Interested Article - Католическая церковь

Католи́ческая це́рковь ( лат. Ecclesia Catholica ; итал. Chiesa Cattolica ) — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,34 миллиарда последователей . Одна из старейших религиозных институций в мире. Играла и продолжает играть важную роль в истории западной цивилизации . Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев. Католическая церковь латинского литургического обряда , называемая « Латинской церковью », вместе с 23-мя восточнокатолическими церквями , составляют единую Католическую церковь.

Во внутренних документах Католическая церковь в качестве самоназвания использует либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «вселенская Церковь». Определяет себя четырьмя существенными свойствами: единством, кафоличностью , определённой апостолом Павлом ( Еф. ), святостью и апостоличностью .

Главные положения вероучения изложены в Апостольском , Никео-Цареградском и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского , Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в « Катехизисе Католической церкви » .

Название

Слово «католический» (или « кафолический » в ином произношении), ставшее общепринятым названием для церкви, объединённой вокруг Римского престола, заимствовано из греческого языка ( др.-греч. καθ όλη — «по всему целому»). Согласно толкованию Катехизиса Католической церкви, данный термин понимается как «вселенский», в смысле «всеобъемлющий», «всеобщий» . Как поясняет Катехизис, Церковь вселенская, потому что в ней присутствует Христос. Отдельные церкви (то есть, в первую очередь, диоцезы) — полностью вселенские через общение с одной из них, Римской церковью. Эти отдельные церкви «созданы по образу Вселенской Церкви». Этот термин был впервые использован для описания церкви в начале II века. О «кафолической церкви» писал и Кирилл Александрийский . После раскола церкви в 1054 году произошло её разделение на Католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную на Востоке с центром в Константинополе . После Реформации в XVI веке церковь использовала термин «католическая», чтобы отличить себя от различных протестантских групп, которые отделились от неё. Название «Католическая церковь» фигурирует в названии катехизиса Католической церкви. Кроме того, этот термин использовался папой Павлом VI при подписании шестнадцати документов Второго Ватиканского собора .

История

Христианство основано на учении Иисуса Христа , который жил и проповедовал в I веке нашей эры в провинции Иудея Римской империи. Католическая доктрина учит, что современная Католическая церковь является продолжением ранней христианской общины , основанной Иисусом . Христианство распространилось по ранней Римской империи, несмотря на преследования и конфликты с языческими жрецами. Император Константин узаконил христианство в 313 году, а в 380 году оно стало государственной религией. Варварские завоеватели, которые захватили территории империи в V и VI веках и многие из которых уже к тому времени приняли арианское христианство , в результате перешли в католицизм.

Современная Католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Вероучение Католической церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам ( I век ).

Средние века и Возрождение

Католическая церковь имела доминирующее влияние на Западную цивилизацию с поздней античности до начала Нового времени . Благодаря её поддержке возникли романский, готический, ренессансный, маньеристский и барочные стили в искусстве, архитектуре и музыке . Многие деятели Возрождения, такие, как, к примеру, Рафаэль Санти , Микеланджело , Леонардо да Винчи , Сандро Боттичелли , Фра Беато Анджелико , Тинторетто , Тициан , поддерживались Католической церковью .

В XI веке усилиями папы Григория VII право избрания пап закреплялось за коллегией кардиналов . Собрание кардиналов, на котором производились такие выборы, стало называться конклавом ( лат. con clave — в переводе на русский «с ключом»).

Организация и управление

Как и во всех остальных исторических церквях , священническая иерархия чётко отделена от мирян и разделяется по трём степеням священства:

Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Католической церкви ), например:

Существуют также должности ординария , викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например, епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. regula — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным, или секулярным. Территориальными единицами могут являться:

Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты . Объединение епархий и архиепархий называется митрополией , центр которой всегда совпадает с центром архиепархии. Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус « Sui iuris » («Своего права»).

Коллегиальность в управлении Церковью ( extra Ecclesiam nulla salus ) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с Кодексом канонического права и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клирики (архиепископы, епископы и другие) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Восточнокатолические церкви

Восточнокатолические церкви находятся в юрисдикции папы римского через Конгрегацию для Восточных Церквей — одно из отделений Римской курии , образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по распространению веры ( Propaganda Fide , ныне Конгрегация евангелизации народов ), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.

