Ситуация вокруг статьи Кирилл (Патриарх Московский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Патриа́рх Кири́лл (в миру Влади́мир Миха́йлович Гундя́ев ; род. 20 ноября 1946 , Ленинград , СССР ) — епископ Русской православной церкви . Патриарх Московский и всея Руси с 1 февраля 2009 года и митрополит Калининградский с 24 августа 2023 года (до этого временный управляющий Калининградской митрополией) .
Тезоименитство — 11 (24) мая , память Мефодия и Кирилла , учи́телей словенских.
До патриаршей интронизации — митрополит Смоленский и Калининградский (на Смоленской кафедре с 26 декабря 1984); с 14 ноября 1989 по 1 февраля 2009 — председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) и постоянный член Священного синода .
27 января 2009 года Поместным собором Русской православной церкви был избран патриархом Московским и всея Руси .
Патриарх Кирилл неоднократно оказывался фигурантом скандалов, связанных с бизнесом, политикой и предметами роскоши . В 2012 году открыто поддержал Владимира Путина во время его выдвижения на третий президентский срок .
В 2016 году провёл на Кубе встречу с папой римским Франциском , первую за всю историю христианства встречу глав Русской православной и Католической церквей .
В 2018 году после предоставления Константинопольским патриархом Варфоломеем автокефалии Православной церкви Украины Синод РПЦ разорвал евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом .
В 2022 году поддержал вторжение РФ на Украину и является одним из важнейших идеологов и сторонников войны .
С 16 июня 2022 года с формулировкой британского правительства «за выдающуюся поддержку российской военной агрессии на Украине» находится под санкциями Великобритании , с 23 июня — Литвы , с 8 июля — Канады , с 19 октября — Украины , с 24 февраля 2023 года — Австралии и Новой Зеландии, с 26 апреля — Чехии, с 9 июня — Эстонии .
Родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье главного механика завода имени Калинина (впоследствии — православного священника , протоиерея ) Михаила Васильевича Гундяева .
Прадед родился в Астрахани , откуда с семьёй переехал в город Лукоянов Нижегородской губернии . Распространено также мнение, что предки патриарха происходят из села Оброчного Лукояновского уезда (ныне входит в Ичалковский район Мордовии ). По утверждению краеведа Фаины Кедяркиной, в той части уезда преобладало мордовское население .
Фамилия Гундяев происходит от прозвища Гундя́й , из тамбовско-воронежского диалектного гундя́вить «говорить в нос, гнусавить» . Аналогичные формы ( гунда́сить, гундо́сить ) встречаются также в центральных и северо-западных русских говорах . Макс Фасмер считал корень звукоподражательным , сравнивая с диалектным «ворчать, жужжать» ( словен. gondráti ) . Специалист по марийской антропонимии Семён Черных , ссылаясь на марийское традиционное имя Кундей (по Черных, от мар. кунде́м «местность»), считает прозвище Гундяй его мордовским аналогом .
Учился в школе № 2 (ныне — школа № 270 имени Александра Березанского Красносельского района) .
После окончания восьмого класса средней школы поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где работал с 1962 по 1965 год техником- картографом , совмещая работу с обучением в средней школе.
В 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию , затем — в Ленинградскую духовную академию .
По требованию митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) сдавал за один год два курса.
О своём деде по отцу, священнике Василии Степановиче Гундяеве (1879—1969), патриарх Кирилл рассказывал: «Дед у меня был замечательным человеком. Он прошёл 47 тюрем и 7 ссылок, прожил в заключении почти 30 лет и был одним из первых соловчан . Трудился машинистом на железной дороге казанского направления, а сидел лишь потому, что боролся против обновленчества , которое в своё время было инспирировано ЧК , а потом НКВД для разрушения Церкви» .
Отец — священник Михаил Васильевич Гундяев (18 января 1907 — 13 октября 1974). В 1926 году поступил на Высшие богословские курсы в Ленинграде , по окончании которых «попал в поле зрения органов государственной безопасности» ; служил два года в Красной Армии, к 1933 году окончил механический техникум, поступил в Ленинградский индустриальный институт ; был арестован, обвинён в политической нелояльности, 25 февраля 1934 осуждён на 3 года ИТЛ (на Колыме ). 9 марта 1947 года был рукоположён в сан диакона , 16 марта — в иерея митрополитом Ленинградским Григорием , назначен ко храму Смоленской иконы Божьей Матери на Васильевском острове . В 1951 году был переведён в Спасо-Преображенский собор , где вскоре стал исполнять обязанности помощника настоятеля по богослужебной части . В 1960 году был переведён на должность настоятеля храма Александра Невского в Красном Селе ; впоследствии Серафимовского храма, в 1972 году — настоятеля Никольского храма на Большеохтинском кладбище . В 2023 году президент России В. Путин предположил, что Михаил Гундяев крестил его в 1952 году .
Мать — Раиса Владимировна Гундяева (7 ноября 1909 — 2 ноября 1984; в девичестве Кучина ), преподаватель немецкого языка в школе . Оба родителя похоронены на Большеохтинском кладбище Петербурга .
Старший брат — протоиерей Николай Гундяев — был профессором и ректором Санкт-Петербургской духовной академии , являлся настоятелем Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга (1977—1986, 1987—2014) .
Младшая сестра Елена (род. 8 мая 1949) — декан Факультета церковных искусств СПбДА , председатель рабочей группы по разработке и апробации регентского образовательного стандарта Русской Православной Церкви, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2019) .
3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл ; 7 апреля того же года им же рукоположён в сан иеродиакона , 1 июня — в сан иеромонаха . В 1970 году с отличием окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия (диссертация на тему «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной церкви о её благодатном характере»), оставлен профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора.
С 30 августа 1970 года исполнял послушание личного секретаря митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) .
12 сентября 1971 года возведён в сан архимандрита . В том же году назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве .
26 декабря 1974 года, в возрасте 28 лет, становится ректором Ленинградской духовной академии и Ленинградской духовной семинарии , где впервые в истории РПЦ создал специальный регентский класс для православных девушек (в перспективе « матушек » семинаристов) и ввёл уроки физкультуры.
С 7 июня 1975 года — председатель епархиального совета Ленинградской епархии.
С декабря 1975 года — член Центрального комитета и исполкома Всемирного совета церквей , с 1975 — член комиссии «Вера и устройство» Всемирного совета церквей, с 3 марта 1976 — член Синодальной комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.
