Interested Article - Дворец Советов

Дворе́ц Сове́тов — неосуществлённый проект строительства высотного административного здания в Москве для проведения сессий Верховного Совета СССР и массовых демонстраций. План архитектора Бориса Иофана предполагал, что высота Дворца Советов вместе с венчающей его стометровой статуей Владимира Ленина составит 415 м. Дворец должен был стать центром новой советской Москвы и самым высоким зданием в мире, символизирующим победу социализма . Проектирование и начало строительства дворца ознаменовало переход к сталинскому ампиру в советской архитектуре .

В 1931 году на месте предполагавшегося строительства Дворца Советов был взорван храм Христа Спасителя , подготовительные работы начались уже на следующий год. Фундамент дворца был завершён в 1939-м, но из-за начала Великой Отечественной войны проект заморозили. В 1941—1942 годах стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы во время обороны Москвы для сооружения мостов .

Конкурс на проектирование Дворца Советов проводился в 1956—1958 годах, для него был заготовлен другой участок на юго-западе Москвы . Однако и эти планы не были реализованы. В 1960 году в фундаменте изначального Дворца Советов открылся самый большой в мире открытый зимний бассейн « Москва », который проработал до 1990-х, после его закрытия на этом месте был восстановлен храм .

Проект Дворца Советов не осуществился. Тем не менее в Москве была построена 540,1-метровая Останкинская телебашня , которая одно время являлась самым высоким сооружением в мире (выше предполагавшегося Дворца Советов).

Идея создания

Снос храма Христа Спасителя, 1931 год
Парад возле Дворца Советов, картина Александра Котягина

Про идею строительства в столице Дворца Советов впервые рассказал в 1922 году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов , проходившем в здании Большого театра :

Я думаю, что скоро потребуется для наших собраний, для наших исключительных парламентов более просторное, более широкое помещение. Я думаю, скоро мы почувствуем, что под этим куполом уже не умещаются звуки « Интернационала ». <…> О нас много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян, соберём всё, чем богаты советские страны, вложим всё наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы, «полуазиаты», мы, на которых до сих пор продолжают смотреть сверху вниз, способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились .

По замыслу партийного руководства, Дворец Советов строился не только в качестве здания для проведения собраний, съездов и размещения органов государственной власти. Величественное сооружение должно было стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе». По словам наркома просвещения Анатолия Луначарского , дворец изначально задумывался как архитектурная доминанта города, «чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве — красному центру мира, — зримый архитектурный центр». В 1924 году члены Ассоциации новых архитекторов предложили в качестве площадки для будущего дворца место храма Христа Спасителя .

Строительство столь грандиозного дворца не могло быть осуществлено в годы Гражданской войны и поэтому было отложено. Восстановление и развитие экономики СССР позволило вновь вернуться к этой идее в 1930-х. Решение о строительстве Дворца Советов принимал лично Иосиф Сталин .

Первый Дворец Советов

Конкурсы по проектированию

План Москвы с восемью высотными зданиями и Дворцом Советов (5), 1930-е годы
План дворца Владимира Щуко, 1932 год

Закрытый конкурс 1931 года

Первый закрытый конкурс на проект дворца перед объявлением большого всесоюзного конкурса проходил с февраля по май 1931 года и носил предварительный характер. Работу по организации конкурса возложили на Совет строительства, в «Управлении» которого состояли специалисты Михаил Крюков , Борис Иофан , Иван Машков , Герман Красин и Артур Лолейт . Оценкой и отбором конкурсных работ занималась профессиональная комиссия под председательством видного партийного деятеля Глеба Кржижановского .

Организаторы конкурса сформулировали общие требования к участникам: в плане должны быть представлены два зала — Большой и Малый. Большой зал предназначался для проведения сессий Верховного Совета СССР и должен был вмещать несколько тысяч человек. Предполагалось также, что в народные праздники через Большой зал будут проходить массовые шествия и демонстрации . В Малом зале должны были проводиться собрания и театральные постановки. Внешний облик дворца выражал бы дух времени, символизируя торжество социализма. Несмотря на условия конкурса, за участниками оставили право предложить иные варианты местоположения объекта и его планировки. Совет определил крайне сжатые сроки строительства на этом конкурсном этапе, соблюсти которые было невозможно. Окончательный разбор храма Христа Спасителя должен был быть выполнен до середины января 1932 года, а фундамент нового здания - возведён уже в течение зимы. Достроить дворец должны были к концу 1932 года, а в 1933-м - произвести его отделку .

