Interested Article - Томский, Николай Васильевич
- 2021-03-01
- 1
Никола́й Васи́льевич То́мский (настоящая фамилия — Гришин ; 7 [19] декабря 1900 , с. Рамушево , Старорусский уезд , Новгородская губерния , Российская империя — 22 ноября 1984 , Москва , СССР ) — советский скульптор -монументалист, педагог , общественный деятель . Президент Академии художеств СССР (1968—1983). Академик АХ СССР ( 1949 ; член-корреспондент 1947 ). Герой Социалистического Труда (1970). Народный художник СССР (1960). Лауреат Ленинской премии (1972), пяти Сталинских премий (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), и Государственной премии СССР (1979).
Биография
Николай Гришин родился 7 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне в Старорусском районе , Новгородская область , Россия ) в семье кузнеца.
Так как в 1914 году отец его ушёл на фронт, фактически все годы Первой мировой войны стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны был призван в Красную армию , воевал, был ранен.
В Рамушеве прожил почти 20 лет. В дальнейшем переехал в Старую Руссу , в нём проявился интерес к изобразительному искусству, он много рисовал, поступил в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал ему заняться лепкой .
Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.
Отменные по живописности места, просторные заливные луга вдоль берегов тихой привольной Ловати . Разноцветный ковёр весной, пахучие сенокосы летом, синеющая стылая даль осенней порой и заснеженная целина, прорезанная санным путём через замёрзшую Ловать… Сколько радости в мартовской голубой и звонкой капели, в журчании весенних ручьёв. И какой неописуемый восторг вызывает ледоход Ловати… А первая песня скворца под окном и серебряный колокольчик невидимого жаворонка! Какое блаженство — бежать по цветущему лугу на лету сшибая золотистые лютики, лебяжий пух одуванчиков… Незабываемое детство — оно на всю жизнь .
После демобилизации, в 1923 году отправился в Петроград (ныне Санкт-Петербург ), где поступил на скульптурный факультет Художественно-педагогического техникума (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха ), который окончил в 1927 году . Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев . Впервые выставился в 1925 году в Ленинградском музее Революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина . В 1920-е, 1930-е годы участвовал в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда , изучал традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказали влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом. В это время художник работал над памятником С. М. Кирову (в 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде — победила работа скульптора Н. В. Томского и архитектора Н. А. Троцкого ). Открыт памятник 6 декабря 1938 года . На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. — Бронза, гранит. Эта работа была удостоена Сталинской премии СССР — первая для скульптора государственная награда). В 1937 скульптор создал статую « А. Бусыгин » (гипс) .
В годы войны , находясь в блокадном Ленинграде , принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами . Совместно с В. В. Исаевой , М. Ф. Бабуриным , , Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным создал скульптурное панно «За Родину!» (6×5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки .
После войны скульптор работал в Москве. В конце 1940-х вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной скульптором в это время, — военачальники, герои Великой Отечественной войны: И. Д. Черняховский (мрамор, 1947); М. Г. Гареев (базальт, 1947), П. А. Покрышев (мрамор, 1948), А. С. Смирнов (мрамор, 1948) — все в ГТГ ; И. Н. Кожедуб (этюд, бронза, 1948; РМ , Ленинград; Бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района ; архитектор ; бронза, мрамор. 1949). Памятник И. Р. Апанасенко ( Белгород ; бронза, 1944—49). За цикл портретов, памятник И. Р. Апанасенко и монументальные рельефы историко-революционной тематики (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ГТГ ) — скульптор был награждён несколькими Государственными премиями.
Руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток , работали над оформлением московского метрополитена . В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин , П. И. Бондаренко , Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит , А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц , Г. А. Шульц и другие. С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубилась индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; — образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню , отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения. К сожалению, эта часть творческого наследия скульптора не слишком хорошо известна зрителю. Портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, ГТГ ). Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов — или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты — Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста Диего Ривера (1956—1957), польского революционера В. Шопского (1957), болгарского художника В. Димитрова-Майстора (1957), президента ГДР Вильгельма Пика (1956), генерала Э. П. Пети (1957). Женские портреты скульптора также содержательны, они раскрывают характер моделей, — созвучие гармоничного облика и обаяния, внутренней красоты (Женский портрет. 1964) .
С 1948 года преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год , профессор ). Одновременно с преподаванием в МХИ, с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР в Ленинграде .
