Interested Article - Сталинский ампир

Ста́линский ампи́р (от фр. empire — «империя» и по аналогии с ампиром ), также « стиль триумф » — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов . В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики . В понятие часто укладывают неоклассицизм (который продолжили в своих работах такие мастера старой школы, как И. В. Жолтовский ) и советский вариант интернационального стиля ар-деко .

Уже в 1920-е годы многие советские архитекторы начали уходить от минимализма в пользу парадной репрезентативности. В наружном декоре зданий всё чаще стали применять барельефы и горельефы , дентикулы и карнизы , а также облицовку натуральным камнем. Изменялась и трактовка интерьеров: вновь стали появляться торжественные залы с кессонироваными потолками, широкие вестибюли с рядами колонн и огромные мраморные лестницы. Архитектура становилась всё более масштабной. Небольшие «клубы» уступали место «дворцам» . Символ сталинского ампира — знаменитые сталинские высотки в Москве. Сталинский ампир в декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки.

Концом эпохи сталинского ампира считается Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 « Об устранении излишеств в проектировании и строительстве » .

Характерные черты

Станция метро « Новокузнецкая » (Москва)

Стиль соединил в себе элементы ренессанса, барокко , ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма , постконструктивизма , ар-деко , а также неоготики ( здание МИДа ); он сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность.

Если говорить об архитектуре сталинок , то для этого стиля характерно использование архитектурных ордеров с чёткими пропорциями и обильным декором. Советская символика , рабочие и колхозники, военные были главными героями барельефов и мозаик . Для оформления зданий часто использовались мрамор и гранит . В послевоенные годы архитектура была идеологическим инструментом, который транслировал идеи устремления в светлое будущее .

Один из примеров интерьеров, оформленных в стиле сталинского ампира, — банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома .

В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, — резьба , включающая в себя изображения лавровых венков , колосьев и пятиконечных звезд .

Деталь сталинского ампира — люстры , освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево , мрамор , бронза , керамика и хрусталь .

Примечания

  1. Акимов, С. С., Н. Д. Светлаков. К стилистическому определению советской архитектуры послевоенного десятилетия // Вестник Волжского регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук 16 (2013): 100—105.
  2. Герасимова, Д. Л., К. И. Герасимова. от 22 января 2022 на Wayback Machine // Проблемы теории и истории архитектуры Украины 9 (2009): 67-69.
  3. web|url=
  4. . Дата обращения: 20 апреля 2013. 27 сентября 2013 года.
  5. Архитектура сталинской эпохи. Опыт исторического осмысления. — КомКнига, 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-484-01138-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Сталинский ампир