Interested Article - Кинематограф Европы
- 2020-12-02
- 2
Европе́йское кино́ — собирательное название для европейских киношкол.
Европейское кино — старейшее в мире. По популярности даже в самой Европе оно уступает американскому , но по уважению со стороны кинокритиков, возможно, даже превосходит. Европейское кино принято считать академичным, хотя и в Европе снимаются коммерческие кассовые фильмы. В отличие от американского кино, европейское часто спонсируется государством.
За время существования европейского кино в нём возникали различные течения и направления: советский киноавангард , немецкий экспрессионизм , итальянский неореализм , французская новая волна , Догма 95 .
Европейский кинематограф 1910 -х — 1920 -х годов
Перед Первой мировой войной фактически в каждой европейской стране появились свои национальные киностудии. В малых странах их было по две-три, а в больших, таких как Франция и Германия , по нескольку десятков. Конечно, война нанесла значительный урон производству фильмов, но все же многие студии выжили и даже подняли художественный уровень европейского фильма до невиданного ранее уровня.
В европейском кино появляются принципиально новые направления:
- французский импрессионизм .
- немецкий экспрессионизм .
- дадаизм .
- сюрреализм .
Французское кино
Французский кинематограф со времени своего создания и до наших дней всегда относился к числу доминирующих европейских киношкол.
«Золотой век» французского кино
1930-е годы считаются «золотым веком» французского кинематографа. Невероятно вырос авторитет кино. Впервые французским кинематографистам удалось несколько потеснить голливудскую продукцию на европейском . Наиболее значимое направление в этот период — поэтический реализм .
Французская «новая волна»
«Новая волна» (Nouvelle vague), художественное движение, в корне преобразившее характер национального кинематографа Франции на рубеже 50—60-х годов. Само название вошло в обиход благодаря критику , комментировавшему на страницах журнала « » один из социологических опросов, касавшийся так называемой «молодежной проблемы».
Кратковременность этого радикального течения, затронувшего кинопрессу, прокат и телевидение (о её спаде стали писать уже в 1962 ), не отменяет принципиальной значимости этого явления как национального, так и международного масштаба. Зарождение «новой волны» принято связывать с именем крупнейшего французского критика и теоретика « » Андре Базена ( 1918 — 1958 ) и созданным его учениками и единомышленниками кинематографическим журналом « Кайе дю синема » (Cahier du cinema, основан в 1951 А. Базеном и Ж. Дониоль-Валькрозом . В работе журнала принимали участие молодые реформаторы, будущие кинорежиссёры «новой волны» Ж.-Л. Годар , Ф. Трюффо , К. Шаброль , Э. Ромер .
После молодёжного протеста в 1968 во Франции сотрудники журнала призывали политизировать кинокритику, которая смогла бы соперничать с собственно политической природой фильма; вышло в свет более 400 номеров журналов). Молодых сотрудников «Кайе…», энтузиастов французской синематеки, объединяло неприятие мертвящего духа и однообразия штампов коммерческого кино, не отражавшего действительного богатства окружающей реальности. Вдохновленные примером итальянского неореализма, эти молодые люди требовали от кинематографа большей заземлённости и социальной направленности, отказа от традиционных костюмных и салонных сюжетов, обращения к жизни простого человека. Их любимыми лозунгами стали: от Дзиги Вертова — «жизнь врасплох», и от Александра Астрюка — «субъективная камера» и «камера-перо». И когда чуть позднее прозвучал лозунг Андре Базена — «теоретики — в практики!» многие из них действительно пришли в кинематограф, породив явление, которое стали называть «новой волной», просуществовавшее около десяти лет, и оказавшее огромное влияние на весь мировой кинематографический процесс.
Немецкое кино
Немецкий кинематограф мало уступал французскому, а в технических разработках зачастую даже опережал.
Так было, во всяком случае, до прихода нацистов к власти, когда большая часть творческой интеллигенции уехала из Германии, и кинематографисты не были исключением. Но были и плюсы, к таким можно отнести мощную поддержку кинематографа правительством национал-социалистов: государство вкладывало значительные средства в развитие кинопромышленности, позволяя ей, в свою очередь, совершенствоваться в техническом плане. Было налажено производство первых цветных картин.
Шведское кино
Шведский кинематограф является одним из старейших в Европе (после Франции и Германии).
Несмотря на относительно небольшое количество выпускаемых фильмов, значение их для мирового кинематографа чрезвычайно велико. Шведское кино никогда не подражало ни одному кино в мире, а разрабатывало собственный путь, черпая идеи из национальной литературы.
