Interested Article - Кодзима, Хидэо
- 2021-04-24
- 2
Хидэо Кодзи́ма ( яп. 小島 秀夫 Кодзима Хидэо , 24 августа 1963 , Токио ) — японский геймдизайнер , геймдиректор, сценарист, продюсер и актёр.
Кодзима известен своеобразным авторским подходом к созданию игр; ещё до прихода в игровую индустрию он увлекался литературой и кинематографом и позже рассматривал разработку игр как новую возможность для художественного творчества. Кодзима на протяжении многих лет работал в компании Konami Digital Entertainment , в том числе как руководитель внутренней студии Kojima Productions , и некоторое время был вице-президентом Konami . После разрыва с Konami в 2015 году Кодзима воссоздал и возглавил Kojima Productions уже как независимую студию.
Кодзима наиболее известен как создатель серии игр Metal Gear — разработанные под его руководством игры этой серии выходили на протяжении более чем четверти века, оказав немалое влияние на жанр стелс-игр и индустрию компьютерных игр в целом. Помимо Metal Gear , Кодзима также разработал приключенческие игры Snatcher и Policenauts и также выступал продюсером других игр и серий, в том числе Zone of the Enders , и Castlevania: Lords of Shadow . Death Stranding стала первой игрой Кодзимы, разработанной вне Konami.
Биография
Ранние годы
Хидэо Кодзима родился в Токио младшим из трёх детей . Семья Кодзимы часто переезжала с места на место — так, его родители перебрались из Токио в приморский городок Сирасаки , но позже, когда Хидэо было около четырёх лет, осели в регионе Кансай , в Осаке ; Кодзима вспоминал, что скучал по дикой природе и морю. В школьные годы никто не присматривал за Кодзимой до возвращения родителей с работы и не забирал его из школы — родители утром вешали ему на шею ключи от дома, чтобы он после уроков мог вернуться домой самостоятельно. По воспоминаниям Кодзимы, он ненавидел эти часы в одиночестве дома, и даже став взрослым, старался избегать таких ситуаций. Он говорил: «Когда я во время путешествий остаюсь в гостинице, едва зайдя в номер, я включаю телевизор, чтобы совладать с чувством одиночества» .
Отец Хидэо пережил Вторую мировую войну и бомбардировку Токио — хотя он и не служил в армии или на флоте и не поддерживал само участие Японии в войне, но также сожалел о том, что не смог внести свой вклад в защиту родины. Его рассказы о военных годах произвели огромное впечатление на сына. Хотя отец Хидэо в юности ненавидел американцев как врагов в войне, со временем он страстно полюбил западный кинематограф и передал эту любовь сыну . Каждый вечер Хидэо с семьёй смотрели фильмы, и ему не разрешали идти спать, пока фильм не закончится; когда он стал чуть старше, родители стали давать ему деньги на самостоятельные походы в кино, но только при условии, что, вернувшись домой, он вдумчиво обсудит с ними смысл и режиссуру картины . По словам Кодзимы, самые ранние его воспоминания так или иначе связаны со смертью: он едва не утонул в реке, на него напала бешеная собака, его чуть не сбил поезд, когда он переходил железнодорожные пути . Его отец умер, когда ему было лишь 13 лет .