14 марта 1976 года рукоположён в сан епископа Выборгского , викария Ленинградской епархии . Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили митрополиты: Ленинградский Никодим (Ротов) , Киевский Филарет (Денисенко) , Тульский Ювеналий (Поярков) ; архиепископ Дмитровский Владимир (Сабодан) ; епископы: Пензенский Мелхиседек (Лебедев) , Тихвинский Мелитон (Соловьёв) , Курский Хризостом (Мартишкин) .
С ноября 1976 по октябрь 1978 года нёс послушание заместителя патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Никодима (Ротова).
9 сентября 1977 года возведён в сан архиепископа .
12 октября 1978 года освобождён от должности заместителя экзарха Западной Европы и назначен управляющим патриаршими приходами в Финляндии .
В 1978 году назначен заместителем председателя отдела внешних церковных сношений.
С 1983 преподаватель в аспирантуре при Московской духовной академии .
С 26 декабря 1984 — архиепископ Смоленский и Вяземский ; освобождён от должности ректора Ленинградских духовных академии и семинарии. Перевод на провинциальную кафедру сам объясняет, по некоторым источникам , своим отказом проголосовать в 1980 году против резолюции ЦК Всемирного совета церквей , осудившей ввод советских войск в Афганистан , а также иными антирелигиозными мотивами властей СССР. В апреле 1989 года титул был изменён на «архиепископ Смоленский и Калининградский» .
14 ноября 1989 года был назначен председателем отдела внешних церковных сношений Московской патриархии, постоянным членом Священного синода по должности.
С 1990 года — председатель комиссии Священного синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, член Синодальной библейской комиссии.
25 февраля 1991 года указом патриарха Алексия II возведён в сан митрополита .
С 1993 года — сопредседатель, с 1995-го — заместитель главы Всемирного русского народного собора . С 1994 года почётный президент Всемирной конференции «Религия и мир». С 26 февраля 1994 года — член Синодальной богословской комиссии .
С 1994 года ведёт духовно-просветительскую программу « Слово пастыря » на Первом канале .
В 1995—2000 годах — председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества; под его руководством разработаны Основы социальной концепции Русской православной церкви , принятые в 2000 Юбилейным Архиерейским собором .
6 декабря 2008 года, на следующий день после кончины патриарха Алексия II , на заседании Священного синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) тайным голосованием было совершено его избрание патриаршим местоблюстителем (исполняющем обязанности патриарха) . В тот же день, по окончании всенощного бдения в московском храме Христа Спасителя возглавил панихиду по патриарху Алексию II в сослужении архиереев — постоянных членов Священного синода .
10 декабря 2008 года возглавил созданную Священным синодом РПЦ комиссию по подготовке Архиерейского и Поместного соборов (намеченных на конец января 2009 года) Русской православной церкви, в которую вошли 17 архиереев, 10 клириков и двое мирян .
29 декабря 2008 года, отвечая на вопросы журналистов в Москве, заявил, что выступает «категорически против любых реформ» в Церкви . 30 декабря, встречаясь со студентами Сретенской духовной семинарии , высказал мысль, что огромная проблема церковной жизни до революции 1917 года заключалась в том, что не удалось создать сильной православной интеллигенции, о которой мечтал Антоний (Храповицкий) , впоследствии запрещённый Московской патриархией первоиерарх РПЦЗ .
15 января 2009 года завершилось выдвижение делегатов на Поместный собор, намеченный на конец января того же года; список делегатов вызвал обсуждение в СМИ .
25 января 2009 года Архиерейским собором Русской православной церкви в Москве, прошедшим под его председательством, был избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол: получил 97 голосов из 197 действительных бюллетеней для голосования (32 участника Собора проголосовали за митрополита Калужского и Боровского Климента , 16 — за митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) ) .
27 января Поместным собором Русской православной церкви избран патриархом Московским и всея Руси , набрав 508 голосов из 677 , то есть 75 % .
Сообщалось, что президент России Дмитрий Медведев в телефонном разговоре поздравил митрополита Кирилла с избранием, в частности, выразив надежду на дальнейшее развитие диалога между РПЦ и государством; председатель Правительства России Владимир Путин также поздравил митрополита Кирилла с избранием его патриархом Московским и всея Руси .
28 января свои поздравления избранному патриарху телеграммой направил папа Бенедикт XVI .
31 января наградил орденом Святого равноапостольного великого князя Владимира архиепископа Ионафана (Елецких) (право награждения имеет только патриарх ).
1 февраля состоялась интронизация новоизбранного патриарха Кирилла во время литургии в храме Христа Спасителя, в совершении которой участвовали предстоятели Поместных православных церквей: патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II , обратившийся к Кириллу с приветственным словом на русском языке, архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий , митрополит Варшавский и всея Польши Савва , митрополит Чешских земель и Словакии Христофор . На богослужении присутствовали Дмитрий Медведев, поздравивший патриарха Кирилла, с супругой , Владимир Путин, президент Молдавии Владимир Воронин , а также Наина Ельцина . Первым человеком, которого причастил патриарх Кирилл, была Светлана Медведева .
2 февраля в Большом Кремлёвском дворце президент России Дмитрий Медведев дал приём (официальный банкет) для архиереев РПЦ, в ходе которого патриарх Кирилл в речи говорил, в частности, о « симфони́и » как своём ви́дении идеальных отношений между Церковью и государством .
6 февраля патриарх Кирилл снял печати с рабочих кабинетов в двух патриарших резиденциях в Москве: в Даниловом монастыре и в Чистом переулке .
Первый визит как предстоятеля РПЦ совершил 7—9 февраля в Смоленскую епархию .
Первая рабочая встреча с федеральным чиновником, замещающим государственную должность Российской Федерации , — 12 февраля в рабочей резиденции — с секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым .
8 марта, в Неделю Торжества православия , в слове после богослужения, в частности, сказал: «<…> когда мы слышим такой возглас и такой лозунг: „ Православие или смерть! “ — нужно опасаться этих проповедников. <…> сейчас у нас появляются, время от времени, лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать Православие, спасать его чистоту, которые повторяют этот опасный, греховный и внутренне противоречивый лозунг: „Православие или смерть“» . Некоторые положения, высказанные в слове, вызвали критику у ряда православных верующих .
11 марта, находясь с визитом в Туле , сказал, что главным критерием в оценке деятельности Церкви должно стать нравственное состояние общества, а не заполненные храмы .