В конкурсе участвовали такие коллективы, как Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ), Всесоюзное объединение пролетарских архитекторов (ВОПРА), Сектор архитекторов социалистического строительства (САСС), архитекторы САСС — Леонид Павлов и М. П. Кузнецов — представили также отдельный проект. К участию были также привлечены архитекторы Борис Иофан, Дмитрий Иофан, Николай Ладовский , Александр Никольский , Алексей Щусев , Генрих Людвиг и другие. В конечном итоге Управление строительства Дворца Советов приняло на рассмотрение 15 проектов. По мнению историка Алексея Рогачёва, первый этап не представлял собой настоящего конкурса из-за отсутствия чётко выраженной программы .

На предварительном этапе не было найдено вариантов, полностью отвечающих представлениям о будущем Дворце Советов. По мнению критиков того времени, ранний проект Бориса Иофана носил «реставраторско- эклектический характер», а предложенная Германом Красиным и Петром Куцаевым верхняя часть дворца напоминала церковный купол. Также не были приняты проекты, представленные архитектурными группами АСНОВА, АРУ, ВОПРА. Авангардные мастерские предложили несколько различных проектов здания: «дворец-памятник, дворец-трибуна, дворец-пропилеи для прохода демонстраций». Хотя ни один из них не стал ключевым, некоторые идеи помогли организаторам обозначить требования к всесоюзному конкурсу .

Всесоюзный конкурс

Постановление Совета строительства Дворца Советов (Москва, Кремль, 28 февраля 1932 г.):

Совет строительства признает лучшими проекты, представленные архитекторами И. В. Жолтовским, Б. М. Иофаном, представившими заказные проекты, и поступивший после конкурса проект американского архитектора (англ.) под девизом «Простота». Ввиду этого Совет строительства постановляет: премировать проекты И. В. Жолтовского, Б. М. Иофана и Г. О. Гамильтона по 12 000 руб. каждый.

2. На основании § 14 и § 15 общих условий конкурса за относительно лучшие проекты, из представленных на конкурс, Совет строительства постановляет присудить: Первые премии по 10 000 руб. каждая за составление:
Проекта № 92 под девизом «В» арх.: Алабяна К. С. , Симбирцева В. Н.
Проекта № 10 под девизом «Дворец Советов» арх.: Жукова А. Ф. , Чечулина Д. Н.
Проекта № 131 под девизом «Червонный прапор» арх.: Додица Я. Н., Душкин А. Н.
Вторые премии по 5000 руб. каждая за составление:
Проекта № 32 под девизом «518» бригады ВОПРА : Фролов П. И., Афанасьев Ю. П., Черновол Д. С., Аганьев Г. К., Нежурбида Е. И. и Полищук М. Г.
Проекта № 53 под девизом «Трибуна» группы студентов Высш. Архит. Института, под руковод. арх. Власова А. В.
Проекта № 78 под девизом «Без головокружения» Розенфельда З. М. , Вальденберга Р. О., Меерсона Б. С., Вольфензона Г. Я.
Проекта № 177 под девизом «Рабочему, крестьянину, красноармейцу» арх. Лангбарда И. Г.
Проекта № 166 под девизом «Л» арх. Кастнера Альфреда и (англ.) (САСШ).
Третьи премии по 3000 руб. каждая за составление:
Проекта № 49 под девизом «518/1040» студентов IV курса ВАСИ: Бумажного, Дукельского, Прозоровского и Оныщука.
Проекта № 68 под девизом «Красная звезда» арх. Лихачева И. Н.
Проекта № 74 под девизом «XV съезд Советов» бригады архитекторов: Гольца Г. П., Соболева И. Н., Парусникова М. П.
Проекта № 88 под девизом «Дворец как песня» особого ударного коллектива под руковод. проф. Кузнецова А. В.

Проекта № 97 под девизом «40» бригады студентов IV курса Арх. — стр. инст.: Оленева М. Ф., Новак В. М., Веселовского, Знаменского С. Б., Карпова П. Н.

15 июля 1931 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о проведении следующего этапа. Открытый всесоюзный конкурс проходил с 18 июля по 1 декабря 1931 года. Задание было сформулировано более чётко, чем на первом этапе:

Состав помещений включал два основных зала (на 15 и 6 тысяч человек), четыре небольших зала и вспомогательные помещения. Все они делились на четыре группы. В группу «А» входил Большой зал с примыкающими к нему помещениями для президиума, дипломатического корпуса, прессы, оркестра, а также вестибюль, гардероб и т. п. Аналогичный набор вокруг Малого зала составлял группу «Б». В группе «В» должны были находиться два зала на 500 человек и два — на 200 вместе с обслуживающими помещениями. Наконец, группа «Г» включала в себя комендатуру, хозяйственное управление, помещения для технических установок .

