Interested Article - Гиллиам, Терри
- 2020-06-28
- 1
Те́рренс Вэнс ( Те́рри ) Ги́ллиам ( англ. Terrence Vance «Terry» Gilliam , род. 22 ноября 1940 , Миннеаполис , США ) — британский кинорежиссёр американского происхождения, сценарист , актёр , мультипликатор , художник , участник британской комедийной группы « Монти Пайтон ». В основном работает в жанре комедии абсурда , обычно на фантастические или сказочные темы. Его фильмы часто сюрреалистичны , отличаются яркими гротескными образами и представляют собой притчи с философским или сатирическим подтекстом. Фильмы Гиллиама, за редкими исключениями, не имеют больших бюджетов и редко становятся хитами проката, но при этом популярны у критиков и ценителей. Среди его наиболее известных работ — « Монти Пайтон и священный Грааль », « Бразилия », « 12 обезьян », « Страх и ненависть в Лас-Вегасе ».
Гиллиам родился в Америке, во взрослом возрасте переехал в Британию и с 1968 года имел двойное гражданство США и Британии. В 2006 году он отказался от американского гражданства.
Биография
Ранние годы
Терри Гиллиам родился 22 ноября 1940 года в городе Миннеаполисе , штат Миннесота . Его отец был продавцом компании Folgers Coffee, прежде чем стать плотником. Терри окончил Оксидентал-колледж ( Occidental College ) в Лос-Анджелесе с дипломом политолога, где издавал во время учёбы любительский юмористический журнал «Fang». После окончания колледжа Гиллиам работал в рекламном агентстве до того, как журнал «Kurtzman» предложил ему работу в журнале «Help!». Женился на гримёрше Мэгги Уэстон, делавшей грим для нескольких его фильмов и даже номинировавшейся на «Оскара». Две дочери, одна из них — Эми — стала продюсером картины « Воображариум доктора Парнаса ».
«Монти Пайтон»
Гиллиам начинал как художник-аниматор и в этом качестве был приглашён работать на одну из британских студий. Очень скоро он завязал тесную дружбу со сценаристом и актёром Джоном Клизом и взялся за концептуальное оформление и анимационные эпизоды в телескетчах комик-группы «Монти Пайтон» (в которую, кроме Клиза, входили также Терри Джонс , Эрик Айдл , Майкл Пейлин , Грэм Чепмен ) Практически все работы «Монти Пайтона» были плодом коллективного творчества — совместно придумывались сценарные ходы, мизансцены. Художественная манера Гиллиама в равной мере формировала образ «Монти Пайтона» и формировалась им. Комедийная парадоксальная стилистика группы оказала отчётливое влияние на все последующие работы Гиллиама.
Первый выход Гиллиама на киноэкран состоялся в киноальманахе « А теперь нечто совсем другое » ( 1971 ). В 1975 году Гиллиам выступил как сорежиссёр Терри Джонса при съёмках знаменитой комедии « Монти Пайтон и Священный Грааль », а первой его «сольной» режиссёрской работой стал выдержанный в тех же «питоновских» интонациях фильм « Бармаглот » ( 1977 ). Кроме того, Гиллиам приложил руку к другим «питоновским» полнометражным фильмам — « Житие Брайана по Монти Пайтону » ( 1979 ) и « Смысл жизни по Монти Пайтону » ( 1983 ).
«Бармаглот»
Первый самостоятельный фильм Гиллиама ( 1977 год ) был прохладно встречен публикой и кинокритиками, хотя значительно позже заработал среди поклонников творчества режиссёра статус культового . Название фильму подарил одноимённый стих Льюиса Кэрролла , он же является именем чудовища, наводящего ужас на средневековое королевство. Деревенский бондарь Деннис ( Майкл Пейлин ) отправляется в большой город, чтобы разбогатеть и произвести тем самым благоприятное впечатление на отца его возлюбленной Гризельды. Попадая в нелепые ситуации (а зачастую провоцируя оные), Деннис становится оруженосцем рыцаря, посланного убить Бармаглота, и принимает самое непосредственное участие в сражении с чудовищем. Вопреки протестам Гиллиама, в США фильм вышел в прокат под названием «Бармаглот Монти Пайтона». Стилистическое сходство с предыдущей его режиссёрской работой, снятой в соавторстве с Терри Джонсом (« Монти Пайтон и Священный Грааль »), усугубляло участие в картине Майкла Пейлина, Терри Джонса и Нила Иннеса (все трое также снимались в «Граале»).
