Площади Воронежа
- 1 year ago
- 0
- 0
Герб Воронежа — один из официальных символов города Воронеж , административного центра Воронежской области . Существование у Воронежа герба достоверно известно с начала XVIII века; композиция, изображённая на современном гербе, впервые появилась на гербе 1781 года; современный герб утверждён Решением Городской Думы № 292-II от 26 сентября 2008 года.
Герб внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под регистрационным номером 4446 .
Официальное описание большого герба:
В червлёном (красном) поле с золотой главой, обременённой чёрным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, с червлёными языками, увенчанным тремя золотыми императорскими коронами и держащим в правой лапе золотой скипетр, а в левой — золотую державу, выходящая справа золотая сложенная из валунов гора, на склоне которой — опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах, окружённой по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели — витязи на зелёной земле в серебряных кольчугах, зерцальных доспехах, шлемах со стрелками и несомкнутыми спереди бармицами, в червлёных плащах, заколотых на правом плече серебром, в рубахах и сапогах той же финифти и портах того же металла; правый — держит в правой руке золотой меч, направленный книзу, а на поясе его — золотые ножны; левый — держит в левой руке перед собой золотой старинный ( миндалевидный ) щит, на котором размещена эмблема с полкового знамени пехотного полка, утверждённая 8 марта 1730 года, на поясе его — меч в ножнах того же металла. Щит обрамлён орденскими лентами: справа — ордена Ленина , а слева — ордена Отечественной войны I степени.
Устанавливаются три равнодопустимых версии герба города Воронежа: полный герб города, средний герб (коронованный щит) и малый герб (гербовый щит без золотой короны и украшений) . Герб может воспроизводиться со знаком города воинской славы — двумя скрещёнными серебряными мечами с золотыми рукоятями за короной.
Фигуры герба символизируют город и его жителей как тружеников, огромный вклад которых в экономическое, культурное, духовное развитие Воронежской области и страны имеет большое значение. Основой композиции герба города Воронежа является исторический герб города, высочайше утверждённый 21 сентября 1781 года. Двуглавый орёл в золотом поле был пожалован городу Воронежу в знак особых заслуг в становлении и развитии государства российского. Орёл в геральдике символизирует власть, мощь, бесстрашие, а также обновление и попечение о подрастающем поколении. Воздетые крылья означают устремлённость в будущее. Серебряный кувшин на горе, изливающий серебряную воду, — уникальный исторический символ Воронежа — отражает богатство и плодородие здешних земель. Впервые кувшин появился именно в гербе 1781 года. Вместе с тем серебряный кувшин, как творение умелых человеческих рук, аллегорически показывает трудолюбие жителей города. В то же время вода, льющаяся из кувшина, является аллегорическим символом реки Воронеж . Серебро в геральдике — символ благородства, чистоты, справедливости, великодушия, а также мира. Красный цвет в геральдике символизирует жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту и труд, что дополняет содержание герба города Воронежа, как промышленно развитого центра. Золото — символ урожая, изобилия и плодородия — аллегорично показывает развитый аграрный сектор экономики. Вместе с тем, золото символизирует величие, уважение, прочность, интеллект, а также свет и духовность.
Гора в гербе созвучна с крутым правобережьем города Воронежа. Золотая башенная корона о пяти видимых зубцах, дополненная золотым лавровым венком, показывает статус города Воронежа как административного центра субъекта Российской федерации. Город Воронеж награждён орденами: 6 мая 1975 года — орденом Отечественной войны I степени за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и успехи в труде; 10 марта 1986 года — орденом Ленина в связи с 400-летием. Орденские ленты, выходящие из-за щита, подчёркивают большие заслуги города. Щитодержатели — древнерусские витязи-воины — символизируют доблесть, храбрость и героизм, проявленные жителями города на протяжении веков при обороне земель русских. За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества городу Воронежу присвоено почётное звание «Город воинской славы». Символика щитодержателей многозначна. Они символизируют также и то, что город был основан как крепость , призванная защищать русские земли от набегов кочевых племён. Витязи-воины также символизируют воевод — первостроителей города Воронежа: С. Ф. Сабурова и его последователей В. Г. Биркина и И. Г. Судакова (Мясного). На щите у воина — эмблема, изображённая вся золотом, с полкового знамени Воронежского пехотного полка, утверждённая 8 марта 1730 года:
В золотом щите на красном поле, две медные пушки на станках, из которых на одной сидит белый одноглавый орёл; под пушками зелёная земля .
Существует предположение, что на первых порах роль городского герба Воронежа исполнял личный герб основателя Воронежской крепости воеводы С. Ф. Сабурова. Герб рода Сабуровых:
в красном поле — серебристая стрела, в нижнем левом углу, на голубом поле — золотая пика, остроконечьем обращённая вверх, в правом серебряном поле — орлиная лапа, держащая саблю.
