Дворкин, Александр Леонидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Андреа Рита Дворкин ( англ. Andrea Rita Dworkin ; 26 сентября 1946 , Камден , Нью-Джерси , США — 9 апреля 2005 , Вашингтон , США ) — американская радикальная феминистка и писательница, получившая широкую известность из-за своего отношения к порнографии , которая, согласно её мнению, тесно связана с изнасилованием и другими формами насилия над женщинами.
Начав свою общественную деятельность в 1960-х годах как участница антивоенного движения и анархистка , Дворкин позже стала радикальной феминистской и опубликовала 10 книг по теории и практике радикального феминизма. В конце 70-х и в начале 80-х годов была выразительницей феминистского движения против порнографии, а её трактаты о порнографии и сексуальности, особенно «Порнография: мужчины обладают женщинами» ( англ. Pornography: Men Possessing Women ) и «Половая связь» ( англ. Intercourse ), обратили на себя внимание американской общественности.
Андреа Дворкин родилась в Кэмдене, штат Нью-Джерси , в еврейской семье. Родители: Сильвия Шпигель и Гарри Дворкин. У неё был младший брат Марк. Отец Дворкин был школьным учителем и убеждённым социалистом, от которого, по её мнению, она восприняла своё горячее стремление к социальной справедливости. Её отношения с матерью были напряжёнными, но, как позже писала Дворкин, то, что её мать была сторонницей легализации средств контроля над рождаемостью и абортов «задолго до того, как эта идея стала популярной в обществе», повлияло на её дальнейшую деятельность.
По воспоминаниям Дворкин, её детство до девяти лет, то есть до того момента, когда она стала жертвой попытки изнасилования со стороны незнакомого мужчины в кинотеатре, было вполне безоблачным. Когда Дворкин было десять, её семья переехала из города в пригород Черри-Хилла, штат Нью-Джерси, что, как она позднее писала: «я ощущала так, словно меня похитили инопланетяне и посадили в исправительную колонию». В шестом классе администрация школы наказала её за отказ исполнять песню « Тихая ночь » (как иудейка она возражала против того, чтобы её заставляли в школе петь христианские религиозные песни).
Дворкин начала писать стихи и прозу в шестом классе. В старшей школе она с жадностью читала много книг, что поощряли её родители. Особенно на неё повлияли Артюр Рембо , Шарль Бодлер , Генри Миллер , Фёдор Достоевский , Че Гевара и битники , особенно Аллен Гинсберг .
В 1965 году, во время учёбы в Беннингтонском колледже , Дворкин была арестована на демонстрации против войны во Вьетнаме и помещена в Нью-Йоркскую женскую камеру предварительного заключения. Тюремные врачи провели ей гинекологический осмотр настолько грубо, что несколько дней после этого у неё продолжалось кровотечение. Дворкин публично рассказывала об этом инциденте и дала показания перед большим жюри, которое отказало ей в возбуждении уголовного дела. Однако случай получил освещение в национальных и международных СМИ. Свидетельство Дворкин сыграло роль в общественной кампании против жестокого обращения с заключёнными. Через семь лет под давлением общественности тюрьма была закрыта.
Вскоре после слушаний в большом жюри Дворкин оставила учёбу в Беннингтоне и уехала в Грецию . Некоторое время она жила на Крите , где написала серию поэм «Вариации на тему Вьетнамской войны», сборник поэм и стихотворений в прозе, изданных на Крите под общим названием «Ребёнок», и роман «Записки о горящем друге» в стиле, напоминающем магический реализм, в котором шла речь о пацифисте Нормане Моррисоне, совершившем самосожжение в знак протеста против войны во Вьетнаме. Несколько поэм и диалогов, напечатанных там, Дворкин вручную напечатала по возвращении на родину под названием «Утренние волосы».
Вернувшись с Крита, Дворкин продолжала изучать литературу в Беннингтоне. Она участвовала в кампаниях против кодекса поведения учащихся колледжа, за доступность контрацепции в кампусе, за легализацию аборта и против войны во Вьетнаме. Она окончила колледж по специальности «литература» в 1968 году.
После окончания колледжа Дворкин поехала в Амстердам , чтобы взять интервью у голландских анархистов из контркультурного движения «Прово». Там она познакомилась с одним из анархистов и вышла за него замуж. Вскоре после свадьбы он начал жестоко обращаться с ней: тушил о неё сигареты, бил её кулаками и ногами, деревянным брусом по коленям и головой об стол, пока она не теряла сознание.
