Всемирная выставка
- 1 year ago
- 0
- 0
Всемирная выставка 1937 года ( фр. Exposition Internationale des Arts et Techniques dans la Vie Moderne ) проходила с 25 мая по 25 ноября в Париже под девизом: «Искусство и техника в современной жизни» ( фр. Arts et Techniques dans la Vie moderne ).
Борьба за главный приз развернулась между павильонами СССР и Германии . Ко времени проведения выставки было приурочено открытие Музея человека .
Участие во всемирной выставке приняли 47 стран. Большинство европейских: СССР , Австрия , Бельгия , Болгария , Венгрия , Германия , Греция , Дания , Испания , Италия , Латвия , Литва , Люксембург , Монако , Нидерланды , Норвегия , Польша , Португалия , Румыния , Финляндия , Франция , Чехословакия , Швейцария , Швеция , Ватикан , Эстония . Представители других континентов: Австралия , Аргентина , Бразилия , Палестина , Перу , Гваделупа , Канада , Марокко , Уругвай , Сиам , Алжир , Венесуэла , Гаити , Египет , Индо-Китай , Ирак , Камерун , Мексика , Французские колонии в Индии , Экваториальная Африка , США , Япония .
Построенное по проекту Б. М. Иофана здание было облицовано самаркандским мрамором. Вход в павильон украшали барельефы скульптора И. М. Чайкова : гербы СССР и 11 союзных республик . Символом советского павильона стала 24-метровая скульптурная группа « Рабочий и колхозница », выполненная из нержавеющей стали по проекту В. И. Мухиной и посвящённая достижениям социалистической индустриализации .
Внутри советский павильон представлял собой галерею длиной 150 метров. Среди экспонатов выставки советского павильона демонстрировалась «Карта индустриализации СССР» площадью 19,5 м², показывавшая размещение природных богатств и промышленные достижения СССР. Карта была выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней, а рубиновую звезду Москвы украшали серп и молот из бриллиантов .
Гран-при получил паровоз серии ИС , мягкий железнодорожный вагон, проект стоквартирного дома архитектора Андрея Крячкова , комбайн « Сталинец-1 » завода « Ростсельмаш », фильм « Чапаев », картина художника Герасимова «После дождя», Дворец культуры имени А. М. Горького в Ленинграде, журнал « СССР на стройке », станции московского метро « Сокольники » и « Кропоткинская », картина Бродского « Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе », типографские работы фабрики Гознак .
Золотые медали получили скульпторы Алексей Сотников (за работу «Ягнёнок»), Иван Ефимов (за работы «Бык» и «Рыбак с рыбой») и художник-иллюстратор Владимир Конашевич (за иллюстрации к книге Антуана Прево «Манон Леско») .
Большую серебряную медаль получила работа Евстафия Шильниковского за серию предметов, выполненных методом чернения серебра по мотивам пушкинских произведений. Бронзовую медаль получили мастера Холуйской миниатюры .
Скульптура «Рабочий и колхозница» оценивалась французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века» .
Программа советской делегации сопровождалась показательными выступлением двух коллективов: театральной труппой Московского Академического Художественного театра им. Горького и Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. В. Александрова .
Парфюмерная фабрика Ленжет (более известная под названием «Северное сияние», которое ей было присвоено в 1950-х годах), представила аромат «Юбилей», посвящённый 20-й годовщине Октябрьской революции . Тонкий, деликатный аромат с нотами жасмина, помещённый во флакон, напоминающий главный фасад советского павильона на Парижской выставке, удостоился золотой медали.
Всего советский павильон собрал 270 наград. Из них: 95 гран-при, 70 золотых медалей, 40 серебряных, 6 бронзовых и больше полусотни дипломов.
После окончания выставки часть скульптур (рельефов) из советского павильона была подарена советскими властями крупнейшему французскому профсоюзу « Всеобщая конфедерация труда ». Скульптуры были размещены рядом со старинным замком в деревушке Байе-ан-Франс , который профсоюз выкупил и превратил в дом отдыха для рабочих. Однако в 1939 году ВКТ и французская компартия были запрещены, а во время немецкой оккупации скульптуры были разломаны активистами профашистской молодёжной организации. Затем обломки скульптур были свалены в погреб и надолго забыты. В 2000-х годах скульптуры были обнаружены французскими археологами. Началась работа по их восстановлению.
Немецкий павильон, по замыслу архитектора А. Шпеера , был построен в форме римской цифры III ( аллюзия на Третий Рейх ). У подножия башни павильона были установлены скульптурные группы Й. Торака «Товарищество» и «Семья», а верх венчал герб Третьего Рейха — орёл. Гран-при был вручён А. Шпееру за проект оформления территории съездов НСДАП .
Испания сделала акцент на связи с культурными традициями и искусством старой Испании. В павильоне звучала классическая музыка, танцоры представляли танец фламенко . На экспозиции были выставлены работы авангардистов и модернистов Испании. Пабло Пикассо написал для выставки картину, посвящённую жертвам войны — « Герника ». У входа в испанский павильон была установлена скульптура «Путь испанского народа, ведущий к звезде» скульптора Альберто Санчеса . Здание павильона было спроектировано архитекторами Жозепом Льюисом Сертом и .
