Дурново, Иван Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Никола́евич Крамско́й ( 27 мая [ 8 июня ] 1837 , Острогожск , Воронежская губерния — 24 марта [ 5 апреля ] 1887 , Санкт-Петербург ) — русский живописец и рисовальщик , один из главных художников реалистической школы второй половины XIX века, художественный критик и педагог . Предводитель « бунта четырнадцати » (в 1863), один из членов-учредителей и ведущий идеолог Санкт-Петербургской артели художников (с 1863) и Товарищества передвижников (с 1870). Академик Императорской Академии художеств (с 1869).
Родился в семье писаря 27 мая ( 8 июня ) 1837 года в Острогожске Воронежской губернии .
Увлекался рисованием, в возрасте пятнадцати лет поступил учеником к иконописцу . После окончания Острогожского уездного училища был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк Крамского Михаил Борисович Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского . В 1856 году Крамской переехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Ивана Фёдоровича Александровского .
В 1857 году поступил в Императорскую Академию художеств учеником профессора исторической живописи Алексея Тарасовича Маркова .
В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как « Бунт четырнадцати ». Совет Академии им отказал, а профессор К. А. Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: Крамской, Богдан Вениг , Николай Дмитриев-Оренбургский , Александр Литовченко , Алексей Корзухин , Николай Шустов , Александр Морозов , Константин Маковский , Фирс Журавлёв , Карл Лемох , Александр Григорьев , Михаил Песков , Василий Крейтан и Николай Петров . Ушедшие из Академии художники образовали « Петербургскую артель художников », просуществовавшую до 1871 года.
В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве . Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с Богданом Венигом и Николаем Кошелевым .
В 1863—1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников . В 1869 году Крамской получил звание академика.
В 1870 году образовалось « Товарищество передвижных художественных выставок », одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием основных идей народников Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.
Создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей. Это портреты Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), П. М. Третьякова (1876), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879), которые сейчас находятся в Третьяковской галерее ; портреты И. И. Шишкина (1880) и С. П. Боткина (1880), ныне находящиеся в Русском музее .
Одна из известнейших работ Крамского — « Христос в пустыне » (1872, Третьяковская галерея).
Продолжатель гуманистических традиций Александра Ива́нова , Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — « Н. А. Некрасов в период „Последних песен“ », 1877—1878; « Неизвестная », 1883; « Неутешное горе », 1884 — все в Третьяковской галерее.
Народная ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило расположенное к народу искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века . Популярность Крамского-портретиста росла, у него становилось всё больше сторонников, в том числе среди членов императорской фамилии. Это обеспечило художнику довольно безбедное существование. Всего им создано более 700 полотен в этом жанре .
В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца . Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта ( 5 апреля ) 1887 года во время работы над портретом доктора Карла Андреевича Раухфуса . Он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И. Н. Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1939 году прах Крамского был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.
В Царском Селе установлена скульптурная композиция «Крамской и Неизвестная» скульптора Александра Таратынова .
Женился 16 октября 1863 года на мещанской дочери Софье Николаевне Прохоровой (1840—17.05.1919 — через десять дней у них родился сын Николай. Их дети:
В 1881 году Крамской купил землю в «дачной столице России», у станции Сиверская , на правом берегу реки Оредеж, у Строганова моста, и построил там дачу с мастерской .