Interested Article - Герзмава, Хибла Леварсовна

Хи́бла Лева́рсовна Герзма́ва ( абх. Хьыбла Леуарса-иҧҳа Гьырзмаа ; род. 6 января 1970 , Пицунда ) — российская оперная певица абхазского происхождения, сопрано . Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с 1995 года .

Народная артистка России (2012). Народная артистка Абхазии ( 2006 ). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2021).

Мировую известность Герзмаве принесли выступления в Мариинском театре , Лондонской Королевской опере « Ковент-Гарден », Метрополитен-опера , Венской государственной опере , Римской опере , парижской Гранд Опера и других крупнейших сценических площадках .

Биография

Хибла Герзмава родилась 6 января 1970 года в абхазском курортном городе Пицунде в семье переводчика с немецкого языка — гида «Интуриста» — и старшего администратора пансионата «Пицунда». По-абхазски имя Хибла означает «златоглазая» , фамилия Герзмава означает «волк», «волчица» . Отец привёз трёхлетней Хибле из Германии пианино. С детства пела и играла на рояле. Девочка выросла возле Пицундского православного собора , где звучала органная музыка . Свою артистическую стихию впервые почувствовала в юности, когда в пицундском Курортном зале выступал абхазский ансамбль песни и танца « », сильное впечатление на Герзмаву произвели также выступления скрипачки Лианы Исакадзе .

Рано, в 16 и 18 лет, осталась без родителей , что оказало влияние на мировоззрение и выбор певческой профессии . Училась в музыкальной школе в Гагре . Окончила Сухумское музыкальное училище по классу фортепиано , мечтала стать органисткой . Её преподавателями в Сухуми были Карлен Яврян и Жозефина Бумбуриди .

В 1989 году поступила и в 1994 году окончила Московскую консерваторию (вокальный факультет, педагоги — профессор И. И. Масленникова , профессор Е. М. Арефьева), в 1996 году — ассистентуру-стажировку при Московской консерватории у Ирины Масленниковой. Три года факультативно занималась также в классе органа. Впервые обратила на себя внимание за рубежом в 1993 году на конкурсе «Вердиевские голоса» в Буссето , где получила третью премию. Через год на конкурсах им. Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и Виньяса в Испании заняла второе место. Крупный успех в студенческие годы пришёл к певице на Х Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве в 1994 году, где Герзмава, исполнив в финале арии Розины и Снегурочки, завоевала Гран-при .

С 1995 года — солистка Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко .

После рождения сына в 1999 году голос Герзмавы стал ещё мягче и лиричнее, звучание его — менее уплощённым, исчезла мельчайшая тремоляция , порой мешавшая певице. Голос Герзмавы, которая в своём творчестве отдавала дань романтизму , окончательно сформировался как лирико-колоратурное сопрано, с возрастающим акцентом на «лирику» .

В 2001 году организовала в Абхазии ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…». Ведущим фестиваля много лет являлся музыковед Святослав Бэлза . В 2014 году фестиваль переехал в Москву . В 2019 году фестиваль прошел в Сухуме, впервые на стадионе «Динамо». Концерт посетил президент республики Рауль Хаджимба .

В 2008 году Герзмава получила приглашение в Большой театр , однако отказалась из-за частых гастролей по всему миру .

23 февраля 2014 года приняла участие в Церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи : исполнила Олимпийский вальс, двигаясь по воздушному океану в корабле «Вестник весны» .

Неоднократно выступала на концертах перед официальными делегациями и гостями в Кремле по личному приглашению Владимира Путина .

20 января 2015 года в Нью-йоркском театре « Метрополитен-опера » состоялись презентация компакт-дисков «Вокальные циклы и романсы русских композиторов» и «Хибла Герзмава, сопрано», а также виниловой пластинки с записями певицы. Затем Герзмава устроила автограф-сессию. Подобное мероприятие в честь российского артиста в «Метрополитен-опера» прошло впервые. Зиму 2015 года Герзмава провела в США, в январе и феврале она пела в «Метрополитен-опера» партию Антонии в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана» .

C 22 февраля 2015 года по 24 мая 2015 года была членом жюри третьего сезона шоу « Один в один! » на канале Россия-1 , в 2021 году — членом жюри пятого сезона « Точь-в-точь » на Первом канале .

В 2016 году дала серию благотворительных концертов в Германии , посвящённую жертвам террористических актов .

С сентября 2021 года занимает пост президента национальной оперной премии «Онегин» .