31 марта оставил за собой право управления Калининградской и Балтийской епархией .
16 апреля, в Великий четверг , по окончании литургии в Богоявленском соборе совершил чин умовения ног — «впервые в новейшей истории» .
29 апреля во время встречи с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко в Москве сказал: «Для Русской православной церкви Киев — это наш Константинополь со своей Святой Софией ; это духовный центр и южная столица русского православия» .
4—6 июля совершил первый, в качестве предстоятеля РПЦ, официальный зарубежный визит — в Константинопольский патриархат ( Турция ) ; по итогам его переговоров с Вселенским патриархом Варфоломеем I обозреватели делали вывод о потеплении традиционно (в Новое время ) напряжённых отношений между двумя патриархатами ; имел встречи с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом и руководителем управления по делам религии при правительстве Турции .
Заявленный как пастырский (по мнению некоторых экспертов и политиков, имевший исключительно политические характер и цели ) его визит на Украину по приглашению Синода Украинской православной церкви (27 июля — 5 августа) сопровождался в Киеве локальными беспорядками , а также протестными акциями украинских неканонических церковных юрисдикций . Выступая 29 июля в Киево-Печерской лавре на встрече с клиром, мирянами, преподавателями и студентами Киевской духовной академии , подверг критике «влияние на западное христианское богословие идей эпохи Просвещения и философских идей либерализма » . 2 августа было объявлено об отмене ранее планировавшегося посещения им города Ровно — по рекомендации украинских властей ; тем не менее, из Киева в тот же день прибыл на автомобиле в город Корец ( Ровненская область ) для посещения Корецкого Троицкого монастыря ; 3 августа посетил также и Ровно . 5 августа, в заключительный день визита , заявил, что не против того, чтобы проводить полгода в Москве, полгода в Киеве, и «был бы готов принять украинское гражданство» (на следующий день управляющий делами УПЦ архиепископ Митрофан (Юрчук) настаивал, что последнее заявление было шутливым ответом ). На состоявшейся по завершении визита встрече с президентом России Медведевым последний сказал, что намерен сделать ряд выводов, выслушав рассказ патриарха .
25 сентября, находясь с визитом в Белоруссии , в ходе встречи с президентом Александром Лукашенко , заявил, в частности: «Церковь всегда готова поддержать укрепление и развитие союза братских государств и оказать содействие в диалоге белорусского руководства с российскими властями.» . Обращаясь к народу с крыльца строящегося храма Всех Святых в Минске , сказал, что сознаёт себя «как патриарха народа, вышедшего из киевской купели крещения» , подразумевая, что Московский патриархат не намерен сообразовывать пределы своей поместной церковной юрисдикции с новыми государственными границами, возникшими после распада СССР ; поставил под вопрос «реальность» суверенитета «многих стран», пояснив, что «в мире существует много стран, которые считают себя суверенными, но которые не способны действовать, в том числе на международной арене, в полном соответствии со своими национальными интересами» .
В докладе на Архиерейском совещании 2 февраля, в числе прочего, сказал об отношениях с Римско-католической церковью по итогам 2009 года, когда, по его словам, наметившиеся положительные тенденции в диалоге с нею «получили своё дальнейшее развитие» : «Наши позиции совпадают по многим проблемам, которые современный мир ставит перед христианами. Это — агрессивная секуляризация , глобализация , размывание норм традиционной морали. По этим вопросам последовательную позицию, близкую православной, занимает папа римский Бенедикт XVI ».
25 февраля, в день вступления в должность президента Украины Виктора Януковича , вместе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) до церемонии инаугурации совершил молебен в Киево-Печерской лавре , обратившись со словом к новому главе государства, — впервые в истории Украины ; участие патриарха в мероприятии в связи с инаугурацией президента иностранного государства (первый такой акт в истории Московского патриаршества ) вызвало критику ряда политиков Украины .
В ноябре в связи с нарастанием недовольства в католических кругах России передачей более десяти католических и протестантских храмов в Калининградской области в собственность РПЦ выступил со специальным обращением по региональному калининградскому телевидению, заявив, что культовые сооружения будут использоваться размещёнными в них учреждениями культуры столько, сколько пожелают, или пока не переедут в построенные для них здания .
В ноябре совершил официальный визит в Антиохийский патриархат , посетив Дамаск , Бейрут ( Ливан ), Баламанд .
В течение года совершил 21 архипастырский визит в 19 епархий России, Украины и Молдовы .
В марте 2012 года во время дела Pussy Riot называл акцию девушек «глумлением над святыней», а попытки оправдания их действий со стороны православных верующих — недопустимыми .
В начале апреля, в связи с рядом широко освещаемых в СМИ скандалов, в частности, вокруг акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в конце февраля и своей личной квартиры , заявил: «Мы все сегодня являемся свидетелями мощной антицерковной риторики. <…> а потом и моя скромная персона подверглась информационным атакам. Поэтому речь идёт, конечно, о том, что мы сегодня имеем дело с информационной стратегией против Церкви» .
Согласно результатам социологического опроса, проведённого в конце июня Всероссийским центром изучения общественного мнения , с уважением относилось к нему 46 % респондентов, вызывал надежду у 27 %, доверие — у 19 %, симпатию — у 17 % опрошенных; с недоверием к нему относилось 4 %, с разочарованием — 2 %, с безразличием — 13 % опрошенных, антипатию вызывал у 1 % участников опроса, столько же граждан осуждали его или воспринимали скептически .
В августе стало известно, что патриарх впервые стал реальным пользователем социальной сети Facebook с учётной записью PatriarhKirill . Кирилл ответил на вопрос одного из посетителей своей странички о понимании патриархом сути искупления . Однако ещё в мае заместитель руководителя пресс-службы Московской патриархии диакон отмечал, что «это не личная страница патриарха Кирилла. Это один из официальных информационных ресурсов Московского патриархата, который поддерживается Синодальным информационным отделом», и предполагалось, что «ресурс не будет являться источником прямой связи со Святейшим патриархом» .