Датское кино
Датский кинематограф в течение 1910 -х — 1930 -х гг., несмотря на скромное количество выпускаемых фильмов, держал очень высокий художественный уровень, особенно в изобразительном плане и монтаже.
За годы Второй мировой войны этот уровень был утрачен, известность получили только фильмы Карла Дрейера . Лишь в конце 1970-х гг. , с появлением группы молодых кинематографистов, позднее ставшими ядром проекта « Догма 95 », началось возрождение датского кино. (Одним из инициаторов проекта был режиссёр Ларс Фон Триер ).
Британское кино
Английское кино всегда стояло несколько особняком от остального европейского. В Великобритании к моменту распространения кинематографа существовала всемирно известная актёрская школа и значительные культурные традиции. Самым известным британским кинорежиссёром остаётся Альфред Хичкок , поставивший значительную часть своих фильмов за пределами Великобритании, в США .
Итальянское кино
Итальянский кинематограф начал развиваться в 1900-е — 1910-е годы. С приходом к власти фашистов , в кинематографе Италии была установлена жёсткая цензура, но, вместе с тем, создана инфраструктура, способствующая развитию кино и открыт первый в мире кинофестиваль (в Венеции ). Расцвет итальянского кино пришёлся на 1950-е — 1970-е . К этому времени относится появление кинематографического неореализма , центром которого стала Италия. Широкую известность получил также жанр спагетти-вестерна . Начиная с 1980-х , итальянское кино переживает кризис. Художественное развитие итальянского кино началось в 1912 г., когда Жассе ещё весьма пессимистически относился к итальянцам. Амброзио снимал «Камо грядеши?», Гуаццони ставил «Освобождённый Иерусалим», Паскуали руководил постановкой «Спартака», Джузеппе ле Лигуоро — съёмками «Одиссеи» и «Ада».
Российское кино
Советское кино
Самые известные европейские киношколы
- Кино Великобритании
- Кино Германии
- Кино Дании
- Кино Италии
- Кино Польши
- Кино СССР
- Кино Франции
- Кино Югославии
Режиссёры
- Педро Альмодовар ( Испания )
- Тео Ангелопулос ( Греция )
- Микеланджело Антониони ( Италия )
- Билле Аугуст ( Дания )
- Евгений Бауэр ( Россия )
- Ингмар Бергман ( Швеция )
- Бернардо Бертолуччи ( Италия )
- Сергей Бондарчук ( СССР )
- Луис Бунюэль ( Испания )
- Анджей Вайда ( Польша )
- Вим Вендерс ( Германия )
- Роберт Вине ( Германия )
- Лукино Висконти ( Италия )
- Жан-Люк Годар ( Франция )
- Питер Гринэуэй ( Великобритания )
- Андре Дельво ( Бельгия )
- Пуриша Джорджевич ( Югославия )
- Александр Довженко (СССР)
- Аки Каурисмяки ( Финляндия )
- Кшиштоф Кесьлёвский ( Польша )
- Григорий Козинцев ( СССР )
- Стэнли Кубрик ( Великобритания )
- Эмир Кустурица ( Югославия )
- Фриц Ланг ( Германия )
- Клод Лелуш ( Франция )
- Серджо Леоне ( Италия )
- Дэвид Лин ( Великобритания )
- Душан Макавеев ( Югославия )
- Роман Полански ( Польша / Франция )
- Юлиуш Махульский ( Польша )
- Иржи Менцель ( Чехословакия )
- Никита Михалков ( Россия )
- Кира Муратова (Украина)
- Фридрих Вильгельм Мурнау ( Германия )
- Аста Нильсен ( Дания )
- ( Дания )
- Пьер Паоло Пазолини ( Италия )
- Игорь Подольчак (Украина)
- Яков Протазанов ( Россия )
- Михаил Ромм ( СССР )
- Роберто Росселлини ( Италия )
- Иштван Сабо ( Венгрия )
- Александр Сокуров ( Россия )
- Андрей Тарковский ( СССР )
- Франсуа Трюффо ( Франция )
- Франсуа Озон ( Франция )
- Том Тыквер ( Германия )
- Федерико Феллини ( Италия )
- Ларс Фон Триер ( Дания )
- Милош Форман ( Чехословакия )
- Райнер Фассбиндер ( Германия )
- Альфред Хичкок ( Великобритания )
