Interested Article - Кипренский, Орест Адамович

Оре́ст Ада́мович Кипре́нский ( 13 [24] марта 1782 , Нежинская , Санкт-Петербургская губерния 12 [24] октября 1836 , Рим ) — русский живописец и график , мастер портрета .

Биография

Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте , Рим
Картина Ореста Кипренского «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке», 1819

Кипренский — внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова. По документам был записан в семью крепостного Адама Карловича и Анны Гавриловны Швальбе .

Получив вольную в 1788 году, был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Его учителями были Григорий Угрюмов и Дмитрий Левицкий . Награждался медалями за успешные работы: малая серебряная (1800), большая серебряная (1801); две малые золотые медали (1802): одну — за программу «Юпитер и Меркурий посещают Филемона и Бавкиду» и вторую — за эскиз памятника покойному профессору скульптуры Михаилу Козловскому . Получил большую золотую медаль по задаче: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем, оставшиеся князья и прочие воины находят его в роще при последнем почти дыхании» (1805) .

Получил в Академии аттестат 1-й степени и шпагу (1803) и был оставлен при Академии в качестве пансионера .

Получил звание академика (1812) за портреты: Его Императорского Высочества принца Голстейн-Ольденбургского ; Лейб-гусарского полковника Давыдова ; Шталмейстера князя Гагарина ; Портрет . Назначен советником Императорской Академии художеств (1815). Профессор 2-й степени Академии художеств (1830) .

Жил в Москве (1809—1811), Твери во дворце великой княжны Анны Павловны , дочери Павла I (1811—1812), Петербурге (до 1809, 1812—1816, 1823—1828), а в 1816—1822 годах и с 1828 года по 1836 год— в Риме и Неаполе . Путешествовал по Швейцарии (1816), Франции и Германии (1822—1823). Приехав в Италию, брал в Болонье [ уточнить ] уроки перспективы у Анжело Тозелли .

С семьёй Фалькуччи связана история, наложившая отпечаток на судьбу художника. Анна-Мария Фалькуччи (род. около 1812) была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, её детский портрет написан художником в 1819 году под названием . Мать девочки позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила в доме художника и была близка с ним. «Однажды утром натурщицу нашли мёртвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожжённый.Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито“ умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить. Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж» .

Уезжая из Италии в 1822 году, письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты. «В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошёл и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию художник вернуться не мог, Париж не хотел его замечать. Чтобы снова взяться за кисть, Кипренский вспомнил о „покинутой родине, видевшей его расцвет и славу“» . Покинув Париж в 1823 году, вернулся в Россию, провёл следующие пять лет в Санкт-Петербурге, где в конце 1824 года работал над графическим портретом Адама Мицкевича , а летом 1827 года — над живописным портретом Александра Пушкина .

В июне 1828 года вновь выехал в Италию, с этого времени начался второй итальянский период его творчества. Прибыв в Италию, сначала провёл несколько месяцев в Риме. С марта 1829 года по апрель 1832 года жил и работал в Неаполе , где поселился в одном доме с пейзажистом Сильвестром Щедриным . В Неаполе в 1831 году Кипренским была создана картина « Читатели газет » , которая написана по заказу графа Дмитрия Шереметева .

В июле 1836 года женился на бывшей сироте, некогда определённой им в монастырский пансион, а к тому времени 24-летней Анне-Марии Фалькуччи. Для этого ему предварительно пришлось принять католичество . Через три месяца после заключения брака Кипренский скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Дочь художника Клотильда родилась уже после смерти Кипренского .

Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 года. Его авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств имени И. Е. Репина Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев .

Творчество

Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта . В 1809 году создал «Портрет Е. В. Давыдова».

Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее , а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815) в коллекции музея Института русской литературы Российской академии наук (Санкт-Петербург) , В. А. Жуковского (1816).

В 1827 году Кипренским по заказу Антона Дельвига был выполнен портрет Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью Василия Тропинина ). Кипренский решил всю прелесть пушкинской поэзии вложить в его глаза и пальцы. Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу. На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид .
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

1831 год отмечен работами «Неаполитанская девочка с плодами» и « Читатели газет в Неаполе ».

Галерея

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1814 — май 1816 года — дом Е. Ф. Муравьёвой — набережная реки Фонтанки, 25;
  • 1823 — лето 1828 года — Адмиралтейская набережная, 72, мастерская в правом крыле дворца Д. Н. Шереметева — набережная реки Фонтанки, 34.

Память

Современники о Кипренском

Орест Адамович Кипренский (1783—1836), профессор исторической живописи, один из самых лучших портретистов России, когда-либо существовавших, и достойный соперник лучших художников целой Европы. В Италии прозвали его «Русским Вандиком». Но это название не вполне характеризует и определяет нашего славного портретиста. Начав своё поприще под руководством Угрюмова с подражания своему учителю, он скоро обратился к Рубенсу и Рембрандту, стремясь слить обе кажущиеся противоположными их манеры, но скоро оставил их обоих и создал свой особенный стиль… Портреты Кипренского рассеяны по всей Европе; укажем только на самые известнейшие его произведения. В Эрмитаже: «Садовник», или иначе «Молодой итальянский мальчик, лежащий на солнце в положении dolce far niente (сладостное ничегонеделание (итал.) )» и так далее.

