективный аспект восприятия цвета известен также как квалиа .

Существует цветотерапия — лечение цветом.

Физиология восприятия цвета

Средние нормализованные спектральные характеристики чувствительности цветовых рецепторов человека — колбочек . Штриховой линией показана чувствительность палочек — рецепторов сумеречного зрения. Ось длин волн на графике имеет логарифмический масштаб

Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении цветочувствительных клеток — рецепторов глазной сетчатки человека или животного, — колбочек . У человека и приматов существует три вида колбочек, различающихся по спектральной чувствительности, — ρ (условно «красные»), γ (условно «зелёные») и β (условно «синие»), соответственно . Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость . Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки .

Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трёх цветов (т. н. «трёхкомпонентная теория цветового зрения »). Установлено, что пресмыкающиеся , птицы и некоторые рыбы имеют более широкую область ощущаемого оптического излучения. Они воспринимают ближнее ультрафиолетовое излучение (300—380 нм), синюю, зелёную и красную часть спектра . При достижении необходимой для восприятия цвета яркости наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения — палочки — автоматически отключаются.

В нашем восприятии можно выделить 6 основных цветов — белый, чёрный, красный, жёлтый, синий и зелёный.

Субъективное восприятие цвета зависит также от яркости и скорости его изменения (увеличения или уменьшения), адаптации глаза к фоновому свету (см. цветовая температура ), от цвета соседних объектов, наличия дальтонизма и других объективных факторов; а также от того, к какой культуре принадлежит данный человек (способности осознания имени цвета ); и от других, ситуативных, психологических моментов.

Спектральные цвета

Непрерывный спектр

Непрерывный оптический спектр. Для мониторов с показателем гамма-коррекции 1.5.

Непрерывный спектр цветов можно наблюдать на дифракционной решетке . Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги .

Цвета спектра и основные цвета

В 1666 году Исаак Ньютон провёл эксперимент по расщеплению светового луча призмой. В полученном непрерывном спектре чётко различались 7 цветов .

В XX веке Освальд Вирт предложил « октавную» систему (ввёл 2 зелёных — холодный, морской и тёплый, травяной ), но большо́го распространения она не нашла.

Цвет Диапазон длин волн , нм Диапазон частот, ТГц Диапазон энергии фотонов , эВ
Красный 620—760 400—480 1,68—1,98
Оранжевый 590—620 480—510 1,98—2,10
Жёлтый 560—590 510—540 2,10—2,19
Зелёный 500—560 540—600 2,19—2,48
Голубой 480—500 600—620 2,48—2,56
Синий 450—480 620—670 2,56—2,82
Фиолетовый 380—450 670—800 2,82—3,26

Цвета спектра, начинаясь с красного и проходя через оттенки противоположные, контрастные красному (зелёный, циан), затем переходят в фиолетовый цвет, снова приближающийся к красному. Такая близость видимого восприятия фиолетового и красного цветов связана с тем, что на коротких волнах возбуждаются фиолетово-чувствительные колбочки, которые, помимо ощущения синевы, также вызывают и небольшое ощущение красноты. Другими словами, максимально контрастными являются цвета, соответствующие противоположным пропорциям возбуждения колбочек, и видно, что в этом случае красный будет максимально контрастен зелёно-фиолетовому, то есть циану, а это значит, что начиная с циана цвет будет обратно приближаться к красному.

Цвета в таблице — смесь частот, излучаемых ячейками мониторов. Все цвета, которые получаются на экране, являются суммой трёх цветов излучателей, используемых в мониторах. Именно таким образом воспроизводятся все цвета на экранах ЭЛТ , ЖК-дисплеев , плазменных панелей и т. д., а частота, соответствующая в спектре конкретному видимому цвету, может при этом отсутствовать.

Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов».

Аддитивное смешение цветов

В Англии основными цветами долго считали красный , жёлтый и синий , лишь в 1860 году Максвелл ввёл аддитивную систему RGB ( красный , зелёный , синий ). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок ( ЭЛТ ) мониторов и телевизоров .