- Лариса Шепитько (СССР)
- Сергей Эйзенштейн ( СССР )
- Миклош Янчо ( Венгрия )
Актёры
- Жан-Поль Бельмондо ( Франция )
- Дерк Богард ( Великобритания )
- Моника Витти ( Италия )
- Марина Влади ( Франция )
- Джан Мария Волонте ( Италия )
- Жан Габен ( Франция )
- Ален Делон ( Франция )
- Катрин Денёв ( Франция )
- Жерар Депардьё ( Франция )
- Марлен Дитрих ( Германия )
- Евгений Евстигнеев ( СССР )
- Анни Жирардо ( Франция )
- Клаудиа Кардинале ( Италия )
- Чарльз Лоутон ( Великобритания )
- Евгений Леонов ( СССР )
- Макс Линдер ( Франция )
- Джина Лоллобриджида ( Италия )
- Софи Лорен ( Италия )
- Джульетта Мазина ( Италия )
- Анна Маньяни ( Италия )
- Жан Маре ( Франция )
- Марчелло Мастроянни ( Италия )
- Лайза Миннелли ( Италия )
- Андрей Миронов ( СССР )
- Ив Монтан ( Франция )
- Юрий Никулин ( СССР )
- Аста Нильсен ( Дания )
- Филипп Нуаре ( Франция )
- Лоренс Оливье ( Великобритания )
- Любовь Орлова ( СССР )
- Марика Рёкк ( Германия )
- Мишель Симон ( Франция )
- Иннокентий Смокунтовский ( СССР )
- Макс Фон Сюдов ( Швеция )
- Уго Тоньяцци ( Италия )
- Лолита Торрес ( Испания )
- Тото ( Франция )
- Жан-Луи Трентиньян ( Франция )
- Беата Тышкевич ( Польша )
- Фернандель ( Франция )
- Жерар Филип ( Франция )
- Луи де Фюнес ( Франция )
- Вера Холодная ( Россия )
- Збигнев Цыбульский ( Польша )
Фильмы
- 8 1/2 ( Италия )
- Андалузский пёс ( Франция )
- Андерграунд ( Югославия )
- Андрей Рублёв ( СССР )
- Аталанта ( Франция )
- Баллада о солдате ( СССР )
- Броненосец «Потёмкин» ( СССР )
- Вампир от Ферата ( Чехословакия )
- Виридиана ( Испания )
- Возвращение ( Россия )
- Возраст Христа (Kristove roky) ( Чехословакия )
- Всё о моей матери ( Испания )
- В прошлом году в Мариенбаде ( Франция )
- Голубой ангел ( Германия )
- Девушка со спичечной фабрики ( Финляндия )
- Дневная красавица ( Франция )
- Дорога ( Италия )
- Европа ( Дания )
- Жестяной барабан ( ФРГ )
- Жюль и Джим ( Франция )
- Завтра встану и ошпарюсь чаем ( Чехословакия )
- Замужество Марии Браун ( ФРГ )
- Земляничная поляна ( Швеция )
- Зеркало ( СССР )
- Кабинет доктора Калигари ( Германия )
- ( Греция )
- Леди Гамильтон ( Великобритания )
- Летят журавли ( СССР )
- Метрополис ( Германия )
- Мужчина и женщина ( Франция )
- На последнем дыхании ( Франция )
- Небо над Берлином ( ФРГ )
- Нибелунги ( Германия )
- Обыкновенный фашизм ( СССР )
- Орфей ( Франция )
- Пелле-завоеватель ( Дания )
- Пепел и алмаз ( Польша )
- Персона ( Швеция )
- Поезда под пристальным наблюдением ( Чехословакия )
- Последнее танго в Париже ( Италия )
- Похитители велосипедов ( Италия )
- Правила игры ( Франция )
- Приключение ( Италия )
- Путёвка в жизнь ( СССР )
- Рокко и его братья ( Италия )
- Секс-миссия ( Польша )
- Сладкая жизнь ( Италия )
- Слово ( Дания )
- Слуга ( Великобритания )
- Смерть в Венеции ( Италия )
- Страсти Жанны д’Арк ( Франция )
- Третий человек ( Великобритания )
- Три цвета ( Франция )
- Фанфан-Тюльпан ( Франция )
- Фотоувеличение ( Великобритания )
- Хиросима, любовь моя ( Франция )
- Человек из мрамора ( Польша )
- Человек с киноаппаратом ( СССР )
- Четыреста ударов ( Франция )
- Шербурские зонтики ( Франция )
- Ящик Пандоры ( Германия )
- Я убил Эйнштейна, господа ( Чехословакия )
Европейские кинофестивали
- Каннский кинофестиваль
- Венецианский кинофестиваль
- Берлинский кинофестиваль
- Кинофестиваль в Сан-Себастьяне
- Московский кинофестиваль
См. также
Примечания
Литература
- Ю. А. Кравцов, Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие, СПБ, 2006 г.
- 2020-12-02
- 2