Interested Article - Лоджия
- 2020-12-03
- 1
Ло́джия ( итал. loggia — беседка, крытая галерея , от лат. logeum — подмостки, помост театральной сцены) — галерея, чаще с аркадой на колоннах , открытая с одной, реже с двух (угловая лоджия), сторон . В отличие от балкона или эркера , лоджия не выступает за пределы стены здания .
В жилой архитектуре XX—XXI веков название «лоджия» сближают с понятием модифицированного балкона , заглублённого в стену и открытого только с одной стороны, иногда застеклённого . Такое отождествление лоджии и балкона неправомерно с точки зрения истории и теории архитектуры, поскольку исторически лоджии возникали в качестве галерей первого этажа итальянских палаццо , открытых в пространство улицы или городской площади .
Лоджии в истории классической архитектуры
Лоджии считаются изобретением эпохи итальянского Возрождения , однако они происходят от древнегреческих ксист др.-греч. ξυστός — крытая галерея в греческих гимнасиях для атлетических упражнений в холодное время года. В отличие от портиков ксисты встраивали в здания наподобие стои . Подобные галереи римляне устраивали в перистилях загородных вилл . В итальянских городах под открытые галереи приспосабливали первые этажи средневековых палаццо . С одной, фронтальной, стороны либо с двух сторон (если здание находится на углу, пересечении улиц) лоджии оформляли аркадами и балюстрадами . Подобные галереи защищали от солнца и дождя и в то же время связывали здание с улицей. В редких случаях ренессансное палаццо обходилось без лоджии. В лоджиях хозяева встречались с соседями, обсуждали дела, заключали торговые сделки. Такова Лоджия дель Консильо в Вероне ( итал. Loggia del Consiglio — Лоджия Совета; 1476—1493) .
-
Лоджия дель Консильо в Вероне . 1476—1493
-
Оспедале дельи Инноченти . 1419—1445. Флоренция. Архитектор Ф. Брунеллески
-
-
Кьостро (дворик) монастыря Санта-Мария-делла-Паче . 1504. Рим. Архитектор Д. Браманте
-
Фельдхернхалле (Зал баварских полководцев). 1841—1844. Одеонсплац, Мюнхен. Архитектор Ф. фон Гертнер
-
Лоджия Главного почтамта на Максимилианштрассе. Мюнхен. 1835–1838. Архитектор Лео фон Кленце
-
Фасад главного здания Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене. 1835—1840. Архитектор Ф. фон Гертнер
Выдающимся памятником архитектуры раннего итальянского Возрождения является Оспедале дельи Инноченти (Воспитательный дом) во Флоренции с «аркадой по колоннам» главного фасада (1419—1445). Бывший приют для бездомных детей построен выдающимся тосканским архитектором Филиппо Брунеллески . Это одно из первых сооружений эпохи итальянского Возрождения , оказавшее огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры .
В ренессансной Флоренции знаменита Лоджия деи Ланци (1376—1382), построенная на углу площади Синьории (главной площади города). Её настоящее название: Лоджия делла Синьория ( итал. Loggia della Signoria ) — сооружение на площади Синьории , которое предназначалось для собраний членов Флорентийской Синьории (выборных лиц для управления городом). Позднее лоджию приспособили для размещения городской гвардии, вооружённой алебардами ( итал. lancia — копьё, пика), что дало повод к новому названию. Похожую архитектуру имеет во Флоренции Меркато Нуово (Новый рынок; 1547—1551) .
Лоджия представляет собой сооружение, типичное для тосканского кватроченто : открытую с двух сторон угловую галерею, одной стороной выходящую на Площадь Синьории с Палаццо Веккьо . Постройка оформлена « аркадой по колоннам » — арками, опирающимися непосредственно на капители колонн. Этот приём, ставший классическим в сооружениях Филиппо Брунеллески , например в Воспитательном доме , создаёт истинно ренессансный образ и, одновременно, восходит к старому тосканскому обычаю. В настоящее время лоджия Ланци представляет собой своеобразный музей. В лоджии размещается экспозиция скульптурных произведений из собрания близлежащей Галереи Уффици .
По образцу самой знаменитой, флорентийской Лоджии деи Ланци в Мюнхене , в 1841—1844 годах архитектором Фридрихом фон Гертнером по заказу короля Баварии Людвига I была построена лоджия Фельдхернхалле ( нем. Feldherrnhalle — «Зал баварских полководцев»).
«Лоджии Рафаэля»
В 1508 году Папа Юлий II поручил архитектору Донато Браманте построить галерею типа лоджии, с которой открывался бы вид на Вечный город. Архитектор начал работы, но в 1514 году скончался и строительство продолжил его племянник и помощник Рафаэль Санти . Лоджии Рафаэля, как их стали называть со временем, в истории архитектуры приобрели значение канонического образца искусства римского классицизма начала XVI века . Своды, стены и пилястры в 1517—1519 годах расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага , Джулио Романо , Джованни да Удине , Франческо Пенни. В каждой из 13 секций свода Рафаэль написал по 4 сюжетных композиции на темы Ветхого и Нового Заветов. Остальное пространство заполнено орнаментом гротеска на античные темы .