В художественной практике существует устоявшаяся система цветов, не совпадающая с аддитивной системой Максвелла, использующейся в ЭЛТ. В этой системе в качестве основных цветов используются красный, жёлтый и синий. Использование жёлтого не удивительно, поскольку при смешении красок, в отличие от смешения лучей, светлота и насыщенность полученного цвета получается меньше, чем у исходных красок, поэтому получить жёлтый (самый светлый) цвет смешением других красок, невозможно. Если в системе RGB в определённых координатах спектр разделён основными цветами на три равные части, то в художественной практике частоты соответствующие основным и дополнительным цветам относятся определённым более сложным образом. Понятия чистых красного и жёлтого цветов здесь примерно совпадают с RGB, но чистый синий здесь более заметно отличается от системы Максвелла, относительно чистого синего которой это оттенок более близкий к голубому. Понятие чистого зелёного цвета также не совпадает с тем, который мы обычно видим при горении только зелёного люминофора ЭЛТ - зелёный художников более тёмный и синеватый цвет, в то время как электронный зелёный - более яркий и жёлтоватый, приближенный к салатовому. В художественной практике под зелёным понимается самый пассивный цвет, являющийся дополнительным, контрастным самому активному — красному.

В 1931 году CIE разработала цветовую систему XYZ , называемую также «нормальная цветовая система».

В 1951 году Энди Мюллер предложил субтрактивную систему CMYK ( сине-зелёный , пурпурный , жёлтый , чёрный ), которая имела преимущества в полиграфии и цветной фотографии и потому быстро «прижилась».

Основные и дополнительные цвета

Цветовой круг

Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Дополнительными цветами ( взаимодополнительными ) называют пары противоположных цветов, дающих при смешении ахроматические оттенки, то есть оттенки серого цвета. В RGB триаде основных цветов Красный Зелёный Синий дополнительными являются соответственно Циан Маджента Жёлтый . На цветовом круге , строимом по RGB, эти цвета располагают оппозиционно, так что цвета обеих триад чередуются. В полиграфической практике в качестве основных используют разные наборы цветов.

Мнемоника для цветов спектра и радуги

Для запоминания последовательности основных цветов спектра в русском языке используются мнемонические фразы:

  • К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан (вариант: г де с идит ф илин).
  • Ф азан с идит, г лаза з акрыв, ж елая о чень к ушать (цвета в обратном порядке).
  • К ак о днажды Ж ак- з вонарь г оловою с шиб ф онарь (варианты: г оловой с ломал ф онарь, г ородской с ломал ф онарь).
  • К от о слу, ж ирафу, з айке г олубые с шил ф уфайки.

Чтобы вспомнить, где в полосе радуги расположен красный , следует читать цвета сверху вниз . То есть снаружи радуги находится «начальный» красный цвет, а далее вниз и внутрь дуги — «конечный» фиолетовый цвет ).

Аналогично в английском языке часто используется акроним « Roy G. Biv » (Рой Джи Бив), состоящий из начальных букв цветов.

Цвета цветового круга

В системе RGB (красный—зелёный—синий) цвета разделяются на 12 основных тонов: 3 основных цвета, 3 дополнительных к основным и ещё 6 промежуточных тонов. Данная ниже таблица соответствует как RGB, так и системе CMYK , где в качестве основных берутся голубой , пурпурный и жёлтый .

Цвет Порядок Тон (оттенок), 0-239 Тон, 0-360 ( HSV ) Шестнадцатеричный код
1 Красный I 0 0/360 FF 0000
2 Оранжевый III 20 30 FF8000
3 Жёлтый II 40 60 FFFF00
4 Салатовый III 60 90 80FF00
5 Зелёный I 80 120 00 FF 00
6 Изумрудный III 100 150 00FF80
7 Голубой II 120 180 00FFFF
8 Лазурный III 140 210 0080FF
9 Синий I 160 240 0000 FF
10 Фиолетовый III 180 270 8000FF
11 Пурпурный II 200 300 FF00FF
12 Малиновый III 220 330 FF0080

В следующей таблице показаны 12 цветов цветового круга , в котором в качестве основных используются красный, жёлтый и синий цвета ( RYB ). Цвета здесь подразделяются на основные (или цвета первого порядка), составные (цвета второго порядка) и сложные (третий порядок) .