Восточнокатолические церкви пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются собственным каноническим правом , отличным от принятого для Латинской церкви, в связи с чем в их адрес часто применяется термин «Церкви своего права» ( sui iuris ). В 1990 году Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных церквей , содержащий нормы канонического права, общие для всех Католических церквей восточных обрядов.

Каноническое право

В 1917 году папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 года», который заменил собою все прочие собрания канонических документов, упорядочив каноническое право в виде чёткой системы юридических формулировок. Последняя по времени (и действующая ныне) редакция «Кодекса канонического права» (ККП) принята в 1983 году . Отдельно стоит заметить, что эта редакция действительна только для католиков латинского обряда . Восточнокатолические церкви , которые именуются также «Церкви Sui iuris » (Церкви своего права), пользуются в своей жизни другим сводом, а именно Кодексом канонов Восточных церквей (ККВЦ) , который базируется на ККП латинского обряда, однако в то же время учитывает особенности церковной жизни Восточных церквей и устанавливает общие нормы, которые каждая Восточная церковь имеет возможность наполнять конкретным содержанием соответственно своим церковным традициям.

Современное каноническое право регулирует вопросы, касающиеся:

  • церковного правотворчества,
  • прав и обязанностей членов церкви,
  • иерархии церкви,
  • канонов совершения таинств,
  • управления церковным имуществом,
  • церковной дисциплины и так далее.

Вероучение

Католическая церковь учит, что существует один вечный Бог в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описана в Катехизисе Католической церкви. Католическая вера провозглашает, что Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение достоверно существует только в Католической Церкви, и при этом признаёт, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению .

Таинства

Христос установил семь таинств и доверил их Церкви. Это Крещение , Миропомазание , Евхаристия , Исповедь , Елеосвящение , Священство и Брак . Согласно учению Католической церкви, таинства — это священнодействия , в которых католики видят признаки присутствия Бога, и пути ниспослания Божьей благодати всем участникам, кто принимает веру. Таинство есть видимый образ невидимой благодати. За исключением Крещения, таинства могут совершаться только католическим духовенством. Крещение — это единственное таинство, которое может быть произведено любым христианином, а в случае необходимости — даже некрещёным человеком, имеющим требуемое намерение, но лишь в случае, если нет возможности позвать священника или крещаемый находится в угрозе смерти .

Жизнь после смерти

Вера в жизнь после смерти является частью католической веры; «четыре последние вещи» — смерть, суд, рай и ад . Церковь учит, что сразу после смерти душа каждого человека попадает на Божий суд , основанный на поступках его земной жизни. Также в католической вере есть учение судного дня , когда Христос будет судить сразу всех людей. Это решение, в соответствии с учением Католической церкви, положит конец человеческой истории и ознаменует начало новой и улучшенной Божьей справедливостью. Основы, по которым будет оцениваться душа каждого человека, подробно изложены в Евангелии от Матфея .

Роль церкви

Иисус избрал двенадцать главных учеников или апостолов для своей церкви. Церковь, по Писанию, — «тело Христово» и является одним единым телом верующих и на небе, и на земле. Таким образом, существует только одна истинная Церковь, а не несколько. Первоначальное руководство Церковью приписывается апостолу Петру , а вслед за ним — епископам . Католики верят, что Церковь всегда будет верна истине и всегда будет находиться под покровительством Святого Духа , как заповедал Христос. Другими словами, Церковь всегда правильно учит истинному учению. Эти истины в трудах и традициях бережно сохранены в Церкви.

Социальная доктрина

Социальная доктрина Католической церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями. В XVII веке немецкий теолог (1626), по другим исследованиям первое авторство принадлежит Марку Антонию Доминису (1617) , выдвинул знаменитую максиму: « in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas » — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — любовь» . Известный теолог кардинал Йозеф Хёффнер определил социальное учение Католической церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Социальное учение Католической церкви опиралось сначала на августинизм , а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм . Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог , однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II , «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». В решениях Второго Ватиканского собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.