В детстве Кодзима мечтал стать астронавтом; потом — детективом или полицейским; ещё позже — художником или иллюстратором. От этой мысли его оттолкнул семейный пример — один из его родственников был иллюстратором и часто испытывал финансовые затруднения. Ранняя смерть отца и шаткая финансовая ситуация в семье также повлияли на выбор Кодзимы . В итоге он начал писать короткие рассказы и пытался отправлять их в японские журналы, но всё время получал отказ в публикации. Он сочинял длинные романы — больше 400 страниц, в то время как большинство журналов публиковало повести длиной не больше сотни страниц . После этого он решил заняться съёмкой фильмов вместе со своим другом, у которого имелась 8-миллиметровая камера ; он убедил нескольких других друзей снять фильм о зомби , чтобы показать его на ежегодном школьном фестивале. В другой раз Кодзиме и его друзьям удалось убедить родителей дать им денег на четырёхдневную поездку на остров у побережья Японии — Кодзима задумывал снять фильм-робинзонаду о группе школьников, пытающихся выжить на необитаемом острове. Однако вместо съёмок друзья три дня гуляли по острову и купались, а на четвёртый поспешно сняли ленту о зомби по придуманному на ходу сценарию, чтобы не выглядеть обманщиками; впрочем, Кодзима так и не показал отснятый «фильм» родителям . Они также организовали музыкальную поп-группу, но это было «просто хобби». Друзья Кодзимы не разделяли полностью его страсть к кинематографу и творчеству вообще, больше занимаясь учёбой . При жизни отца планировалось, что после школы Кодзима поедет поступать в университет в Токио, но в конечном счёте он остался с матерью в Осаке . В университете Кодзима изучал экономику и в свободное время занимался писательством; в это же время он заинтересовался видеоиграми .
Карьера
До времён учёбы в университете Кодзима не питал интереса к играм, но его поразила новая для того времени возможность сохранения игр на игровой приставке Famicom : так как игрок мог прервать игровую сессию и вернуться к ней позже, это открывало возможность для гораздо более сложного повествования в играх, чем прежде. На решение Кодзимы оставить учёбу и податься в игровую индустрию повлияли такие игры, как Super Mario Bros. и особенно (1983) — детективный квест, созданный Юдзи Хории . На четвёртом курсе университета Кодзима заявил однокурсникам и преподавателям, что решил прекратить учёбу и начать заниматься разработкой видеоигр; ему отвечали «остановись, подумай, что ты делаешь!» и называли сумасшедшим . Единственным, кто его поддержал, была мать — она говорила сыну, что тот может заниматься тем, чем пожелает .
В 1986 году Кодзима был принят в компанию Konami на должность дизайнера в подразделении, занимавшемся проектами для домашнего компьютера MSX . Он выбрал именно эту компанию, так как её акции торговались на фондовой бирже, чем в то время не могла похвастаться ни одна другая японская компания в игровой индустрии, даже Nintendo : с точки зрения Кодзимы, это был знак статуса .
Первая игра, над которой работал Кодзима в роли ассистента руководителя разработки — . Первый разработанный им проект — Lost Warld (комбинация слов «war» (с англ. — «война») и «world» (с англ. — «мир»)), был отменён Konami .
Первый выпущенный проект — Metal Gear для MSX 2 (компьютер был популярен в основном в Европе и Японии , поэтому в США игра была издана значительно позже для Nintendo Entertainment System ). Metal Gear уникален тем, что явил миру stealth-action , в котором большую часть времени предполагалось не сражаться, а прятаться от противников, а сами вооружённые столкновения были крайне невыгодны игроку.
В 1988 году Кодзима принял участие в разработке Snatcher , приключенческой видеоигры с элементами киберпанка . Игрок олицетворялся с Гиллианом Сидом, жителем мегаполиса Нео-Кобе. По ходу игры он должен был узнать правду о своём прошлом. Несмотря на критику, проект был довольно успешен.
В 1990 году выходит Metal Gear 2: Solid Snake для MSX и только в Японии. Кодзима не стал менять формулу игрового процесса, уделив значительно больше внимания сюжету игры.
В 1992 году выходит ремейк Snatcher для PC Engine , названный Snatcher CD-ROMantic , а в 1994 — Policenauts , приключенческая игра в стиле нуар . В 1996 года оба проекта были портированы на PlayStation .
Долгожданный релиз Metal Gear Solid на PS превращает Кодзиму в звезду игровой индустрии. Этот проект впервые в серии MGS использовал 3D-графику, также он имел серьёзный сюжет и пришёлся по душе большинству игроков.
В начале 2000-х годов Кодзима показал первые кадры Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty , прямого продолжения Metal Gear Solid . Благодаря возможностям PlayStation 2 кинематографические вставки игры были весьма реалистичны, так же как графика и анимация. Проект вызвал и негативные отклики, связанные в основном с заменой Солида Снейка (главный герой предыдущих игр) на новичка Райдена, которому достался огромный второй эпизод игры.