Цвет Порядок цвета
1 Красный I
2 Красно-оранжевый III
3 Оранжевый II
4 Жёлто-оранжевый III
5 Жёлтый I
6 Жёлто-зелёный III
7 Зелёный II
8 Сине-зелёный III
9 Синий I
10 Сине-фиолетовый III
11 Фиолетовый II
12 Красно-фиолетовый (пурпурный) III

Ахроматические цвета

Оттенки серого (в диапазоне белый — чёрный) носят парадоксальное название ахроматических (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα — цвет, то есть бесцветных) цветов. Парадокс разрешается, когда становится ясно, что под «отсутствием цвета» здесь понимается, естественно, не отсутствие цвета как такового, а отсутствие цветового тона, конкретного оттенка спектра. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый , наиболее тёмным — чёрный .

При максимальном снижении насыщенности любого хроматического цвета тон оттенка становится неразличимым, и цвет переходит в ахроматический.

Характеристики цвета

Каждый цвет обладает количественно измеряемыми физическими характеристиками (спектральный состав, яркость). В терминологии существует путаница между русским и английским языками, связанная с отличием перевода разговорных слов и их использования при обозначении конкретных терминов, эта путаница иногда переносится из английской литературы и в русский язык из-за неточности перевода. Для её разрешения следует сравнить перевод разговорных слов и их научное соответствие.

Слово — формальный разговорный перевод — значение термина:

Lightness — Яркость — Светлота (цвета).

Contrast — Контраст, контрастность — Яркость цвета, насыщенность.

Любой цвет может задаваться тремя характеристиками, тремя координатами: цветовой тон, светлота цвета, насыщенность.

Цветовой тон

Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому положению в цветовом спектре. Оттенки, имеющие одно и то же положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону . При изменении тона, к примеру, синего цвета в зелёную сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым. Кроме спектральных цветов также существуют цвета, средние между красным и фиолетовым - пурпурные оттенки.

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.). Самым тёплым цветом является красный, самым холодным — синий.

Следует отличать физическую характеристику некоторых источников света — цветовую температуру от субъективного ощущения «теплоты» соответственного цвета. Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит по «тёплым оттенкам» от красного через жёлтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет цвет циан.

Ещё одна характеристика, связанная с цветовым тоном — «активность» и «пассивность» цвета. Самым активным называется красный цвет, наиболее пассивен, спокоен — зелёный.

Яркость

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью светлоты (английское соответствие — Brightness). К примеру, при уменьшении светлоты синий цвет постепенно приближается к чёрному , а при увеличении — к белому.

Любой цвет при максимальном снижении светлоты становится чёрным .

Светлота, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия.

Насыщенность

Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.

Светлота тона

Понятие светлоты может относиться не к конкретному цвету, а только к оттенку спектра, тону, независимо от светлоты цвета и насыщенности. Цвета, имеющие различные тона при одинаковой светлоте цвета и насыщенности, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон — самый светлый, синий — самый тёмный. Один из способов определения светлоты тона цвета — посмотреть или представить его в полумраке (насколько светлым он выглядит). Ниже показано различие светлоты синего и жёлтого оттенков на трёх парах различных светлот цветов этих оттенков. Видно, что при большой светлоте цвета жёлтый отличим от белого меньше, чем синий, при малой же синий меньше отличим от чёрного.

Другие цвета, в том числе неспектральные

Цвет Изображение цвета
Чёрный цвет
Серый цвет
Серебристый цвет
Белый цвет
Золотистый цвет
Каштановый цвет
Коричневый цвет
Бурый цвет
Шамуа
Оливковый цвет
Болотный цвет
Травяной цвет
Циан
Аквамарин
Бирюзовый цвет
Розовый цвет
Малиновый цвет
Пурпурный цвет
Пунцовый цвет
Алый
Бордо
Вишнёвый цвет
Шоколадный цвет
Цвет слоновой кости
Хаки
Бежевый ( беж )

Наименования и кодировка цвета, согласно рекомендациям W3C

Распознаваемые ключевые названия цвета (англ.) , которые можно использовать в качестве значений ключевых слов для типа данных <color> в SVG , HTML/CSS-разметке , при разметке Wikipedia , программном обеспечении (например QGIS, разработанного на базе фреймворка Qt ) и др.

