Архитектура Уссурийска
- 1 year ago
- 0
- 0
Архитекту́ра моде́рна — обобщённое название произведений архитектуры исторического периода конца XIX — начала XX века в странах Западной Европы и в России. Архитектура этого периода включает разные архитектурные стили , стилевые историко-региональные течения и школы , имеющие различные наименования. Например: ар-нуво, югендстиль, венский модерн, стиль Сецессиона , стиль либерти, стиль Гимара, или стиль метро, и т. д. Однако все течения, включая индивидуальные художественные стили разных мастеров, объединяло стремление к синтезу разных тем, источников, форм и технических приёмов, поэтому их и объединяют общим термином « модерн » .
Главной объединяющей тенденцией в архитектуре этого периода стала антиэклектическая направленность: стремление освободиться от излишеств и пестроты разностильного декора , свойственных эклектизму предыдущего периода историзма и «викторианского стиля», и найти объединяющий принцип, предполагающий органичную целостность архитектурной композиции . Российские исследователи архитектуры и М. П. Тубли формулировали этот тезис следующим образом: «Искусство, которое сравнительно недавно именовалось декадентским, всё отчётливее приобретает значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося ещё в пору античности. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и Средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей» .
В стремлении преодолеть эклектичность мастера модерна, ещё не нашедшие «нового стиля», в первую очередь обращались к национальным источникам. Так появилась отчасти ретроспективная по содержанию архитектура « северного модерна » в Швеции и Финляндии, имевшая для этих стран национально-романтический смысл . В Санкт-Петербурге северный модерн имел иной смысл: не национально-романтический, а преконструктивистский. В России национально-романтические тенденции развития архитектуры в период модерна нашли своё выражение в неорусском стиле .
Из Франции, посредством творчества Луиса Салливана , эстетика модерна проникла в США, где формировалась Чикагская архитектурная школа . Металлические конструкции позволили создать первые небоскрёбы (16-этажный Монаднок-билдинг , 1893), в которых традиционная кирпичная кладка приобретала декоративные качества (в России схожий стиль именовали «кирпичным»).
В странах Западной Европы архитектура модерна приобрела классическое выражение в стиле ар-нуво, характерного флоральными (растительными) мотивами декора в работах бельгийца Виктора Орта , который широко использовал металл и стекло, значительное внимание уделяя и декору интерьера в виде металлического растительного орнамента (светильники, перила, дверные ручки) и мозаичных полов. Ученик Орта Эктор Гимар распространил бельгийскую версию модерна на Францию, создав входные павильоны парижского метро (1900).
Возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал всё «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. При этом в качестве основного мотива мог быть выбран любой завиток или иной небольшой формальный элемент, в том числе и «органогенный». Так, например, узор вентиляционной решетки, стилизованный под растительный мотив или пасть неведомого чудовища, могли стать доминантным мотивом, как эхо повторяющимся в других формах и в композиции целого. Это придавало некоторую мистичность, загадочность и уберегало произведение от излишней рациональности, придавая ему неповторимую индивидуальность. Это качество Виктор Орта и называл «принципом портрета в архитектуре» . Своё кредо архитектор определил следующим образом: «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике , и, подобно готике, выявить материал, а природу — отобразить в стилизованном декоре» .
Оригинальный стиль модерна сложился в Барселоне ( Каталония , Испания ) благодаря архитектурному творчеству Антонио Гауди . Начав как эклектик, Гауди вскоре освобождается от попыток стилизации под архитектуру минувших эпох. В декоре он широко использует кованные элементы и изразцы ( Каса-Батльо , 1906). При постройке жилого дома Каса-Мила (1910) основным строительным материалом становится железобетон , проектом предусматривается система вентиляции, подземный гараж и лифты .
Немецкая версия модерна получила название « югендстиль ». Её отличала большая сдержанность, обилие стекла и флорального декора ( Стеклянный павильон ) и бетона ( Памятник битве народов , 1913). Большим изяществом отличался австрийский модерн, получивший название сецессион . Его лидером стал венский архитектор Отто Вагнер . Примером австрийского модерна может служить Церковь Ам-Штайнхоф (1907).
Дальнейшая судьба архитектуры модерна интерпретируется исследователями по-разному. По одной версии, после Первой мировой войны «поздний модерн» плавно перерастал в архитектуру функционализма , тем более, что мастера венского модерна во главе с Отто Вагнером уже подготовили основания для подобной метаморфозы . Например Ле Корбюзье , следуя теории Адольфа Лооса («Форма без орнамента») отказался от излишеств декора и орнамента, оставив от наследия модерна только стекло и железобетон. По другой версии, после Первой мировой войны «стиль модерн» сменился стилем ар деко , по иной версии и ар деко представляет собой позднюю разновидность модерна .
Первым по времени произведением модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе ( Московское шоссе , д. 11) . Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте . С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, архитектор П. Ю. Сюзор ). Другие яркие примеры — Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» (1902—1903, архитектор Г. В. Барановский ) и Торговый дом «С. Эсдерс и К. Схейфальс» («Дом у Красного моста», архитекторы В. А. Липский и К. Н. де Рошфор , 1906—1907, набережная реки Мойки , 73/15), расположенные неподалёку. К памятникам русского модерна относятся гостиница « Астория » в Петербурге ( Ф. И. Лидваль , 1913—1914). К этому стилю относится и Дом Ф. Г. Бажанова (архитектор Ф. П. Алёшин ), до настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова: Парадной лестницы, Приёмной, Кабинета, Холла, Гостиной, Фойе, Малой и Большой столовых, Белого зала. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — С. А. Бржозовский ).
Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа . Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начала века построены в стиле модерн.
Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель ), ЦУМ (б. « Мюр и Мерилиз »), гостиница «Метрополь» в Москве , и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И. , Фомин И. В. , которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.
Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент [ когда? ] не существует ни одного полноценного музея, посвящённого этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвящённого самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева; здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из ближнего зарубежья) .
См. также полный список архитекторов модерна, о которых есть статьи в Википедии .