Interested Article - Хаусман, Джон
- 2021-04-04
- 2
Джон Ха́усман ( англ. John Houseman ; 22 сентября 1902 — 31 октября 1988 ) — британско-американский актёр и продюсер.
Ранние годы
Жак Хаусманн родился в семье торговца зерном в Бухаресте . Его мать была англичанкой, а отец — французом. Жак окончил бристольский колледж Клифтон, стал гражданином Великобритании и занимался торговлей зерном в Лондоне . Одновременно с этим он писал статьи для журналов и переводил немецкие и французские театральные пьесы на английский язык.
В 1925 году он эмигрировал в Нью-Йорк . После биржевого кризиса 1929 года Жак Хаусманн начал сам писать и ставить пьесы, в это же время он американизировал свои имя и фамилию, став Джоном Хаусманом. В 1933 году композитор Вирджил Томсон пригласил его в качестве режиссёра в оперу «Четверо святых в трёх действиях» (совместная работа Томсона с Гертрудой Стайн ).
Карьера
Хаусман и Уэллс
Джон Хаусман стал продюсером многих бродвейских постановок, среди которых «Отель разбитых сердец», « Три сестры » по пьесе А. П. Чехова , «Опера нищих» и нескольких пьес Шекспира. Он был режиссёром мюзиклов «Песня лютни», «Деревенская девушка» и «Дон Жуан в аду».
В 1934 году Хаусман начал работу над пьесой «Паника» по драме Арчибальда Маклиша. На главную роль пятидесятилетнего разорившегося финансиста он пригласил молодого, начинающего актёра Орсона Уэллса, которого заметил в пьесе « Ромео и Джульетта ». Среди исполнителей была и бывшая жена Хаусмана, (1929—1933), снявшаяся тремя годами ранее вместе с Борисом Карлофф в фильме ужасов студии « Universal » « Мумия ».
В 1936 году Джон Хаусман и известная актриса Роза Макклендон возглавили «Федеральный театральный проект — Классический театр» администрации президента Рузвельта .
В рамках этого проекта в 1935 году вышла авторская версия пьесы « Макбет » Шекспира , получившая название «Вуду-Макбет». Действие пьесы происходило при дворе короля Гаити Анри Кристофа , вместо ведьм на сцене появились шаманы, а в главной роли был Джек Картер . Режиссёром пьесы стал Орсон Уэллс, а музыку написал Вирджил Томсон.
Следующей совместной работой Хаусмана и Уэллса стала пьеса Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста» в 1936 году, где Уэллс выступил как режиссёр и ведущий актёр. В 1937 году вышел мюзикл «Колыбель будет качаться» Марка Блицштейна (продюсер Хаусман, режиссёр Орсон Уэллс). В том же году друзья основали компанию «Mercury Theatre». Среди известных постановок театра можно отметить « Юлий Цезарь » Шекспира, « Дракула » Стокера и другие. В компании работали такие таланты как Агнес Мурхед , Бернард Херрманн и Джордж Кулурис.
Известность театру принёс радиоспектакль « Война миров » по Г. Уэллсу , вызвавший настоящую панику в США в 1938 году. Авторы были в шоке: их захлестнул шквал звонков от перепуганных сограждан.
В том же году Хаусман выступил продюсером и актёром второго плана в так и не законченном Уэллсом фильма «Слишком много Джонсона» (1938).
Весной 1939 года Уэллс перебрался в Голливуд , но во время работы над дебютным фильмом Уэллса « Сердце тьмы » по роману Дж. Конрада партнеры рассорились и расстались.
Тем не менее, в 1941 году он согласился помочь Уэллсу в работе над сценарием фильма « Гражданин Кейн », ассистируя сценариста Манкевича. После этой работы пути бывших друзей и партнёров разошлись навсегда.