С 16 по 19 сентября, по приглашению предстоятеля Польской православной церкви митрополита Саввы совершил «визит в Польшу » , первый в истории визит в Польшу патриарха Московского и всея Руси , рассматривавшийся польскими СМИ, католическим епископатом Польши и России и экспертами также и как шаг навстречу Римской церкви . В ходе визита совместно с председателем Польской епископской конференции митрополитом в Королевском дворце Варшавы подписал Совместное послание народам России и Польши; официальные сообщения Московского патриархата особо отмечали, что подписанное послание «не относится к числу богословских и межцерковных документов и не затрагивает вопросы вероисповедания, заключается в призыве к примирению и взаимному прощению в духе христианской любви» . Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что патриарший визит явился ещё одним шагом на «очень сложном пути к польско-российскому примирению» .
1—7 июня 2013 года совершил визит в Элладскую церковь и на Святую гору Афон (Константинопольский патриархат) , имел встречу с членами Эпистасии Святой Горы .
7—9 сентября совершил визит в Православную церковь Молдовы , приуроченный к 200-й годовщине основания Кишиневско-Молдавской митрополии , в ходе которого посетил Тираспольскую епархию (на территории Приднестровской Молдавской Республики ) .
12 февраля 2016 года в Гаване имел встречу с папой римским Франциском , первую встречу такого уровня за всю историю Русской и Римской церквей, в ходе которой была подписана совместная декларация.
27—29 мая совершил паломничество на Афон . Поездка была приурочена празднованию 1000-летия «русского присутствия» на Святой Горе . 28 мая в Пантелеимоновом монастыре встречал прибывшего на Афон президента Российской Федерации Путина. По сообщению греческих СМИ, визит президента и патриарха вызвал недовольство некоторых представителей Вселенского патриархата и Элладской церкви, которые полагают, что на Афоне не может быть никаких национальных «присутствий» . После литургии 29 мая в Покровском храме Пантелеимонова монастыря, обращаясь к представителю Вселенского патриарха на Афоне митрополиту Апостолу и прочим присутствовавшим за богослужением, говоря о значении Пантелеимонова монастыря для «современной Руси», сказал: «<…> Русь — это все те народы, которые сегодня существуют в независимых государствах, это и те, кто живёт в Российской Федерации, и на Украине, Белоруссии, Молдове, и во многих других государствах на просторах исторической Руси.» 21 сентября 2016 года возглавил церемонию открытия выставки «Русь и Афон. К 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе», организованной в музейной галерее комплекса Храма Христа Спасителя в Москве .
В сентябре поддержал инициативу православных граждан по сбору подписей за законодательную отмену абортов в России, и поставил свою подпись под соответствующей петицией .
Согласно СМИ и сделанному патриархом Кириллом спустя два месяца заявлению, его встреча 31 августа 2018 года в Фанаре с Вселенским патриархом Варфоломеем выявила отсутствие взаимопонимания по украинскому вопросу и не смогла предупредить подготавливаемые Константинопольским патриархатом действия по Украине .
19 октября, комментируя ранее принятое Священным синодом РПЦ решение «ввиду продолжающихся антиканонических действий Константинопольского Патриархата признать невозможным дальнейшее пребывание с ним в евхаристическом общении» , заявил: «[Константинопольский Патриархат] вторгся в нашу юрисдикцию, простил раскольников, которые были анафематствованы , а значит, отождествив себя с раскольниками, сам стал раскольником»; он сказал также, что, по его ощущению, «абсолютное большинство православных» поддерживают решение Русской церкви о разрыве общения с Константинопольским патриархатом .
В конце января 2019 года состоялись торжества, посвящённые 10-летию Поместного собора Русской православной церкви и интронизации патриарха Кирилла. 31 января в Государственном Кремлёвском дворце состоялось торжественное собрание по этому поводу. На собрании присутствовали Президент России Владимир Путин , патриарх Кирилл, предстоятели поместных православных церквей, члены Священного Синода РПЦ и другие. В ходе своего выступления, патриарх Кирилл, обращаясь к делегациям Александрийской , Грузинской , Румынской , Болгарской , Польской церквей , заявил, говоря о событиях в церковной жизни Украины: «Украина — это не периферия нашей Церкви. Мы называем Киев „матерью городов русских“, для нас Киев — то, чем для многих является Иерусалим . Оттуда началось русское православие , и ни при каких обстоятельствах мы не можем отказаться от этой исторической и духовной связи. На этой духовной связи зиждется единство всей нашей Поместной Церкви» .
После начала вторжения РФ на Украину патриарх Кирилл пытался и показать лояльность властям РФ , и не высказываться прямо в поддержку вторжения. Однако уже весной религиоведы и религиозные деятели, представляющие различные конфессии, указали на Кирилла как на одного из важнейших идеологов и сторонников вторжения на Украину . Также по информациям газеты The Daily Telegraph , France 24 и The Moscow Times , патриарх активно поддерживает войну на Украине . По информации газеты Вашингтон Пост , проповеди патриарха Кирилла стали повторять, а в некоторых случаях и дополнять риторику, которую использовал Владимир Путин для оправдания нападения на города и гражданское население Украины . По информации агентства Рейтер , патриарх изображает войну как « метафизическую » битву за выживание России против злого Запада , стремящегося уничтожить Россию .
В конце февраля духовенство Сумской епархии УПЦ МП обвинило патриарха Кирилла в том, что он «никак не осудил агрессивные действия российской власти» и приняло решение прекратить богослужебное поминовение его имени . По состоянию на 3 марта 2022 года поминовение Московского патриарха официально прекратили 15 из 53 епархий УПЦ МП ( Тернопольская , Черновицко-Буковинская , Каменец-Подольская , Винницкая , Хмельницкая , Белоцерковская , Волынская , Владимир-Волынская , Мукачевская , Ровенская , Вознесенская , Житомирская , Ивано-Франковская , Львовская и Сумская ), а многие другие епископы благословили на это без письменного решения . Так же поступили священники храма святого Николая в Амстердаме , после чего храм перешёл во Вселенский патриархат . Состоявшийся 27 мая 2022 года в Киеве собор УПЦ, среди прочего, выразил «несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно войны в Украине» .
2 марта и. о. генерального секретаря Всемирного совета церквей священнослужитель Румынской православной церкви Иоанн Саука обратился к патриарху Кириллу стать «посредником между представителями власти, чтобы прекратить войну» и призвал «возвысить свой голос и высказаться в защиту страждущих братьев и сестер» на Украине , на что тот ответил письмом, в котором возложил ответственность за вооружённую конфронтацию на страны Запада, которые не только «накачали Украину оружием и военными инструкторами», но и пытались «перевоспитать» украинцев и русских, живущих в Украине, и превратить их «во врагов России» .