Социальное учение Восточнокатолических церквей принципиально не отличается от социальной доктрины Римско-католической церкви; при этом некоторые поместные Церкви имеют свой собственный подход к социальным проблемам, обусловленный историческими и общественно-культурными реалиями народов. В частности, Украинская грекокатолическая церковь делает особенный акцент на биоэтике и этике политических отношений .

Отношения с другими церквями и христианскими организациями

Католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей . Представители католиков состоят при ВСЦ в качестве наблюдателей, а также принимают участие в деятельности совместной рабочей группы «ВСЦ-Католическая Церковь» .

Католическая церковь ведёт диалог с другими Церквями и христианскими организациями. Организация экуменического диалога возложена на Папский совет по содействию христианскому единству . Одним из результатов диалога явилось подписание в 1993 году с представителями Православных церквей Баламандского соглашения . В 1999 году была подписана Совместная декларация о доктрине оправдания с руководством Всемирной Лютеранской Федерации . Принципы католического экуменизма изложены в декрете Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio и энциклике Иоанна Павла II Ut Unum Sint .

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором , предстоятелем Константинопольской православной церкви , и Римским Папой Павлом VI , в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана Совместная Декларация .

В 2016 году в столице Кубы Гаване — состоялась встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московский и всея Руси Кирилла (см. Встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска ). Встреча такого уровня стала первой за всю историю Русской православной и Католической церквей, ряд экспертов и СМИ называли её исторической . Также состоялся обмен подарками: патриарх подарил папе список Казанской иконы Божией Матери и свою книгу «Свобода и ответственность» на испанском языке, Франциск в свою очередь преподнёс в дар Кириллу частицу мощей святителя Кирилла и чашу для причастия . По итогам встречи патриарх и папа торжественно подписали совместную декларацию, состоящую из 30 пунктов .

Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви

В 1990-х 2000-х годах церковный скандал, связанный с выявлением целого ряда случаев сексуального насилия над детьми (мальчиками и девочками в возрасте от 3 до 11—14 лет ) в среде священников , монахинь и членов религиозных орденов Католической церкви. Скандал вокруг домогательств разразился в католических епархиях США после того, как стало известно о таких случаях в Бостонской митрополии . Стало известно, что архиепископ Бостона кардинал Бернард Фрэнсис Лоу знал о сексуальных домогательствах к детям со стороны священников своей митрополии, но ничего не предпринимал и даже покрывал преступников. Это привело к выплате семьям пострадавших огромных штрафов, а сам Лоу подал в отставку 13 декабря 2002 года . Эти события подхлестнули развитие скандала. В настоящий момент семьям пострадавших было в сумме выплачено около двух миллиардов долларов штрафа; папа Бенедикт XVI заявил, что он « глубоко пристыжен » произошедшим, извинился перед пострадавшими и сказал, что педофилы не могут быть полноправными священниками Католической церкви . С этого момента жертвы изнасилований из разных городов мира стали заявлять о себе. По разным оценкам, в случаях насилия над детьми замешаны от 0,2 % до 5 % католических священников .

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Подпись папы появляется в латинской версии