Для Испании выставка стала возможностью донести свои достижения до широкой публики. В этом была дилемма. Выставка проходила во время гражданской войны в Испании. С одной стороны, испанцы хотели показать себя сильной республикой, с другой — поведать миру о гражданской войне и проблемах внутри страны.
Нелёгкая гражданская ситуация была показана, в частности, кинофильмами. Из 12 отобранных для показа фильмов только один являлся художественным — «Дочь Хуана Симона» ( исп. La hija de Juan Simón ) 1935 года режиссёра . Семь картин были документально-историческими, остальные рассказывали либо о войне, либо о политике. Таким образом, соотношение фильмов отражало реальное положение Испании на тот момент.
Проект Эльны Кильяндер «комната мальчика» в последний момент решили не отправлять на выставку, отдав предпочтение Алвару Аалто , создавшему выставочный павильон Финляндии «Le bois est en marche» .
Бразилия, хотя и участвовала во всемирных выставках с 1862 года, до сих пор полагалась на иностранных архитекторов. Так было и в 1937 году — бразильский павильон стал подарком от французского правительства . Бразильское правительство создало интерьер и оформило саму выставку.
За оформление павильона « Земля Израиля » художник Феликс Ройтман получил почётную медаль .
Главным архитектором Балтийского объединённого павильона стал Александр Нюрнберг ( эст. Aleksander Nürnberg ), главным художником — , оба из Эстонии . Павильон был открыт для общественности при участии официальных делегаций всех стран 17 июня 1937 года .
Эстонская выставка стала наиболее крупной зарубежной выставкой для Эстонии не только по размаху, но и по затратам, поэтому было принято решение представлять достижения страны в Балтийском павильоне, совместно с Латвией и Литвой .
На экспозиции были представлены, главным образом, творения членов « » ( эст. Rakenduskunstnike Ühing , транскр. Ракендускунстнике Юхинг ) представивших изделия народного кустарного промысла, искусство художественного книжного переплёта и фотоискусство . Промышленности отводилась ме́ньшая роль, в частности, вниманию посетителей была представлена деятельность предприятий сланцевой отрасли. Эстония на выставке позиционировалась и как привлекательная страна для туризма .
Культура Эстонии была широко представлена на выставке, а эстонское искусство было отмечено наградами . Участники выставки награждались Дипломами официального признания и наградами, которые были установлены в пяти номинациях . Эстонские художники получили награды во всех 5 номинациях . Всего эстонцы привезли домой 31 награду . Из них, почётные дипломы получили: за декоративные куклы животных; Адамсон-Эрик за ковры — первый диплом, за роспись по керамике и фарфору — второй диплом. Бронзовую медаль в номинации «демонстрация прикладного искусства в металле» получил за коллекцию изделий художник-ювелир Роман Таваст . Золотые медали получили: фотограф Карл Сарап за фотогалерею, посвящённую Эстонии; художник за гобелены ; художник за коллекцию гравюр по стеклу; художники Яан Коорт и за коллекцию изделий из керамики; за ювелирные изделия, выполненные в технике филиграни ; дизайнер интерьеров за шкаф, выполненный в технике интарсии . Гран-при получили: дизайнер за декоративный орнамент, выполненный на изделиях из кожи; художник за роспись в общем зале Балтийского павильона; архитектор за архитектуру Балтийского павильона .
Одно из основных мест в экспозиции занимал завод « ВЭФ », представивший, в частности, первую в мире мини-фото-камеру VEF Minox и 16-мм проектор. Камера привлекла внимание секретных служб, давших ей неофициальное название «шпионская камера» . Модель радиоприёмника VEF Super Lux MD/37 была удостоена гран-при , а его дизайнер Адольф Ирбитис — золотой медали. Золотой медали удостоился график Карлис Цирулис, гран-при был награждён Роман Сута за созданный по его эскизам хрусталь. Были отмечены работы Лизы Дзегузе и Екаба Бине. Художник- конструктивист Густав Клуцис в составе бригады оформителей участвовал в презентации павильона Советского Союза , в частности создал фотомонтажное панно « VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов и Конституция СССР » .
Критик из Magazine of Art писал:
Лучшие павильоны — Японии и маленьких стран, которые не гоняются за престижем. В противоположность им, немецкое здание с его устрашающе огромной башней из срезанных колонн является совершенным выражением фашистской брутальности. Россия представлена сходным по духу сооружением, и павильон Италии производит удивительный по сходству эффект, хотя и достигнутый современными средствами .
Газета « Вашингтон пост » отмечала:
Немецкая архитектура на этой выставке ориентирована на вертикаль, но тяжела и солидна. Самым удивительным кажется здесь павильон СССР. Здание это откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью. На верхушке этого торта две огромные скульптуры мужчины и женщины бросают вызов миру, простирая руки с серпом навстречу завоеванию отдаленного, но абсолютно ощутимого будущего. Это далеко не лучшие образцы скульптуры на Парижской выставке. Они совершенно не соответствуют архитектуре и ещё раз демонстрируют нелепость произвольного отделения архитектуры от архитектурного декора .
В 1938 году в СССР были выпущены почтовые марки из серии «Павильон СССР на международной выставке в Париже».