В 1974 году Дворкин познакомилась с писателем и активистом . Встреча произошла в Гринвич-Виллидж , когда они ушли с чтения стихов, на котором звучали женоненавистнические материалы. Они стали близкими друзьями и в конце концов начали жить вместе. Столтенберг написал ряд радикально-феминистских книг и статей о маскулинности. Хотя Дворкин открыто писала «Я люблю Джона сердцем и душой», а Столтенберг говорил, что Дворкин была «любовью его жизни», они продолжали открыто идентифицировать себя как лесбиянка и гей. Столтенберг, рассказывая о растерянности, которую его отношения с Дворкин вызывали у людей прессы, так определил их: «Таким образом, я публично подтверждаю только эти простейшие факты: да, Андреа и я живём вместе и любим друг друга, мы спутники жизни друг друга, и при этом мы открытые лесбиянка и гей».
Дворкин и Столтенберг поженились в 1998 году; после её смерти Столтенберг сказал: «Именно поэтому мы на самом деле никогда не рассказывали никому, что мы женаты. Люди неправильно понимают это. В таких случаях они думают: „О, она принадлежит тебе“. У нас же просто не было желания слышать этот абсурд».
Говоря об Андреа Дворкин, чаще всего вспоминают о той роли, которую её выступления, сочинения и общественная деятельность сыграли в становлении и развитии феминистского движения против порнографии . В 1976 году Дворкин сыграла ведущую роль в организации пикетов против показа фильма «Снафф» в Нью-Йорке, а осенью того же года вместе с Адриенной Рич , Грейс Пейли , Глорией Стайнем , Шир Хайт , , , , , и попыталась создать радикально-феминистскую группу против порнографии. Члены группы в конце концов создали в 1979 году организацию , но к тому времени Дворкин начала дистанцироваться от неё из-за разности в подходах. Дворкин выступала на первом марше «Вернуть себе ночь» в ноябре 1978 года и участвовала в марше 3000 женщин по кварталу красных фонарей в Сан-Франциско .
В 1979 году Дворкин опубликовала книгу «Порнография: мужчины обладают женщинами», в которой она анализирует (с привлечением многочисленных примеров) современную и историческую порнографию как индустрию дегуманизации, основанную на ненависти к женщине. Согласно анализу Дворкин, порнография участвует в насилии над женщинами — как в процессе своего создания (через жестокое обращение с женщинами, участвующими в её съёмках), так и социальными последствиями её употребления, поощряя мужчин эротизировать доминирование, унижение и жестокое обращение с женщинами.
В 1980 году Линда Боримэн (снимавшаяся в порнографическом фильме « Глубокая глотка » под псевдонимом Линда Лавлейс) публично заявила о том, что её бывший супруг Чак Трейнор избивал и насиловал её, а также насильственно принуждал сниматься в «Глубокой глотке» и других порнографических фильмах. Боримэн сделала эти обвинения на пресс-конференции в присутствии Дворкин, адвоката-феминистки Кэтрин Маккиннон и членов движения «Женщины против порнографии». После пресс-конференции Дворкин, МакКиннон, Глория Стайнем и Боримэн начали обсуждение возможности использования федерального закона о гражданских правах с тем, чтобы добиться от Трейнора и изготовителей «Глубокой глотки» возмещения ущерба. Боримэн заинтересовалась этим, но Стайнем обнаружила, что срок давности по возможному иску уже истёк.
Дворкин и МакКиннон, однако, продолжали обсуждать возможность борьбы с порнографией с помощью судебных исков.
В 1983 году Дворкин опубликовала книгу «Женщины правого крыла: политика одомашнивания женщин», в которой она исследовала причины того, почему находятся женщины, которые сотрудничают с мужчинами в борьбе за ограничение женской свободы. В предисловии к британскому изданию Дворкин пишет, что новые правые в Соединённых Штатах особенно озабочены сохранением мужской власти в семье, распространением фундаменталистских версий правоверных религий, противодействием абортам и сопротивлением попыткам противостоять домашнему насилию; но также они первые, кому «удалось заставить женщин как женщин (то есть женщин, которые утверждают, что они действуют в интересах женщин как группы) успешно работать ради власти мужчин над женщинами, ради иерархии, в которой женщины — служебные существа по отношению к мужчинам, ради того, чтобы женщины были законной собственностью мужчин, ради религии как выражения трансцендентной мужской власти». Ставя эту проблему в своей книге, Дворкин задаёт вопрос: «Почему женщины правого крыла ведут агитацию за собственное подчинение? Каким образом правое движение , которое контролируют мужчины, заручается их симпатией и лояльностью? И почему женщины правого крыла действительно ненавидят борьбу, которую феминистки ведут за их равенство?»
