Кид Галахад
- 1 year ago
- 0
- 0
Галаха́ , Алаха́ или Халаха ( ивр. הֲלָכָה , ашкеназ. ало́хо или гало́хо ) — традиционное иудейское право , совокупность законов и установлений иудаизма , регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев . В более узком смысле — совокупность законов, содержащихся в Торе , Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, по которым еврей должен себя вести, а также каждый из этих законов (мн. ч. галахот или халахот ) в отдельности.
Галахист — изучающий галаху — законодательную часть Талмуда; в отличие от агадиста , изучающего другую часть — агаду .
Слово «галаха» или «халаха» — арамейского происхождения. Происходит от корня הלך ( халах ) со значением «ходить», которому было придано значение «принятый путь», «закон» .
В грамматически прямой форме впервые применено в Мишне , а в сопряжённой форме ( ивр. סמיכות , смихут ) встречается в иудео-арамейском переводе Танаха Онкелоса ( ) , где фраза «по праву дочерей израильских» ( Исх. ) звучит на иудео-арамейском языке Талмуда ( ивр. כהלכת בנת ישראל ке-хилхат бнат Исраэль ) .
Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин «галаха», сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма .
В то время как ортодоксальные евреи воспринимают галаху как твёрдо установленный закон, некоторые другие деноминации внутри иудаизма (например, представители реформистского иудаизма ) считают возможным интерпретирование галахи и изменение законов и установлений под влиянием новых моделей поведения и окружающего общества [ источник не указан 1621 день ] .
Поскольку жизнь ортодоксальных евреев во всех своих проявлениях регулируется религиозными предписаниями, Галаха включает в себя все религиозные заповеди и законодательные установления иудаизма и многие дополнения к ним. Кроме того, в сферу галахи входят правовые решения различных раввинов , устанавливающие нормы религиозного поведения или утверждающие отдельные законы.
Ортодоксальный иудаизм имеет широкий спектр мнений о ситуациях, в которых изменение галахи допустимо. Харедим , в общем, считают, что даже обычаи должны быть сохранены, а существующие прецеденты не могут быть пересмотрены. Религиозные сионисты считают допустимым внесение изменений в обычаи и пересмотр применения на практике законов в соответствии со строго установленной процедурой [ источник не указан 1621 день ] .
В еврейском галахическом праве можно выделить пять групп законов.
Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, устный закон, в противоположность письменному.
Согласно ортодоксальной традиции, галаха была дана Богом Моисею на горе Синай как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью галахи. Общий комплекс галахи в составе устной Торы передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в Мишне.
Развитие галахи начинается во времена Ездры , когда евреи приняли всю Тору как обязательное руководство в жизни.
Развитие галахи диктовалось тем, что законы, записанные в Торе, нуждались в истолковании, и в точном определении их конкретного применения в различных и меняющихся социальных и бытовых условиях.
Процесс развития галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов.
Устное толкование Торы, по-видимому, началось вскоре после её объявления письменным законом (между серединой V в. до н. э. и началом IV в. до н. э.). Основоположником устного толкования предписаний Торы традиция считает Ездру , основываясь на свидетельстве Библии о его деятельности ( Езд. ). Однако о ходе развития галахи до эпохи Хасмонеев мало что известно.
Видимо, значительную роль в этом процессе играли «Мужи Великого Собрания» ( ивр. אנשי כנסת הגדולה аншей кнесет ха-гдола ). Им приписывается получение закона от пророков и вручение его последующим законоучителям (Мишна, Авот 1:1), а также введение самих понятий Мидраш (в широком смысле изучения закона), галаха и агада и установление ряда религиозных обычаев. Существенной была и роль , по мнению некоторых исследователей, основателей Великого Собора. Их деятельность состояла в изложении галахических норм и традиций и в извлечении новых из текста Священного Писания в ходе его толкования, что было тесно связано с их занятиями по обучению Торе.
Древнейшие учителя галахи назывались таннаи и амораи и занимались толкованием галахи. Гиллель и рабби сформулировали правила толкования, посредством которых галаха выводилась из библейских текстов и, следовательно, восходила к «синайскому откровению». Мишна, составленная рабби Иехудой ха-Наси , стала основным текстом галахи, и всё дальнейшее развитие еврейского закона опирается на мишну или комментарии к ней. Более поздние законоучители назывались савораи , гаоны и софрим.
В современном Израиле Тора и Талмуд признаются одним из источников (гражданского) права, на которые опираются суды, в том числе и при толковании применения законодательства, принятого Кнессетом .
10 ноября 2009 года министр юстиции Израиля Яаков Нееман заявил, в частности: «Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем галаху основным законом страны. Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора даёт ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами» .