В общей сложности комиссия рассмотрела 160 проектов, 135 из которых участвовали на конкурсной основе, 13 были внеконкурсными, 12 выполнялись на заказ. В открытом конкурсе приняли участие не только советские архитекторы, 24 проекта были выполнены иностранными участниками: из США поступило 11 работ, из Франции — три, два из Голландии , по одному из Италии , Швейцарии и Эстонии . Из пяти германских проектов три были выполнены на заказ архитекторами Эрихом Мендельсоном , Вальтером Гропиусом и Гансом Пёльцигом . Помимо конкурсных работ, организаторы рассмотрели 112 проектных предложений по конструктивным элементам здания, интерьерам, оборудованию .

Одним из наиболее известных зарубежных участников конкурса был французский архитектор Ле Корбюзье . Его план Дворца Советов представлял собой соединение архитектурных объёмов, над которыми располагалась «дуга», формировавшая пространство Большого зала. Функционалистский проект, разработанный Ле Корбюзье, не удовлетворял художественным критериям и идеологии сталинской архитектуры 1930-х . В книге, посвящённой проектам конкурса 1939 года, проект подвергся критике с эстетической точки зрения:

Если передний фасад большого зала (с гигантской аркой еn fасе) еще может претендовать на архитектурную значительность, то фасады малого зала и боковой фасад всего сооружения явно обнаруживают недоучет необходимого внимания к надлежащему архитектурному оформлению сооружения .

Впоследствии некоторые искусствоведы называли план Дворца Советов одной из лучших нереализованных работ Корбюзье. Отмечалось, что несмотря на величину дворца, он «соразмерен масштабу человека»: его пространства служили в первую очередь удобству посетителей, а не пропаганде .

15 декабря 1931 года в Музее изобразительных искусств имени Пушкина состоялась выставка проектов, а через три месяца — 28 февраля 1932 года — жюри подвело итоги архитектурных состязаний. Организаторами определили три высшие, три первые, пять вторых и пять третьих премий . Большинство проектов отражало два архитектурных направления: конструктивизм и классический сталинский стиль . Среди архитекторов- авангардистов были Моисей Гинзбург , братья Веснины , Николай Ладовский , Константин Мельников и другие. Консервативное крыло было представлено Иваном Жолтовским и Алексеем Щусевым . Победа на этом этапе варианта Бориса Иофана в стиле сталинского ампира свидетельствует об изменении идеологического курса на поддержку классических архитектурных работ. Как отмечает историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий , окончательный вариант Дворца Советов играл ключевую роль в переориентации советской архитектуры на новый стиль и служил своеобразной декларацией сталинизма .

Второй закрытый конкурс

Борис Михайлович Иофан, архитектор Дворца Советов

В ходе большого открытого конкурса были предложены многие перспективные идеи и решения, но окончательный проект Дворца Советов так и не был принят. Победители всесоюзного состязания были приглашены продолжить участие в разработке идеи главного проекта. Во втором закрытом конкурсе, проходившем с августа 1932 по февраль 1933 года, над проектом дворца работали Борис Иофан, Владимир Гельфрейх , Владимир Щуко , братья Веснины , Алексей Щусев и Иван Жолтовский , а также группа проектировщиков, в которую вошли Каро Алабян , Василий Симбирцев , Аркадий Мордвинов , Алексей Душкин , Александр Власов , Яков Додица .

10 мая 1933 были подведены итоги заключительной части конкурса. Лучшим также был признан проект Бориса Иофана. В его исполнении Дворец Советов представлял собой ступенчатую башню, помещённую на высокий стилобат и состоявшую из поставленных друг на друга цилиндрических ярусов. Два нижних уровня постройки отводились под пространства Большого зала, а в верхней части располагалась Октябрьская панорама. Массивное здание венчала статуя «освобожденного пролетария высотой 18 метров». В июне Совет строительства назначил Иофана главным архитектором Дворца Советов, а академика Владимира Щуко — его заместителем. Щуко и Гельфрейх также значились в качестве соавторов Иофана в окончательном проекте Дворца Советов. При Управлении строительством было создано специальное архитектурно-техническое совещание, которое должно было помогать на различных этапах строительства. Управление также определило сроки работ: составить архитектурный проект к 1 января 1934 года, 1 апреля 1934 года — приступить к строительству .

