Interested Article - Григорович, Юрий Николаевич

Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927 , Ленинград , СССР ) — советский и российский хореограф , балетмейстер , артист балета , педагог , публицист .

В 1947—1957 годах — солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова , в 1961—1964 годах — балетмейстер этого театра. Главный балетмейстер Большого театра в 1964—1995 годах, с 2008 года — его штатный хореограф. Герой Социалистического Труда (1986), народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии РФ (2017) и двух премий Правительства РФ (2002, 2011). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2017), орденов «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней и двух орденов Ленина (1976, 1986).

Один из самых выдающихся хореографов XX века . Автор восьми оригинальных балетов, созданных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе , а также редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра.

Биография

Родился в Ленинграде . В 1927 году по инициативе матери и артиста Александра Орлова был отдан в Ленинградское хореографическое училище . С началом войны училище эвакуировали в Кострому , затем в Молотов (в 1942 году на сцене Молотовского театра оперы и балета участвовал в премьерной постановке балета Арама Хачатуряна «Гаянэ»). В Ленинград вернулся в июне 1944 года . В 1946 году окончил училище по классу педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева и был принят в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова , где выдвинулся как гротесковый танцовщик в партиях Половчанина («Князь Игорь»), Нурали («Бахчисарайский фонтан»), Шурале («Шурале») , был первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946).

Одновременно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького . Его первыми балетами были « » Д. Л. Клебанова , «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова (1948) , « Славянские танцы » на музыку А. Дворжака (1947). В Театре оперы и балета имени С. М. Кирова сначала ставил танцы в операх, в 1957 году ему доверили сделать полномасштабную работу. Балет С. Прокофьева « Каменный цветок » декларировал симбиоз советского драмбалета и до того отвергавшегося балетного симфонизма, тем самым, став поворотным пунктом в развитии хореографического искусства СССР второй половины XX века. С этого спектакля также началось многолетнее творческое сотрудничество балетмейстера с Симоном Вирсаладзе — художником-постановщиком, ответственным за многие художественные и концептуальные решения в постановках Григоровича и позднее, вместе с ним, изменившим эстетику балета Большого театра. В 1961 году в содружестве с Вирсаладзе поставил балет Арифа Меликова « Легенда о любви », ставшим выдающимся событием балетного искусства .

В 1962—1964 годах был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. В 1964 году стал главным балетмейстером московского Большого театра (с 1988 года — художественный руководитель балетной труппы), занимал этот пост вплоть до 1995 года .

В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского .

Стиль управления Григоровичем балетной труппой Большого театра определяли как авторитарный, его самого нередко называли диктатором. В 1970-е — 1980-е годы главному балетмейстеру пытались противостоять Владимир Васильев и Майя Плисецкая , которые хотели ставить в театре свои спектакли и видели себя в другом репертуаре. Также Григоровича обвиняли в сломе карьеры и преждевременной смерти танцовщика Мариса Лиепы [ источник не указан 201 день ] .

В 1991—1994 годах параллельно руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича» . В 1993—1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского театра оперы и балета .

В 1995 году после серии скандалов и противостояний покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами, осуществляя постановку своих спектаклей. В 1996 году начал сотрудничество с Краснодарским театром балета , поставив сюиту из балета Д. Шостаковича « Золотой век ». В 1997 году взял на себя художественное руководство [ уточнить ] этим новым коллективом; после премьеры своей версии «Лебединого озера» в том же году заявил о своём намерении перенести на краснодарскую сцену все свои работы. Постановки в Краснодаре Григорович осуществляет совместно с дирижёром Александром Лавренюком .

В феврале 2001 года балетмейстер вновь начал сотрудничать с Большим театром, с марта 2008 года стал штатным хореографом балетной труппы .

Профессиональная и общественная деятельность

  • 1974—1988 — профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории .
  • 1975—1985 — президент Комитета танца Международного института театра, затем его почётный президент
  • с 1988 — заведующий кафедрой хореографии Московской академии хореографии
  • с 1989 — президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии
  • с 1990 — президент фонда «Русский балет»
  • с 1992 — президент программы Benois de la Danse , председатель жюри премии
  • с 1997 — действительный член Академии гуманитарных наук (академик)
  • с 2004 — почётный член Российской академии художеств
  • c 2013—2015 член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации

Является членом Венского музыкального общества и Украинской Академии танца .

