Interested Article - Мухина, Вера Игнатьевна

Ве́ра Игна́тьевна Му́хина ( 19 июня [ 1 июля ] 1889 , Рига , Лифляндская губерния , Российская империя 6 октября 1953 , Москва , СССР ) — советский и российский скульптор - монументалист , педагог . Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР ( 1943 ). Лауреат пяти Сталинских премий ( 1941 , 1943 , 1946 , 1951 , 1952 ).

Биография

Вера Мухина родилась 19 июня ( 1 июля ) 1889 года в Риге (ныне Латвия ), в семье коммерсанта и мецената . Родительский дом в Риге сохранился — улица Тургенева , дом 23/25 . Родители относились к купеческому сословию , предки жили в Риге после Отечественной войны 1812 года . Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры открылось наследство от деда в 4 миллиона латов .

Детские и девические годы (1892—1904) провела в Феодосии , куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери (ей было два года, когда от туберкулёза умерла её мать) . В Феодосии будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи . Здесь она жила до 1904 года, когда умер её отец. Веру и её старшую сестру Марию приютили дяди и тёти, жившие в Курске , где она с отличием окончила гимназию. Затем обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре .

В Москве училась живописи в студиях К. Ф. Юона , И. О. Дудина и И. И. Машкова .

На Рождество 1912 года, когда она находилась в дядином имении в Смоленской губернии , с ней произошёл несчастный случай: во время катания с горы на санках она врезалась в дерево, сучок которого отрезал ей нос. Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы (несмотря на восемь последующих пластических операций) остались на лице на всю жизнь. К тому же лицо девушки, восстановленное французскими хирургами, стало другим: по-мужски большим, грубоватым и очень волевым. После этого о балах, которые так любила Вера, пришлось забыть .

В 1912—1914 годах жила в Париже , где училась в частной студии Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер , в которой училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя . Позже путешествовала по Италии , изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса .

В Москву вернулась летом 1914 года, а через две недели началась Первая мировая война . Окончив курсы медсестёр, стала работать в военном госпитале . Здесь она в том же 1914 году познакомилась с молодым военным врачом Алексеем Замковым . В 1918 году вышла за него замуж.

После победы в России Октябрьской революции был принят « Ленинский план монументальной пропаганды », в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов. В 1918 году выполнила проект памятника просветителю и публицисту Н. И. Новикову . Проект получил одобрение Наркомпроса , но макет памятника, выполненный из глины и хранившийся в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода, так что проект остался неосуществлённым . Кроме этого, в рамках работы по монументальной пропаганде скульптор создала эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция» (1919), а также памятников В. М. Загорскому (1921) и Я. М. Свердлову (также известен как « Пламя революции », 1923) .

В 1923 году вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты « Известия » на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

В 1925 году совместно с модельером Н. П. Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, шляпы — из рогожи, пояса были оформлены крашеным горохом, а пуговицы - выточены из дерева. Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный ею «петушиный узор» .

В 1926—1927 годах преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, в 1927—1930 — в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН).

В 1927 году созданная ею скульптура «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октября; позднее скульптура была куплена музеем Триеста , а после второй мировой войны перешла в собственность музея Ватикана в Риме .

Монумент « Рабочий и колхозница ». Москва

Самой знаменитой композицией скульптора стал 24-метровый монумент « Рабочий и колхозница », который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года . Композиция венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном . По замыслу, солнце фронтально освещало монумент, создавая эффект сияния; обе фигуры при всей массивности казались летящими . Ощущение полёта усиливал введённый в композицию длинный развевающийся шарф; в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремлённый к новым победам Советский Союз . Монумент оценивался французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века» , а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба» .

После закрытия выставки монумент в разобранном виде перевезли в Москву и в 1939 году установили недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ) , однако дизайнерское решение было разрушено: скульптуру разместили на низком постаменте и спиной к солнцу, так что ощущение полёта исчезло (скульптор откомментировала произошедшую с монументом метаморфозу так: «Статуя ползает по земле») . Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы, а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии « Мосфильм ». В 2003 2009 годах монумент реставрировали; теперь он был установлен на сооружении-пьедестале , по внешнему виду и высоте приближенном к Парижскому павильону 1937 года .

В 1938—1939 годах работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста : «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) — это единственная композиция, осуществлённая ею, остальные были воссозданы по эскизам после её смерти.

С октября 1941 по апрель 1942 года жила и работала в эвакуации в городе Каменске-Уральском .

В 1945 году её пригласили в Ригу — в качестве эксперта для художественной оценки Памятника Свободы , над которым нависла угроза сноса. Но она — вопреки мнению партийных функционеров — решительно выступила в защиту памятника, и он избежал сноса. Сама же В. И. Мухина в годы войны и послевоенное время создаёт галерею скульптурных портретов: полковников И. Л. Хижняка и Б. А. Юсупова , балерины Г. С. Улановой , хирурга Н. Н. Бурденко . Она много и плодотворно трудится, находя при этом новые формы пластического выражения своих идей (так, в 1947 году она продемонстрировала на выставке в Русском музее отлитый из матово-голубого стекла портрет учёного-химика Н. Н. Качалова , известного своими работами в области оптического стекла и художественного стеклоделия ) .

Автор двух памятников Максиму Горькому : один из них был установлен в 1943 году в Москве у Белорусского вокзала , другой — в 1952 году в городе Горьком . Некоторые проекты скульптора так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову , В. И. Ленину и челюскинцам .

