Interested Article - Тонирование (фотография)

Фотографии, тонированные в разные цвета. Вверху исходный цветной снимок, в центре его редукция до чёрно-белого, внизу — сепия

Тони́рование , вирирование , окрашивание (в классической галогеносеребряной фотографии ) — процесс химической обработки чёрно-белого позитива (или слайда), приводящий к изменению окраски (тона) последнего . Наиболее часто проводят тонирование в оттенки сепии , синего и красных цветов. Возможно также получение желтых, зеленых, фиолетовых оттенков, а также окрашивание в смешанные тона.

Тонирование вошло в практику ещё в эпоху первых позитивных фотопроцессов как средство улучшения тона изображения, а также для повышения сохранности альбуминовых отпечатков. Тонирование позитива использовалось в раннем кинематографе для создания определённого настроения: ночные сцены тонировались в синий цвет, а сцены пожара в красно-оранжевый . В первых двухцветных технологиях цветного кинематографа , таких как « Техниколор » и « Синеколор », для получения цветных фильмокопий из двух чёрно-белых цветоделённых позитивов .

Технология

При тонировании изменяется цвет экспонированных участков изображения. Светлые места изображения, содержащие мало проявленного металлического серебра , остаются почти неокрашенными. Окрашивание происходит за счёт полного или частичного превращения металлического серебра в другие соединения, например: Ag 2 S (сепия, коричневый), Ag 2 Se (пурпурный, коричневый), Fe 4 [Fe(CN) 6 ] 3 (синий), Cu 2 [Fe(CN) 6 ] (красный, коричневый, фиолетовый) и др.

Известны два метода тонирования: прямое и косвенное. В первом случае тонирование осуществляется в результате одной химической реакции, а косвенный процесс происходит в два этапа. Сначала серебро изображения окисляется, а затем полученное химическое соединение окрашивается в нужный цвет . В результате тонирования может происходить ослабление , и изменение контраста фотографического изображения.

Различная окраска галогенсеребряных отпечатков может получаться также в процессе проявления некоторых фотобумаг , особенно хлоро- и хлоробромосеребряных, в проявителях специального состава. Цвет таких позитивов может меняться от светло-коричневого до красно-оранжевого и темно-шоколадного, в зависимости от химического состава, концентрации и температуры проявителя, а также времени проявления и длительности экспозиции.

Вирирование осуществляется наиболее простым способом при использовании самовирирующейся фотобумаги — высокочувствительной бромосеребряной фотобумаги, на которой можно получать отпечатки как стандартной чёрно-белой гаммы, так и окрашенное. Эмульсионный слой такого фотоматериала содержит, помимо обычных компонентов, цветообразующие .

При обработке в проявителе, содержащем цветное проявляющее вещество, происходит восстановление металлического серебра и одновременное с этим образование красителя пропорционально количеству восстановленного серебра.

Металлическое серебро удаляют последующим отбеливанием .

При чёрно-белом проявлении получается обычное чёрно-белое изображение.

Процессы тонирования

Известно множество способов тонирования в любые цвета, среди которых наиболее популярными считаются следующие.

Коричневые тона

Прямое тонирование осуществляется в растворе, содержащем 12 г тиосульфата натрия , 30 г алюмокалиевых квасцов и 10мл 10%-ного раствора хлорида натрия на 1л воды.

Классический косвенный метод коричневого тонирования:

  1. Изображение отбеливается в растворе 50 г гексацианоферрата калия и 10 г бромида калия на 1л воды.
  2. Далее изображение окрашивают в 1%-ном ратворе сульфида натрия.

Синее тонирование

Прямой процесс проводят в растворе, содержащем 5 г гексацианоферрата калия , 1.5 г лимонной или винной кислоты на 1л.

В косвенном процессе:

  1. Отбеливание — раствор 24 г гексацианоферрата калия и 10мл 10%-ного раствора аммиака на 1л воды.
  2. 2%-ный раствор хлорида железа(III).

Красные тона

Прямое окрашивание производят раствором 85 г цитрата калия, 5 г нитрата меди и 6 г гексацианоферрата калия на 1л.

Использование красителей

Также используются органические красители. Такие, как , фуксин , родамин — для красного цвета; метиленовый голубой — для голубого и синего; малахитовый зелёный или для зелёного оттенка.

  1. Фотоотпечатки обрабатывают в отбеливающем растворе (например, 50мл 10%-ного раствора сульфата меди и 25мл 10%-ного раствора бромида калия на 100мл воды)
  2. промывают
  3. тонируют с помощью кисти водным раствором оного из красителей (5 г красителя и 5мл 80%-ной уксусной кислоты на 1л), или смешивая оные.

Виражный способ цветной фотографии

Вира́жный спо́соб получения цветных изображений основан на тонировании трёх чёрно-белых фотоэмульсий в дополнительные цвета . В фотографии процесс осуществляется фотопечатью трёх чёрно-белых позитивов с соответствующих цветоделённых негативов. Готовые позитивы вирируются в цвета, дополнительные к цвету светофильтра , за которым снимался исходный негатив. После этого производится последовательный перенос эмульсий вирированных отпечатков на общую подложку. Для осуществления технологии необходимо наличие фотографических позитивных материалов со съёмным слоем . В 1930-х годах НИИ №2 ГУКП разработал технологию изготовления фотобумаги со съёмным слоем, а киевская фабрика фотобумаг до 1941 года выпускала фотоматериалы «Вироцвет» для виражной фотографии .

В цветной фотографии виражная технология не получила распространения, уступив место более совершенному гидротипному фотопроцессу , а затем многослойным фотоматериалам. Широкое применение виражный способ нашёл в ранних процессах цветного кинематографа, главным образом двухцветных. При этом вместо переноса эмульсии использовалась специальная позитивная киноплёнка — дипо-фильм с эмульсией, нанесённой с двух сторон подложки. После печати изображение с обеих сторон вирировалось в два разных цвета, чаще всего красно-оранжевый и голубой .

См. также

Источники

  1. , с. 334.
  2. , с. 60.
  3. , с. 26.
  4. , с. 72.
  5. , с. 188.
  6. , с. 284.
  7. , с. 322.
  8. , с. 122.

Литература

  • Николай Майоров. // «MediaVision» : журнал. — 2012. — № 8 . — С. 70—74 .
  • Дмитрий Масуренков. // «MediaVision» : журнал. — 2013. — № 1/31 . — С. 60—62 .
  • В. В. Пуськов. Краткий фотографический справочник / И. Кацев. — М. : Госкиноиздат, 1952. — 423 с. — 50 000 экз.
  • А. А. Сыров. Путь фотоаппарата / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1954. — С. 122—123. — 143 с. — 25 000 экз.
  • Фомин А. В. / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Луи Форестье . Великий немой / Б. Кравченко. — М. : «Госкиноиздат», 1945. — 115 с. — 5000 экз.
Источник —

Same as Тонирование (фотография)