Из книги «Живопись и живописцы главнейших европейских школ». — А. Н. Андреев , 1857

Примечания

  1. КИПРЕНСКИЙ // М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  2. Кипренский Орест Адамович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. По документам о Кипренском и его жене Анне-Марии Фалькуччи, найденным в Историческом архиве Римского викариата историками русской культуры Глушаковой Юлией Петровной (?—2015) и Иваном Николаевичем Бочаровым (1929—2002), в течение многих лет занимавшимися вопросами русско-итальянских культурных связей XIX века, установлена точная дата смерти Кипренского — 12 октября 1836 года. Об этом свидетельствует запись в «Книге усопших» римской церкви, где он похоронен, и сообщение русского поверенного в делах в Риме П. И. Кривцова. Таким образом, на надгробной стеле указана ошибочная дата смерти художника ‒ 10 октября, до сих пор повторяющаяся в различных работах о Кипренском // Глушакова Ю. П. Публикации новых источников о русских художниках конца XVIII — первой половины XIX века. . сайт Института российской истории Российской академии наук . ebookiriran.ru. Дата обращения: 19 марта 2017. 20 марта 2017 года.
  4. , с. 86.
  5. , с. 89.
  6. , с. 37.
  7. , с. 198.
  8. , с. 42.
  9. , с. 35—45.
  10. Парфёнова Елена. . Информационный портал Кингисеппского района . ГородКингисепп.рф (24 марта 2017).

Литература

  • Алленова О. Кипренский. — М. : Белый город , 2000. — 48 с. — ISBN 5-7793-0231-6 .
  • Алексеева Т. В. О. А. Кипренский // История русского искусства / Под общ. ред. акад. И. Э. Грабаря . — М. : Изд. АН СССР, 1963. — Т. VIII, кн. 1. — С. 396—470. — 708 с.
  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке / Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. — 3-е изд. — М. : Республика , 1999. — 448 с. — ISBN 5-250-02693-1 .
  • Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Кипренский. — М. : Молодая гвардия , 1990. — 365 с. — ( Жизнь замечательных людей , 710). — ISBN 5-235-01383-2 .
  • Валицкая А. П. Орест Кипренский в Петербурге. — Л. : Лениздат , 1981. — 264 с. — 75 000 экз.
  • Глушакова Ю. П. Документальные и эпистолярные материалы о жизни и творчестве О. А. Кипренского // . — М. : ИРИ РАН , 1993. — С. 147‒163. — 236 с. — ISBN 5-201-00652-3 .
  • Глушакова Ю. П. // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): сборник статей памяти В. И. Буганова / отв. ред. Н.М.Рогожин. — М. : ИРИ РАН, 2001. — С. 264—289. — 300 с.
  • Гусев В. А. , Петрова Е. Н. Русский музей. — М. : Слово , 2009. — 520 с. — (Великие музеи мира). — ISBN 978-5-387-00082-9 .
  • Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. — М. : Искусство , 1993. — Вып. III: страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. — 361 с. — ISBN 5-210-02552-7 .
  • Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3 т. — Изобразительное искусство , 1987. — Т. 2. — С. 79—107. — 752 с.
  • Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский. — М. : Искусство, 1988. — 350 с.
  • Кислякова И. В. Орест Кипренский. Эпоха и герои. — М. : Изобраз. искусство , 1977. — 144 с. — 40 000 экз.
  • Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 89. — [4], VI, 454, [5] с. — OCLC .
  • Коц Е. С. . — Л. : Сеятель, 1926. — 232 с.
  • Краско А. В. . — М. : Litres , 2010. — ISBN 9785457041431 .
  • Майкапар А. Кипренский. — М. : Комсомольская правда , 2010. — 48 с. — (Великие художники; 65).
  • Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. — М. : Белый город , 2006. — Т. 3: Первая половина XIX века. — 128 с. — ISBN 5-7793-1067-X .
  • Паустовский К. Книга о художниках. — М. : Искусство, 1966. — С. 37. — 152 с.
  • Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. — М. : Советский художник , 1960. — 72 с.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. ; Оформление художника А. Д. Крюкова. — Изд.2-е, доп. — М. : Изобразительное искусство , 1982. — 144 с.
  • Орлова Е. О. А. Кипренский. — М. : РИПОЛ классик, 2014. — 40 с. — (Великие русские живописцы). — ISBN 978-5-386-06887-5 .
  • Сарабьянов Д. В. Орест Адамович Кипренский = Orest Kiprensky. — Л. : Художник РСФСР, 1982. — 206 с.
  • Собко Н. П. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1897. — Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 631–636.
  • Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XV. — С. 86.
  • Турчин В. С. Орест Кипренский. — М. : Знание , 1982. — 48 с. — ( Новое в жизни, науке, технике ).
  • Чайковская В. И. // Человек. — 2016. — № 5 . — С. 157—164 .
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века : [Альбом / Авт. вступ. статьи и сост. М. Н. Шумова]. — М. : Искусство, 1978. — С. 38–49. — 167 с. : ил.

Ссылки

  • // kingisepplo . ru
  • Петрова Е. . Журнал «Русское искусство». — № 3 (2005). Дата обращения: 23 февраля 2020.
  • Трофимов Д. (недоступная ссылка — ) . . «Восточный берег»: Районная газета (2017). — Страница краеведческого сообщества Ямбурга (город Кингисепп, Ленинградская область).
  • в библиотеке «Старатель»
  • // surrealism . ru
  • Паустовский К. Г. [www.lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/orest.txt Орест Кипренский].
  • //«Энциклопедия Санкт-Петербурга»: Историко-культурный интернет-портал «Энциклопедия Санкт-Петербурга».
Источник —

Same as Кипренский, Орест Адамович