Проект-победитель

Проект Дворца Советов на издании Первого всесоюзного съезда архитекторов, 1937 год
План установки статуи на Дворец Советов

Внешний вид и интерьеры

Окончательный проект несколько отличался от первоначальной работы Бориса Иофана. Высота здания была увеличена с 250 до 415 метров, а число цилиндрических ярусов — до пяти. Щуко и Гельфрейх дополнили проект пилонами, которые размещались у основания каждого яруса. Согласно новому плану, объём сооружения составлял порядка 8 млн м³. Дворец Советов должен был значительно превзойти по высоте самый высокий 381-метровый американский небоскрёб Эмпайр Стейт билдинг . Как отмечают некоторые искусствоведы, на момент выбора победителя функциональное назначение здания стало второстепенным по отношению к символическому .

По замыслу проектировщиков, Дворец Советов представлял собой новый тип сооружения, в котором архитектура и скульптура составляли бы «неразрывное целое, единый, идейно насыщенный художественный образ». Вершиной монументального дворца должна была стать 100-метровая статуя Владимира Ленина , составлявшая четверть высоты всего здания , а сооружение должно было превратиться в гигантский пьедестал для памятника:

Дворец Советов — памятник вождю человечества, великому Ленину, памятник нашей исторической эпохи, когда страна Советов не в мечтах, а на деле построила бесклассовое общество .

Советом строительства был организован закрытый конкурс на проект памятника, в котором приняли участие 25 работ, 12 из которых были показаны правительству. Победителем конкурса стал памятник работы Сергея Меркулова . Скульптору пришлось изготовить модель памятника в нескольких размерах, он успел сделать только 50-сантиметровый и метровый макеты, а 5-, 10- и 20-метровые так и не были отлиты . Вес полноразмерной статуи составил бы 6 тыс. тонн, диаметр головы вождя был равен 14 метрам, обхват грудной клетки — 32, длина указательного пальца — 4. Статую собирались покрыть монель-металлом и сделать не подверженной коррозии на долгий период времени .

В общей сложности для оформления дворца необходимо было изготовить 72 крупные скульптуры, 650 бюстов и 19 скульптурных групп. Помимо Ленина, снаружи здания решено было установить памятники Марксу , Энгельсу и социалистам-утопистам . Внутренние и наружные барельефы занимали порядка 11 тыс. м², ещё около 20 тыс. отводилось на художественную роспись. Залы дворца должны были украшать портреты и бюсты выдающихся советских людей. По задумке проектировщиков, «монументальная живопись Дворца Советов должна выявить в своих творческих решениях всю идеологическую мощность этого памятника великой ленинско-сталинской эпохи» .

Дворец должен был стать центром так называемой « Новой Москвы » и занимать территорию в 11 га. Возведение здания меняло облик столицы: рядом с ним решено было снести кварталы, перенести здания, проложить новые улицы. Между Красной площадью , площадью Свердлова (в настоящее время — Театральная), площадью Революции и Дворцом Советов планировалось проложить широкую магистраль . Авторы проекта отмечали, что «идея, вложенная в архитектурное решение площадей Дворца Советов, это идея открытых, широко приглашающих площадей, олицетворяющих социалистическую демократию» .

Проект Дворца Советов включал в себя Большой зал в форме амфитеатра, рассчитанного на 21 тысячу зрителей, Малый зал — на 5—6 тысяч, зал Сталинской Конституции , зал Героики гражданской войны , а также зал Героики строительства социализма. Эти помещения были рассчитаны на проведение сессий Верховного Совета, партийных съездов, конференций, политических демонстраций .

Этот Дворец будет непосредственно служить народу, широко открывая двери для народных масс в дни всенародных торжеств, революционных празднеств, общественных событий, в дни работы высшего органа социалистической демократии — Верховного Совета. Во всём своём архитектурном облике, во всей своей внутренней структуре — убранстве, художественной обработке — сбросившей с себя цепи капиталистического рабства и утвердившей новый, единственно достойный человека строй — строй социализма .

Согласно планам и описаниям, внутреннее оформление дворца не содержало «мишурности и напыщенности». По мнению советского архитектора Владимира Гельфрейха, монументальность, выразительность и искусность отделки интерьеров были призваны отражать «мощь и богатство Советского Союза». Фасады дворца хотели облицевать шлифованным гранитом и украсить скульптурой. Для внутренней отделки планировалось использовать такие средства монументальной живописи как фрески, майолика , витражи, мозаика. Для орнаментального украшения интерьеров — камень, дерево, металлопластик .

Большой зал проектировался в качестве главного зала заседаний, и мог также использоваться для театральных постановок и массовых демонстраций. Диаметр зала был равен 140 м, высота — порядка 100 м. Его сцена составляла 42 м в диаметре и была отделена от зрительных рядов подъёмником. Места для зрителей планировалось выполнить из стали и покрыть кожей; а с помощью особого расположения кресел предполагалось осуществлять вентиляцию помещения. Зал отличался конструктивными особенностями подвесного купола, обработанного каннелюрами и оснащённого осветительной техникой, он освещал пространство за счёт отражения света, что должно было создавать у зрителей иллюзию открытого неба. Купол должна была венчать светящаяся пятиконечная звезда .

