Interested Article - Шахид

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Шахи́д ( араб. شَهيد ‎ ʃähiːd, множественное число شُهَداء ʃuhädäːˀ; происходит от араб. شهادة ‎ ʃähäːdä шахада , буквально «свидетельствование»). В исламе это понятие применяется как в отношении свидетеля на суде, свидетеля на свадьбе и других официальных мероприятиях, так и в отношении верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха , защищая свою веру, родину, честь, семью . Употребляется в смысле « мученик за веру» .

Мученичество за веру так или иначе характерно для всех авраамических религий . И ислам, и христианство высоко чтят принявшего смерть за веру. Понятие ( термин ) «шахид» аналогично определению « мученик » ( др.-греч. μάρτυς , лат. martyr — свидетель) в христианстве .

В XXI веке слово «шахид» получило массовое употребление (в основном в журналистской среде) в отношении исламистских террористов , совершающих террористические акты-самоубийства .

Этимология

Ан-Навави в книге «Кита̄б аль-Маджмӯ‘» указал причины того, почему погибшие в бою называются шахидами (свидетелями) :

  • Сам Аллах свидетельствует, что они будут в раю;
  • Ангелы свидетельствуют об их мученичестве, когда забирают их души;
  • Их смерть на поле боя является явным свидетельством веры;
  • Пролитая ими кровь является свидетельством их искренней веры в Аллаха;
  • Они из числа тех, что будут свидетельствовать над общинами;
  • Их душа будет свидетельствовать о рае (то есть увидит рай).

Религиовед А. А. Грицанов считает, что «Шахид — тот, кто познал и принял ислам, признал и свидетельствует истинность единого Бога , верует в потусторонний мир и вечность, в связи с чем легко освобождается от земных привязанностей, не боится смерти и участием в джихаде принимает шахаду » .

, военный психолог и старший научный сотрудник Российского института культурологии , даёт такое определение: «Шахид — это свидетель в переводе с арабского, свидетель своей приверженности вере. И он свидетельствует приверженности вере своим поступком, вплоть до того, что он „отдаёт свою жизнь“» .

А Д. Ж. Гакаев , доктор исторических наук , главный научный сотрудник ИЭА РАН , также добавляет: «Он свидетельствует перед Богом о своей способности нести себя в жертву во имя этой идеи, идеи так называемого джихада» .

Общий смысл

Аят о шахидах на фасаде мечети Шахидов в Баку (на арабском и турецком языках)

Религиовед А. А. Грицанов пишет: «Согласно мусульманству, шахид утверждает свою веру собственной смертью в войне против неверных . Ему гарантирован рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище, поэтому он не нуждается в омовении перед погребением. Ему прощаются все земные грехи, в раю он получит высокое положение, вблизи трона Аллаха» .

О шахидах говорится во многих аятах Корана :

Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа…
Аль-Бакара , 154

Шахидам прощаются все грехи, после чего они могут войти в рай .:

…А тем, которые переселились или были выселены из своих жилищ, пострадали в борьбе ради Меня, сражались и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения, введу их в Райские сады, где текут ручьи. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха — наилучшая награда.
Аль Имран , 195

Если какой-либо человек сражался с врагами не во имя Аллаха, а по причине мирских интересов (ради материальных благ, славы и т. д.) и погиб, то даже считаясь «мирским шахидом», в той жизни он будет не вознаграждён Аллахом, а напротив — подвергнут наказанию .

Согласно хадисам (своды Бухари , Насаи , Ибн Маджи и Тирмизи ), над шахидами не нужно совершать омовение . Желательно хоронить шахида на том месте, где был совершён «истишхад» ( араб. استشهاد ‎) — акт мученической смерти.

Другие значения

В более широком смысле шахидами являются все люди, которые погибли за правое дело, во имя Аллаха . В хадисах «шахидами» называют людей, погибших от рук преступников при самообороне, умерших от различных эпидемий и т. д. С течением времени понятие истолковалось шире и к шахидам стали относиться все невинные, умершие насильственной смертью : убитые людьми и животными, погибшие во время стихийных бедствий, эпидемий, утонувшие, отравленные, скончавшиеся во время хаджа и т. д.

Согласно Ислам.ру , словом «шахид» традиционно называют :

  • погибшего в справедливой войне с агрессорами и оккупантами ( колонизаторами ), защищая ислам и свободу соблюдения мусульманами своей религии;
  • людей, погибших от рук бандитов при самообороне, защите семьи или имущества, отстаивании своей веры, умерших от различных эпидемий и, умерших, сохранив свою честь;
  • умерших от мучительных болезней, утопленников, женщин, умерших во время беременности и после родов.

Кроме того, этот термин употребляется в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т. д.

Религиовед Александр Грицанов отмечает, что современные теоретики шиитского течения считают, что «шиитская община живёт в состоянии постоянной шахады» и «чтя и поминая шахидов, она готовит новых шахидов и тем самым передает шахаду будущим поколениям» .

Примеры современного применения термина

Аллея Шахидов в Баку

В узком смысле этот термин используют арабы-христиане, а также индусы и сикхи.

В России некоторые мусульмане называют шахидами павших на полях сражений Великой Отечественной войны .

В Азербайджане шахидами считаются люди, погибшие в ходе борьбы за независимость Азербайджана, жертвы событий Чёрного января , погибшие в Карабахской войне в начале 90-ых . В центре Баку в память об этих людях создана Аллея Шахидов . Также статус шахида в Азербайджане официально имеют военнослужащие, погибшие при выполнении боевого задания , погибшие во Второй Карабахской войне , а также гражданские лица, погибшие при ракетных и артиллерийских обстрелах с армянской стороны жилых населённых пунктов в ходе конфликта .