До выхода MGS2 Кодзима спродюсировал Zone of the Enders , шутер от третьего лица с аниме -вставками, и уникальный проект для GBA под названием Boktai: The Sun is in Your Hand (главная идея заключалась в наличии сенсора, реагирующего на солнечный свет. Вокруг этого была построена большая часть игрового процесса). А в 2004 году был выпущен ремейк Metal Gear Solid под названием Metal Gear Solid: The Twin Snakes для Nintendo GameCube . Ролики для игры срежиссировал известный азиатский режиссёр Рюхэй Китамура .
Затем Кодзима занялся разработкой Metal Gear Solid 3 , шпионского экшена в стиле 1960-х годов. Главным героем здесь был Нейкид Снейк (Биг Босс, Big Boss) — генетический отец Солида Снейка. Позднее Konami издала расширенную версию игры — Metal Gear Solid 3: Subsistence .
Kojima Productions
1 апреля 2005 года команда Кодзимы получила собственную студию Kojima Productions , которая за десять лет существования в качестве подразделения Konami выпустила ряд игр серии Metal Gear для различных платформ: Metal Gear Solid 3: Subsistence , , , Metal Gear Solid: Portable Ops , , Metal Gear Solid: Peace Walker , Metal Gear Rising: Revengeance , для платформы Nintendo 3DS и заключительная часть саги о Солиде Снейке — Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots для PlayStation 3 .
В конце концов вышла и следующая часть серии — Metal Gear Solid V: The Phantom Pain , которая совмещает в себе многое из прошлых серии MGS . Игра получила достаточно высокую оценку от игровых критиков.
Единственной игрой, которую студия должна была выпустить не в рамках Metal Gear , могла стать Silent Hills с участием Нормана Ридуса и Гильермо дель Торо .
В определённый момент между Konami и геймдизайнером возник конфликт. Композитор Рика Муранака рассказывала об одной из возможных причин — Хидэо Кодзима получал зарплату в компании, несмотря на продажи игр или какие-либо иные факторы. Игры Metal Gear создавались долго, релизы откладывались, а Кодзима тратил больше ресурсов, чем планировалось изначально. 15 декабря 2015 года Кодзима покинул Konami , а Kojima Productions была расформирована. На следующий же день, 16 декабря, Кодзима совместно с представителями компании Sony Computer Entertainment объявил о воссоздании Kojima Productions уже как независимой студии и намерении разрабатывать совершенно новую игру для игровой приставки PlayStation 4 . Игра под названием Death Stranding была анонсирована на выставке E3 2016 .
В интервью порталу DTF сказал, что мечтает полететь в космос:
Ну и отдельная просьба — Байконур. NASA не хочет запускать меня в космос, так, может, с Байконура меня всё же отправят. Это моя мечта — полететь в космос. Очень надеюсь на вашу поддержку .
В 2021 году распространились слухи и спекуляции о том, что Кодзима разрабатывает игру Abandoned . В своём подкасте Brain Structure он ответил, что не участвует в разработке игры, и посоветовал разработчикам из Blue Box Game Studios поскорее выпустить игру, чтобы развеять слухи .
В 2022 году некоторые политики и даже греческий телеканал обвинили Кодзиму в убийстве бывшего премьер-министра Синдзо Абэ из-за внешнего сходства с задержанным преступником . Kojima Productions ответила, что решительно осуждает распространение фейковых новостей и слухов, способствующих клевете .
Продавать студию кому-либо он не намерен, невзирая на цены, поскольку хочет быть независимым . Геймдизайнер не станет возвращаться к сериям Metal Gear и Silent Hill , по его словам, люди должны понимать, что «такого не будет» . Вместо этого, Кодзима хотел бы заняться созданием фильмов и музыки .
На The Game Awards 2022 состоялся анонс Death Stranding 2 , во время которого Кодзима рассказал, что после пандемии переписал весь сюжет и не хотел больше предсказывать будущее .