Творчество

Исполняет ведущие партии в постановках Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . Среди них:

За время своей карьеры Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге , Театра Коммунале во Флоренции , Метрополитен Опера в Нью-Йорке, « Ковент-Гарден » в Лондоне , Венской государственной оперы, в Барселоне , Софийской Национальной оперы в Болгарии, Театра Елисейских полей в Париже, в Валенсии и других площадках. Участвовала в гастролях Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Южной Корее и США . Выступала на Людвигсбургском фестивале в Германии . Гастролировала с концертными программами в Швеции, Франции, Голландии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Испании, Греции, США, Японии, Турции .

В 2008 году Герзмава приняла участие в IV ежегодном международном музыкальном фестивале « Crescendo » . В 2008 г. она исполнила партию Татьяны в опере П. Чайковского « Евгений Онегин » на сцене Королевского оперного театра Лондона « Ковент-Гарден » (Royal Opera House), а в 2009 году там же спела партию Мими в постановке « Богемы » Дж. Пуччини. В 2010 году Хибла дебютировала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке , исполнив там сложную партию Антонии в опере Жака Оффенбаха « Сказки Гофмана ». Это единственный в мировом репертуаре спектакль, где сопрано может петь четырьмя разными голосами в рамках одной оперы. В настоящее время только две певицы в мире поют все четыре партии: помимо Герзмавы ещё Диана Дамрау .

Осенью 2011 года исполнила партию Мими в « Богеме » Пуччини, которую Герзмава пела и летом 2011 года в Римской опере. В феврале 2011 года состоялся её дебют в партии Лю в опере Дж. Пуччини «Турандот» на сцене токийского NHK Hall (дирижёр Валерий Гергиев ).

В 2012 году певица вышла на сцену Ковент Гардена с новой партией: Донна Анна в « Дон Жуане » Моцарта. Осенью вернулась в Метрополитен-опера , чтобы исполнить партию Лю в опере « Турандот » Пуччини, с которой дебютировала на гастролях Мариинского театра в токийском NHK-холле в 2011 году, и впервые вышла на сцену Венской государственной оперы в «Милосердии Тита» Моцарта. Весьма сложную партию Вителии в этом произведении Моцарта с присущими ей речитативами, продолжительными ариями, большим вокальным диапазоном Герзмава исполнила также в «Гранд-опера» во Франции .

В 2013 году Герзмава вышла на сцену Королевского оперного театра Ковент Гарден в роли Амелии Гримальди из оперы Дж. Верди « Симон Бокканегра ». Партнёрами были Томас Хэмпсон и Ферруччо Фурланетто , спектакль шёл под управлением главного дирижёра театра Антонио Паппано . В апреле 2013-го в Большом зале Московской консерватории в сольном концерте Герзмава исполнила романсы П. И. Чайковского в сопровождении оркестра под управлением Юрия Симонова .

В 2016 дебютировала в Большом театре в партии Елизаветы Валуа в опере «Дон Карлос» Джузеппе Верди.

Певица много лет работала с режиссёром Александром Тителем . Сотрудничает с Владимиром Спиваковым , Национальным филармоническим оркестром России и «Виртуозами Москвы», Денисом Мацуевым , Николаем Луганским , А. Рудиным и оркестром Musica Viva, В. Гергиевым, В. Федосеевым, А. Лазаревым, М. Плетнёвым, В. Синайским, Ю. Башметом, Л. Маазелем. [ источник не указан 1513 дней ]

Записала ряд компакт-дисков: Ave Maria, «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмава». Для японской компании Герзмава записала несколько русских программ, циклы романсов Н.Мясковского, М.Ипполитова-Иванова. Все записи камерной музыки сделаны вместе с давним аккомпаниатором Герзмавы, пианисткой Екатериной Ганелиной . 14 октября 2013 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки записала (при участии баритона Арсена Согомоняна) концерт из произведений Моцарта, Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Рихарда Штрауса совместно с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова .

Герзмава участвует не только в классических, но и в современных спектаклях, однако только в тех, «где есть вкус, и на сцене не переходят грань театральной условности» . Абхазские песни за рубежом исполняет в концертах на бис. Наиболее взыскательная, компетентная в опере публика, по оценкам Герзмавы, собирается на её спектаклях в Москве и Нью-Йорке .