Принимал активное участие в общественной жизни. Именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века — Храм Всемилостивого Спаса , который советские власти пытались снести в 1979 году . Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви в 1976 году было передано в ведение Московского государственного технологического университета «Станкина» , руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря , которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»
Академик Академии Художеств СССР ( 1949 ; член-корреспондент 1947 ). С 1958 года — член Президиума Академии Художеств СССР . С 3 июля 1968 года по 28 октября 1983 года — президент Академии Художеств СССР . Член Союза художников СССР .
Член ВКП(б) с 1950 года . Делегат XXIV съезда КПСС . Депутат Верховного Совета РСФСР 3, 6-10-го созывов.
Член комитета по международным Ленинским премиям «За укрепление мира между народами», член градостроительного совета Москвы и художественного совета к экспортной комиссии Министерства культуры СССР.
Скончался 22 ноября 1984 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда (1970)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947)
- Народный художник РСФСР (1951)
- Народный художник СССР (1960)
- Ленинская премия (1972) — за гранитный памятник В. И. Ленину в Берлине (1970)
- Сталинская премия второй степени (1941) — за памятник С. М. Кирову в Ленинграде (1939)
- Сталинская премия первой степени (1948) — за скульптурный портрет И. Д. Черняховского
- Сталинская премия второй степени (1949) — за скульптурные портреты А. И. Покрышкина , П. А. Покрышева и А. С. Смирнова
- Сталинская премия первой степени (1950) — за памятник И. Р. Апанасенко в Белгороде , скульптурный портрет С. М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В. И. Ленин и И. В. Сталин — основатели и руководители Советского государства»
- Сталинская премия второй степени (1952) — за мраморный бюст Н. В. Гоголя
- Государственная премия СССР (1979) — за создание монумента В. И. Ленину в Ташкенте
- Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1975) — за памятник М. И. Кутузову в Москве
- Три ордена Ленина (1967, 1970, 1980)
- Орден Октябрьской Революции (1976)
- Орден Трудового Красного Знамени (1960)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «За оборону Ленинграда»
- Орден Карла Маркса ( ГДР )
- Почётный гражданин Старой Руссы (1967).
Ученики
Л. М. Баранов , Л. Л. Берлин , , Н. В. Богушевская , З. М. Ветрова , В. Н. Вильвовский , Х. Б. Геворкян , М. Н. Дзбоев , , А. А. Древин , В. Х. Думанян , В. А. Евдокимов , Ю. П. Ишханов , С. С. Казанцев , В. М. Клыков , О. К. Комов , , Я. Н. Купреянов , Г.-Н. А. Лавинский , Ю. Н. Лоховинин , Д. Ю. Митлянский , Ф. И. оглы Наджафов , А. М. Ненашева , И. Н. Новиков , С. Л. Островская , , , И. М. Рукавишников , , , , , , , Ю. Л. Чернов , и другие.
Произведения
Автор памятников и портретов:
- Скульптурное оформление Моста Победы в Москве, 1943 год;
- Памятники В. И. Ленину в Ленинграде 1949 г., на Средней Рогатке ; демонтирован в 1951 г., заменён на другую скульптуру Ленина работы В. Я. Боголюбова и В. И. Ингала ;
- Памятники В. И. Ленину в Ленинграде 1949 г., у Варшавского вокзала 1949 г.; арх. Н. Ф. Хомутецкий , . Демонтирован в 2005 г.; в 2012 году установлен на территории Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта;
- Памятники В. И. Ленину в Сестрорецке . Первоначально был установлен в 1950 г. на Приморском шоссе у южного въезда в Сестрорецк, в 1963 г. перенесён на пл. Свободы; арх. А. И. Прибульский;
- Памятник С. М. Кирову в Пскове ( 1937 г.; вывезен немцами в 1942 г. на переплавку);
- Памятник С. М. Кирову в Ленинграде ( 1938 г., арх. Н. А. Троцкий, )
- Памятник С. М. Кирову в Волхове Ленинградской области;
- Памятник С. М. Кирову в Кировске Ленинградской обл. 1952 г.
- Памятник С. М. Кирову в Воронеже 1939 г. в сквере на ул. Лебедева;
- Памятники В. И. Ленину в Воронеже ( 1940 г.; восстановлен в 1950 г.; арх. Н. А. Троцкий); в 1967 г. заменён постамент, а сам памятник перенесён к центру площади;
- Памятники В. И. Ленину в Таллине 1950 г.; арх. А. Котли ; демонтирован в 1991 г., перевезён в Пярну , где в обезглавленном виде простоял до 2008 г., когда был отправлен на свалку;
- Памятники В. И. Ленину в Вильнюсе ( 1952 г.; арх. В. П. Микучанис Демонтирован в 1991 г. Ныне стоит в Груто-Парке вместе с другими демонтированными памятниками советской эпохи;
- Памятник В. И. Ленину в Иркутске ( 1952 г.; арх. );
- Памятник В. И. Ленину в Климовске ( 1967 г.);
- Памятники В. И. Ленину в Старой Руссе 1984 г.