«Бандиты во времени»
Отрыв от скетчевой стилистики «Монти Пайтона» намечается у Гиллиама в фантастической сказке « Бандиты во времени » (1981) — истории мальчика, в комнату которого однажды врываются «бандиты во времени» — шесть карликов, промышляющих воровством в разные эпохи. Фильм был поставлен по сценарию Гиллиама, который написал сюжет, и Майкла Пейлина , который помогал с написанием диалогов.
«Бразилия»
Настоящий успех пришёл к Гиллиаму после выхода сатирической антиутопии «Бразилия» (1985), которая вошла в классику мирового кинематографа.
Фильм рассказывал о мире антиутопии , пародийном аналоге вселенной романа «1984» Оруэлла. Простой клерк Сэм Лаури внезапно встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу, где выясняет её имя — Джил Лейтон, она постоянно отправляет жалобы в отдел информационных исправлений на ошибочный арест её соседа — Арчибальда Баттла, которого перепутали с Гарри Таттлом и осудили за саботаж из-за ошибки в компьютере. А так как отдел информационных исправлений «не может ошибаться», то сотрудники отдела пытаются скрыть ошибку, попросту убрав Джил. Единственный выход, который видит Сэм, — это удалить запись Джил из системы.
Сэму удаётся удалить записи о Джил, но теперь он сам является преступником. Его ловят и отправляют в отдел информационных исправлений.
Однако перед выпуском фильма в прокат студию Universal не устроил финальный монтаж, осуществлённый Терри Гиллиамом. От режиссёра потребовали сократить фильм до двух часов и изменить бескомпромиссную концовку на хэппи-энд . Гиллиам отказался подчиниться этим требованиям, в результате студия отправила фильм на полку, где он пролежал почти год. После появления в издании The Daily Variety открытого письма Гиллиама к президенту Universal Сиду Шейнбергу, содержащего простой вопрос «Когда вы собираетесь выпустить мой фильм в прокат?», студия почувствовала давление и пошла на существенные уступки, неизменным оставалось лишь требование изменить финал картины. В результате в Северной Америке фильм был выпущен в 1985 году на VHS и Laserdisc в 131-минутной версии. С небольшими изменениями фильм доступен в оригинальной европейской версии. Согласно комментарию режиссёра, это — «пятая и окончательная редакция»; во вступлении использован вариант с облаками из американской версии, а не чёрный экран с указанием времени и места. [ источник не указан 901 день ]
«Приключения барона Мюнхгаузена»
В 1988 году Гиллиам выпустил фильм « Приключения барона Мюнхгаузена ». Фильм был снят по мотивам повествований барона Мюнхгаузена , изложенных в книгах Эриха Распе и Готфрида Августа Бюргера .
В 1990 году фильм четырежды номинировался на « Оскар »: за художественное оформление , костюмы , грим и визуальные эффекты . Однако из-за смены руководства студии, прокатная судьба картины претерпела изменения в самый последний момент и фильм прошёл в кинотеатрах незамеченным.