Критика

Сергей Коробков в Петербургском театральном журнале (№ 2 — 2013) отмечал, что колоратура Герзмавы — «своего рода театральное переживание, поэтическая рифма, эмоциональный „край“ драматургического развития образа», а её belcanto , завораживающее оттенками и штрихами, сегодня делает певицу востребованной во всём мире. Анастасия Архипова (OperaNews.Ru) обращает внимание на лиризм, молитвенную тональность и чарующую соловьиную трепетность колоратуры Герзмавы, стремящейся раздвинуть нижние пределы собственного голоса, насытить его драматической краской. Пётр Поспелов в Ведомостях отмечает подкупающую искренность, чувство и вокальный блеск Хиблы в опере Оффенбаха « Сказки Гофмана ». Журнал « Vogue » называет Герзмаву оперной певицей нового типа, «когда важен не только голос, но и шоу, блеск бриллиантов, изящество движения по сцене, актёрская игра» . Директор музыкального департамента Метрополитен-опера Крэг Рутенберг отмечает ум и театральность Герзмавы и её необыкновенный голос, обволакивающий слушателя « как синий бархат » .

Стала участницей инцидента 16 декабря 2016 года, когда перед матчем второго тура Кубка Первого канала по хоккею между сборными России и Чехии забыла слова гимна России , совершила несколько ошибок и просила исполнить гимн сначала, однако организаторы не дали этой возможности артистке . На следующий день Федерация хоккея России и её президент Владислав Третьяк принесли Герзмаве извинения за технические неполадки, случившиеся во время исполнения гимна РФ и последующие «несправедливые оценки в прессе». По словам Третьяка, произошёл технический сбой: музыка гимна была запущена с опозданием, затем имели место проблемы с микрофоном .

Джаз

Джаз является давней и постоянной страстью Герзмавы, она тяготеет к экспериментам в стиле кроссовер — синтезу разных музыкальных жанров и стилей, сочетанию классики и джаза. Крупными событиями стали концерты Герзмавы с джазовым трио пианиста Даниила Крамера «Опера. Джаз. Блюз». Программа обновляется каждые полгода, концерты состоялись в Москве, Сочи, других городах России, Вене, Лондоне, Эдинбурге . Одним из любимейших партнёров Герзмавы в мире джаза был Георгий Гаранян . Вместе с басистом Андреем Ивановым и ударником Дмитрием Севостьяновым Герзмава проводит ежегодный джазовый фестиваль в Пицунде, в его рамках традиционно проходит концерт «Новые абхазские имена». В джазовой обработке Якова Окуня Хибла исполняла абхазскую народную «Песню о скале» .

Имидж

Герзмава имеет репутацию одной из самых стильных и элегантных женщин на российской оперной сцене. Часто певица сама подбирает себе костюмы для выступлений, считая, что артистка должна появиться перед зрителями в самом дорогом, изысканном наряде . Концертные платья Герзмава предпочитает с немного завышенной талией . В студенческие годы, готовясь к профессиональной карьере, по собственному признанию, похудела на 25 кг . С Герзмавой постоянно работает команда стилистов , которые занимаются костюмом, причёской и макияжем .

Семья

Сын — Александр Гурджуа (род. в марте 1999), пел в детском хоре Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко .

Младший брат Лоренцо, от него двое племянников. Брат окончил МГИМО и Сорбоннский университет , женился на французской пианистке, играет на рояле джаз. Живёт в Париже и Абхазии.

Родовое имение Герзмавы находится в селе Дурипш Гудаутского района Абхазии, где похоронены её родители и где в большом доме летом собирается её многочисленная семья .

Друзья

Много лет Герзмава дружила с писателем Фазилем Искандером , любимый её роман — « Сандро из Чегема » . Дружит с коллегами по сцене (например, с Владимиром Спиваковым ), дружила с ушедшими из жизни Зурабом Соткилавой , Еленой Образцовой , Галиной Вишневской , Святославом Бэлзой . Техническим организатором и спонсором фестиваля в Пицунде был друг и земляк певицы, гендиректор управляющей компании «ФОНД ЮГ» Андрей Дудко; в организации концертной деятельности ей помогают меценаты, предприниматель Рашид Сардаров и винодел Николай Ачба . При участии друзей, меценатов и коллег Герзмава устраивает благотворительные акции в Абхазии — материально поддерживает оркестр, музыкальное училище, детский дом, дом-интернат и музеи, помогает молодым одарённым исполнителям .