- Памятник И. В. Сталину на проспекте Обуховской Обороны в Ленинграде (арх. Д. С. Гольдгор ); Демонтирован в конце 1950-х годов;
- Памятник И. В. Сталину на Средней Рогатке в Ленинграде, в 1951 г. заменён постамент (арх. Б. Н. Журавлёв ); Демонтирован в конце 1950-х годов;
- Памятник И. В. Сталину у Балтийского вокзала в Ленинграде (арх. Н. Ф. Хомутецкий, Б. В. Муравьёв, С. И. Евдокимов ); Демонтирован в конце 1950-х годов;
- Памятник И. В. Сталину на его могиле на Красной площади в Москве, установлен в 1970
- Памятник В. И. Ленину в Орле ( 1949 г.; арх. Б. В. Антипов; пл. К. Маркса. В 1961 г. перенесён на пл. Ленина к Дому Советов; арх. Л. Г. Голубовский);
- Памятник генералу армии И. Р. Апанасенко в Белгороде (1949 г.; арх. Л. Г. Голубовский; Сталинская премия 1950 г.);
- Памятник-бюст трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба в селе Ображиевка Сумской области Украинской ССР (1949 г.; арх. Л. Г. Голубовский);
- Памятники В. И. Ленину в Джамбуле Казахской ССР (1959 г.; арх. К. Рахмати)
- Памятник генералу И. Д. Черняховскому в Вильнюсе (воздвигнут в 1950 г.; арх. Л. Г. Голубовский; демонтирован в 1991 г. и перевезён в Воронеж ; торжественно открыт 9 мая 1993 г.);
- Памятник М. В. Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954 г.; архитектор Л. В. Руднев );
- Памятник В. И. Ленину в Мурманске ( 1957 г.; арх. Л. В. Сизиков);
- Портрет художника Диего Риверы (1956—1957, бронза; ГТГ ) ;
- Портрет скульптора Т. Э. Залькалнса (1956, бронза; ГРТ ;
- Портрет писателя С. Н. Сергеева-Ценского (1962, песчаник, гранит; Курская областная художественная галерея ) ;
- Памятник В. И. Ленину на пл. Свободы в Вологде (1958 г.; арх. Л. Г. Голубовский);
- Памятник В. И. Ленину на Советской пл. в Саранске (1960 г.; арх. А. Н. Душкин );
- Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Г. Гареева в Уфе (1967 г.; арх. Л. Г. Голубовский. Первоначально открыт 17 июня 1951 г. на родине Героя, в деревне Илякшиде Илишевского района Башкирской АССР);
- Памятник адмиралу П. С. Нахимову в Севастополе ( 1959 г.; арх. А. В. Арефьев );
- Памятник-бюст М. И. Кутузову перед «Кутузовской избой» (1958 г.; арх. Л. Г. Голубовский);
- Памятник Лёне Голикову в Новгороде (1964 г.);
- Памятник-бюст Лизе Чайкиной в пос. Пено Тверской обл. 1944 г.;
- Памятник В. И. Ленину в Железноводске (1966 г.; арх. А. А. Заварзин );
- бюст И. В. Сталина на его могиле у Кремлёвской стены (1970 г.);
- Памятник Ленину , Таганрог (1970 г.; арх. А. А. Заварзин);
- Памятники В. И. Ленину в Берлине ( 1970 г.; разобран в 1991 г.);
- Бюст С. М. Будённого на его могиле у Кремлёвской стены ;
- Памятник М. И. Кутузову в Москве ( 1973 г.; ск-ры: А. А. Мурзин, Б. В. Едунов , А. И. Бельдюшкин, А. Н. Томский; арх. Л. Г. Голубовский);
- Скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены (1975, Москва );
- Памятник В. И. Ленину в Ишиме (установлен в 1976 г.; идентичен памятнику в Железноводске );
- Памятник-бюст А. Н. Косыгину на Аллее дважды Героев в Московском Парке Победы в Ленинграде (1977 г.; арх. Л. Г. Голубовский);
- Памятник Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре в Москве ( 1952 г.; арх Л. Г. Голубовский; стоявший ранее, с 1909 года , на этом месте памятник скульптора Н. А. Андреева был перенесён в Донской монастырь ; сейчас — во дворе дома 7 по Никитскому бульвару, у мемориального центра Гоголя) .