Наименование цвета,

(англ.)

Наименование цвета,

(рус., перевод)

Изображение

цвета

Код RGB
aliceblue Синяя Элис rgb(240, 248, 255)
antiquewhite античный белый rgb(250, 235, 215)
aqua морской волны rgb( 0, 255, 255)
aquamarine аквамариновый rgb(127, 255, 212)
azure лазурный rgb(240, 255, 255)
beige бежевый rgb(245, 245, 220)
bisque бисквитный rgb(255, 228, 196)
black черный rgb( 0, 0, 0)
blanchedalmond очищенный миндаль rgb(255, 235, 205)
blue синий rgb( 0, 0, 255)
blueviolet сине-лиловый rgb(138, 43, 226)
brown коричневый rgb(165, 42, 42)
burlywood плотной древесины rgb(222, 184, 135)
cadetblue серо-синий rgb( 95, 158, 160)
chartreuse шартрез rgb(127, 255, 0)
chocolate шоколадный rgb(210, 105, 30)
coral коралловый rgb(255, 127, 80)
cornflowerblue васильковый rgb(100, 149, 237)
cornsilk неспелой кукурузы rgb(255, 248, 220)
crimson багровый rgb(220, 20, 60)
cyan циан, сине-зелёный rgb( 0, 255, 255)
darkblue тёмно-синий rgb( 0, 0, 139)
darkcyan тёмный циан rgb( 0, 139, 139)
darkgoldenrod тёмно-золотой rgb(184, 134, 11)
darkgray тёмно-серый rgb(169, 169, 169)
darkgreen тёмно-зеленый rgb( 0, 100, 0)
darkkhaki тёмный хаки rgb(189, 183, 107)
darkmagenta темно-пурпурный rgb(139, 0, 139)
darkolivegreen тёмно-оливково-зеленый rgb( 85, 107, 47)
darkorange тёмно-оранжевый rgb(255, 140, 0)
darkorchid тёмная орхидея rgb(153, 50, 204)
darkred тёмно-красный rgb(139, 0, 0)
darksalmon тёмный лососевый rgb(233, 150, 122)
darkseagreen тёмно-морской-зелёный rgb(143, 188, 143)
darkslateblue тёмно-аспидно-синий rgb( 72, 61, 139)
darkslategray тёмно-аспидно-серый rgb( 47, 79, 79)
darkturquoise тёмно-бирюзовый rgb( 0, 206, 209)
darkviolet тёмно-фиолетовый rgb(148, 0, 211)
deeppink глубокий розовый rgb(255, 20, 147)
deepskyblue тёмно-голубой rgb( 0, 191, 255)
dimgray тусклый серый rgb(105, 105, 105)
dodgerblue Синий Доджер rgb( 30, 144, 255)
firebrick кирпичный rgb(178, 34, 34)
floralwhite цветочный белый rgb(255, 250, 240)
forestgreen лесной зелёный rgb( 34, 139, 34)
fuchsia фуксия rgb(255, 0, 255)
gainsboro Гейнсборо rgb(220, 220, 220)
ghostwhite призрачно-белый rgb(248, 248, 255)
gold золотой rgb(255, 215, 0)
goldenrod золотарник, золотисто-берёзовый rgb(218, 165, 32)
gray серый rgb(128, 128, 128)
green зеленый rgb( 0, 128, 0)
greenyellow зелёно-жёлтый rgb(173, 255, 47)
honeydew медовый rgb(240, 255, 240)
hotpink ярко-розовый rgb(255, 105, 180)
indianred каштановый, индийский красный rgb(205, 92, 92)
indigo индиго rgb( 75, 0, 130)
ivory слоновая кость rgb(255, 255, 240)
khaki хаки rgb(240, 230, 140)
lavender лавандовый, бледно-лиловый rgb(230, 230, 250)
lavenderblush розово-лавандовый rgb(255, 240, 245)
lawngreen зелёная лужайка rgb(124, 252, 0)
lemonchiffon лимонно-кремовый rgb(255, 250, 205)
lightblue светло-синий rgb(173, 216, 230)
lightcoral светло-коралловый rgb(240, 128, 128)
lightcyan светлый циан rgb(224, 255, 255)
lightgoldenrodyellow светло-золотисто-желтый rgb(250, 250, 210)
lightgray светло-серый rgb(211, 211, 211)
lightgreen светло-зеленый rgb(144, 238, 144)
lightpink светло-розовый rgb(255, 182, 193)
lightsalmon светло-лососевый rgb(255, 160, 122)