Дворкин опубликовала три художественные книги, уже получив известность как теоретичка и активистка феминизма. В 1980 она опубликовала собрание коротких историй «Разбитое сердце новой женщины». Первый её опубликованный роман, «Лёд и пламя», был издан в Соединённом Королевстве в 1986 году. Написанный от первого лица, этот роман полон описаний насилия и жестокости; по утверждению Сьюзи Брайт , он представляет собой переработку одной из самых известных работ маркиза де Сада, «Жюльетты», в свете современной феминистской теории. Дворкин, однако, стремилась изображать вред, который мужчины причиняют женщинам, как нормализованную политическую практику, а не как проявление эксцентрического эротизма. Второй роман Дворкин, «Милость», был опубликован в 1990 году, также в Соединённом Королевстве.
Короткие рассказы и романы Дворкин часто включают элементы её собственной жизни и темы, затронутые в её публицистических произведениях, о которых иногда говорится от первого лица. Критики иногда цитировали отрывки из речей персонажей «Льда и пламени» в качестве примера собственных взглядов Дворкин. Сама она, однако, писала: «Моя беллетристика — это не автобиография. Я не выставляю на свет свою жизнь, не показываю себя, не прошу, чтобы меня простили, и не хочу исповедаться. Но я использовала всё, что я знаю, — свою жизнь — с тем, чтобы показать то, что, я верю, показать нужно, чтобы это могло быть увиденным. Императив, лежащий в основе моих сочинений, — то, что должно быть сделано, — напрямую вытекает из всей моей жизни. Но я не показываю эту жизнь непосредственно, как она есть; и даже не смотрю на неё, подобно другим».
В том же году «Книжное обозрение Нью-Йорк Таймс» опубликовало развёрнутое письмо Дворкин, в котором она описывает происхождение своей глубокой ненависти к проституции и порнографии («массово производимой, технологизированной проституции»), рассказав, как её подвергали насильственному осмотру тюремные врачи, избивал её первый муж и многие другие мужчины.
Во время скандала с Моникой Левински Дворкин выступила категорической противницей Билла Клинтона . Она также выразила свою поддержку Поле Джонс и Джуаните Броаддрик.
В 2000 году Дворкин опубликовала книгу «Козёл отпущения: евреи, Израиль и освобождение женщин», в которой она сравнивала угнетение женщин с преследованием евреев, обсуждала сексуальную составляющую в политике еврейской идентичности и в антисемитизме и призывала к созданию женского государства в качестве ответа на угнетение женщин.
В июне 2000 года в «Нью-Стейтсмен» и «Гардиан» были опубликованы статьи Дворкин, в которых она писала, что в прошедшем году один или несколько мужчин изнасиловали её в её гостиничном номере в Париже, подсыпав ей в питье оксибутират натрия . Отклики на статью были противоречивы. Катарина Беннетт и Джулия Грейсн открыто выразили сомнение в достоверности утверждений Дворкин, что вызвало размежевание мнений между скептиками и сторонниками Дворкин, среди которых были Кэтрин МакКиннон, Кэтрин Винер и Глория Стайнем.
В 2002 году Дворкин опубликовала автобиографию «Разрыв сердца: политические воспоминания воинствующей феминистки». Вскоре она снова начала произносить речи и писать, и в 2004 году в интервью сказала: «Я думала, что меня добили, но сейчас я снова чувствую в себе жизненные силы. Я по-прежнему хочу приносить женщинам пользу». Дворкин опубликовала ещё три статьи в Гардиан и начала работу над новой книгой, «Пишущая Америка: как писатели изобрели нацию и разделили её по полу», в которой она анализировала роль таких писателей, как Эрнест Хемингуэй и Уильям Фолкнер , в развитии американской политической и культурной идентичности. Эта книга осталась незавершённой.
В последние годы своей жизни Дворкин очень страдала от остеоартрита коленных суставов и резко выраженного ожирения , следствием которого было неуклонное прогрессирование остеоартрита. Через короткое время после возвращения из Парижа в 1999 году она была госпитализирована с высокой температурой и тромбами в венах нижних конечностей . Через несколько месяцев после того, как её выписали, она потеряла способность сгибать колени и прибегла к операции, в результате которой ей поставили титановые и пластиковые протезы.
Она умерла во сне утром 9 апреля 2005 года у себя дома в Вашингтоне .
Дворкин была автором десяти книг по радикально-феминистской теории и множества статей и речей. В конце 1970-х и в 1980-х годах Дворкин была одной из самых влиятельных представительниц американского радикального феминизма.
Фрагменты