«Король-рыбак»
В 1991 году Гиллиам выпустил психологическую драму-притчу « Король-рыбак ». В фильме снялись Джефф Бриджес , Робин Уильямс , Мерседес Рул и Аманда Пламмер . Сюжет фильма представляет собой историю радиоведущего Джека, который в одном из прямых эфиров даёт циничный комментарий фанату, который тот понимает буквально: берёт ружьё и отправляется в кафе для яппи , убивает семерых и кончает жизнь самоубийством. В результате карьера Джека рушится. Но однажды Джеку спасает жизнь сумасшедший бродяга Пэрри, чья жизнь роковым образом изменилась в тот же день. Джека гложет чувство вины перед Пэрри, он решает помочь ему. Однако Пэрри живёт в вымышленной реальности, он общается с волшебным народцем и страстно желает найти Священный Грааль.
«12 обезьян»
Следующий фантастический фильм Гиллиама « 12 обезьян » (1995), снятый по мотивам короткометражного фильма Криса Маркера « Взлётная полоса », приобрёл статус культового и сопровождался коммерческим успехом.
Slava’s Diabolo
В 1996 году Терри Гиллиам стал режиссёром сценического шоу «Slava’s Diabolo» клоуна Вячеслава Полунина . Это шоу объединило полунинский стиль с характерными для него невербальной экспрессией и взаимодействием с аудиторией с богатыми визуальными и сюрреалистическими образами Гиллиама. Премьера шоу состоялась в театре « Гешер » ( Яффа , Израиль ).
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе»
Фильм « Страх и ненависть в Лас-Вегасе », поставленный по роману « Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце американской мечты » Хантера Томпсона , был выпущен 22 мая 1998 года и собрал в прокате в США всего 10,5 миллиона долларов при бюджете 18,5 миллиона. Однако позже фильм приобрел статус культового.
Оба ведущих актёра были выбраны первым режиссёром фильма, Алексом Коксом , который написал и первый сценарий вместе с . Когда режиссёром проекта стал Гиллиам, он отказался от сценария Кокса/Девиеса. Томпсону также не понравился этот вариант, и он не одобрил подход Кокса к фильму. Гиллиам после этого написал новый сценарий в соавторстве с Тони Грисони. Когда подошло время выхода фильма, Гиллиам узнал, что «Американская гильдия сценаристов» не разрешает убрать имена Кокса и Девиеса из титров, несмотря на то, что ни одной строчки из их сценария не было использовано в фильме. Разозлившись из-за этого, Гиллиам покинул Гильдию и на некоторых ранних премьерных копиях фильма сделал короткое вступление, где анонимный диктор убеждает аудиторию в том, что в создании фильма не принимал участия ни один сценарист, несмотря на то, что они упоминаются в титрах. [ источник не указан 3459 дней ]
Нереализованные проекты
Затем несколько кинопроектов Гиллиама подряд срываются на разных этапах. Сказочно-фантастический «Дефективный детектив» ( The Defective Detective ) не двинулся дальше сценарного черновика; съёмки философской притчи « Человек, который убил Дон Кихота » ( The Man Who Killed Don Quixote ) с Джонни Деппом и Жаном Рошфором были прекращены из-за открывшейся межпозвоночной грыжи у Рошфора, а также наводнения, повредившего съёмочную площадку; ещё до начала съёмочного периода Гиллиам из-за разногласий со студией отказался от работы над фильмом «Добрые предзнаменования» ( Good Omens ) по одноимённому роману Терри Пратчетта и Нила Геймана .
«Братья Гримм»
Этот фэнтези-фильм студии Dimension Films стал самым дорогим проектом Терри Гиллиама, но провалился в прокате и был разгромлен критиками, ожидавшими более традиционное, сюжетно-ориентированное фэнтези.
