Interested Article - Агади, Ахмед Эльтифатович

Ахмед Эльтифатович Агади ( тат. Әхмәт Илтифат улы Әхәди ; род. 30 марта 1965 , Совхоз имени XXII партсъезда , Кировский район , Чимкентская область , Казахская ССР , СССР ) — российский татарский оперный певец . Заслуженный артист Российской Федерации (1999), народный артист Республики Татарстан (2001). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2008). Лауреат премии «Золотая маска» (2008).

Биография

Ахмед Агади родился 30 марта 1965 года в деревне Совхоз имени XXII партсъезда Чимкентской области Казахской ССР .

Отец — Эльтифат Агади, перс по национальности, жил в Тебризе . В 20-летнем возрасте призван в шахскую армию , после окончания Второй мировой войны в 1946 году на границе попал в плен и был отправлен в Сибирь на принудительные работы, а после отбытия повинности остался на территории советского Казахстана, где трудился чабаном в совхозе. Мать — Аниса, в девичестве Садриева, из оренбургских татар . После того, как муж ушел на фронт , её мать с двумя детьми уехала из советской Татарии в Казахстан, где вскоре заболела и умерла, после чего Аниса с братом были взяты в узбекскую приёмную семью .

В семье Анисы и Эльтифата Агади было десять детей — четыре дочери и шесть сыновей . Ахмед стал седьмым ребёнком и младшим из братьев . Окончил казахскую сельскую школу . С ранних лет приобщился к труду, вместе с отцом работал в поле и пас овец . Ещё в детстве увлёкся пением, участвовал в школьном вокально-инструментальном ансамбле . В быту общался по-казахски , русский язык выучил к двадцати годам , позднее также овладел и татарским языком .

После окончания школы в возрасте 18 лет был призван в Советскую армию , служил сначала в Литве , затем перевёлся в Новосибирск . Участвовал в армейской самодеятельности, затем стал солистом духового оркестра воинской части под руководством военного дирижёра . Под его началом учился музыкальной грамоте и готовился к поступлению в Новосибирскую консерваторию , куда не был принят. Затем попробовал поступить на эстрадное отделение Новосибирского музыкального училища , но и там получил отказ . Заметив природный талант абитурента-самородка, им занялась преподаватель училища , с которой Агади занимался вокалом, музыкальной литературой, русским языком, историей, философией. Оставшись в армии на сверхсрочную службу и продолжив участвовать в военном оркестре, поступил со второго раза в училище, во время учёбы в котором стал лауреатом окружного конкурса вокалистов .

В 1988 году уехал в Москву , где выдержал большой конкурс и поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского . Учился в мастерской профессора Е. Кибкало , в 1993 году стал дипломантом Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки . На третьем курсе учёбы был взят на стажировку в Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко , где после окончания консерватории в 1993 году дальнейшие 11 лет служил солистом оперной труппы . Первой ролью стала партия Ленского в опере « Евгений Онегин » П. И. Чайковского , сценического опыта набирался под руководством А. Тителя . С 2005 года является солистом оперной труппы Мариинского театра , куда перешёл по приглашению В. Гергиева . Первой ролью в этом театре стала партия Хозе в опере « Кармен » Ж. Бизе . Своими любимыми композиторами называет Дж. Пуччини , П. Масканьи , Дж. Верди , Р. Леонкавалло , из певцов прошлого слушает Э. Карузо , П. Доминго , Л. Паваротти .

Активно гастролирует по России и за рубежом, участвует в оперных фестивалях, выступал на многих оперных сценах мира, в частности, в Большом театре ( Москва ), Михайловском театре ( Санкт-Петербург ), Красноярской опере ( Красноярск ), Новосибирском театре оперы и балета ( Новосибирск ), Самарском оперном театре ( Самара ), Большом театре Беларуси ( Минск ), Королевском театре ( Копенгаген ), Страсбургской опере ( Страсбург ), театре «Колон» ( Буэнос-Айрес ), Альберт-холле ( Лондон ), ( Амстердам ), Венгерском оперном театре ( Будапешт ) . С 1995 года сотрудничает с Татарским театром оперы и балета имени Мусы Джалиля . Неоднократно принимал участие в Международном оперном фестивале имени В. И. Шаляпина в Казани , так, в 1998 году был признан лучшим голосом конкурса . В 2006 году стал первым певцом на татарской сцене, исполнившим партию поэта Г. Тукая в новопоставленной опере «Любовь поэта» на либретто Р. Хариса . За эту работу в 2008 году был удостоен Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая и премии «Золотая маска» . В 2011 году исполнил партию поэта М. Джалиля в опере « » Н. Жиганова по либретто А. Файзи в новой постановке М. Панджавидзе , а в 2018 году представил роль И. Грозного на премьере оперы «Сююмбике» Ахияровой и Хариса .