6 марта, в Прощёное воскресенье , по совершении литургии в Храме Христа Спасителя в Москве, в своём слове, по мнению Би-би-си , «фактически поддержал кремлёвскую версию событий в Украине, добавив к ней новые детали» , сказав, в частности: « Восемь лет идут попытки уничтожить то, что существует на Донбассе . А на Донбассе существует неприятие, принципиальное неприятие так называемых ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть . Сегодня есть такой тест на лояльность этой власти, некий пропуск в тот „счастливый“ мир, мир избыточного потребления, мир видимой „свободы“. А знаете, что это за тест? Тест очень простой и одновременно ужасный — это гей-парад . <…>» .
13 марта, на праздник « Торжество православия », патриарх Кирилл передал директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующему Нацгвардии РФ Виктору Золотову Августовскую икону Божией Матери для её установления в главном храме Росгвардии в Балашихе , выразив надежду, что «этот образ вдохновит молодых воинов, которые принимают присягу» .
24 мая Архиерейский собор Православной церкви Украины , по предложению своего предстоятеля митрополита Епифания (Думенко) , попросил Предстоятеля «обратиться к Вселенскому Патриарху и Предстоятелям Поместных Церквей по поводу привлечения российского Патриарха Кирилла к канонической ответственности и лишения его Патриаршего престола за распространение еретического этнофилетического учения на основе идеологии „ русского мира “, предоставление „благословения“ российским войскам на войну в Украине, <…> а также за провоцирование схизмы в Церкви, в частности через создание на канонической территории Александрийского Патриархата „ епархий РПЦ “» .
В интервью, данном греческому телевидению в конце мая, патриарх Варфоломей сказал, что ожидал, что патриарх Кирилл сможет противостать президенту Путину в его намерении вторгнуться на Украину и при необходимости пожертвовать престолом, но его поведение разочаровало .
21 сентября во время проповеди в Зачатьевском женском монастыре Москвы патриарх призвал не считать украинцев врагами . Среди прочего, он сказал: «Мы знаем, какая опасность нависла над украинским народом, который пытаются переформатировать, сделать государством, противным Руси, вражеским по отношению к России.» Патриарх попросил молиться об укреплении «братских чувств народов святой Руси» .
Произнесённые в проповеди 26 сентября слова «Церковь осознает, что если кто-то, движимый чувством долга, необходимостью принять присягу, остается верен своему призванию и погибает во время исполнения воинского долга, то он, несомненно, совершает деяние, равносильное жертве. Он приносит себя в жертву за других. И потому верим, что эта жертва смывает все грехи, которые человек совершил» побудили комментаторов сделать вывод, что он уподобляет гибель во время военных действий российских солдат крестной жертве Христа , что вызвало критику многих, кто счёл таковое отходом от христианского вероучения и даже ересью . Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу расценил данное заявление патриарха как восхваление « геноцидной войны» и предложил ЕС включить патриарха Кирилла в санкционный список Европейского союза за похвалу «геноцидной войне» .
11 марта патриарх Кирилл обратился к предстоятелям поместных православных церквей, ряду религиозных деятелей и представителей международных организаций с посланиями, в которых поделился «глубокой обеспокоенностью в связи с резким усилением государственного давления на православных христиан Украины», в частности, в связи с ситуацией вокруг Киево-Печерской лавры .
7 апреля 2022 года, на фоне вторжения России на Украину , Европарламент признал и осудил роль патриарха Кирилла в «обеспечении богословского прикрытия агрессивной войны», тем самым счёл его потенциальным объектом для санкций, в мае санкции против Патриарха предложила ввести Европейская комиссия .
16 июня 2022 года правительство Великобритании ввело против патриарха Кирилла санкции — «за выдающуюся поддержку российской военной агрессии на Украине » . В заявлении министра иностранных дел Лиз Трасс , отмечалось, что патриарх Кирилл «неоднократно злоупотреблял своим положением, чтобы оправдать войну» . Ранее патриарх Кирилл был внесён ФБК в сокращенный ТОП-200 списка коррупционеров и разжигателей войны за поддержку агрессии России против Украины и действий российских властей .
Из-за позиции Венгрии санкции в отношении патриарха Кирилла были исключены из 6-го пакета санкций против России . Глава МИД Венгерской Республики Петер Сийярто отметил: «Для нас это было принципиальным вопросом, потому что мы настаиваем, как и в случае национальных интересов, на свободе вероисповедания. Страшно даже подумать, какие процессы вызвало бы включение в список лидера одной из самых важных христианских церквей Европы» .
23 июня 2022 года Литва запретила въезд патриарху Кириллу сроком на 5 лет за активную поддержку нападения на Украину .
7 июля 2022 года патриарх Кирилл внесён в санкционный список Канады «российских агентов дезинформации», которые «несут ответственность за содействие и поддержку неоправданного вторжения России в Украину» .
19 октября 2022 года Украина ввела санкции против патриарха Кирилла, так как он «проповедует доктрину „русского мира“, благословил войну против Украины» . 4 ноября 2023 года Служба безопасности Украины сообщила о заочном подозрении патриарха Кирилла в посягательстве на территориальную целостность Украины, оправдании вооруженной агрессии РФ, развязывании и ведении агрессивной войны. По данным следствия, патриарх «входит в ближайшее окружение высшего военно-политического руководства России и одним из первых публично поддержал полномасштабную войну против Украины» .
24 февраля 2023 года Австралия и Новая Зеландия ввели санкции против патриарха Кирилла по аналогичным основаниям .
26 апреля 2023 года Чехия внесла патриарха в национальный санкционный список с формулировкой «злоупотребляет верой для оправдания зверств, совершенных российскими солдатами на Украине» и «использует своё положение, чтобы оправдывать российскую агрессию в проповедях и других публичных выступлениях» .
9 июня 2023 года Эстония запретила въезд в страну патриарху Кириллу .
Согласно заключению Комиссии Президиума Верховного Совета России по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП (опубликовано в марте 1992 года), возглавлявшейся Глебом Якуниным и Львом Пономарёвым , имело место «антиконституционное использование Центральным комитетом КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путём вербовки и засылки в них агентуры КГБ». Частное определение комиссии, говоря о деятельности агентов КГБ «по линии Отдела внешних церковных сношений » указывает, что «характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделённости указанного Отдела от государства, о его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих» .
На основании сопоставления известных заграничных поездок агента КГБ по фамилии «Михайлов» и владыки Кирилла появилось предположение о тождестве владыки Кирилла и агента «Михайлова» .