Неоднократно возглавлял жюри балетных конкурсов в Варне (Болгария), Финляндии, США, Швейцарии, Японии. Бессменный руководитель жюри:

Участник постановочной группы церемоний открытия и закрытия Летних Олимпийских игр 1980 в Москве .

Семья

  • отец — Николай Евгеньевич Григорович, служащий ;
  • мать — Клавдия Альфредовна Григорович (в девичестве — Розай), сестра балетного танцовщика Георгия Альфредовича Розая (1887—1917) ;

Мы решили обратиться к балетам Михаила Фокина не только в связи с юбилеем « Русских сезонов » (хотя это и само по себе достаточно весомый повод), но прежде всего потому, что эти спектакли — важнейшая часть нашего культурного наследия. Для меня эти балеты — часть моей личной и театральной биографии. Мой дядя, танцовщик Мариинского театра Георгий Розай, танцевал сольную партию в « Половецких плясках » Фокина — ту самую, которую впоследствии танцевал и я .

Ю. Григорович (цит. по: )
  • дед по матери — Торквато Альфредо Фортунато Розай (родился в 1857 году во Флоренции), смотритель конных заводов, приехал в Россию по приглашению ;
  • супруга — Наталия Игоревна Бессмертнова (1941—2008), советская балерина, педагог-репетитор.

Репертуар

Ленинградский театр оперы и балета

Постановки

Ленинградский театр оперы и балета — Мариинский театр

Новосибирский театр оперы и балета

Большой театр

Оригинальные балеты
Редакции классических балетов
Танцы в операх

Краснодарский театр балета

  • 1996 — сюита из балета Д. Шостаковича «Золотой век»
  • 1997 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1997 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1997 — «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1998 — «Раймонда» А. Глазунова
  • 1999 — «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 2000 — «Спартак» А. Хачатуряна
  • 2000 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
  • 2002 — «Золотой век» Д. Шостаковича
  • 2002 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
  • 2003 — «Баядерка» Л. Минкуса
  • 2004 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 2005 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
  • 2006 — «Легенда о любви» А. Меликова
  • 2006 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
  • 2007 — «Жизель» А. Адана
  • 2008 — «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 2013 — «Коппелия» Л. Делиба , новая хореографическая редакция

В других театрах

В хронологическом порядке:

Фильмография

  • 1970 — Балетмейстер Юрий Григорович ( документальный; режиссёр Ю. Альдохин ) камео
  • 1976 — Грозный век ( сценарист и режиссёр совместно с В. Дербенёвым )
  • 1978 — Жизнь в танце ( документальный ) камео
  • 1979 — Размышления о Мравинском ( документальный ) камео
  • 1987 — Балет от первого лица ( документальный; режиссёр Ю. Альдохин ) камео
  • 1987 — Балетмейстер Юрий Григорович ( документальный; режиссёр Ю. Альдохин ) камео
  • 1991 — Откровения балетмейстера Фёдора Лопухова ( документальный ) камео
  • 2009 — Симон Вирсаладзе. Музыка цвета ( документальный; режиссёр Н. Тихонов ) камео

Библиография

  • в соавт. Ванслов В. Большой балет. — М. : Планета, 1981. — 272 с. — 20 000 экз.
  • Об авторе этой книги // Ю. И. Слонимский. Семь балетных историй. — Л. , 1967. — С. 256. — 10 000 экз.
  • Дебют балерины // Правда . — 1968. —1 февраля.
  • Фёдор Лопухов // Театр . — 1968. — № 7.
  • Служение балету // Советская культура : газета. — М. , 1972. — № 16 декабря .
  • Новые горизонты балетоведения // Театр . — 1973. — № 7.
  • Владимир Васильев // Советский артист . — 1973. — 12 октября.
  • Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета. — Л. : Музыка, 1974. — С. 7—15. — 293 с. — 8675 экз.
  • Наследовать и развивать // Советская культура . — 1976. — 26 мая.
  • Театр Вирсаладзе // Советский балет . — 1982. — № 4.
  • Мир яркий и праздничный // Искусство . — 1984. — 31 января.
  • Слово к читателям // Николай Зубковский. Антология. — СПб. : Андреев и сыновья, 1993. — 192 с. — 10 000 экз. ISBN 5-87452-034-1 .