В комплекс полукруглого в плане Малого зала входили различные фойе, вспомогательные помещения, два зала для палат Верховного Совета и помещения для заседаний президиума. Предполагаемая высота помещения — 32 м, объём — 84 тыс. м³. Малый зал, площадь сцены которого составляла 1200 м², должен был стать самым большим в Европе театральным залом . Фойе дворца — зал Сталинской Конституции — было прямоугольной формы и освещалось за счёт ряда окон, выходящих на главный фасад . Кроме того, во Дворце Советов предполагалось разместить архивы, музеи, библиотеку, хозяйственные помещения и аудитории для работников .

Техническое оснащение

Для организации системы подачи воздуха и климат-контроля огромных пространств Дворца Советов были привлечены учёные. В институте имени Владимира Обуха в специально оборудованной камере исследовались и воссоздавались разные режимы воздушной среды. Кресла в камере были расположены как на плане Большого зала дворца. В лабораторных условиях было установлено, что оптимальная температура воздуха в помещениях составляет 20—21° С, а влажность — 50 % .

Согласно исследованиям, помещения дворца и, в особенности, Большой зал, должны были быть оборудованы сложной системой вентиляции. Свежий воздух должен был поступать внутрь с улицы через специальные декорированные отверстия и подаваться на так называемую «фабрику искусственного климата». Для очистки и фильтрации воздуха в камерах шахты планировалось установить восемнадцать кондиционеров, а оросительная камера должна была насыщать воздух влагой. В зимнее время воздух нужно было подогревать, в летнее — охлаждать. Проектировщики отмечали, что система искусственного климата дворца создаст комфортные условия для людей и поможет сохранить интерьер .

Дворец Советов задумывался как здание-монумент и должен был быть различим наблюдателем на расстоянии до 35 км. Поэтому в ночное время предполагалось использовать освещение в 500 люкс . Специалисты предложили несколько способов реализации подсветки: осветить фасады и статую изнутри или использовать прожекторы, установленные на крышах домов и под самим дворцом. От первого способа вскоре отказались из-за технических сложностей. По произведённым подсчётам, на освещение всего здания нужны были приборы мощностью в 9 тыс. киловатт . Чтобы снизить расход электроэнергии, планировать использовать газосветные лампы . Система освещения Дворца Советов должна была производиться автоматически. Нереализованные идеи освещения были впоследствии применены при проектировании сталинских высоток .

Поскольку Дворец Советов был рассчитан на одновременное размещение более 30 тыс. человек, он нуждался в удобной транспортной системе и продуманных способах перемещения внутри здания. Предполагавшаяся станция метро рядом с местом строительства получила название «Дворец Советов» (современная « Кропоткинская ») и должна была обслуживать здание. Площадь и новые магистрали проектировались с учётом большого пассажиропотока. Чтобы выйти на улицу из нижних частей здания, посетитель должен был затратить не более 15 минут, а из высотной части — не более 25. Во дворце предполагалось обустройство около 140 входных тамбуров, 30 тыс. автоматических кабин гардероба, 90 эскалаторов и 200 лифтов. Разработкой этих механизмов занимался конструкторский отдел Московского завода подъемных сооружений .

Строительство Дворца Советов

Изображение Дворца Советов на «Плане города Москвы», составленном и изданном в 1940 году Геодезической конторой Управления планировки Москвы
Строительство цоколя Дворца Советов, 1940 год

5 декабря 1931 года был взорван храм Христа Спасителя. Вскоре после разбора его руин на площадке начались подготовительные работы — рытьё огромного котлована и строительство фундамента. Фундамент здания должен был состоять из двух бетонных колец диаметром 140 и 160 м и высотой в 21 м. На кольцах планировалось установить 64 стальные колонны, которые образовывали каркас сооружения и могли выдерживать нагрузку около 12 тыс. тонн . Для упрочнения стен котлована, подготовленного для укладки колец, применили « битумизацию » грунта — закачивания битума в специальные скважины. Эта технология использовалась в СССР впервые . Как и на других тогдашних московских стройках, типа сталинских высоток и метрополитена , к строительству Дворца Советов были привлечены заключённые .

Согласно постановлению XVIII съезда партии, возведение Дворца Советов должно было завершиться в 1942 году — к концу третьей пятилетки . Однако эти сроки оказались невыполнимыми из-за сложности и объёмов производимых работ. Дворец имел огромный вес — 1,5 млн тонн. Основную нагрузку брала на себя высотная часть здания, оцениваемая в треть этой цифры. Таким образом, на каждую колонну каркаса высотных ярусов приходился вес от 8 до 14 тыс. тонн .