В интервью IGN Кодзима заявил, что его новый проект в сотрудничестве с Microsoft потребовал инфраструктуры, которая не являлась необходимой для его прошлых работ . Игра под названием OD была впервые показана на The Game Awards 2023 . В ее разработке также принял участие Джордан Пил . В актерский состав игры вошли София Лиллис , Хантер Шефер и Удо Кир .
Кодзима готов работать с искусственным интеллектом , но подчеркнул, что люди должны руководить им .
Награды и признание
Newsweek поместил Кодзиму в топ-10 лучших людей 2002 года . В 2008 году журнал Next-Gen поместил его на седьмое место в списке «Hot 100 Developers 2008 ». В 2009 году IGN поставил его на шестое место в списке лучших создателей игр всех времён . На MTV Game Awards 2008 Кодзима был удостоен первой награды Lifetime Achievement Award («за жизненные достижения») гейм-дизайнеру, а также был удостоен награды Lifetime Achievement Award на конференции разработчиков игр Game Developers Conference 2009 года . В 2014 году академия National Academy of Video Game Trade Reviewers (NAVGTR) присудила награду Кодзиме за Metal Gear Solid V: Ground Zeroes в категории Game, Franchise Adventure . В декабре 2015 года Кодзима был приглашён принять награду от ежегодной церемонии награждения The Game Awards за Metal Gear Solid V: The Phantom Pain . Однако Konami помешали ему присутствовать на церемонии награждения .
В феврале 2016 года Кодзима получил награду Зала славы AIAS на 19-м ежегодном конкурсе D.I.C.E. Awards . В декабре 2016 года Кодзима смог принять участие в The Game Awards 2016 и получил награду Industry Icon Award («икона индустрии») . 12 октября 2017 года Кодзима получил награду за жизненные достижения на бразильском игровом шоу Brasil Game Show .
Выработанный Кодзимой комплексный подход к созданию видеоигр, заключающийся в сочетании приёмов из двух индустрий — игровой и кинематографической, заслужил уважение. Такие проекты всегда были авторскими «киноиграми» . Мамору Осии положительно оценил Death Stranding , по его мнению, игра содержит атмосферу и эмоциональную нагрузку, которые нельзя передать в фильмах. Но это сложно и отнимает много сил и времени: «Если он продолжит так работать — сократит себе жизнь, без шуток» .
Дважды попадал в Книгу рекордов Гиннесса , первый раз в 2008 году «за создание Metal Gear , первой игры с полноценным использованием стелса в геймплее, и Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty , самой продаваемой игры в жанре стелс для PlayStation 2 », второй в 2019 году «как геймдиректор с наибольшим числом подписчиков в Twitter и Instagram » .
В 2019 году получил от Кёльнского кинофестиваля награду «Cologne Creative Award» за внесённый вклад в формирование творчества и аудиовизуального нарратива .
В 2022 году Хидэо Кодзима был награждён на 72-й премии Агентства по делам культуры Японии. Он стал вторым человеком, связанным с игровой индустрией, который удостоился данной награды. Члены Агентства по делам культуры Японии отметили работу Хидэо Кодзимы над Death Stranding , а также его многолетний подход к созданию игр .
В 2022 году получил премию Anan Award в категории «Культура» за Death Stranding .
В России и Рунете
Русскоязычная публика удостоила Кодзиму особым отношением, не без доли сарказма закрепив за ним прозвище «гений» . Фразы «Кодзима — гений» и «A X BY HIDEO KOJIMA» стали настоящими мемами после выхода Metal Gear Solid V: The Phantom Pain . Поводом для шуток послужило постоянное упоминание и активное выделение имени автора во всех титрах игры, в том числе в начале и конце каждой из 50 сюжетных миссий. После этого Хидэо посетовал на обилие русскоязычных комментариев в своём « Инстаграме », которые он не понимает . В большинстве из них авторы в шуточном стиле отмечают то или иное проявление гениальности сделавшего очередное фото геймдизайнера. Не обошлось без саркастического отождествления с Виктором Цоем и принадлежности к бурятам . Телеканал НТВ назвал его « Стивом Джобсом мира компьютерных игр» .