В 2003 году член Московской Хельсинкской группы священник Георгий Эдельштейн направил письмо Президенту России Владимиру Путину , где обвинял митрополита Кирилла в связях с КГБ.
В феврале 2023 года несколько швейцарских изданий опубликовали расследование о деятельности Владимира Гундяева в Швейцарии. По утверждению изданий, рассекреченные документы швейцарской полиции за период с 1969 по 1989 годы подтверждают, что Гундяев был связан с КГБ и занимался в 1970-е годы шпионской деятельностью в Швейцарии под псевдонимом «Михайлов» . Офицером КГБ называет Гундяева в автобиографии и бывший консул при советском посольстве в Женеве Вадим Мельников .
С 13 января 1995 по 30 мая 1997 — член общественного совета при Председателе Правительства Российской Федерации по вопросам урегулирования ситуации в Чеченской Республике .
С 24 мая 1995 по 1 января 2005 — член президиума комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства .
С 2 августа 1995 по 28 мая 2009 — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (переназначался в состав совета 13 октября 1996 , 17 марта 2001 и 7 февраля 2004 ).
С 19 февраля 1996 — член коллегии Российского государственного морского историко-культурного центра (Морского центра) .
С 4 декабря 1998 — член Российского организационного комитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства
С 10 октября 2005 — член организационного комитета по проведению Года Российской Федерации в Китайской Народной Республике и Года Китайской Народной Республики в Российской Федерации .
С 1 сентября 2007 — член организационного комитета по проведению Года Российской Федерации в Республике Индии и Года Республики Индии в Российской Федерации .
Митрополит Кирилл был заместителем Главы Всемирного русского народного собора (ВРНС) (в патриаршество патриарха Алексия II), в публичной деятельности которого он принимает активное участие . ВРНС — «крупнейший общественный форум современной России, существующий с 1993 года» . Несмотря на то, что большинство наблюдателей говорили о политическом поправении митрополита, он не отрёкся от своих вполне западнических убеждений. Так, на вопрос директора Государственной телекомпании «Калининград» заместитель Главы ВРНС, заметив, что Собор «определённо высказался о важности модернизации России», в частности, сказал:
Другого пути технического развития, кроме того, по которому прошёл Запад, не существует. Если кто-то знает о таком, пусть нам покажет и расскажет. Но пока что люди с удовольствием пользуются хорошими западными автомашинами, созданными для езды по хорошим дорогам. И было бы глупым упрямством ставить себе задачу в пику известным и общепризнанным достижениям человеческой цивилизации во что бы то ни стало изобретать нечто своё, ни на что не похожее .
Полностью теме модернизации России посвящён доклад митрополита Кирилла на 5 марта 2007 .
В 2005 году высказался в поддержку позиции мэра Москвы Юрия Лужкова о непроведении парада секс-меньшинств в городе, выразив уверенность в том, что западным политикам не удастся заставить мэра разрешить проведение в российской столице гей-парада . Подтвердил своё безоговорочное осуждение гомосексуализма в интервью журналу « Шпигель » в январе 2008; однако высказался против преследования и стигматизации лиц с гомосексуальной ориентацией («Но мы не осуждаем людей. Они свободны жить так, как считают правильным») .
20 февраля 2008 выступил с речью в Кремле на о том, как молодому человеку строить свой жизненный путь .
В мае 2008 газета « Аргументы Недели » сообщила о его вхождении в состав оргкомитета по проведению нового праздника — Дня любви, семьи и верности ( дня святых Петра и Февронии ), патронессой которого выступает Светлана Медведева .
В том же году на телеканале «Россия» , по благословению Патриарха Алексия II, принял участие в проекте « Имя Россия » , представив «на суд телезрителей житие и деяния святого благоверного великого князя Александра Невского (в схиме Алексия)» , ставшего в итоге победителем проекта.
22 мая 2009 впервые как Глава ВРНС открыл — «Экология души и молодёжь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» .
3 июня 2009 на литургии назвал многомиллионные потери СССР в Великой Отечественной войне наказанием советского народа «за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью» .
21 ноября 2010, в праздник Собора архистратига Михаила , после Божественной литургии в Архангельском соборе Патриарх Кирилл заявил по поводу погибших в дорожно-транспортных происшествиях : « Мы создаём машины, мы становимся мощными и сильными, но у нас не хватает ни разума, ни нравственного чувства с ответственностью относиться к той силе, которую человек получает в свои руки. Когда пьяный водитель сбивает на пешеходном перекрёстке детей — что это, как не бездна человеческой безответственности? » .
3 января 2011, в день памяти святителя Московского Петра , на торжественном приёме после Божественной литургии в Успенском соборе Патриарх поделился с участниками богослужения своими мыслями о задачах церкви: « Задача Русской Православной Церкви заключается в том, чтобы воспитывать человека, способного на жертву, на подвиг, на победу… Главное наше дело — молитва, но вокруг молитвы мы должны создавать активное поле жизнедеятельности, воспитывать людей, давать образование, являть примеры доброго отношения к людям через социальную деятельность » .
В рождественском интервью 2012 года высказался по поводу происходивших тогда массовых протестов , сказав, что общество имеет право на выражение несогласия, а власть должна прислушиваться к протестам и корректировать свой курс . При этом Патриарх подчеркнул, что необходимо сохранить баланс и проявлять мудрость, так как «справедливые <…> протесты людей очень ловко используются теми политическими силами, которые стремятся к власти» .
В январе 2012 года в интервью каналу « Вести » указал на день субботний, как предназначенный Богом день отдыха: «У людей должны быть дни отдыха, и человек должен иметь возможность поправлять своё здоровье, и для того нам и день субботний дан», — заявил Патриарх в интервью «Вестям» .
22 апреля 2012 года возглавил крестный ход у храма Христа Спасителя , предваряющий молебен в защиту веры и Православной церкви. Поводом для этой всероссийской акции — самого масштабного из подобных мероприятий в новейшей истории России — стала череда выпадов в адрес Церкви .
В 2012 году совершил 245 богослужений, возглавил 41 епископскую и 21 иерейскую хиротонии , совершил 25 освящений храмов, а также закладных камней в основание будущих церквей .