- Бюст Н. В. Гоголю на Новодевичьем кладбище (1952, архитектор Л. Г. Голубовский) .
Память
- В Москве установлен памятник Н. В. Томскому, а на доме, в котором он жил (ул. Большая Бронная , 29), — мемориальная доска.
- В честь Н. В. Томского, в Кривом Роге ( Украинская ССР ) была названа улица, в процессе декоммунизации заменена на улицу Станислава Конткевича .
- Имя скульптора Томского носило рефрижераторное судно Латвийского Морского Пароходства .
- Памятник советскому скульптору Н. В. Томскому был установлен в 2000 году у входа в МАХЛ при РАХ , который ранее был Московской средней художественной школой и с 1985 года носил имя Николая Васильевича Томского (Гришина).
-
Почтовый конверт России
Избранные работы
Памятник генералу И. Д. Черняховскому в Вильнюсе (фото 1964 года) | Памятник П. С. Нахимову в Севастополе | Статуя Ленина в Берлине |
См. также
Примечания
- ↑ Ныне — в Старорусском районе , Новгородская область , Россия .
- . Дата обращения: 12 августа 2008. 31 января 2009 года.
- ↑
- Скульптор Николай Томский // Вязинин И. Н. Старая Русса в истории России. — Новгород: Кириллица. 1994. — С. 266.
- ↑ Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1986
- Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник — 1941—1945: художники Ленинградского Союза Художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда / Комитет по культуре мэрии СПб, СПб СХ, Центральный выставочный зал. — СПб., 2010. ISBN 978-5-9676-0265-8
- . Дата обращения: 26 июля 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 26 июля 2012. 12 апреля 2010 года.
- ↑ Государственный Русский музей. Советская скульптура. Новые поступления (1977—1987). Каталог выставки. Ленинград. 1989. С. 74-76
- Дата обращения: 9 декабря 2009. 26 мая 2008 года.
- Дата обращения: 31 октября 2011. 4 марта 2016 года.
- Перед 200-летним юбилеем Н. В. Гоголя была развёрнута кампания по организации очередного «переезда» андреевского монумента — на место его первоначальной установки; группа во главе с нобелевским лауреатом академиком Виталием Гинзбургом обратилась с этой инициативой к спикеру Государственной думы Б. В. Грызлову , сетевые ресурсы распространили заметки об этом обращении, которое «подписали 50 известных человек» (в том числе — Валентин Гафт , Инна Чурикова , Василий Лановой , Леонид Куравлев , Марк Захаров , Эльдар Рязанов , Илья Глазунов , Сергей Безруков , Андрей Битов , Владимир Войнович , Михаил Жванецкий , Михаил Швыдкой ). Ольга Игнатьева указывала, что «среди тех, кому нравился Гоголь Андреева, были Лев Толстой , Василий Розанов , Илья Репин , Константин Коровин , Валентин Серов , Михаил Врубель , Василий Поленов » от 13 марта 2016 на Wayback Machine ; . Ряд известных деятелей культуры высказался против: искусствовед Савва Ямщиков приводил следующие доводы: разительные перемены, произошедшие на месте первоначальной установки памятника Андреева — среда приобрела явно диссонирующий с его стилем вид, чрезвычайная дороговизна переноса, явная опасность утраты обоих памятников, масса нерешённых вопросов творческого наследия писателя (в числе которых и отсутствие академического издания полного собрания сочинений) — от 7 февраля 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка) от 2 апреля 2015 на Wayback Machine . Памятник Андреева подвергался критике в 1909 г., многие видели в нём дань модерну, чрезмерную интимность (см. Николай Андреев )
- Сам Н. В. Томский так оценивает свою работу: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н. В. Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя» от 13 декабря 2018 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 23 августа 2018. 23 августа 2018 года.
- . Дата обращения: 23 августа 2018. 23 августа 2018 года.
Литература
- Нейман М. — Художник своего времени (О творчестве скульптора Н. В. Томского. Также о создании им памятника И. Д. Черняховскому в Вильнюсе) // Творчество , № 6, 1969. — с. 2—5.
- Памятники, сооружённые по проектам скульпторов Российской Федерации. 1945—1965. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — С. 5, 6, 8, 10, 20, 24, 25, 26, 27, 28, 34, 37, 40.
- Парамонов А. Томский. — М.-Л.: Искусство, 1950. — 28 с., ил. — 15 000 экз.
Ссылки
- . Сайт « Герои страны ».
- 2021-03-01
- 1