Источники

  1. Marshall, T. W. Notes of the Episcopal Polity of the Holy Catholic Church: With Some Account of the Development of the Modern Religious Systems / Thomas William M. Marshall. — L. : Levey, Rossen and Franklin, 1844. 558 pages, ISBN 1318688264 , 978-1318688265. (англ.)
  2. : [ 15 июля 2019 ] // Summary of Bulletin. (Дата обращения: 25 января 2017)
  3. . RomaSociale.com (27 марта 2021). Дата обращения: 22 августа 2021. 22 августа 2021 года.
  4. . Дата обращения: 28 ноября 2007. 6 сентября 2014 года.
  5. , p. v (preface)
  6. . — vatican.va . 18 апреля 2021 года.
  7. Кирилл Александрийский, свт. . Дата обращения: 19 января 2019. 19 января 2019 года.
  8. . — Libreria Editrice Vaticana, 2003. 6 февраля 2012 года.
  9. . Дата обращения: 19 мая 2013. 25 мая 2013 года.
  10. . Catholic News Service. Дата обращения: 17 марта 2012. 10 июля 2007 года.
  11. Woods, pp. 115-127
  12. Duffy, p. 133.
  13. . Дата обращения: 20 сентября 2015. 2 октября 2015 года.
  14. John Paul II, Pope . Vatican (1997). Дата обращения: 9 марта 2008. 25 мая 2013 года.
  15. . § 777—778 . Дата обращения: 19 мая 2013. 23 июля 2012 года.
  16. . § 1256 . Дата обращения: 18 мая 2013. 24 мая 2013 года.
  17. . Дата обращения: 19 мая 2013. 10 сентября 2014 года.
  18. . § 1021—1022, 1051 . Дата обращения: 18 мая 2013. 23 июля 2012 года.
  19. . § 1023—1029, 1042—1050 . Дата обращения: 18 мая 2013. 23 июля 2012 года.
  20. . § 1030—1032, 1054 . Дата обращения: 18 мая 2013. 23 июля 2012 года.
  21. Friedrich Meinecke. Neue Briefe und Dokumente. — Oldenbourg Verlag, 2012.
  22. Выражение часто приписывают Августину Блаженному .
  23. . Дата обращения: 19 мая 2013. 26 ноября 2019 года.
  24. . Дата обращения: 1 апреля 2016. 4 апреля 2016 года.
  25. Текст . от 14 апреля 2016 на Wayback Machine на русском языке
  26. . Дата обращения: 20 февраля 2016. 4 марта 2016 года.
  27. Коробов П., Пушкарская Е. // Коммерсантъ . — № 20 (6 февраля 2016) . — С. 1 . 6 февраля 2016 года.
  28. Алексей Букалов, Вера Щербакова. . // ТАСС (5 февраля 2016). Дата обращения: 6 февраля 2016. 7 февраля 2016 года.
  29. Сергей Старцев. . РИА Новости (6 февраля 2016). Дата обращения: 6 февраля 2016. 6 февраля 2016 года.
  30. . // РИА Новости (11 февраля 2016). Дата обращения: 12 февраля 2016. 12 февраля 2016 года.
  31. . // РИА Новости (5 февраля 2016). Дата обращения: 6 февраля 2016. 6 февраля 2016 года.
  32. Rosie Scammell. (англ.) . // Washington Post (5 февраля 2016). Дата обращения: 6 февраля 2016. 16 февраля 2016 года.
  33. . // РИА Новости (12 февраля 2016). Дата обращения: 13 февраля 2016. 15 февраля 2016 года.
  34. Don Lattin (1998-07-17). . // San Francisco Chronicle . из оригинала 11 декабря 2020 . Дата обращения: 16 июня 2015 . Attorney Jeff Anderson said the Howard brothers were repeatedly molested between 1978 and 1991, from age 3 to 13
    Reverend (англ.) later confessed to the abuse of many other children and the documentary Deliver Us from Evil was made about his story and the cover-up by Diocesan officials.
  35. . // USA Today . 2004-06-20.
  36. Scott Stephens (2011-05-27). . // ABC Religion and Ethics . из оригинала 6 сентября 2018 . Дата обращения: 23 июля 2012 .
  37. . от 22 июня 2012 на Wayback Machine // Irish Independent , 07.03.2012.
  38. . от 25 февраля 2010 на Wayback Machine // NEWSru.com , 22.02.2010.
  39. от 15 февраля 2017 на Wayback Machine // BBC , 20.03.2010.
  40. Jenkins P. Pedophiles and Priests: Anatomy of a Contemporary Crisis. — N. Y. : Oxford University Press , 2001. — 224 p. — ISBN 0-19-514597-6
  41. Riazat Butt, Anushka Asthana. . от 27 января 2013 на Wayback Machine // The Guardian , 18.09.2009.

Литература

Ссылки

  • — официальный сайт Ватикана
  • — Катехизис Католической церкви онлайн
  • — католические новости в России]
  • (англ.)
  • (англ.)
  • русская католическая информационная служба «Agnuz» (ранее сайт находился по адресу: agnuz . info )
  • — Святые и Блаженные Католической церкви
  • — новости Римско-Католической церкви в Республике Беларусь
Источник —

Same as Католическая церковь