В связи с огромной высотой здания руководитель экспертизы проекта академик Борис Галёркин рекомендовал выполнить динамический расчёт здания на ветровые нагрузки. Для этой работы был привлечен Николай Никитин , будущий автор Останкинской телебашни . Никитин выполнил расчёт каркаса Дворца Советов и уточнил конструкции фундамента. Начальником строительства дворца с 1932 по 1937 год являлся Василий Михайлов — один из руководителей строительства Днепрогэса , но к концу срока руководства он был репрессирован и расстрелян .

Почтовая марка СССР, 1937 год. Первый Всероссийский съезд архитекторов. Серия «Архитектура Москвы»

Укладка фундамента высотной части, главного входа и основания со стороны Волхонки закончилась к 1939 году . Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР . Однако уже в сентябре — октябре 1941 года в период Великой Отечественной войны из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы. Вскоре каркас здания пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения мостов на железной дороге, необходимой для снабжения северным углём центральных районов страны . В 1943 году 250 тонн металла из разбираемых конструкций Дворца Советов были направлены на строительство путепровода на Волоколамском шоссе , а в 1944-м стальные конструкции использовались для пролётных строений Керченского моста .

После окончания войны было решено сосредоточиться на восстановлении страны, поэтому строительство дворца заморозили, но архитектурное проектирование и работа над изменением первоначального замысла продолжались. Эвакуированная в Свердловск группа архитекторов разработала новый вариант здания. При сохранении общей композиции сооружения его масштабы были существенно сокращены: высоту с 415 м уменьшили до 270 м, объём был снижен с 8 до 5,3 млн м³. Иофан скорректировал внешний вид цилиндрических ярусов дворца, убрав подпиравшие их по сторонам пилоны. Вместимость Большого и Малого залов также сокращалась до 12 тыс. и 4 тыс. зрительских мест с 21 тыс. и 6 тыс. соответственно. С 1944 года стали вновь проводиться научно-исследовательские и экспериментальные работы, связанные с возобновлением строительства. Несмотря на эти разработки, новые версии Дворца Советов так и не были утверждены, а в 1947 году в столице началась реализация другого масштабного проекта — возведение восьми сталинских высоток . Строительство двух из них — главного корпуса МГУ и здания МИД СССР — находилось в ведении бывшего Управления строительства Дворца Советов .

Второй Дворец Советов

В связи с возобновлением строительства памятника В. И. Ленину — Дворца Советов, постройка которого была приостановлена в 1941 году — в начале Великой Отечественной войны, и учитывая, что имеющийся проект Дворца Советов был составлен почти за 20 лет до этого, Совет Министров СССР принял постановление о проведении Всесоюзного конкурса на лучший проект памятника В. И. Ленину — Дворца Советов:

  1. Провести Всесоюзный открытый конкурс на лучший проект памятника В. И. Ленину — Дворца Советов в Москве. Наряду с проведением открытого конкурса, провести закрытый конкурс, поручив выполнение 15—20 проектов памятника В. И. Ленину — Дворца Советов видным архитекторам и скульпторам.
  2. Утвердить программу и условия конкурса на лучший проект памятника В. И. Ленину — Дворца Советов. За лучшие проекты памятника В. И. Ленину — Дворца Советов из числа представленных на Всесоюзный открытый конкурс установить следующие премии:
    первую премию — 100 000 рублей;
    две вторых премии — по 50 000 рублей;
    три третьих премии — по 25 000 рублей;
    десять поощрительных премий — по 10 000 рублей.
  3. Возложить на Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства и Союз архитекторов СССР проведение конкурса на лучший проект памятника В. И. Ленину — Дворца Советов. Установить срок объявления конкурса — 25 августа 1956 г., срок представления проекта на конкурс — 25 февраля 1957 г.
  4. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по делам строительства представить предложения и рекомендации по результатам конкурса к 1 апреля 1957 г.
Кремлёвская АЗС на Волхонке — единственный реализованный элемент проекта комплекса, 2010 год
Бассейн «Москва», 1969 год

В середине 1950-х руководство страны вернулось к идее строительства Дворца Советов. Однако архитектурная политика советского государства существенно изменилась после смерти Иосифа Сталина . Инициированная Никитой Хрущёвым кампания по борьбе с архитектурными излишествами делала невозможной реализацию старого проекта Иофана. Его работа была раскритикована и обвинена в «бессмысленной гигантомании», «фантастическом забвении реальных жизненных масштабов и потребностей», «сверхмонументальности форм». В журнале « Архитектура СССР » за 1958 год отмечалось, что высотная форма здания негативно повлияла на внутреннюю организацию. Огромные пространства ярусов вызывали неудобное расположение помещений и затрудняли оснащение здания и передвижение в нём людей. Затраты труда и материалов на строительство и использование здания-постамента были названы неоправданными. Особым пунктом критики стало то, что проект Иофана не учитывал окружающей исторической застройки, дворец подавлял другие сооружения. По мнению специалистов, «композиция Дворца не отвечала в полной мере ни требованиям того времени, когда она была задумана, ни тем более изменившимся требованиям последующих лет» .

