Мстёрская миниатюра
- 1 year ago
- 0
- 0
Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные , скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
В 2020 году ЮНЕСКО объявило искусство миниатюры Азербайджана , Ирана , Турции и Узбекистана одним из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества .
Хотя ещё древние египтяне эпохи Нового царства иллюстрировали папирусные свитки «Книги Мёртвых» сюжетными изображениями , настоящее искусство книжной миниатюры возникло лишь в эпоху поздней античности в связи с распространением пергаментных книжных кодексов . Фрагментарная и недостаточная сохранность последних не позволяет, однако, получить полное представление об искусстве книги этого периода.
Классическая миниатюристика получила своё развитие лишь в искусстве средневековой рукописной книги . Изначально художники- иллюминаторы стремились особым образом выделить начальные строки и заглавные буквы ( инициалы ) . Со временем красочные инициалы с элементами орнамента развились в отдельные сюжетные композиции, тем или иным образом иллюстрировавшие текст. Выполнялись они акварелью либо гуашью с использованием листового золота .
Книжная миниатюра достигла большого совершенства в Византии и в странах Западной Европы в период Средневековья . Изначально в книжной миниатюристике преобладали библейские сюжеты, в эпоху развитого Средневековья к ним прибавляются портреты государственных, военных и церковных деятелей, а также донаторов — заказчиков рукописей, позднее — важнейшие исторические события, государственно-церемониальные, праздничные, религиозные, батальные и бытовые сцены.
Среди западноевропейских книжных миниатюр раннего периода выделяются иллюстрации к англо-ирландским манускриптам VII—IX вв., а также иллюминированным рукописям «Каролингского возрождения» IX—X вв., создававшиеся, главным образом, на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов .
Со временем библейские сюжеты, а также события древней и раннесредневековой истории, античной мифологии, западноевропейского средневекового эпоса стали изображаться в культурно-бытовых реалиях, современных художникам-иллюминаторам , которые, таким образом, отражали в своих произведениях предметы и факты собственной эпохи. В XIII—XIV веках в искусстве книжной иллюстрации Западной Европы преобладает готика , а среди школ миниатюристики выделяется парижская, образцом которой является с ветхозаветными сценами.
Миниатюры некоторых книжных манускриптов развитого и позднего средневековья, например, « Библии Мациевского » (сер. XIII в.), Манесского кодекса (около 1300 г.), Холкхемской Библии (1320-е гг.), «Вигилий на смерть короля Карла VII» (1477—1483), а также сочинений известных историков, таких как Жан Фруассар (вторая пол. XIV в.), Томас Уолсингэм , Ангерран де Монстреле (первая пол. XV в.), Жан де Ваврен , Себастьен Мамро , Пьер ле Бу (вторая пол. XV в.), «Больших Французских хроник» (XI—XV в.), швейцарских иллюстрированных хроник Бенедикта Чахтлана , Диболда Шиллинга Старшего (вторая пол. XV в.), Диболда Шиллинга Младшего (1513) и др., несмотря на свою условность, являются ценными историческими источниками, особенно для военных историков, оружиеведов, искусствоведов , исследователей средневекового быта, архитектуры, костюма и моды, а также специалистов в области геральдики , вексиллологии и истории церкви .
Художники-миниатюристы XIV—XV веков, работавшие при дворах королей и крупных феодалов, изображают некоторые сцены настолько подробно, что учёные-искусствоведы с полным на то основанием называют их произведения своеобразными «репортажами» .
Среди французских художников-миниатюристов XV столетия выделяются братья Лимбурги , прославившиеся благодаря созданию « Великолепного часослова герцога Беррийского » (1410-е гг.), Бартелеми д’Эйк , украсивший, в частности, рукописи сочинений короля Рене Анжуйского , в том числе «Книгу турниров» (1460), «Книгу любви» (1460—1467) и др., Жан Фуке , проиллюстрировавший, помимо одной из рукописей «Больших французских хроник» , известный « Часослов Этьена Шевалье » (1452—1460), Симон Мармион , создавший миниатюры к другой рукописи «Хроник» (1457) , и Жан Коломб , не только иллюминировавший вслед за Лимбургами названный выше «Великолепный часослов» (1485), но и украсивший такие известные манускрипты, как « Походы французов в Утремер » Себастьена Мамро (1474) и «Иллюстрированный апокалипсис» Карла Савойского (1482).
Миниатюрная живопись распространена была также на Востоке, например, в средневековых Армении и Иране . В Индии во времена империи Великих Моголов получила распространение раджастханская миниатюра. Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров.
С развитием книгопечатания живописная миниатюра постепенно вытесняется ксилографией , однако искусство миниатюры продолжает развиваться в иных формах . В эпоху Возрождения возникает портретная миниатюра , которая выполняется вначале на пергамене или слоновой кости в виде вставок в кулоны и медальоны ; позднее, в XVIII веке, в моду входят миниатюрные портреты на эмали и фарфоре . Со временем специфика жанра окончательно нивелировалась, и миниатюрой стали называть любую картину небольшого размера .
В современном искусстве художники также создают миниатюры. Эти миниатюры отличаются основой, объектами, на которых художники пишут картины. Турецкий художник Месут Кул (Mesut Kul) пишет картины на макаронах , тыквенных семечках, орехах . Художники создают миниатюры на опавших листьях деревьев, перьях птиц, на спилах поваленных деревьев .