Действие фильма происходит в начале XIX века в Германии, оккупированной войсками наполеоновской Франции. Братья Уилл ( Мэтт Деймон ) и Джейк Гримм ( Хит Леджер ) — мелкие жулики, которые зарабатывают на жизнь изгнанием «нечисти» (при этом роль «нечисти» играют их помощники). Однако однажды они попадают в руки к французскому генералу Делатомбу ( Джонатан Прайс ), который заставляет их заняться разоблачением куда более масштабного мошеннического «волшебства»: в одной деревне кто-то похищает девочек, обставляя похищения как проявления магии. Чтобы братья не сбежали, он отправляет с ними своего подручного — пыточных дел мастера Кавальди ( Петер Стормаре ). Прибыв в деревню, братья Гримм вскоре выясняют, что все исчезновения детей связаны с «заколдованным лесом». Они пытаются с помощью охотницы Ангелики ( Лена Хеди ) найти в лесу знакомые им по прежним фокусам механизмы, но постепенно убеждаются, что там на самом деле творятся невероятные дела — ходят деревья, бродит волк-оборотень, а посреди леса стоит древняя башня, в которой живёт Зеркальная Королева ( Моника Белуччи ), которая с помощью магии уже обрела вечную жизнь, а теперь пытается с помощью крови похищенных девочек получить и вечную молодость.
«Страна приливов»
В сентябре 2005 года на фестивале в Торонто состоялась мировая премьера ещё одного фильма Гиллиама « Страна приливов » по мотивам одноимённого романа Митча Каллина . Эта картина является на сегодняшний день самой радикальной работой режиссёра. Содержащиеся в ней сцены с некро- и педофильским подтекстом вызвали возмущение большинства критиков, однако это не помешало «Стране приливов» получить приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне . В большинстве стран фильм был выпущен сразу на DVD или прошёл малым экраном.
«Воображариум доктора Парнаса»
В феврале 2007 года появились сообщения о том, что Гиллиам готовится к съёмкам фильма по собственному сценарию, написанному с постоянным соавтором . Съёмки фильма под рабочим названием « Воображариум доктора Парнаса » начались в декабре. В феврале 2008 года Гиллиам собирался продолжить съёмки, однако их пришлось отложить в связи с гибелью исполнителя главной роли, актёра Хита Леджера . В середине февраля появились сообщения , что роль Леджера в знак уважения к его памяти согласились сыграть сразу три известных актёра — Джонни Депп , Джуд Лоу и Колин Фаррелл . Действие фильма разворачивается в нескольких реальностях, в которых персонаж Леджера может иметь разные физические воплощения. Леджер успел сделать всю часть роли, относящуюся к современному Лондону, остальные актёры сыграли воплощения его персонажа в воображаемых мирах .
«Теорема Зеро»
В начале сентября 2013 года в рамках основного конкурса 70-го Венецианского кинофестиваля состоялась премьера очередного фильма Гиллиама — фантастической « Теоремы Зеро », снятой по сценарию Пэта Рашина. Кристоф Вальц снялся в роли компьютерного гения, который ожидает звонка от Бога и работает над доказательством сложнейшей теоремы. Фильм был достаточно прохладно принят критиками и зрителями
«Человек, который убил Дон Кихота»
Притча-трагикомедия о безумном актёре, который возомнил себя героем романа « Дон Кихот ». Картина признана общественностью одним из самых печально известных примеров производственного ада , потому что Терри Гиллиам безуспешно пытался создать фильм в течение 29 лет .
В 2002 году Кит Фултон и Луис Пепе выпустили документальный фильм «
» о попытках Терри Гиллиама снять фильм о Дон Кихоте .Мировая премьера картины состоялась 18 мая 2018 года на 71-ом Каннском международном кинофестивале , в качестве фильма-закрытия .
«Карнавал в конце времён»
В декабре 2023 года в интервью изданию Variety режиссёр рассказал о своём следующем фильме под названием «Карнавал в конце времён». Джонни Депп исполнит в нём роль Сатаны. Гиллиам коротко описал сюжет следующим образом: «Бог уничтожает человечество, и единственный персонаж, который хочет его спасти, — это Сатана, и Джонни Депп играет Сатану». Сценарий написан Гиллиамом в соавторстве с Кристофером Бреттом Бейли .
Нереализованный проект
Терри Гиллиам получил предложение снимать фильм « Кто подставил кролика Роджера » (1988), но отказался, посчитав картину чересчур сложной технически. Позже Гиллиам горько раскаивался в своём решении .