Поздние годы
После разрыва с Уэллсом Хаусман выступил режиссёром пьесы «Дьявол и Дэниел Вебстер» (1939) и продюсером постановки «Родной сын» (1941) на Бродвее. Вскоре после премьеры «Гражданина Кейна» он стал вице-президентом компании « Дэвид О. Селзник Продакшнз ».
После нападения на Пёрл-Харбор и вступления США во Вторую мировую войну Хаусман возглавил отдел радио в Управлении военной информации США, работая для радиостанции « Голос Америки », а в 1943 году стал гражданином США.
В 1945—1962 годах он выступил продюсером 18 фильмов для студий « Paramount », « Universal » и « Metro-Goldwyn-Mayer », включая фильм-нуар «Синий георгин» (1946) и фильм «Юлий Цезарь» (1954), за который был выдвинут на « Оскар » в номинации «Лучший фильм». Тем не менее, «Юлий Цезарь» коммерческого успеха не имел.
В 1952 году Хаусман женился на Джоан Кортни, с которой прожил до самой смерти. В браке родились двое детей.
В 1956 году фильм «Жажда жизни», продюсером которого он был, получил Премию «Золотой глобус» за лучший фильм — драму .
Начиная с 1970-х годов Хаусман появился на экранах кинотеатров в качестве актёра. Широкой публике он стал известен благодаря роли профессора Чарльза Кингсфилда в фильме «Бумажная погоня» (1973). За эту роль Хаусман был удостоен премии «Оскар» за лучшую роль второго плана и премии « Золотой глобус ». В дальнейшем он исполнил ту же роль в одноимённом телевизионном сериале (1978—1986), получив за неё две номинации «Золотого глобуса» за лучшего актёра сериала (драмы).
В 1975 году он снялся в фильме « Роллерболл », а в 1978 году — в фильме режиссёра Нила Саймона «Дешёвый детектив», где пародировал актёра Сидни Гринстрита.
В 1980-е годы Хаусман появился в роли дедушки Эдварда Стрэттона в сериале «Серебряные ложки» с Риком Шродером в главной роли, а также снялся в нескольких ставших популярными рекламных роликах.
Он также снялся в фильме Джона Карпентера « Туман » (1980), а в 1983 году сыграл роль еврейского профессора Аарона Ястрова в телесериале «Ветра войны», за которую в четвертый раз был номинирован на премию « Золотой глобус ».
Джон Хаусман преподавал актёрское мастерство в Джульярдской школе , в его первом выпуске были среди прочих Кевин Клайн и Пэтти Люпон .
В 1988 году он появился в эпизодической роли в фильмах « Голый пистолет » (учитель автошколы) и Новая рождественская сказка , вышедшие в прокат уже после его смерти.
В том же 1988 году Хаусман скончался от рака костей в своем доме в Малибу , штат Калифорния .