Репертуар

Певческий голос — лирико - драматический тенор . Необычайно широкий голосовой диапазон, способность брать верхние ноты и филировать звук в любом регистре сочетается у Агади, по оценкам критиков, с подлинно актёрским дарованием . Поёт практически весь репертуар героического тенора, за исключением произведений Р. Вагнера . Партии — Ленский (« Евгений Онегин »), Водемон (« Иоланта » П. Чайковского ), Баян (« Руслан и Людмила М. Глинки »), Моцарт (« Моцарт и Сальери » Н. Римского-Корсакова ), молодой цыган (« Алеко » С. Рахманинова ), дон Антонио (« Обручение в монастыре » С. Прокофьева ), граф Альмавива (« Севильский цирюльник » Дж. Россини ), Фауст Фауст » Ш. Гуно ), Альфред (« Летучая мышь » И. Штрауса ), дон Хозе (« Кармен » Ж. Бизе ), Неморино (« Любовный напиток »), Эдгар Рейвенсвуд (« Лючия ди Ламмермур » Г. Доницетти ), дон Карлос (« Дон Карлос »), Радамес (« Аида »), Альфред Жермон (« Травиата »), дон Альваро (« Сила судьбы »), герцог Мантуанский (« Риголетто »), Габриэль Адорно (« Симон Бокканегра »), Манрико (« Трубадур » Дж. Верди ), Василий (« Сибирь » У. Джордано ), Мориц Саксонский Адриана Лекуврёр » Ф. Чилеа ), Арлекин, Канио (« Паяцы » Р. Леонкавалло ), Туридду (« Сельская честь » П. Масканьи ), Рудольф (« Богема »), Пинкертон (« Мадам Баттерфляй »), Марио Каварадосси (« Тоска »), Калаф (« Турандот »), Дик Джонсон (« Девушка с Запада »), кавалер де Гриё (« Манон Леско » Дж. Пуччини ), дон Оттавио (« Дон Жуан » В. Моцарта ), Пако (« » М. де Фальи ), Джик (« Алтынчеч »), Муса Джалиль » Н. Жиганова ), Габдулла Тукай («Любовь поэта»), Иван Грозный » ), тенор (« Торжественная месса » Л. ван Бетховена , « Реквием » Дж. Верди , симфония № 8 , « Песнь о земле » Г. Малера , « Колокола » С. Рахманинова ) .

Необходимо определённое время, чтобы выучить партию, войти в образ, понять поступки своего героя. Сложнее всего учить новое, неизведанное… Во время пения я нахожусь в роли: если радость — в данный момент я радуюсь, если страдание — надо мощно показать страдание… Когда ты в хорошей форме и голос отдохнувший, чувствуешь, что получаешь удовольствие от пения. В целом это, конечно, удовольствие. Зритель не должен видеть, что актёр не в форме, ему трудно петь, не получается характер и т.д. Работа остаётся на репетиции, спектакль уже должен нести радость и оптимизм. А когда зрители кричат «Браво», это очень окрыляет артиста. Ахмед Агади, из интервью .

Награды

С премией «Золотая маска», 2008 год
Звания
Премии

Личная жизнь

Жена — , выпускница Института имени Гнесиных , композитор, искусствовед, телеведущая, заслуженный работник культуры Российской Федерации (2013) . Сын — Артём, студент МГТУ имени Н. Э. Баумана . Увлекается танцами, рисованием, лепкой, занимается фигурным катанием и плаванием .