В декабре 2013 года в рамках специального проекта газеты « Аргументы и факты » «100 главных вопросов России» следующим образом сформулировал свой вариант ответа на вопрос о смысле жизни : « Бог предопределил мир к безграничному развитию и совершенствованию. Каждый из нас должен быть соработником Богу в этом великом деле… Соработничество Богу — вот смысл жизни. В первую очередь это совершенствование самого себя — умственное, духовное, физическое » .
28 декабря 2013 года высказался против суррогатного материнства .
В конце 1990-х — начале 2000-х годов журналист газеты Московский комсомолец Сергей Бычков обвинял митрополита Кирилла в использовании предоставлявшихся в начале 1990-х годов Правительством Российской Федерации налоговых льгот на импорт алкогольной (церковное вино) и табачной продукции .
По утверждениям главного редактора сетевого издания Портал-Credo.ru Александра Солдатова , опубликованным в « Новой газете », импортом табачных изделий занималась финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига — коммерческий директор отдела внешних церковных связей, которым руководил Кирилл .
Митрополит Кирилл неоднократно опровергал обвинения в личной заинтересованности; во время онлайн-беседы с общественностью назвал подобные публикации «совершенно конкретным политическим заказом», который отрабатывается «с упорством, достойным иного применения», причём об этом пишут «не газеты, а одна газета ». Он отметил, что «к сожалению, в нашем обществе очень распространено использование прессы для сведения личных счётов или достижения политических, карьерных и прочих целей. В данном случае мы имеем дело с заказной кампанией, направленной на достижение, по крайней мере, одной или двух вышеупомянутых целей» .
В январе 2009 года епископ Венский и Австрийский Иларион рассказал в интервью « Интерфакс-Религия »:
В девяностых годах я не раз спрашивал митрополита: «Почему вы не отвечаете на эти нападки? Если вы не подписывали документы, почему не назовёте имена тех, кто их подписывал?» Его ответ всегда был один и тот же: «Я никого не могу и не хочу „подставить“. Называя имена, мы нанесём удар по Церкви». Он брал удар на себя, но не называл ничьи имена. Помню, как я спрашивал владыку Кирилла: «Почему вы не подадите в суд на журналиста и газету, которая публикует клеветнические статьи?» На это он отвечал, что, во-первых, Господь заповедал подставлять правую щёку, когда ударяют левую. Во-вторых, священнослужителю не пристало решать вопросы в светском суде. А в-третьих, если начнётся судебное разбирательство, та же самая газета и тот же самый журналист будут его освещать. И даже если суд докажет безосновательность обвинений и обяжет газету опубликовать опровержение клеветы, за то время, пока длился процесс, на Церковь будет вылито столько грязи, что ущерб, нанесённый Церкви, будет ещё более велик .
Бывший в 1999—2000 гг. главой налоговой службы России Александр Починок в преддверии Поместного собора Русской православной церкви 2009 года сказал, что он «за время работы не видел ни одного документа в этой сфере, связанного с Кириллом, ни одного обращения от него» . В « Известиях » от 23 января 2009 Починок уточнял:
<…> правительство и решило помочь, выделив РПЦ квоты на ввоз подакцизных товаров, предоставив соответствующее разрешение через правительственную комиссию по гуманитарной помощи на их ввоз. При этом РПЦ — точнее, компании, близкие к ней, — была освобождена от уплаты таможенных пошлин. Всё это закончилось печально для всех — и для тех импортёров, потому что многие из них пострадали, и для бюджета. <…> Я не встречал документов по предоставленным Церкви льготам, связанных с именем Кирилла .
В 1990-е годы и позже подвергается критике со стороны некоторых представителей Русской православной церкви за церковный модернизм и экуменизм , что первоначально было в значительной степени обусловлено восприятием митрополита Кирилла как одного из учеников и продолжателей дела митрополита Никодима (Ротова) , а также практикуемыми им литургическими особенностями, которые консервативной частью Церкви ассоциируются с обновленчеством : богослужебное чтение Священного Писания в русском переводе, чтение «тайных молитв» громко, выборочная «русификация» чинопоследований и прочее. По мнению историка Н. А. Митрохина , Кирилл, «с юности принимавший активное участие в экуменическом движении», унаследовал от своего учителя — митрополита Никодима — «чувство глубокого уважения к формам управления католической церковью» .
Со второй половины 1990-х годов митрополит Кирилл старался презентовать себя как просвещённого патриота и поборника традиционных ценностей. В результате общественно-политическая оценка его в светских СМИ в 2000-е годы — совершенно иная: его именуют « лидером российской неоконсервативной мысли », реставратором идеи Москва — Третий Рим . Начинает рассматриваться обществом как политик и один из вероятных кандидатов на Патриарший Престол .
Патриарх Кирилл неоднократно оказывался замешан в скандалах, связанных с предметами роскоши . В 2020 году патриарх Кирилл призывал свою паству не верить информации о своём богатстве и заявил, что публикации в СМИ о его имуществе имеют цель «скомпрометировать тех, кто правду Божию провозглашает… чтобы народ перестал нас слушать» .
В 2009 году в интернете появилась фотография патриарха Кирилла с наручными часами швейцарской компании Breguet стоимостью около 30 тысяч евро . В 2012 году в ходе интервью Владимиру Соловьеву патриарх заявил, что у него есть эти часы, однако он «их никогда не носил», а фотографию из интернета он назвал фотомонтажом . На следующий день блогеры на официальном сайте Патриархия.ru обнаружили фотографию, где на руке патриарха нет часов, но при этом они отражаются на лакированном столе . Пресс-служба РПЦ была вынуждена признать свою «ошибку», а часы патриарха стали объектом многочисленных интернет-мемов . Журналисты отмечали, что «патриарх Кирилл верит в то, что дорогие часы и автомобили — неотъемлемая часть сакрального представительства», а три священника из Удмуртии, которые критиковали образ жизни патриарха, лишились церковных должностей .
В начале 2012 года получила широкий общественный резонанс ситуация вокруг судебного дела о возмещении ущерба квартире, принадлежащей патриарху, ответчиком по которому являлся проживающий по соседству Юрий Шевченко . Согласно позиции зарегистрированной и проживающей в патриаршей квартире истицы Лидии Леоновой и решению суда, на основании экспертизы, выполненной экспертами ИОНХ , пыль от ремонта в квартире Шевченко содержала опасные для здоровья компоненты, включая наночастицы, и причинила ущерб квартире патриарха, мебели и коллекции из почти 1600 книг . Итоговая сумма иска составила около 19,7 миллиона рублей . Сумма иска и неясный статус Леоновой вызвали многочисленные критические обсуждения в СМИ и блогосфере . В беседе с журналистом В. Соловьёвым патриарх пояснил, что он не имеет отношения к иску, который подан его троюродной сестрой Леоновой, зарегистрированной в квартире патриарха . В то же время Кирилл заверил журналиста Соловьёва, что деньги, которые по иску выплатил Леоновой экс-министр здравоохранения Шевченко, пойдут на чистку библиотеки и благотворительность .