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1938 | ф | Слишком много Джонсона | Too Much Johnson | дуэлянт / кейстоунский коп |
1964 | ф | Семь дней в мае | Seven Days in May | вице-адмирал Фарли Си Барнсуэлл |
1973 | ф | The Paper Chase | профессор Чарльз Кингсфилд-младший | |
1975 | ф | Роллербол | Rollerball | Бартоломью |
1975 | с | Great Performances | доктор Фосетт | |
1975 | ф | Три дня Кондора | Three Days of the Condor | мистер Уобаш |
1975 | тф | — | Fear on Trial | Майк Коллинз |
1976 | с | The Adams Chronicles | судья Гридли | |
1976 | тф | — | Truman at Potsdam | Уинстон Черчилль |
1976 | тф | — | Hazard’s People | Джон Хазард |
1976 | ф | St. Ives | Абнер Прокейн | |
1976 | тф | Six Characters in Search of an Author | режиссёр | |
1976 | с | The Six Million Dollar Man | доктор Франклин | |
1976 | с | The Bionic Woman | доктор Франклин | |
1976 | с | Captains and the Kings | судья Ньюэлл Чисхолм | |
1977 | тф | The Displaced Person | отец Флинн | |
1977 | тф | Our Town | профессор Уиллард | |
с | Washington: Behind Closed Doors | Майрон Данн | ||
с | — | The Best of Families | гость | |
с | Aspen | Джозеф Меррилл Драммонд | ||
1978 | ф | Дешёвый детектив | The Cheap Detective | Джаспер Блаббер |
1978 — 1986 | с | The Paper Chase | профессор Чарльз Кингсфилд-младший | |
1979 | ф | Old Boyfriends | доктор Хоффман | |
1979 | с | The Last Convertible | доктор Уэтерелл | |
1979 | с | The French Atlantic Affair | доктор Аркади Клеменс | |
1980 | ф | Туман | The Fog | мистер Мейчен |
1980 | с | The Associates | профессор Кингсфилд | |
1980 | тф | Gideon’s Trumpet | верховный судья / рассказчик | |
1980 | ф | Wholly Moses! | архангел | |
1980 | ф | My Bodyguard | Доббс | |
1980 | тф | The Babysitter | доктор Линдквист | |
1980 | тф | — | A Christmas Without Snow | Эфраим Адамс |
1981 | ф | История с привидениями | Ghost Story | Сирс Джеймс |
1981 | кор | — | Writing: Plain & Fancy | рассказчик |
1982 | с | Морк и Минди | Mork & Mindy | Милт |
1982 | ф | Murder by Phone | Стенли Марковиц | |
1982 | с | Marco Polo | патриарх Аквилеи | |
1982 — 1987 | с | Silver Spoons | дедушка Страттон | |
1983 | с | American Playhouse | телевизионный диктор | |
1983 | с | The Winds of War | Аарон Джестроу | |
1983 | с | — | Freedom to Speak | Бенджамин Франклин |
1983 | кор | A Rose for Emily | рассказчик | |
1985 | с | Наша эра | Anno Domini | Гамалиэль |
1988 | с | Noble House | сэр Джеффри Эллисон | |
1988 | с | Lincoln | генерал Уинфилд Скотт | |
1988 | ф | Яркие огни, большой город | Bright Lights, Big City | мистер Вогел |
1988 | ф | Другая женщина | Another Woman | отец Марион |
1988 | ф | Новая рождественская сказка | Scrooged | в роли самого себя |
1988 | ф | Голый пистолет | The Naked Gun: from the Files of Police Squad! | инструктор по вождению |
Награды и номинации
Премия | Год | Категория | Работа | Результат |
---|---|---|---|---|
« Оскар » | 1954 | Лучший фильм | Юлий Цезарь | Номинация |
1974 | Лучшая мужская роль второго плана | Бумажная погоня | Победа | |
« Золотой глобус » | 1974 | Лучшая мужская роль второго плана — кинофильм | Победа | |
1979 | Лучшая мужская роль в телевизионном сериале — драма | Бумажная погоня | Номинация | |
1980 | Номинация | |||
1984 | Лучшая мужская роль второго плана — мини-сериал, телесериал или телефильм | Ветры войны | Номинация | |
Прайм-таймовая премия «Эмми» | 1980 | Лучшая драматическая или комедийная специальная программа (как продюсер) | Гидеоновы трубы | Номинация |
« Хьюго » | 1939 | Лучшая постановка, малая форма | The Mercury Theatre on the Air | Номинация |
Национальный совет кинокритиков США | 1973 | Лучшая мужская роль второго плана | Бумажная погоня | Победа |
Круг-кинокритиков Нью-Йорка | 1974 | Лучшая мужская роль второго плана | Бумажная погоня | Номинация |
Примечания
- ↑ John Houseman // (англ.)
- ↑ John Houseman // (англ.) — 2000.
Ссылки
- от 24 июня 2013 на Wayback Machine (англ.)
- (англ.)
- 2021-04-04
- 2