В 1956 году по особому распоряжению Совета министров СССР был объявлен новый отбор проектов Дворца Советов. Параллельно проводились два конкурса работ: открытый всесоюзный для всех желающих и закрытый для заказных и оплачиваемых проектов. Программа и требования к участникам открытого конкурса были опубликованы 13 августа 1956 года. В качестве нового места строительства рассматривался Юго-Западный район Москвы. Программа конкурса предлагала два участка на выбор — один рядом с МГУ , другой — в трёх километрах от университета . Среди условий обозначены удобная планировка помещений и участка, современные конструкции и инженерные решения, расчёт транспортных развязок. Общая площадь помещений предусматривалась в 36 тыс. м². В состав нового дворца должны были входить: Большой зал на 4600 мест для проведения съездов, конгрессов, концертов; отдельные залы для работы Совета Союза и Совета Национальностей на 1500 мест каждый; залы для проведения правительственных мероприятий; ряд административных и технических помещений для работников .

На открытый конкурс было представлено 115 работ, на закрытый — 21. Все проекты были показаны в Центральном выставочном зале . В мае 1958 года состоялось публичное обсуждение работ и награждение участников. Среди победителей этого конкурса — творческий коллектив под руководством Михаила Бархина , Якова Белопольского , Иосифа Ловейко . В конкурсе принимал участие советский архитектор-авангардист Константин Мельников . Несмотря на множество интересных проектных предложений, результаты конкурса вновь оказались неудовлетворительными. Жюри так и не удалось выявить проект, который можно было бы взять за основу строительства нового Дворца Советов. В 1960 году было организовано Управление по проектированию Дворца Советов, деятельность которого также не увенчалась успехом. В 1963 году управление было расформировано, а идея строительства Дворца Советов так и осталась нереализованной .

В 1958—1960 годах в фундаменте первого Дворца Советов был создан самый большой в мире открытый зимний плавательный бассейн « Москва ». После распада СССР в 1990-е годы бассейн был закрыт, а на его месте построен новый храм Христа Спасителя , визуально повторяющий старый .

На 2018 год сохранился единственный реализованный элемент Дворца Советов — Кремлёвская АЗС на Волхонке , которая является одним из последних сохранившихся зданий советского ар-деко .

Дворец в культуре и искусстве

Кадры из фильма « Новая Москва » 1938 года
Барельеф с изображением дворца (в центре) на фронтоне здания штаба Центрального военного округа в Екатеринбурге . Автор — Дукельский А. М.
Майоликовый медальон с изображением Дворца Советов на Северном речном вокзале