Общественная позиция

Несмотря на то, что Герзмава всегда сторонилась политики, о своей родине, обретшей независимость , она однажды сказала: « Абхазия устала бояться и мужественно скинула с себя оковы страха ». Дружеские отношения связывали Герзмаву с тремя абхазскими президентами — Владиславом Ардзинбой , Сергеем Багапшем , Александром Анквабом .

В марте 2014 года поддержала аннексию Крыма , подписала письмо президенту России Владимиру Путину в поддержку аннексии .

Звания и премии

Примечания

  1. . Дата обращения: 16 марта 2010. 24 декабря 2019 года.
  2. . Архивировано из 9 января 2014 года.
  3. Ходнев, Сергей. // Vogue . — 2012. — № за 16 апреля . 24 декабря 2019 года. (Дата обращения: 1 октября 2016)
  4. . Дата обращения: 10 января 2014. 26 февраля 2018 года.
  5. . Дата обращения: 10 января 2014. Архивировано из 10 января 2014 года.
  6. Смородинова, Елена. . // РР/Культура (3 марта 2016). Дата обращения: 15 марта 2016. 24 декабря 2019 года.
  7. (недоступная ссылка)
  8. . Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано из 9 января 2014 года.
  9. . Дата обращения: 9 января 2014. 23 декабря 2019 года.
  10. от 29 ноября 2010 на Wayback Machine
  11. . Дата обращения: 22 февраля 2014. 24 декабря 2019 года.
  12. . ТАСС. Дата обращения: 24 октября 2019. 24 октября 2019 года.
  13. . Дата обращения: 9 января 2014. 24 декабря 2019 года.
  14. от 25 февраля 2014 на Wayback Machine
  15. . Дата обращения: 21 января 2015. 15 марта 2016 года.
  16. . Дата обращения: 21 января 2015. 5 марта 2016 года.
  17. . РИА Новости (20210921T1619). Дата обращения: 14 ноября 2021. 14 ноября 2021 года.
  18. Официальный отчёт Министерству культуры Российской Федерации о фестивале « Crescendo »
  19. . Дата обращения: 14 марта 2016. 24 декабря 2019 года.
  20. Шаблинская, Ольга. . // Аргументы и факты (6 сентября 2015). Дата обращения: 14 марта 2016. 24 декабря 2019 года.
  21. . Архивировано из 10 января 2014 года.
  22. . psychologies.ru (5 февраля 2014). Дата обращения: 15 марта 2016. 9 апреля 2018 года.
  23. Константин Лесик. . Газета.ру (17 декабря 2016). Дата обращения: 2 января 2018. 24 декабря 2019 года.
  24. . Рен ТВ (17 декабря 2016). Дата обращения: 2 января 2018. 20 июня 2019 года.
  25. . Lenta.ru (16 декабря 2016). Дата обращения: 2 января 2018. 21 декабря 2016 года.
  26. . Взгляд.ру (16 декабря 2016). Дата обращения: 2 января 2018. 24 декабря 2019 года.
  27. . Спорт-Экспресс (16 декабря 2016). Дата обращения: 2 января 2018. 24 декабря 2019 года.
  28. . ТАСС (17 декабря 2016). Дата обращения: 2 января 2018. 29 декабря 2019 года.
  29. Калюта, Cветлана. . // Московский комсомолец в Сочи (25 декабря 2013). Дата обращения: 14 марта 2016. 24 декабря 2019 года.
  30. 11 марта 2014 года. // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации
  31. . Дата обращения: 10 июня 2022. 28 марта 2019 года.
  32. . Дата обращения: 22 мая 2010. 24 декабря 2016 года.
  33. Степанов В. Золотые эльфы: Объявлены лауреаты премии «Триумф» // Российская газета . от 29 апреля 2014 на Wayback Machine . — (Дата обращения: 10 декабря 2010) .
  34. от 2 мая 2013 на Wayback Machine
  35. . Дата обращения: 4 октября 2022. 4 октября 2022 года.
  36. . Дата обращения: 9 июня 2021. 9 июня 2021 года.

Ссылки

  • Елена Смородинова. . РР/Культура (3 марта 2016).
  • Алла Ануфриева. . Psychologies (5 февраля 2014).
  • Андрей Тажиев. Журнал «Ять». «Обручение с прекрасным». 2001 г. № 2, стр. 87
  • Борис Тарасов. . Газета Россія № 43 (2007). 20 апреля 2012 года.
  • Александр Руснак. Хибла Герзмава : . Радиостанция Коммерсантъ FM
  • .
  • .
Источник —

Same as Герзмава, Хибла Леварсовна