Признание

Государственные награды СССР и Российской Федерации:

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, 29 декабря 2011 года
Награждение орденом святого апостола Андрея Первозванного , 24 мая 2017 года
Почётные звания и премии
Ордена и медали

Другие награды, премии, поощрения и общественное признание:

Награды других государств
Прочие награды

Деятели российского балета о Ю. Н. Григоровиче

Когда в 1944 г. я переезжала из родного Ленинграда в Москву, будущий балетмейстер Юрий Григорович ещё не окончил хореографическое училище… Спустя время ленинградцы — Театр имени Кирова — приехали на гастроли в Москву, и я увидела его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича. Долго ходила я под впечатлением «Легенды», жалела, что уже не танцую.. . Галина Уланова [ источник не указан 201 день ]

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», мне нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить, не допуская никакой отсебятины. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами. Майя Плисецкая [ источник не указан 201 день ]

Записи спектаклей

См. также

  • 2017 — «Григорович. Юрий Грозный» (« Первый канал »)
  • 2017 — «Юрий Григорович. Великий деспот» (« ТВ Центр »)
  • 2022 — «Юрий Григорович. Архитектор золотой эпохи русского балета» (« Мир »)

Примечания

  1. . ClassicalMusicNews.Ru (2 января 2017). Дата обращения: 15 января 2022. 15 января 2022 года.
  2. Золотов Андрей. . РИА Новости (2 января 2012). Дата обращения: 14 сентября 2023.
  3. . ТАСС . Дата обращения: 14 сентября 2023.
  4. , стб. 973.
  5. , стб. 156.
  6. . Государственный академический Большой театр России (2011). Дата обращения: 2 августа 2016. Архивировано из 9 августа 2016 года.
  7. . Государственный академический Большой театр России (2013). Дата обращения: 14 сентября 2023.
  8. Иванова Елена. // Российская газета — Кубань — Кавказ. — 2008. — 4 марта ( № 4603 ). — ISSN . 2 апреля 2015 года.
  9. Замостьянов Арсений. . Информационный портал газеты Известия, Ren TV, 5 канала (19 июля 2020). Дата обращения: 14 сентября 2023.
  10. Седов Я. // Российская газета. — 2009. — № 5029 (205) от 29 октября . 30 апреля 2023 года.
  11. // ИТАР-ТАСС, 22 сентября 2011 года
  12. . Дата обращения: 3 августа 2019. 16 июня 2018 года.
  13. Дата обращения: 3 августа 2019. 3 августа 2019 года.
  14. .
  15. Дата обращения: 25 мая 2018. 26 мая 2018 года.
  16. . Дата обращения: 3 августа 2019. 10 июня 2017 года.
  17. . Дата обращения: 25 мая 2018. 26 мая 2018 года.
  18. . Дата обращения: 25 мая 2018. 30 января 2018 года.
  19. . Дата обращения: 3 августа 2019. 3 августа 2017 года.
  20. Дата обращения: 3 августа 2019. 3 августа 2019 года.
  21. Дата обращения: 3 августа 2019. 3 августа 2019 года.
  22. . Дата обращения: 27 января 2017. 29 января 2017 года.
  23. (укр.) . Дата обращения: 3 августа 2019. Архивировано из 3 августа 2019 года.
  24. (белор.) . Дата обращения: 22 июня 2022. 20 января 2022 года.
  25. (арм.) . Дата обращения: 3 августа 2019. 3 августа 2019 года.
  26. . Россотрудничество (7 сентября 2013). Дата обращения: 2 августа 2016. Архивировано из 22 августа 2016 года.
  27. . Дата обращения: 5 августа 2022. 5 августа 2022 года.
  28. . Фестиваль «Золотая маска» (2003). Дата обращения: 6 августа 2023. 7 июня 2023 года.
  29. от 15 января 2019 на Wayback Machine // портал ЮГА
  30. . Премия имени Георгия Александровича Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» . Золотой софит (2005). Дата обращения: 13 декабря 2023.
  31. . Российская Премия Людвига Нобеля . Дата обращения: 20 октября 2016. Архивировано из 31 марта 2017 года.
  32. . Официальный сайт Анны Казючиц (15 мая 2006). Дата обращения: 13 декабря 2023.
  33. . Номинация: «Триумф» . Национальная программа «Россиянин года» (2007). Дата обращения: 11 декабря 2023. Архивировано 1 мая 2013 года.
  34. // Московский комсомолец : газета. — 2008. — 10 декабря. — ISSN .
  35. . Дата обращения: 23 декабря 2013. 4 марта 2016 года.
  36. . Театральный фестиваль «Сезон Станиславского» . Дата обращения: 14 апреля 2017. Архивировано из 20 апреля 2017 года.
  37. . Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  38. . Министерство культуры Российской Федерации (11 декабря 2011). Дата обращения: 9 августа 2023.
  39. . Дата обращения: 16 января 2017. 17 января 2017 года.
  40. . Первый канал (1 марта 2017). Дата обращения: 4 января 2022. 4 января 2022 года.
  41. . Первый канал (2017). Дата обращения: 4 января 2022. 4 января 2022 года.
  42. . ТВ Центр (2017). Дата обращения: 4 января 2022. 4 января 2022 года.
  43. . МТРК «Мир» (2 января 2022). Дата обращения: 4 января 2022. 4 января 2022 года.