Примечания

  1. , с. 67.
  2. , с. 542.
  3. . Министерство культуры Республики Татарстан (26 апреля 2008). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  4. Татьяна Марьина. . Газета «Вечерний Челябинск» (9 февраля 2006). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  5. , с. 67—68.
  6. , с. 6—7.
  7. Гузель Подольская. . — Казань : Журнал «Собака.ru» , 2013. — № 2 (17) (февраль). — С. 22. — 202 с.
  8. Ольга Юхновская. . Газета «Вечерняя Казань» (23 февраля 2020). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  9. Алла Перевалова. . Журнал «Огонёк» (14 июля 1996). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  10. Наталья Лебедева. . Газета «Вести Сегодня» (24 июля 2007). Дата обращения: 16 июня 2021. Архивировано 17 июня 2021 года.
  11. Ольга Любимова. . Газета «Аргументы и факты» (29 января 2013). Дата обращения: 16 июня 2021. 18 июня 2021 года.
  12. , с. 67—69.
  13. . Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского . Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  14. . Золотая маска . Дата обращения: 16 июня 2021. 22 июня 2021 года.
  15. . Мариинский театр . Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  16. . Министерство культуры Республики Татарстан (17 сентября 2007). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  17. , с. 543.
  18. : [ 24 июня 2021 ]. — Журнал «Партер» . — Минск, 2013. — № 2 (27) (февраль). — С. 10—12. — 48 с.
  19. Татьяна Александрова. . Газета «Минский курьер» (9 декабря 2016). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  20. Ирина Муравьёва. . Российская газета (19 ноября 2007). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  21. Татьяна Мамаева. . (31 декабря 2006). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  22. Юлиана Леонович. . Газета «Советская Белоруссия» (13 марта 2014). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  23. , с. 7.
  24. , с. 8.
  25. . Большой театр Беларуси . Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  26. . Михайловский театр . Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  27. . Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля . Дата обращения: 16 июня 2021. 23 ноября 2020 года.
  28. . Новосибирский театр оперы и балета . Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  29. . Красноярский театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского . Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  30. . Самарский театр оперы и балета . Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  31. Армен Малахальцев. . Газета «Республика Татарстан» (24 ноября 2006). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  32. Татьяна Мамаева. . (23 августа 2006). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  33. Михаил Миронов. . (16 апреля 2008). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  34. Диана Ибрагимова. . (28 апреля 2008). Дата обращения: 16 июня 2021. 22 июня 2021 года.
  35. . (20 сентября 2011). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  36. Светлана Олина. . Газета «Республика Татарстан» (22 сентября 2011). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  37. Динара Прокопьева. . (27 сентября 2018). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  38. Нияз Игламов. . Бизнес Online (30 сентября 2018). Дата обращения: 16 июня 2021. 22 января 2021 года.
  39. Юлия Андреева. . Газета «СБ. Беларусь сегодня» (2 июня 2017). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  40. . Президент Российской Федерации (29 ноября 1999). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  41. . Газета «Республика Татарстан» (25 апреля 2008). Дата обращения: 16 июня 2021. 23 февраля 2020 года.
  42. . Золотая маска . Дата обращения: 16 июня 2021. 8 мая 2021 года.
  43. Лариса Барыкина, Алена Карась, Ирина Муравьева. . Российская газета (17 апреля 2008). Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  44. . Российская академия музыки имени Гнесиных . Дата обращения: 16 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  45. . Президент Российской Федерации (2 сентября 2013). Дата обращения: 16 июня 2021. 11 марта 2016 года.
  46. , с. 9.

Литература

  • Агади Ахмед Эльтифадоглы / гл. ред. А. М. Мазгаров . — Татарская энциклопедия . — Казань: Институт Татарской энциклопедии Академии наук Республики Татарстан , 2014. — Т. 6: У — Я (+ доп.). — С. 542—543. — 720 с. — ISBN 9785902375111 . (рус.)
  • . // / авт.-сост. . — Казань: Магариф — Вакыт, 2011. — С. 67—69. — 391 с. — ISBN 9785922204880 . (рус.)
  • Ахмед Агади: «Я слагаю года и сжигаю мгновенья… Вся симфония жизни — моё вдохновенье…» // . — Казань: Издательство «Печать-Сервис XXI век», 2018. — С. 5—11. — 265 с. (рус.)

Ссылки

Источник —

Same as Агади, Ахмед Эльтифатович