В период с 1783 по 1792 год в Санкт-Петербурге по заказу императрицы Екатерины II , в здании Большого Эрмитажа (позднее: Старый Эрмитаж) архитектор Джакомо Кваренги создал галерею с копиями рафаэлевских фресок , повторяющую (с некоторыми отступлениями) сооружение Папского дворца в Ватикане. До этого группа художников ( Я. Ф. Хаккерт , Д. и В. Анджелони, У. Петер и другие) в 1778 году в Риме приступила к копированию фресок Рафаэля и его учеников. Общее руководство осуществляли Х. Унтербергер и И. Ф. Раффенштайн . Копии выполняли на холстах, которые в свёрнутом виде доставляли в Санкт-Петербург. Когда возводили здание Нового Эрмитажа Лоджии в 1778—1787 годах были сохранены и расположились на втором этаже восточной галереи, проходящей вдоль Зимней канавки. В отличие от ватиканских они закрытые .
-
«Лоджии Рафаэля» в Апостольском дворце в Ватикане. 1508—1519. Проект архитектора Д. Браманте. Росписи учеников Рафаэля Санти
-
«Лоджии Рафаэля» в здании Нового Эрмитажа. Санкт-Петербург. 1778—1787
-
Палаццо Кьерикати. 1550. Виченца. Архитектор А. Палладио
-
Лоджия дель Капитанио . 1571. Виченца. Архитектор А. Палладио
-
Базилика в Виченце . Вид с угла. Архитектор А. Палладио . Проект 1546 г.
-
Палаццо делла Лоджия. 1492—1574. Проект Д. Браманте (?). Строительство Я. Сансовино, А. Палладио. Брешия
-
Палаццо Преторио (Чивидале). 1565—1586. Чивидале дель Фриули. Архитектор А. Палладио
Палладианские лоджии
Лоджии использовал в своих постройках выдающийся архитектор Андреа Палладио . В Виченце он построил Палаццо Кьерикати (1550), нижний и, частично, верхний этаж которого оформлен лоджиями. Другое сооружение Палладио в Виченце так и называется: Лоджия дель Капитанио (1571), первый этаж здания также представляет собой открытую с трёх сторон лоджию. В архитектуре русского классицизма лоджии использовали итальянские архитекторы: Джакомо Кваренги , Карл Росси .
Лоджии в современной архитектуре
В современной жилой архитектуре многоэтажных домов лоджия — открытое неотапливаемое помещение, встроенное в здание или пристроенное к нему, имеющее стены с 2 или 3 сторон в зависимости от расположения и ограждение с открытой стороны . Лоджия может иметь покрытие и быть остеклённой. Она имеет ограниченную глубину, взаимосвязанную с освещением помещения, к которому примыкает .
-
Флигель здания Ассигнационного банка на Садовой улице. Санкт-Петербург. 1783—1790. Архитектор Дж. Кваренги
-
Aлександринский театр. Главный (северный) фасад. Санкт-Петербург. 1827—1832. Архитектор К. Росси
-
Михайловский дворец. Садовый (северный) фасад. 1819—1825. Архитектор К. Росси .
-
Галерея в стиле североитальянской готики, ошибочно называемая лоджией. Замок Буонконсильо . Тренто , Италия
-
Лоджия жилого дома в Буэнос-Айресе, Аргентина
-
Мозаика главного нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне , Италия. Изображает аркаду Дворца Теодориха. Вместо уничтоженных в VI веке образов арианских святых в опустевших арках изображены драпировки
-
Двухъярусная галерея (но не лоджия) внутреннего двора Палаццо Брера в Милане, Италия. Архитектор Дж. Пьермарини. 1780
Примечания
- ↑ : [ 21 августа 2021 ] // РБК . — 2021. — 21 августа.
- Pevsner, N. Lexikon der Weltarchitektur : [ нем. ] / N. Pevsner, H. Honour, J. Fleming. — München : Prestel, 1966.
- ↑ Власов, В. Г. Лоджия // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. . — СПб. : Азбука-Классика, 2006. — Т. V. — С. 126.
- Самойлов, В. С. / В. С. Самойлов, В. С. Левадный. — М. : Аделант, 2010. — С. 253.
- Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. — М.: Изд-во Вс. Академии архитектуры, 1937. — С. 225—237
- Градостроительство России середины XIX — начала XX веков / Под ред. Е. И. Кириченко . — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — Кн. 2. — С. 120
- от 24 декабря 2013 на Wayback Machine
- Tuscany. UK, London: Michelin TYRE PLC, 1997, p. 188
- Tuscany. — London, UK: Michelin TYRE PLC, 1997. — P. 134
- Власов В. Г. Лоджия / Лоджия Меркато Нуово во Флоренции // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 126—128
- Arte e Storia di Firenze. — Firenze: Boneci, 1981. — Р. 27
- Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р. 233
- Власов В. Г. Новый Эрмитаж в Петербурге // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 308—309
- Эрмитаж. История и архитектура зданий. — Л.: Аврора, 1974. — С. 203—205
- Гервиц М. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж в контексте европейского музейного строительства. — СПб.: АРС, 2003. — С. 104—121
- Власов В. Г. Русский классицизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 346—352
- Дубынин, Н. В. Балкон или лоджия? // Жилищное строительство. — 2007. — № 7. — С. 25—28
См. также
- 2020-12-03
- 1