В октябре 2019 года посетил Россию в рамках промокампании, посвящённой выпуску игры Death Stranding . В ходе визита Кодзима посетил выставку « Игромир-2019 » . Также он дал ряд интервью местным репортёрам и стал гостем передачи « Вечерний Ургант », в которой так ответил на ассоциирующийся с ним мем: «Ну, во-первых, не думаю, что я гений, но раз меня все им называют, наверное, когда-то я им стану. Очень стараюсь быть им». По поводу ожиданий общественности от разработчика и намечающейся игры Кодзима ответил: «Я действительно ощущаю определённое давление, но если нет этого, как сделать что-то хорошее? Мне кажется, что все создатели, артисты чувствуют это напряжение и благодаря этому преодолевают себя». На вопрос о том, кого он сам считает гением, Кодзима ответил: «Вокруг меня много талантливых людей, и мне очень сложно выбрать кого-то одного, они все по-своему гениальны. Особенно те, у кого я учился, вдохновлялся. Тарковский , например. Многие деятели искусства со всего мира повлияли на меня. Это для меня гении ».
Работы
Игры
Год | Название | Продюсер | Геймдиректор | Сценарист | Геймдизайнер |
---|---|---|---|---|---|
1986 | |||||
1987 | Metal Gear | ||||
1988 | Snatcher | ||||
1990 | Metal Gear 2: Solid Snake | ||||
SD Snatcher | |||||
1994 | Policenauts | ||||
1997 | Tokimeki Memorial Drama Series Vol. 1 | ||||
1998 | Tokimeki Memorial Drama Series Vol. 2 | ||||
Metal Gear Solid | |||||
1998–2002 | Beatmania консольные порты | ||||
2000–2002 | Beatmania IIDX консольные порты | ||||
2000 | |||||
2001 | Zone of the Enders | ||||
Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty | |||||
2003 | Boktai: The Sun is in Your Hand | ||||
2004 | Metal Gear Solid: The Twin Snakes | ||||
Metal Gear Solid 3: Snake Eater | |||||
2005 | |||||
2006 | |||||
Metal Gear Solid: Portable Ops | |||||
2008 | Super Smash Bros. Brawl | ||||
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots | |||||
2009 | |||||
2010 | |||||
Metal Gear Solid: Peace Walker | |||||
Castlevania: Lords of Shadow | |||||
2013 | Metal Gear Rising: Revengeance | ||||
2014 | Metal Gear Solid V: Ground Zeroes | ||||
P.T. | |||||
2015 | Metal Gear Solid V: The Phantom Pain | ||||
2019 | Death Stranding | ||||
2025 | Death Stranding 2: On The Beach | ||||
TBA | OD | ||||
TBA | Physint |
Актёрские роли
Год | Название | Роль | Прим. |
---|---|---|---|
1994 | Policenauts | офицер AP № 2 (в титрах не указан) | |
1998 | Metal Gear Solid | сам себя (голос; японская версия) | |
1999 | Metal Gear Solid: VR Missions | Генола | |
2004 | Metal Gear Solid: The Twin Snakes | сам себя (портрет) | |
2008 | Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots | голос Бога | |
солдаты | |||
2010 | Castlevania: Lords of Shadow | Чупакабра (японская версия) | |
2014 | Metal Gear Solid V: Ground Zeroes | сам себя | |
2015 | Metal Gear Solid V: The Phantom Pain | ||
2019 | Death Stranding | «Тварь» (в титрах не указан) | |
Control | доктор Йошими Токуи | ||
2020 | Cyberpunk 2077 | Осима |
Кино и телевидение
Год | Название | Роль | Прим. |
---|---|---|---|
TBA | Death Stranding | продюсер |
Актёрские роли
Год | Название | Роль | Прим. |
---|---|---|---|
2000 | массовка | ||
2003 | |||
2017 | |||
2019 | Слишком стар, чтобы умереть молодым | наёмник | |
2023 | Ковбой из Копенгагена | Хидео | |
Хидэо Кодзима: Соединяя миры | сам себя |
Примечания
- Hideo Kojima // (бук.) — 1978. — ISSN
- The Creative Gene: How Books, Movies, and Music Inspired the Creator of Death Stranding and Metal Gear Solid (яп.) — ビズメディア , 2021.
