Interested Article - Цицит
- 2020-02-07
- 1
Цицит ( ивр. צִיצִית [tsiˈtsit] , сеф. цици́т , ашкеназское произношение : ци́цес ; самаритянск . ࠑࠉࠑࠉࠕ) в талмудическом иудаизме — сплетённые пучки нитей, которые обязаны носить взрослые евреи-мужчины (с 13 лет и 1 дня), если носят одежду с углами. Цицит обязательно повязывают на углах талита (если еврей желает носить его).
Этимология
На иврите словом «цицит» обозначают также прядь волос или чуб.
И простёр Он как бы руку, и взял меня за волосы ( цицит ) головы моей (ויקחני בציצת ראשי).
— Иез.
В греческой Септуагинте использованы слова «бахрома» для цицит, «прядь» для нити, «гиацинт» для голубой и воспроизводит Числа 15 следующим образом:
Пусть сделают себе бахрому на крылах покрывал своих на поколения свои и положите на бахрому крыльев прядь гиацинтовую .
— Чис.
Греческая Септуагинта воспроизводит текст Второзакония 22 следующим образом:
Цепочку сделаешь себе на четырёх бахромах укрывал твоих, в которые укроешься.
— Втор.
Цицит караимов переплетена в виде голубой цепочки (косички). Вероятно, караимы читали Септуагинту (хотя о голубой нити во Второзаконии 22.12 нет упоминания).
Пятикнижие Моисеево Числа 19.15 (как и 15.38) использует слово «нить» ( ивр. פתיל ), покрыв сосуд, обвязать нитью, чтобы сохранить чистоту. Однако, греческая Септуагинта в Числах 19.15 использует слово ( греч. δεσμον ) «нить», но в Числах 15.38 слово ( греч. κλωσμα ) «прядь».
Всякий открытый сосуд, который не обвязан ниткой (δεσμον) и не покрыт, нечист.
— Чис.
Пятикнижие Моисеево Второзаконие 32.5 использует слово ( ивр. פתלתל ) «перекрученный; извращённый» однокоренное слову ( ивр. פתיל ) «нить».
Цицит как заповедь Торы
Голубая нить в цицит напоминает еврею о заповедях, побуждая его к их выполнению. Но цицит и голубая нить это не две отдельные заповеди, но одна .
И сказал Господь Моше так: Скажи сыновьям Исраэля, пусть сделают себе цицит на крылах одежд своих на поколения свои, и придадут они на цицит крыла нить (птиль) голубую (тхелет) . И настанет вам [в отношении] цицит: [когда] увидите его, [то] вспомните все заповеди Господни и сделаете их, и не высмотрите вослед сердцу вашему и глазам вашим, за которыми вы блудно следуете. Чтобы вы помнили и исполняли все Мои заповеди и были святы для Бога вашего.
— Чис.
Косички (гдилим) сделаешь себе на четырёх крылах покрывала (ксута) твоего, в которое укроешься.
— Втор.
Талмуд разбирает заповедь о цицит в трактате Менахот , начиная со , глава «ха-Тхелет». Женщинам носить цицит не запрещается, однако традиционно его носят только мужчины.
Раши толкует слова Торы о цицит следующим образом:
'Когда увидите его, то вспомните все заповеди Господни': потому что подсчёт гематрии слова 'цицит' (ציצית) это 600 и восемь нитей и пять узлов, получается шестьсот тринадцать [заповедей]
Нахманид не согласился с толкованием Раши, сказав, что в Торе слово «цицит» всегда записывается ( ивр. ציצת ), а это соответствует гематрии 590, но не 600. Нахманид предлагает иное толкование, что Тора предписывает: «когда увидите его », а это относится к голубой нити, видя которую еврей вспоминает голубое море в котором отражается голубое небо как престол Славы Божьей, напоминающий о заповедях.
Тора предписывает привязывать к углам одежды, имеющей форму четырёхугольника, особые кисти из шерстяных ниток, называемые цицит. В наше время вышло из обыкновения носить такую одежду, но чтобы исполнить эту заповедь Торы, мы носим т. н. малый талит, а перед шахарит облачаемся в большой талит
— Кицур шулхан арух, законы цицит
Голубая нить (птиль-тхелет)
Для окраски нитей должен использоваться особый краситель, именуемый (как и сам цвет) ( ивр. תְּכֵלֶת ) «тхелет». В трактате Менахот говорится, что эту краску ни в коем случае нельзя «подделывать», то есть пользоваться какими-либо красками-заменителями, пусть даже близкими по цвету. Талмуд объясняет, что краска делается из крови улиток под названием хилазон. По цвету она напоминает море (а море по цвету похоже на небо), по форме — рыбу. Эта редкая улитка появляется раз в 70 лет, посему голубая краска стоила очень дорого.
Поскольку секрет изготовления голубой краски на более чем 1500 лет был утерян, многие евреи носят цицит неокрашенными, что не препятствует исполнению заповеди о цицит, так как голубая краска — заповедь отдельная. В конце XX века предприняты попытки восстановить технологию окраски нитей. Было высказано предположение, что голубая краска представляет собой особую, голубоватую разновидность пурпура , родственную индиго . В то же время, надёжно реконструировать краситель не удаётся, так как технология позволяет получать различные оттенки, а какой из них в точности соответствует требуемому, не ясно.