В итоге режиссёром стал Роберт Земекис , а сам фильм получил премию «Оскар» в том числе за лучшие визуальные эффекты.
Фильмография
- 1968 — Storytime (короткометражный)
- 1975 — Miracle of Flight (короткометражный)
- 1975 — Монти Пайтон и Священный Грааль (совместно с Терри Джонсом ) / Monty Python and the Holy Grail
- 1977 — Бармаглот / Jabberwocky
- 1981 — Бандиты во времени / Time Bandits
- 1983 — Смысл жизни по Монти Пайтону (эпизод «Страховая компания „Кримсон Перманент“») / Monty Python’s The Meaning of Life (segment The Crimson Permanent Assurance )
- 1985 — Бразилия / Brazil
- 1988 — Приключения барона Мюнхгаузена / The Adventures of Baron Munchausen
- 1991 — Король-рыбак / The Fisher King
- 1995 — 12 обезьян / Twelve Monkeys
- 1998 — Страх и ненависть в Лас-Вегасе / Fear and Loathing in Las Vegas
- 2005 — Братья Гримм / The Brothers Grimm
- 2005 — Страна приливов / Tideland
- 2009 — Воображариум доктора Парнаса / The Imaginarium of Doctor Parnassus
- 2010 — The Legend of Hallowdega (короткометражный)
- 2011 — The Wholly Family (короткометражный)
- 2013 — Теорема Зеро / The Zero Theorem
- 2018 — Человек, который убил Дон Кихота / The Man Who Killed Don Quixote
Гражданство
Гиллиам получил британское гражданство в 1968 году и 38 лет имел двойное гражданство. От гражданства США он отказался в 2006 году, назвав среди причин несогласие с политикой Джорджа Буша-мл. , а также высокое налоговое бремя, которое ляжет на его семью: после его смерти дети смогут получить наследство, лишь заплатив налоги, равные цене его британского дома. Как результат, он имеет право находиться в США не более чем 30 дней в году; это меньше, чем разрешено обычному подданному Великобритании. В то же время Гиллиам признавал в интервью, что Американское прошлое произвело на него огромное впечатление и его творчество во многом о его отношениях с этой страной. «Мои фильмы это послания в бутылке для Америки», — отмечал режиссер .
Награды
В ноябре 2013 года произведён в офицеры ордена Искусств и литературы от Французского правительства .
Литература
- Терри Гиллиам: Интервью (Беседы с Иэном Кристи) = Gilliam on Gilliam. — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — С. 512. — ISBN 978-5-9985-0857-8 .
- Терри Гиллиам. Гиллиамески. Предпосмертные мемуары = Gilliamesque. — АСТ, 2016. — С. 312. — ISBN 978-5-17-091034-2 .
Примечания
- от 2 марта 2007 на Wayback Machine
- Дата обращения: 24 марта 2008. 7 февраля 2010 года.
- . Дата обращения: 24 марта 2008. 17 марта 2008 года.
-
. 2018-06-18.
из оригинала
12 ноября 2020
. Дата обращения:
18 июня 2018
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) - . Дата обращения: 12 ноября 2020. 15 декабря 2020 года.
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Eric Kohn. (англ.) . www.indiewire.com (18 мая 2018). Дата обращения: 12 ноября 2020. 29 ноября 2020 года.
- Bleasdale, John (амер. англ.) . Variety (3 декабря 2023). Дата обращения: 6 декабря 2023.
- Ian Nathan (May 1996). Dreams: Terry Gilliam’s Unresolved Projects. Empire: p. 37—40.
- Bennetts, Leslie (1986-01-19). . The New York Times . из оригинала 5 марта 2023 . Дата обращения: 5 марта 2023 .
- . Дата обращения: 30 июня 2014. 8 августа 2014 года.
Ссылки
- (англ.)
- 2020-06-28
- 1