Евдокимов, Александр Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Я́ковлевич Розенба́ум (род. 13 сентября 1951 , Ленинград , СССР ) — советский и российский певец , автор-исполнитель , поэт , музыкант , композитор , киноактёр , врач ; народный артист Российской Федерации (2001). Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации IV созыва (2003—2007).
Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в еврейской семье студентов-однокурсников из Первого медицинского института . В 1952 году его родители окончили институт, а затем отправились жить в Восточный Казахстан , в город Зыряновск . Отец — Яков Шмарьевич Розенбаум, врач-уролог, был главным врачом городской больницы; мать — Софья Семёновна Миляева, акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын — Владимир Яковлевич Розенбаум .
Семья жила в доме № 102 на Невском проспекте . Окончил школу на улице Восстания — школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц , раньше здесь учились его родители, потом — дочь. В 9-10 классах учился в школе № 351 с углублённым изучением французского языка на Витебском проспекте 57, которую успешно окончил в 1968 году. Там же активно участвовал в самодеятельности, а параллельно посещал занятия в вечернем музыкальном училище по классу аранжировки. Окончил Ленинградскую детскую музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем — учителя Марии Александровны Глушенко . Соседом его бабушки был гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам . Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет» . Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл в секцию бокса « Трудовые резервы » .
В 1968—1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. Был исключён из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения, после чего пошёл работать в больницу. Через год восстановился в институте и закончил своё образование.
В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта. Его специализация — анестезиология и реаниматология . Пошёл работать в скорую помощь врачом, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова , д. 16 Б, неподалёку от родного института .
Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры имени С. М. Кирова . Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников , студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.
Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго.
Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал пять лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.
Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», « Аргонавты » , ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров , от «А. Я. Розенбаум»).
Началом сольной деятельности стало выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Ф. Э. Дзержинского. В дальнейшем он стал художественным руководителем театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума».
В 1980-х годах неоднократно посещал с концертами Ограниченный контингент советских войск в Афганистане .
В мае 1985 году сольный концерт во Дворце спорта города Куйбышева , в настоящее время носящем имя В. С. Высоцкого , и авиационном институте имени С. П. Королёва .
На выборах в Государственную думу 1995 года возглавлял Санкт-петербургскую региональную группу Блока Ивана Рыбкина .
В 1999 году вместе с Андреем Макаревичем ездил в экспедицию в джунгли Амазонки и спустя 10 лет с ним же путешествовал по рекам Пантанала в Бразилии .
С 2001 года вместе с Еленой Малышевой ведёт торжественную церемонию вручения премии лучшим врачам России « Призвание » .
С 2003 года совладелец сети петербургских пивных «Толстый Фраер» .
В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии « Единая Россия ». Пробыл в должности до 2007 года.
28 июня 2005 года подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа» .
В 2009 году подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства « Охта-центра » .
В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма « », посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых Сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны . В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».
В 2014—2021 годах — член жюри телепередачи Первого канала « Три аккорда ».
В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013—2014 годов Розенбаум был включён в чёрный список российских артистов, являющихся « персонами нон грата » на территории Украины . Как заявил музыкант в эфире программы с Леонидом Якубовичем , сейчас приличному человеку неприлично не быть в этом списке. Утверждает, что во многом его сформировала Украина, куда он ездил в детстве каждое лето . Считает Киев лучшим городом после родного Санкт-Петербурга , написал много песен в Киеве .
19 марта 2021 года избран председателем Общественного совета при Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Петербургу и Ленинградской области .
Входил в состав жюри « КВН » .
В программе « Вечерний Ургант » Розенбаум исполнял несколько раз популярные песни, а также песни из мультфильмов в своей манере в рубрике «Поп-стоп» .
Участник ежегодной Национальной премии « Шансон года » в Большом Кремлёвском дворце .
Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».
Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан — быть главным морским храмом страны, — по мнению председателя совета фонда Александра Розенбаума является „святой задачей“» .
В мае 2022 года назвал российско-украинскую войну «тяжелейшей духовной травмой» и «колоссальной человеческой трагедией», а Украину — частью своей родины . Александр Розенбаум заявил о своей готовности выступить в роли "голубя мира" и спеть перед ранеными солдатами российской и украинской армий . Также Розенбаум заявил, что «не считает свободой, когда люди не могут высказывать свое мнение в угоду меньшинству, которое оккупировало своей идеологией Украину» и «оккупанты на самом деле – это Западная Украина , прокачанная деньгами коллективного Запада » .
Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни , и их герой — классический образ одесского налётчика еврейского происхождения времён НЭПа . Данный образ был составлен по мотивам « Одесских рассказов » Исаака Бабеля . Ряд его ранних песен также связан с работой врача. Однако сам Александр Яковлевич считает, что он работает в жанре «Розенбаум» .
Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример — песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов », «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „ Чёрного тюльпана “», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий — фактически был создан первый клип на песни исполнителя.
Свои песни А. Розенбаум исполняет на двенадцатиструнной гитаре со строем Open G, как на семиструнной гитаре без пятой струны . Он использует разные виды гитарного боя, при этом не используя медиатор. По словам самого Розенбаума, невозможно определить стиль музыки, в котором он работает, так как он очень разносторонний музыкант. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей («Охота на волков», «Утиная охота»), воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы («Песня еврейского портного», «Днём и ночью»). Розенбаум обладает сильным и мужественным голосом баритональной природы с лёгкой хрипотцой. [ источник не указан 344 дня ]
По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается. В более поздний период его творчества с Розенбаумом работают и по сей день музыканты, для которых он создаёт аранжировки, причём музыкальная стилистика весьма различная — от джаза до рока и рок-н-ролла .
(указана дата записи, а не издания)
Воинское звание:
Государственные награды:
Почётные звания:
Другие награды:
« Российская Национальная Музыкальная Премия Виктория »
Помимо выступлений в рамках гастрольных туров, Розенбаум даёт концерты в институтах , в армии , на флоте , в местах лишения свободы . Все подобные концерты — благотворительные .
В 1991 году Розенбаум провёл в Москве серию из восьми благотворительных концертов под общим названием «Они могли бы жить». Свою программу певец посвятил жертвам межнациональных конфликтов. Весь доход артист направил в Общество Красного Креста и Красного Полумесяца Нагорно-Карабахской автономной области , Азербайджана , Грузии , Армении , Литвы и пр., командованию внутренних войск СССР для семей военнослужащих, погибших в результате межнациональных столкновений.
25 февраля 1992 года в Национальном дворце искусств «Украина» состоялся благотворительный вечер с участием А. Розенбаума и сатирика Семёна Альтова .
23 сентября 1994 года в концертном зале у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге Розенбаум дал благотворительный концерт, весь сбор от которого был направлен в Международный фонд русской поэзии, учреждённый литераторами России и русского зарубежья. Розенбаум является одним из попечителей фонда, в совет которого входили Иосиф Бродский , Дмитрий Лихачёв и др. Деньги, вырученные от концерта, были направлены на издание книг современных российских поэтов.
9 мая 1995 года на Дворцовой площади прошёл концерт Розенбаума в честь юбилея Дня победы . Концерт собрал 200 тысяч зрителей. Как и все предпраздничные концерты, этот был благотворительным. Концерт был организован при поддержке АО «Великий город», вице-президентом которого является Розенбаум. «Великий город» в те майские дни всячески помогал ветеранам и блокадникам: делал подарки, организовывал праздники и встречи ветеранов. Розенбаум не отказал ни в одной просьбе выступить в концертах, посвящённых 50-летию Победы. 4 мая он пел в Москве в Белом доме, 7 мая выступал в пушкинском кинотеатре «Руслан», а 8 и 9 мая дал два концерта в БКЗ «Октябрьский» .
24 октября 2000 года в Санкт-Петербурге прошёл конкурс детского рисунка на тему песни Александра Розенбаума «Вальс-бостон». Организатор конкурса благотворительный фонд «Золотой пеликан». В конкурсе принимали участие дети слабовидящие, слабослышащие или с ограниченными возможностями. Александр Яковлевич выбрал наиболее понравившиеся ему четыре рисунка, вручил победителям призы и спел для детей несколько песен.
9 марта 2001 года в Доме культуры имени Дзержинского в Санкт-Петербурге состоялся благотворительный концерт Александра Розенбаума для сотрудников МВД. Выступление было построено в довольно редком для Александра Яковлевича жанре творческого вечера, где наряду с песнями значительная часть времени была уделена ответам на вопросы зрителей .