Узлы цицит
В тексте Торы содержится предписание сделать цицит на углах талита, а затем поверх цицит повязать голубую нить ( Чис. ), чтобы посмотрев на голубую нить вспомнить о заповедях и выполнить их ( Чис. ), а значит, голубая нить должна быть сверху, чтобы быть видимой. Сколько нитей в цицит, как повязывать голубую нить, сколько витков в Торе не упомянуто.
В Талмуде постановлено взять 3 белых нити (Менахот 41б) (потому что в семитских языках только с трёх начинается множество), а четвёртая нить — голубая, сделать двойной узел (Менахот 39а) и сделать от минимум 7 узлов по 3 витка (21 виток) до максимум 13 узлов по 3 витка (39 витков) (Менахот 39а). Таким образом, обычай Амрама гаона соответствует минимальному требованию Талмуда, а современный обычай Кицур шулхан аруха соответствует максимальному требованию Талмуда.
- Однако, ортодоксальный иудаизм имеет множество обычаев. Амрам гаон описывал сделать двойной узел, затем 3 витка белой нитью, потом 3 голубой, 3 белой, 3 голубой, 3 белой, 3 голубой, 3 белой (всего 21 виток) и двойной узел снова.
- Обычай Маймонида сделать полностью белую цицит из 7 узлов, состоящих из 3 витков каждый (всего 21 виток). Если Амрам гаон исходил из минимального требования Талмуда о 7 узлах по 3 витка (3 узла голубых и 4 узла белых между ними, всего 21 виток), то обычай Маймонида исходил из максимального требования Талмуда о 13 узлах по 3 витка, но Маймонид предпочитал сплошную белую цицит так, что образовывались пробелы из-за отсутствия голубых узлов (« Если желает, может завязывать узлы по 3 витка лишь белой нитью так, как делают голубой нитью и это мой обычай » Мишна Тора Ахава Цицит 1.9).
- Затем появился обычай голландских сефардов Лондона сделать 10 витков, 5, 6, 5 витков с 5 двойными узлами между ними. Используют только белую шёлковую нить на шёлковом талите. Каждый виток является узлом. Под витками подразумевают гематрию тетраграмматона имени Яхве (всего 26 витков).
- Позже появился обычай Шулхан аруха , который постановляет сделать двойной узел, потом 7 витков, 9, 11, 13 и 5 двойных узлов между ними (всего 40 витков) (Шулхан арух Орах-хаим 11.14). Каждый виток является узлом.
- Сегодня ортодоксальный иудаизм следует постановлению Кицур шулхан аруха сделать 7 витков, 8, 11, 13 и 5 двойных узлов между (всего 39 витков)(Кицур шулхан арух 8.9). Сефарды и хабадники делают каждый виток узлом, ашкеназы делают простые витки.
- В форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит ( гематрия 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы
Караимы делают цицит по-своему и не делают тфилин . Самаритяне не делают ни тфилин ни цицит, но лишь мезузу .
В Новом Завете
Цицит упомянут в Евангелиях как порицание Иисусом фарисеев за демонстративное ношение огромных тфилин и слишком длинных кистей цицит, а значит, большинство евреев носили малые тфилин (1см) и короткие кисти цицит.
Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища (тфилин, φυλακτηρια) свои и увеличивают воскрилия одежд (цицит, κρασπεδα) своих.
— Мф.
Считалось, что цицит несут охранную функцию.
И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением , подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды (цицит, κρασπεδα) Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
— Мф. ,
И просили его, чтобы только прикоснуться к краю одежды (цицит, κρασπεδα) Его; и которые прикасались, исцелялись.
— Мф.
См. также
Примечания
- ↑ κρασπεδα
- κλωσμα
- υακινθινον
- στρεπτα
- κρασπεδων
- Сифри, Шлах
- Тора Второзаконие 22.12 не имеет слова «цицит»
- цицит
- толкование Раши на Числа (Бамидбар-Раба 18.21)
- Раши говорит: когда увидите «цицит», Нахманид говорит: когда увидите «голубую нить»
- Трактат Менахот, лист 43
- .
- Shabtai Rappoport. (ивр.) . Дата обращения: 5 мая 2011. Архивировано из 24 мая 2011 года.
- Обычай Кицур шулхан аруха представляет собой соединение двух обычаев — максимальное требование Талмуда о 13 узлах по 3 витка (39 витков) и обычай сефардов (5 двойных узлов)
- (рус.) . Имрей Ноам (13 августа 2017). Дата обращения: 21 февраля 2021. 27 января 2021 года.
- Чернобыльские хасиды сегодня надевают бóльшую головную тфилу (43мм), чем ручную тфилу (32мм)
- см. греческий текст Лев. ; Мф.
Ссылки
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Epstein, Menachem. (англ.) = Has Tekhelet been Found? // Hakirah, Inc. a non-profit private foundation Hakirah, The Flatbush Journal of Jewish Law and Thought : Yearbook. — Иерусалим, 2006. — Vol. 3 . — P. 165—180 . — ISBN 0-9765665-2-4 .
- 2020-02-07
- 1