- (30 марта 2011). Дата обращения: 30 марта 2011. Архивировано из 1 апреля 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 12 марта 2008. Архивировано из 16 ноября 2007 года.
- ↑ Parkin, Simon . The Guardian. Дата обращения: 31 января 2014. 3 февраля 2014 года.
-
↑
Hideo Kojima Versus the Big Robots
(неизв.)
// EDGE Magazine. — 2004. — 22 April (
№ 136
). —
С. 69—74
.
Копия текста на сайте metalgearsolid.org: - ↑ Parkin, Simon (англ.) . The New Yorker (17 декабря 2015). Дата обращения: 23 октября 2019. 16 ноября 2019 года.
- Greg Kasavin. (англ.) . GameSpot (24 марта 2005). Дата обращения: 23 октября 2019. 23 октября 2019 года.
- ↑ . Дата обращения: 13 марта 2008. 9 июля 2017 года.
- . Дата обращения: 13 марта 2008. 7 сентября 2013 года.
- Joe Parlock. www.destructoid.com (27 июля 2015). Дата обращения: 17 февраля 2017. 18 февраля 2017 года.
- Michael McWhertor. (англ.) . Polygon (15 декабря 2015). Дата обращения: 24 февраля 2017. 6 декабря 2016 года.
- . Polygon . Vox Media. Дата обращения: 16 декабря 2015. 16 декабря 2015 года.
- Chloi Rad. . IGN (13 июня 2016). Дата обращения: 24 февраля 2015. 14 июня 2016 года.
- . dtf.ru . DTF (6 октября 2019). Дата обращения: 11 октября 2019. 11 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 5 ноября 2022. 5 ноября 2022 года.
- Foster, George (англ.) . TheGamer (3 ноября 2022). Дата обращения: 8 декабря 2023.
- . Дата обращения: 10 июля 2022. 10 июля 2022 года.
- . Дата обращения: 10 июля 2022. 10 июля 2022 года.
- . Дата обращения: 7 ноября 2022. 7 ноября 2022 года.
- . Дата обращения: 13 ноября 2022. 13 ноября 2022 года.
- . Дата обращения: 13 ноября 2022. 13 ноября 2022 года.
- . Дата обращения: 9 декабря 2022. 10 декабря 2022 года.
- . Дата обращения: 23 декабря 2022. 23 декабря 2022 года.
- Patches, Matt (амер. англ.) . Polygon (7 декабря 2023). Дата обращения: 8 декабря 2023.
- . Дата обращения: 23 июня 2023. 23 июня 2023 года.
- (22 января 2002). Дата обращения: 31 марта 2008. Архивировано из 12 апреля 2008 года.
- (23 декабря 2001). Дата обращения: 13 марта 2008. Архивировано из 9 мая 2008 года.
- (19 февраля 2008). Дата обращения: 25 марта 2008. 9 мая 2008 года.
- IGN. . IGN. Дата обращения: 15 октября 2009. Архивировано из 2 апреля 2010 года.
- (24 ноября 2008). Дата обращения: 19 января 2011. 25 ноября 2010 года.
- (17 февраля 2009). Дата обращения: 2 июня 2009. 21 февраля 2009 года.
- . National Academy of Video Game Trade Reviewers . Дата обращения: 8 июля 2019. Архивировано из 22 марта 2017 года.
- . BBC. 2015-12-04. из оригинала 16 мая 2016 .
- 23 апреля 2016 года. , Academy of Interactive Arts & Sciences
- Campbell, Colin (2016-12-01). . из оригинала 2 декабря 2016 . Дата обращения: 8 июля 2019 .