В Пакистане шахидами зовут солдат, погибших в войнах, которые вела эта страна — в частности, в войнах за Кашмир .

В Ираке шахидами называют солдат, погибших на войне. В 1983 году в Багдаде был открыт крупный мемориальный комплекс «памятник Шахиду» в честь солдат, погибших в ходе ирано-иракской войны .

В столице Бангладеш Дакке открыт мемориал Шахидов в честь демонстрантов, погибших в столкновениях с пакистанскими войсками в 1952 году .

Термин «шахид» и терроризм

Термин «шахид» употребляют также террористические группировки исламистского толка. Как правило, «шахидами» называют террористов-смертников . Распространённой среди исламистских террористов является практика самоподрывов с использованием т. н. « пояса шахида » — начинённого взрывчаткой пояса, который прячут под одеждой и приводят в действие в местах больших скоплений людей .

Палестинские исламистские организации называют шахидами террористов-смертников, ведущих борьбу против Израиля . Батальоном шахидов называли вооружённое формирование Шамиля Басаева . Шахидами назвали террористов, совершивших нападение 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр .

( ), директор сайта ( ) пишет, что «согласно Махмуду аз-Захару из ХАМАСа , на раздавшийся в 2002 году в Александрийском университете в Египте призыв стать „мучеником за веру“ откликнулись сразу две тысячи студентов» .

Критика применения термина «шахид» к террористам

Многие исламские богословы считают, что теракты-самоубийства и убийства мирных граждан в корне противоречат Корану , хадисам и исламу в целом . Известен также ряд фетв (правовых заключений), направленных на осуждение терроризма и акций террористов-смертников .

По мнению председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина :

«…употребление таких религиозных терминов как „шахид“, „моджахед“, „воин Аллаха“ и других в отношении террористов в корне неверно и направлено, в первую очередь, на дискредитацию ислама».

По словам муфтия, использование этих терминов в ином, отрицательном смысле, в частности, при наименовании начинённых взрывчаткой поясов террористов-смертников «поясами шахида», искажает истину и вносит путаницу в общественное сознание .

Схожее мнение на этот счёт высказывали также Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев , лидер ЛДПР Владимир Жириновский , а также Президент РФ Владимир Путин .

Примечания

  1. Ализаде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  2. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней]) // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий).
  3. Мученичество, Причины гонений на христиан Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Тт. 1-4. СПб., 1907—1918. Репринт: М., 1994.
  4. от 20 октября 2013 на Wayback Machine // Эхо Москвы ,16.07.2003 г.
  5. Культ святых в исламе // / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф., Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. Пиотровского М. Б. , .—М.: Политиздат , 1988. — 254 с. ISBN 5-250-00125-4 ( С.134 )
  6. от 21 июня 2011 на Wayback Machine // Ислам.ру , 23.02.2010 г.
  7. . Ислам.Ру . Дата обращения: 22 июня 2010. Архивировано из 24 мая 2005 года.
  8. . РИА Новости (22 июня 2010). Дата обращения: 22 июня 2010. Архивировано из 26 июня 2010 года.
  9. . Дата обращения: 7 мая 2021. 7 мая 2021 года.
  10. . Дата обращения: 7 мая 2021. 7 мая 2021 года.
  11. . Дата обращения: 7 мая 2021. 9 мая 2021 года.
  12. . Дата обращения: 7 мая 2021. 10 мая 2021 года.
  13. . Дата обращения: 7 марта 2010. Архивировано из 12 августа 2014 года.
  14. . Дата обращения: 7 марта 2010. 25 декабря 2017 года.
  15. . Дата обращения: 7 марта 2010. 6 апреля 2010 года.
  16. от 12 июля 2009 на Wayback Machine // Безопасность для всех, 25.03.2005
  17. // Der Spiegel , 23 September 2006 (англ.)
  18. (недоступная ссылка)
  19. Ряд критиков сайта называет его исламофобским , Спенсер эту критику отвергает: от 29 декабря 2010 на Wayback Machine
  20. Роберт Спенсер от 24 сентября 2015 на Wayback Machine , 20-10-2003
  21. от 7 января 2010 на Wayback Machine // Информационный центр «Ближний Восток»
  22. Коран, 4:29
  23. «Сахих аль-Бухари», глава 523
  24. от 13 октября 2007 на Wayback Machine // Добаев И. П. , Немчина В. И. Новый терроризм в мире и на юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия. — Ростов н/Д, 2005.
  25. от 20 октября 2013 на Wayback Machine // MIGnews.com, 18.07.2005
  26. Robert Spencer (недоступная ссылка) // FrontPageMagazine.com, 14 October 2003
  27. от 23 сентября 2011 на Wayback Machine // Сесиль Эньон, 11.03.2008
  28. от 7 июля 2010 на Wayback Machine // Council of American-Islamic Relations
  29. от 26 июня 2013 на Wayback Machine //Muslims for Secular Democracy
  30. от 5 мая 2010 на Wayback Machine // NEWSru.com , 11.08.2003
  31. от 4 апреля 2010 на Wayback Machine // Lenta.ru ,02.04.2010

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • Фильм о шахидах.
  • от 10 марта 2007 на Wayback Machine
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Шахид