lightseagreen светло-зелёный морской rgb( 32, 178, 170)
lightskyblue светло-голубой rgb(135, 206, 250)
lightslategrey светло-аспидно-серый rgb(119, 136, 153)
lightsteelblue светло-стальной синий rgb(176, 196, 222)
lightyellow светло-жёлтый rgb(255, 255, 224)
lime лайм rgb( 0, 255, 0)
limegreen салатовый, зелёный лаймовый rgb( 50, 205, 50)
linen льняной rgb(250, 240, 230)
magenta пурпурно-красный rgb(255, 0, 255)
maroon тёмно-бордовый rgb(128, 0, 0)
mediumaquamarine умеренный аквамарин rgb(102, 205, 170)
mediumblue умеренный синий rgb( 0, 0, 205)
mediumorchid умеренная орхидея rgb(186, 85, 211)
mediumpurple умеренный фиолетовый rgb(147, 112, 219)
mediumseagreen умеренный морской зелёный rgb( 60, 179, 113)
mediumslateblue умеренный аспидно-синий rgb(123, 104, 238)
mediumspringgreen умеренный весенне-зелёный rgb( 0, 250, 154)
mediumturquoise умеренный бирюзовый rgb( 72, 209, 204)
mediumvioletred умеренный фиолетово-красный rgb(199, 21, 133)
midnightblue полуночно-синий rgb( 25, 25, 112)
mintcream мятно-кремовый rgb(245, 255, 250)
mistyrose тускло-розовый rgb(255, 228, 225)
moccasin мокасиновый rgb(255, 228, 181)
navajowhite белый навахо rgb(255, 222, 173)
navy неви, тёмно-синий, военно-морской rgb( 0, 0, 128)
oldlace олдлейс, старое кружево rgb(253, 245, 230)
olive оливковый rgb(128, 128, 0)
olivedrab нежно-оливковый rgb(107, 142, 35)
orange оранжевый rgb(255, 165, 0)
orangered оранжево-красный rgb(255, 69, 0)
orchid орхидея rgb(218, 112, 214)
palegoldenrod бледно-золотистый rgb(238, 232, 170)
palegreen бледно-зелёный rgb(152, 251, 152)
paleturquoise бледно-бирюзовый rgb(175, 238, 238)
palevioletred бледно-фиолетовый, лиловый, сиреневый rgb(219, 112, 147)
papayawhip дынный rgb(255, 239, 213)
peachpuff дымчато-персиковый rgb(255, 218, 185)
peru перу, светло-коричневый rgb(205, 133, 63)
pink розовый rgb(255, 192, 203)
plum сливовый rgb(221, 160, 221)
powderblue пыльно-голубой rgb(176, 224, 230)
purple пурпурный rgb(128, 0, 128)
red красный rgb(255, 0, 0)
rosybrown розово-коричневый rgb(188, 143, 143)
royalblue королевский синий rgb( 65, 105, 225)
saddlebrown седельный коричневый rgb(139, 69, 19)
salmon лососевый rgb(250, 128, 114)
sandybrown песчано-коричневый rgb(244, 164, 96)
seagreen морской зелёный rgb( 46, 139, 87)
seashell морская ракушка rgb(255, 245, 238)
sienna сиена, жёлто-коричневый rgb(160, 82, 45)
silver серебристый rgb(192, 192, 192)
skyblue голубой rgb(135, 206, 235)
slateblue аспидно-синий rgb(106, 90, 205)
slategray аспидно-серый rgb(112, 128, 144)
snow снежный rgb(255, 250, 250)
springgreen весенний зелёный rgb( 0, 255, 127)
steelblue стальной синий rgb( 70, 130, 180)
tan цвет загара, рыжевато-коричневый rgb(210, 180, 140)
teal зеленовато-синий rgb( 0, 128, 128)
thistle чертополох rgb(216, 191, 216)
tomato помидорный rgb(255, 99, 71)
turquoise бирюзовый rgb( 64, 224, 208)
violet фиолетовый rgb(238, 130, 238)
wheat пшеничный rgb(245, 222, 179)
white белый rgb(255, 255, 255)
whitesmoke дымчато-белый rgb(245, 245, 245)
yellow жёлтый rgb(255, 255, 0)
yellowgreen жёлто-зелёный rgb(154, 205, 50)