Изображения дворца в 3ds Max

См. также

Примечания

Комментарии
  1. В большинстве документов 1930-х годов слово «советов» писалось со строчной буквы, реже — с заглавной. Традиция написания «Дворец Советов» возникла в 1950-х годах
Источники
  1. , с. 187—230.
  2. , с. 77.
  3. . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 18 февраля 2018. 25 февраля 2018 года.
  4. Кружков Н. Дворец Советов // . — М. : Центрполиграф, 2014. — С. 597.
  5. . РИА Новости (8 июня 2013). Дата обращения: 18 февраля 2018. 15 декабря 2019 года.
  6. , с. 187.
  7. , с. 187—188.
  8. , с. 178.
  9. Екатерина Астафьева. . Дилетант (26 апреля 2016). Дата обращения: 18 февраля 2018. 21 февраля 2018 года.
  10. , с. 78.
  11. , с. 188—190.
  12. Хан-Магомедов С. . Архитектор Павел Алёшин. Дата обращения: 18 февраля 2018. 9 июля 2017 года.
  13. , с. 78—79.
  14. , с. 188—192.
  15. , с. 181.
  16. , с. 197—199.
  17. , с. 210—215.
  18. , с. 199—200.
  19. , с. 86.
  20. . Totalarch. Le Corbusier. Дата обращения: 18 февраля 2018. 25 февраля 2018 года.
  21. Cocomera. . LiveJournal (7 июля 2010). Дата обращения: 18 февраля 2018. 17 февраля 2018 года.
  22. , с. 83.
  23. , с. 321.
  24. Савелий Кашницкий. . Аргументы и Факты (11 января 2014). Дата обращения: 18 февраля 2018. 25 февраля 2018 года.
  25. , с. 220—222.
  26. , с. 222—224.
  27. .
  28. , с. 7.
  29. , с. 4.
  30. , с. 34.
  31. Cocomera. . LiveJournal (8 ноября 2010). Дата обращения: 18 февраля 2018. 21 февраля 2018 года.
  32. , с. 40.
  33. , с. 20, 36.
  34. , с. 7—8.
  35. , с. 226—227.
  36. , с. 20.
  37. Гельман А. Кино в величайшем зале мира // Советский киноэкран. 1940. № 17. С. 10—11.
  38. , с. 10.
  39. , с. 26—28.
  40. , с. 29—30.
  41. , с. 230—235.
  42. , с. 31—32.
  43. , с. 31—34.
  44. , с. 22—23.
  45. Cocomera. LiveJournal (26 мая 2009). Дата обращения: 18 февраля 2018. 29 мая 2017 года.
  46. , с. 21—24.
  47. Cocomera. LiveJournal (17 мая 2009). Дата обращения: 18 февраля 2018. 26 января 2018 года.
  48. Nobuo Shimotomai . Moscow under Stalinist Rule (1931—1934). — London: Macmillan, 1991. — P. 111.
  49. ЦГАОР, ф. 150, оп. 5, д. 24б. Цит. по: Hoffmann, David L. . — Ithaca and London: Cornell University Press, 2018. — P. 52.
  50. , с. 239—240.
  51. Сахаровский Центр. Дата обращения: 18 февраля 2018. 26 февраля 2018 года.
  52. statehistory.ru. Дата обращения: 15 декабря 2019. 15 декабря 2019 года.
  53. . — Vozvrashchenie. — book с.
  54. . KudaGo (29 октября 2012). Дата обращения: 18 февраля 2018. 25 февраля 2018 года.
  55. ЦГА Москвы. Ф. Р-150. Оп. 24. Д. 11. Л. 240.
  56. . rzd-expo.ru. Дата обращения: 12 мая 2015. 29 декабря 2019 года.
  57. , с. 264—265.
  58. , с. 275—276.
  59. Быков В., Хрипунов Ю. К итогам общественного обсуждения конкурсных проектов Дворца Советов // Архитектура СССР : журнал. — 1958. — № 8 .
  60. , с. 270—273.
  61. , с. 14.
  62. , с. 275—277.
  63. , с. 8.
  64. , с. 168.
  65. , с. 286—295.
  66. . The Village (26 марта 2012). Дата обращения: 18 февраля 2018. 23 июля 2014 года.
  67. . Газета «Комсомольская правда. Крым» (9 января 2020). Дата обращения: 11 января 2020. 10 января 2020 года.
  68. . Дата обращения: 26 июля 2020. 20 июля 2020 года.

Литература

  1. . — М. : изд. Всекохудожника, 1933.
  2. Архитектура Дворца Советов: Материалы V пленума правления Союза Советских Архитекторов СССР 1—4 июля 1939 года. — М. : Изд-во Академии Архитектуры СССР, 2014. — 112 с.
  3. Бархин А. Д. // Academia. Архитектура и строительство. — 2016. — Вып. № 3 .
  4. Дворец Советов: Материалы конкурса 1957—1959 гг / Кириллов Л. И., Минервин Г. Б., Шемякин Г. А.. — М. : Госстройиздат, 1961. — С. 207.
  5. Ермолаев Н. Климат Дворца Советов // Техника — молодёжи : журнал. — 1940. — № 11 . — С. 31—34 .
  6. Жданов Б. Транспорт Дворца Советов // Техника — молодёжи : журнал. — 1938. — № 4 . — С. 21—24 .
  7. История русского и советского искусства / Сарабьянов Д. В. . — М. : Высшая школа, 1979.
  8. Рогачёв А. В. Великие стройки социализма. — М. : Центрполиграф, 2014. — 480 с. — ISBN 978-5-227-05106-6 .
  9. Тугаринова С. Д. // Вестник славянских культур. — 2016. — Т. 41 , вып. № 3 . — С. 177—186 .
  10. Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. — М. : Архитектура-С, 2006.
  11. Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина. Психология и стиль. — М. , 2006. — ISBN 5-89826-271-7 .
  12. Чекалин А. 500 люксов // Техника — молодёжи : журнал. — 1941. — № 2 . — С. 22—23 .

Ссылки

Источник —

Same as Дворец Советов