- KojiPro2015_EN. [твит] . Твиттер (6 ноября 2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. 22 февраля 2018 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2019. 30 сентября 2019 года.
- Дата обращения: 30 сентября 2019. 30 сентября 2019 года.
- Сэм Спейд. . dtf.ru . DTF (19 ноября 2019). Дата обращения: 27 сентября 2021. 27 сентября 2021 года.
- Георгий Киракосян. . igromania.ru . Игромания (11 ноября 2019). Дата обращения: 11 ноября 2019. 11 ноября 2019 года.
- (англ.) . filmfestival.cologne . Официальный сайт Film Festival Cologne. Дата обращения: 18 марта 2019. 18 октября 2019 года.
- . playground.ru . PlayGround.ru (18 октября 2019). Дата обращения: 18 октября 2019. 18 октября 2019 года.
- Екатерина Кулешова. . igromania.ru . Игромания (15 марта 2022). Дата обращения: 15 марта 2022. 15 марта 2022 года.
- Jeffrey Rousseau. . gamesindustry.biz . GamesIndustry.biz (10 марта 2022). Дата обращения: 15 марта 2022. 15 марта 2022 года.
- . Дата обращения: 13 ноября 2022. 13 ноября 2022 года.
- Никита Казимиров. kanobu.ru . Канобу (15 июля 2019). Дата обращения: 11 октября 2019. 30 сентября 2019 года.
- Евгений Миркин. . 3dnews.ru . 3DNews (24 апреля 2019). Дата обращения: 11 октября 2019. 30 сентября 2019 года.
- Егор Аргунов. . dtf.ru . DTF (31 августа 2019). Дата обращения: 11 октября 2019. 30 сентября 2019 года.
- Антон Самитов. . dtf.ru . DTF (7 октября 2019). Дата обращения: 11 октября 2019. 7 октября 2019 года.
- ↑ . Lenta.ru (31 января 2018). Дата обращения: 5 октября 2019. 5 августа 2018 года.
- . tass.ru . ТАСС (4 октября 2019). Дата обращения: 11 октября 2019. 6 октября 2019 года.
- Елена Милая. . gamebomb.ru (23 июля 2019). Дата обращения: 11 октября 2019. 30 сентября 2019 года.
- . ntv.ru . НТВ (4 октября 2019). Дата обращения: 11 октября 2019. 5 октября 2019 года.
- Ольга Семеникина. . kanobu.ru . Канобу (6 октября 2019). Дата обращения: 11 октября 2019. 6 октября 2019 года.
- . « Первый канал » (3 октября 2019). Дата обращения: 4 октября 2019. 5 октября 2019 года.
- ↑ . behindthevoiceactors.com . Дата обращения: 30 июля 2022. 30 июля 2022 года.
- Connor Sheridan published. (англ.) . gamesradar (13 ноября 2019). Дата обращения: 17 октября 2022. 10 октября 2022 года.
- (англ.) . Engadget . Дата обращения: 6 декабря 2019. 6 декабря 2019 года.
- Livingston, Christopher . PC Gamer (21 декабря 2020). Дата обращения: 11 марта 2021. 30 сентября 2022 года.
- (англ.) . www.kojimaproductions.jp . Дата обращения: 1 февраля 2024.
- Salas, Jorge (2017-03-12). . The Tokusatsu Network . из оригинала 13 марта 2017 . Дата обращения: 14 марта 2017 .
- Austen Goslin. (амер. англ.) . Polygon (6 января 2023). Дата обращения: 21 марта 2023. 21 марта 2023 года.
- (англ.) . www.kojimaproductions.jp . Дата обращения: 8 июня 2023.
Литература
- Вулф, Терри. Кодзима — гений. История разработчика, перевернувшего индустрию видеоигр : [ рус. ] . — Москва : Эксмо, Бомбора, 2019. — 600 с. — ISBN 978-5-04-100285-5 .
Ссылки
- (англ.)
- (яп.)
- 2021-04-24
- 2