Физико-химия цвета

Цвет объекта — это комплексный результат ряда факторов, таких как: свойства поверхности (в том числе спектр поглощения и спектр отражения), температура , относительная скорость и прочих. Все эти факторы в сумме дают определённую длину электромагнитной волны.

Колориметрия и воспроизведение цвета

Связь цвета и спектральных цветов

Существует несколько цветовых шкал, удобных для применения в различных отраслях. Для измерения цвета используют колориметры и спектрофотометры . На практике в промышленном производстве, полиграфии используются атласы цветов .

Диаграмма цветового пространства CIE 1931. На внешней линии, ограничивающей цветовое пространство, указаны длины волн спектральных (монохроматических) цветов, в нм.

Применение цветов

Цвет широко применяется как средство для управления вниманием человека. Некоторые сочетания цветов считаются более благоприятными (например, синий + жёлтый ), другие — менее приемлемыми (например, красный + зелёный ). Психология восприятия цвета объясняет, почему те или иные сочетания способны сильно воздействовать на восприятие и эмоции человека .

Психология восприятия цвета

Цвет в исторической науке


См. также

Примечания

  1. Домасев М. В., Гнатюк С. П. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения. СПб., Питер, 2009.
  2. . Дата обращения: 5 сентября 2018. 6 сентября 2018 года.
  3. Енохович А.С. Справочник по физике. — М. : Просвещение, 1990. — С. 221. — 384 с. — ISBN 5-09-001833-2 .
  4. Микиров, А.Е., Смеркалов, В.А. Исследование рассеянного излучения верхней атмосферы Земли. — Л. : Гидрометеоиздат, 1981. — С. 146. — 208 с.
  5. Уилан Б., Гармония цвета: Новое руководство по созданию цветовых комбинаций / Б. Уилан; Пер. с англ. Г. Щёлоковой. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005
  6. . www.w3.org . Дата обращения: 13 ноября 2023. 24 ноября 2023 года.
  7. . www.w3.org . Дата обращения: 13 ноября 2023. 13 ноября 2023 года.
  8. // Википедия. — 2023-07-28.
  9. . doc.qt.io . Дата обращения: 13 ноября 2023. 13 ноября 2023 года.

Литература

  • Артюшин Л. Ф. , Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, М., 1970
  • Вавилов Н. , Свет и цвет в природе
  • Гуревич М. М. , Цвет и его измерение, М. — Л., 1950
  • Кустарёв А. К. , Колориметрия цветного телевидения, М., 1967
  • Ивенс Р. М. , Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964
  • Петрушевский Ф. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Селицкий А. Л. , Цветоведение. Минск, 2019.
  • Шерцль В. И. , // « Филологические записки », Воронеж, 1873
  • Уилан Б. , Гармония цвета: Новое руководство по созданию цветовых комбинаций / Б. Уилан; Пер. с англ. Г. Щёлоковой. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005
  • Яковлев Б. , Цвет в живописи // Художник. 1961, № 3. С. 27—31
  • Wyszecki G. , Stiles W. S., Color science, N. Y. — L. — Sydney, 1967.
  • Deane B. Judd and Gunter Wyszecki — Color in business, science and industry 1975, ISBN 0-471-45212-2

Ссылки

  • в каталоге ссылок Curlie (dmoz)

На английском языке

  • на Wayback Machine ( от 19 июня 2006 )
  • Steven Weintraub. // Western Association for Art Conservation Newsteller. — 2000. — Vol. 21, № 3 .
  • Kevin P. McGuire . . Tailored Lighting Inc.
  • . Stanford Encyclopedia of Philosophy (1 декабря 1997).
  • . Дата обращения: 1 декабря 2009. Архивировано из 20 февраля 2006 года.
  • Bernice E. Rogowitz , Lloyd A. Treinish .
Источник —

Same as Цвет