Именно герб воеводы изображался на его печати, прикладываемой к официальной переписке . Однако бытование родовых гербов в России до XVII века не прослеживается, и использование С. Ф. Сабуровым какого-либо личного герба маловероятно.
В 1700 году город Воронеж перестал подчиняться воеводе, а был отдан под начало начальника Адмиралтейского приказа ( Воронежского адмиралтейства ). На печати Воронежского адмиралтейства 1698—1712 годов изображался парусный корабль .
Впервые изображение герба города появилось на знамени Воронежского пехотного полка в 1712 году. Известно такое описание:
Знамя — чёрное с красным, пересечённое крестом сих же двух цветов с изображением в верхнем углу у древка золотого облака, а под ним — птицы, сидящей на стреляющей пушке .
В ходе своей деятельности по составлению гербов российских городов герольдмейстер Ф. М. Санти разработал в том числе герб Воронежа . Вероятно, изображение на гербе совпадало с изображением на полковом знамени. Из-за ссылки Санти этот герб остался лишь проектом.
В июне 1728 года Верховный тайный совет издал указ о введении нового образца полковых знамён с государственным и городским гербами. В 1729 году под руководством обер-директора над фортификацией генерала Б. К. Миниха и при участии художника Андрея Баранова (живописца А. Д. Меншикова ) был составлен Знамённый гербовник . 8 марта 1730 года были утверждены новые гербы для полковых знамён. Герб для знамени Воронежского полка имел следующее описание:
по-старому, две пушки на станках жёлтые, из одной пушки выстрелено, и на ней сидит орёл белый одноглавый, поле красное .
Прообразом этого герба послужила эмблематическая композиция № 43 из книги « Символы и эмблемата », изображающая орла, сидящего на стреляющем орудии, на фоне молний. Эмблема имела девиз: «Neutra timet» (« Ни того ни другого не боится ») .
В 1781 году указом императрицы Екатерины II был утверждён герб Воронежа как административного центра Воронежской губернии :
Щит разделён надвое: в золотом поле двуглавый орёл, а в красном поле опрокинутый сосуд, из которого истекает река Воронеж .
Причины изменения изображения на гербе до конца не ясны. Воронеж был основан как крепость, и военно-оборонительные функции были его основной задачей, что и отражено на гербе 1730 года. Однако постепенно Воронеж утратил военное значение и превратился в крупный торговый город, к тому же его старый герб был слишком похож на герб Смоленска . Кроме того, старая эмблема первоначально была создана для знамени пехотного полка, и, видимо, не подходила для крупного губернского города. Можно заключить, что всё это и послужило причиной отказа от старого изображения.
Композиция нового герба практически дословно следует принципу составления гербов, которому следовала : «1) милость е. и. в. к сим селениям 2) чтобы обстоятельствы или промыслы оных изобразить» . В гербе Воронежа «милость» показывалась двуглавым орлом, а «обстоятельства» — аллегорическим изображением реки Воронеж. Сюжет нового герба, предложенного герольдмейстером А. А. Волковым , также взят из книги «Символы и эмблемата». Здесь за номером № 817 находится фигура водолея с кувшином, источающим водный поток под девизом: « Всяк своё дело знай » . В геральдическом руководстве профессора Геттингенгского университета И. К. Гаттерера «Начертание геральдики», переведённом на русский язык Г. Малыгиным в 1805 году, описано значения сосуда, источающего воду, что « означает реку, дождь, росу, источники и наяд » .
23 сентября 1881 года, в ходе геральдической реформы Б. В. Кёне , была высочайше утверждена новая версия герба Воронежа, нарисованого, коллежским асессором, художником геральдической палаты Фадеевым Александром Александровичем:
В червлёном щите, золотая гора, исходящая с правого бока, на которой серебряный кувшин, изливающий таковую же воду. Щит увенчан золотою башенною короною о трёх зубцах и окружён двумя золотыми колосьями, соединёнными Александровскою лентою .
Официальному советскому гербу предшествовала эмблема, введённая в 1965 году. На эмблеме изображались колосья, орбиты электронов и парусный кораблик. Позже эти элементы вошли в герб города советского времени .
Советский герб Воронежа утверждён 24 марта 1969 года решением I сессии XII созыва Воронежского городского Совета депутатов трудящихся. Автором проекта выступил В. П. Диденко. В верхней части щита — изображение Государственного флага РСФСР. Основное поле — золотисто-жёлтого цвета. В центре — венец, нижняя часть которого представляет шестерню , а верхняя — сходящиеся колосья пшеницы. Внутри венца на белом фоне знак транзистора. В нижней части щита — крепостная стена красного цвета, под которой голубое поле с волнистыми линиями, символизирующее водохранилище и реку Воронеж. В центре нижней части щита — красный квадрат, в который заключён белый трёхмачтовый парусный корабль. Геральдические фигуры герба Воронежа символизируют его историю как крепости и центра строительства военного флота России в конце XVII века, а также характеризуют промышленный потенциал города и сельскохозяйственное значение области в советское время .