Наиболее романтичным и вдохновенным среди всех её работ (сделанных с соавторами) считают памятник П. И. Чайковскому , установленный в 1954 году во дворе Московской консерватории на Большой Никитской улице . Эта скульптурная композиция располагается перед главным фасадом консерватории и является доминантой всего архитектурного комплекса. Скульптор изобразила великого композитора в момент творческого вдохновения, и кажется, что он прислушивается к музыке, которая льётся из консерваторских окон, непроизвольно дирижируя в такт ей.

Академик АХ СССР ( 1947 ). С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР .

Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года в Москве. Причиной смерти стала стенокардия . Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2) .

Семья

  • Замков Всеволод Алексеевич — сын (физик)

Награды и звания

Работы В. И. Мухиной

Памятник А. М. Горькому на площади Белорусского вокзала . Почтовый конверт СССР

В Москве

В других городах

Скульптура «Мир» в Волгограде

Интересные факты

  • Некоторые [ кто? ] приписывают В. И. Мухиной авторство дизайна знаменитого гранёного стакана советского образца . Никаких документальных свидетельств этому нет. Творчество скульптора связано с Ленинградским заводом художественного стекла , где она была художественным руководителем.
  • Существует версия, [ кто? ] что прообразом монумента « Рабочий и колхозница » является не античная статуя « Тираноборцы », а это своего рода автопортрет В. И. Мухиной с её мужем А. А. Замковым. Изначально обе фигуры были обнажены, стояли вполоборота лицом друг к другу и рабочий держал молот в правой руке. Однако, позже скульптор развернула фигуры лицом в одну сторону, и, по требованиям конкурсной комиссии, «одела» фигуры, добавив, по собственной инициативе, драпировку декоративным шарфом. [ источник не указан 902 дня ]

Память о В. И. Мухиной

Мастерская В. И. Мухиной в Москве, Пречистенский переулок, 5а

Галерея

Примечания

  1. , Vera Ignatjevna Muhina // (хорв.) LZMK , 1999. — 9272 с. — ISBN 978-953-6036-31-8
  2. — 2003.
  3. Vera Muchina // (нидерл.)
  4. Wera Ignatjewna Muchina // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  5. Мухина Вера Игнатьевна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  6. , с. 5—6.
  7. Пухляк О. . // Сетевой справочник «Русские Латвии». Дата обращения: 25 июля 2016. 11 октября 2016 года.
  8. Гурин, Александр. . // Сетевой справочник «Русские Латвии». Дата обращения: 25 июля 2016. 21 октября 2013 года.
  9. Оберемко, Валентина. // Аргументы и факты . — 2014. — № 27 (1756) за 2 июля . — С. 45 . 18 августа 2016 года. (Дата обращения: 25 июля 2016)
  10. Серикова, Ксения. . // Сайт KafaNews — Новости Феодосии. Дата обращения: 25 июля 2016. 7 августа 2016 года.
  11. . // Сайт Информационного агентства России «ТАСС» (1 июля 2014). Дата обращения: 25 июля 2016. 13 сентября 2016 года.
  12. , с. 6.
  13. , с. 326.
  14. , с. 327.
  15. Джанджугазова Е. А. // Современные проблемы сервиса и туризма . — 2013. — № 4 . — С. 63—71 . 17 августа 2016 года.
  16. Трубицын А. К. . // Официальный сайт КПРФ (16 апреля 2011). Дата обращения: 25 июля 2016. 9 августа 2016 года.
  17. Лысков Антон. (9 января 2020). Дата обращения: 28 января 2020. 28 января 2020 года.
  18. . Дата обращения: 5 января 2012. Архивировано из 4 марта 2012 года.
  19. Волков, Владислав. . www.periodika.lv . Даугава, №1 (1 января 2006). Дата обращения: 19 декабря 2022. 6 апреля 2016 года.
  20. . Дата обращения: 23 мая 2012. 6 октября 2011 года.
  21. . Дата обращения: 20 августа 2020. 21 марта 2020 года.
  22. . Дата обращения: 23 июля 2014. 26 июля 2014 года.
  23. Дата обращения: 16 января 2020. 21 марта 2020 года.
  24. . Дата обращения: 16 января 2020. 21 марта 2020 года.
  25. от 1 апреля 2019 на Wayback Machine Неавторитетный источник

Литература

  • Зотов А. . Мухина Вера Игнатьевна: Народный художник СССР. — М. Л. : Искусство, 1944. — 16, [6] с. — (Массовая библиотека). — 15 000 экз.
  • Воронов Н. В. . Вера Мухина (Монография). — М. : Изобразительное искусство , 1989. — 336 с. — 18 500 экз. ISBN 5-85200-078-7 .
  • Воронов Н. В. . . — М. : Московский рабочий , 1990. — 80, [16] с. — ( Биография московского памятника ). — 45 000 экз. ISBN 5-239-00763-2 .
  • Воронова О. И. . . — М. : Искусство, 1976. — 230 с. — (Жизнь в искусстве).
  • Вера Мухина, 1889—1953 / Авторы-составители Людмила Вострецова и др.; Авторы статей Елена Василевская и др.. — СПб. : , 2009. — 159 с. — ISBN 978-5-93332-319-8 .
  • Измайлова М. И. // Царскосельские чтения . — 2010. — Т. 4, вып. 14 . — С. 325—329 .
  • Джанджугазова Е. А. // Современные проблемы сервиса и туризма . — 2013. — № 4 . — С. 5—10 .

Ссылки

Источник —

Same as Мухина, Вера Игнатьевна