Литература

  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — М. : Искусство , 1968. — 224 с. — 10 000 экз.
  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — 2-е. — М. : Искусство, 1971. — 304 с. — 10 000 экз.
  • Ванслов В. Хореограф Юрий Григорович. — М. : Театралис, 2009. — 248 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-902492-13-9 .
  • Григорович / В. М. Красовская // Гоголь — Дебит. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 7).
  • Григорович Юрий Николаевич // Русский балет // Энциклопедия / редкол.: Е. П. Белова и др.; предисл. В. М. Красовской и др.. — М. : Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 631 с. — ISBN 5-85270-099-1 .
  • Демидов А. Воспевая человека творческого порыва // Советская культура . — М. , 1974. — № 18 июня .
  • Демидов А. Юрий Николаевич Григорович // Книга-сборник «Мастера Большого театра». — М. : Советский композитор, 1976. — С. 646—659. — 696 с. — 15 000 экз.
  • Демидов А. Герои и героини. Ю. Григорович. Эскизы портрета // Театр. — М. , 1977. — № 1 .
  • Демидов А. Поэтика театра Григоровича // Советский балет. — М. , 1984. — № 3 .
  • Демидов А. Поэтика театра Григоровича // Культура и жизнь. — М. , 1987. — № 7 .
  • Демидов А. Юрий Григорович. — М. : Планета, 1987. — 272 с. — 25 000 экз.
  • Демидов А. Золотой век Юрия Григоровича. — М. : Алгоритм, Эксмо , 2007. — 432 с. — 3000 экз. ISBN 5-699-19631-5 .
  • Демидов А. . — М. : Алгоритм, Эксмо, 2011. — 400 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-699-53702-0 .
  • Карп П. Легенда о любви // Театр : журнал. — 1961. — Сентябрь ( № 9 ). — С. 101—105 .
  • Карп П. Новые балеты Григоровича // Звезда . — Л. , 1969. — № 9 .
  • Колесников А. Юрий Григорович. — М. : Театралис, 2007. — 368 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-902492-05-4 .
  • Львов-Анохин Б. Григорович // Мастера большого балета. — М. : Искусство, 1976. — С. 5—54. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Смирнов Ю. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления. — М. : Фолиант, 2005. — 400 с. — 1000 экз. ISBN 5-94210-025-X .
  • Суриц Е. На языке танца // Театр : журнал. — 1957. — Декабрь ( № 12 ). — С. 68—72 .
  • Чистякова В. В. Григоро́вич, Юрий Николаевич // Театральная энциклопедия . — М. : Советская энциклопедия, 1963. — Т. 2: Гловацкий — Кетуракис. — 1216 с. — (Энциклопедии. Словари. Справочники). — 43 000 экз.

Ссылки

  • . Сайт « Герои страны ».
  • — на сайте Большого театра
  • — на портале Культура России
  • . ТАСС . Дата обращения: 29 декабря 2023. 30 августа 2023 года.
Источник —

Same as Григорович, Юрий Николаевич