Герб Воронежа, утверждённый 19 июля 1994 года постановлением главы Администрации Воронежа (№ 550 от 19 июля 1994 года), аналогичен гербу города, принятому в 1881 году:
Герб города Воронежа представляет собой щит, на червлёном поле которого изображена золотая гора, исходящая с правой стороны. На горе изображён серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой башенной короной с тремя зубцами и окружён 2 золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентой .
26 сентября 2008 года Воронежская городская дума утвердила новый герб города , в конце января 2009 года глава города подписал распоряжение об использовании изображения нового герба на печатях и бланках городской администрации .
Семиотическое значение символики на щите воронежского герба является одной из загадок русской геральдики. Безусловно, утверждение новой композиции в 1781 году было обеспечено историко-научным обоснованием . Семиотический , ассоциативный, синхронический и диахронический анализ композиции воронежского герба был осуществлен сотрудниками Фонда Хованского в рамках проведения всероссийского конкурса «Символика России — 2012» .
Композиция горы и кувшина как источника вод имеет исторические корни в разных традициях, из которых сформировалась русская культура: народных — индоевропейских по языку и христианских — семитских по происхождению.
В статье « Поэтические воззрения славян на природу » А. Н. Афанасьев описывает представления славянских предков, связанные с образом сосуда, источающего воды :
«Предания, общие всем индоевропейским народам, рассказывают, что облачные нимфы, восседая на небе, проливают на землю дождь из опрокинутых сосудов. <...> Отсюда же родилось и другое верование в неисчерпаемый бочонок, из которого сколько ни льется — он все полон».
У арабского историка и географа Аль-Масуди в сочинении «Золотые копи» (глава LXVI, т. IV) встречается описание Чёрной Горы посреди славянских земель, с вершины которой берут начала источники чудодейственных вод, обладающих всяческими целебными свойствами . В сборнике символов Даниэля де ла Фея «Девизы и эмблемы» (1691) есть изображение такой горы, с девизом « Она раздает дальше, что ей дано [свыше] » .
Мотив горы в центре мира восходит к общеиндоевропейской древности. У древнейших индоевропейцев — хеттов был известен некий « Бог водоема, царь богов, [бог] большого сосуда, который был принесен матерью (божество?) на место для возлияний » . Необходимым элементом получения царской власти у скифов-иранцев считалось питьё священного напитка (вина, хаомы (сомы) и т. п.). Это тем более вероятно, что производным от санскр. svar (родственного др. иранск. xvar ) — «солнце» является слово svarnara — термин, обозначающий небесный источник священного воодушевляющего напитка
В индоевропейской культурной традиции гора с источником вод является символом центра мира. В космологии индуизма в центре вселенной находится священная гора Меру . В « Махабхарате » описывается история о том, как в «стране богов» на главной вершине горы Меру, девы во главе с Брахмой решили создать напиток бессмертия, используя вершину горы как мутовку для пахтанья океана, в результате чего и появилась амрита . Для богов индуизма чаша и есть символ священного напитка, дарующего жизнь вечную. (См. Праздник кувшинов ).
В ветхозаветной традиции гора, источающая воды, является одним из символов Исхода и свидетельством всемогущества Всевышнего. Это значение происходит из истории о том, как Моисей в синайской пустыне близ горы Хорив , ударив посохом в скалу, иссёк из неё источник, напоивший всех его людей: « Речныя устремления веселят град Божий: святое селение Всевышнего. Бог посреде его, и не подвижится » (Пс. 45:5).
В иранской мифологии обителью праведников является убежище Вара. В этом горном сооружении все живые существа, люди и животные, были спасены от насланных богом чудовищной зимы и всеобщего потопа, это — обитель богов и страна «блаженного народа», « общество, совершенное в моральном отношении » .
О «стране блаженных» сообщает и христианское апокрифическое « Сказание об Индийском царстве » — царстве пресвитера Иоанна , государстве, в котором хранится чаша — источник исцелений . Пожалуй, нагляднее всего композиция воронежского герба может быть объяснена на примере известной иконографической композиции-антитезы двух городов на иконе « Благословенно воинство Небесного Царя », на которой изображён Град Небесный , в нём — Богородица с Младенцем Иисусом, на горе — ясли — источник райской реки, по её берегам растет райский сад.
В христианской иконографии образ горы с источником реки из Яслей Христовых соотносится с образом Града Небесного, к которому стремится святое воинство . Инсигнией этого града и является гора с источником воды истинной: «Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов» .