По мнению журналиста радиостанции « Эхо Москвы » Сакена Аймурзаева, которое повторил ряд изданий , сам факт владения квартирой входит в противоречие с обетом нестяжания, который даёт при постриге каждый монах . Опрошенные ИА « Росбалт » юристы (Владимир Жеребёнков, Максим Столяров, Игорь Трунов) подтвердили, что, по их мнению, впервые в российской практике основанием для возмещения ущерба заявлено загрязнение квартиры наночастицами, а также заявили о беспрецедентной сумме, взысканной за причинение ущерба одной квартире. По мнению Трунова, имела место предвзятость суда, а по мнению Жеребёнкова — возможно, элементы лоббизма . Адвокаты, опрошенные РАПСИ, высказали иные мнения относительно суммы иска и не указывают на лоббизм: адвокат Константин Трапаидзе считает, что истец выиграла суд обоснованно, так как хорошо подготовилась к предстоящему процессу. Адвокат Наталья Сальникова назвала сумму колоссальной, но обоснованной, поскольку в результате инцидента была повреждена антикварная мебель и ценное имущество, а адвокат Олег Фролов высказал мнение, что стоимость квартиры и предметов в ней могли обусловить высокую цену ущерба .
В ответ на критику в связи с данным, а также рядом иных скандальных дел Московская патриархия , Общественная палата Российской Федерации и некоторые политики заявили об организованной кампании по дискредитации Патриарха и РПЦ . Сам патриарх Кирилл 16 июня 2012 в эфире программы « Слово пастыря » на Первом канале назвал людей, «которые критикуют церковь», «требующими духовного исцеления» .
В октябре 2023 года возник скандал из-за того, что в Даниловом монастыре в Москве заметили репродукцию « Троицы » Андрея Рублева, на которой дорисован Патриарх Кирилл. На картину обратил внимание лишенный сана диакон Андрей Кураев , который отметил, что патриарх «обожился и стал четвёртым лицом Троицы прямо при жизни» .
Отцы церкви никогда раньше не изображались вместе с Троицей. В византийской традиции изображали императоров, которые подносили дары Святой Софии и Христу, например, миниатюрный храм. Император Константин преподносит миниатюрный храм. Но чтобы соединяться со святыми ликами божественной Троицы — такого не было примера. Существование подобной картина настолько не вписывается в церковную традицию, что некоторые журналисты даже предположили, что она может быть фотомонтажом . Однако позже стало известно, что это картина настоящая и появилась уже давно, её написал художник Игорь Бабайлов в 2012 году. Более того, согласно сайту художника, увидев свой портрет на фоне троих ангелов, патриарх Кирилл сказал: «Лучший мой портрет, который когда-либо был написан» .
Принимал и принимает активное участие в работе многочисленных межхристианских организаций на конференциях, в комиссиях и диалогах с представителями инославных конфессий . Является автором нескольких книг и более 500 публикаций в российской и зарубежной периодике.
С конца 1990-х годов начал высказывать весьма сдержанную позицию по перспективе экуменического диалога .
В отношении вопроса о возможном визите римского папы в Российскую Федерацию — в публичных заявлениях всегда придерживался строго официальной позиции Русской православной церкви, принципиально не меняющейся с 1990 :
Мы никогда не исключали в принципе возможности приезда папы римского в Россию или его встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на территории другой страны. Но, по нашему глубокому убеждению, это историческое событие должно свидетельствовать о положительных изменениях в отношениях между двумя Церквами. Достигнуть этого возможно при условии разрешения ряда конкретных проблем, существующих в наших отношениях, — миссионерской деятельности католиков в России и других странах СНГ и конфликта между православными и грекокатоликами на Украине. Убеждён, что основанием для улучшения взаимосвязей может быть близость позиций наших Церквей по таким актуальным вопросам современности как проблемы нравственности, вопросы биоэтики, необходимость проповеди и защиты традиционных христианских ценностей.
Заявление 6 июня 2007 на Конференции религиозных лидеров в связи с саммитом глав государств «Группы восьми», организованной по инициативе Евангелической Церкви в Германии, в Кёльне, содержало первое после распада СССР прямое политическое заявление в поддержку внешнеполитической позиции руководства страны: «Совершенно очевидно, что размещение в Чехии и в Польше элементов американской ПРО повлечёт за собой ответ России, которая усматривает в этом размещении угрозу своей безопасности. Мы стоим на пороге возобновления гонки вооружений, способной разрушить хрупкий баланс сил, обеспечивающий безопасность Европы» .
Высказался за прекращение «политики уступок, проводимой в одностороннем порядке», которая «зачастую расценивается как проявление слабости, как своеобразная капитуляция перед центрами силы» .
В октябре 2007 не исключил возможности создания православно-католического альянса, подчеркнув, однако, что границы гипотетического альянса между православными и католиками «не могут быть принципиальным образом закрыты для наших протестантских братьев» .
Как «очень позитивную и очень красивую для себя» оценил состоявшуюся в начале декабря 2007 года свою встречу с Папой Бенедиктом XVI .
24 июня 2008, в первый день работы очередного Архиерейского собора РПЦ, выступил с докладом «Православное единство и православное свидетельство в современном мире», в котором, в частности, подверг критике то, что он обозначил как «несколько новых моментов» в интерпретации «выдвинутого Константинопольской церковью особенного толкования 28-го правила IV Вселенского собора», которые «создают впечатление постепенного развития новой экклесиологии» .
20 октября 2008 в Гаване имел встречу с первым секретарём ЦК Коммунистической партии Кубы Фиделем Кастро ; накануне в сослужении других архиереев РПЦ, в присутствии главы Кубы Рауля Кастро , совершил освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Гаване .
Как и его предшественник Алексий II , встретился (в 2010) с коптским патриархом Шенудой III .
{{
cite news
}}
:
|archive-url=
требует
|archive-date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
|last=
имеет универсальное имя (
справка
)
{{
cite news
}}
:
|archive-url=
требует
|archive-date=
(
справка
)