Юмор
- 1 year ago
- 0
- 0
Чёрный юмор — юмор с примесью цинизма , комический эффект которого состоит в насмешках над смертью , насилием, болезнями, физическими отклонениями или иными «мрачными», макабрическими темами. Чёрный юмор — обычный ингредиент абсурдистики в литературе и в кино ( ОБЭРИУ , « Монти Пайтон », театр абсурда ).
Термин «чёрный юмор» ( фр. humour noir ) французского происхождения. Он встречается у символиста Гюисманса в 1880-е годы, однако в широкое употребление введён адептами сюрреализма , а в первую очередь Андре Бретоном , составившим в 1939 году « ».
Бретон возводил истоки «чёрного юмора» к литературе Просвещения — к произведениям Свифта (« Скромное предложение »), Вольтера (« Кандид »), Стерна (« Тристрам Шенди »). Не лишены «чёрного» оттенка некоторые пародии на готический роман . Для философского обоснования мрачной комедии сюрреалисты привлекали учения Гегеля и Фрейда .
В простонародной среде «чёрный юмор» продолжал средневековую карнавальную традицию, представленную « плясками смерти » и « пирами во время чумы ». По этой причине поистине народными стали мрачная песня из бурлетты « Сержант-рекрутёр » и полная жутких страшилок немецкая книжка для детей « Стёпка-Растрёпка ». В фольклористике термин «чёрный юмор» используется для характеристики таких форм современного городского фольклора , как « садистские стишки » и анекдоты о мёртвых младенцах .
Из произведений XIX века Бретон включил в свою антологию сочинения Шарля Бодлера , Льюиса Кэррола и Альфонса Алле . В русской литературе с чёрным юмором ассоциируются имена Антона Чехова ( святочные рассказы ), Саши Чёрного , Даниила Хармса и Григория Остера (« »).
«В любой жизни есть свои взлёты и падения, — как говаривал один мой знакомый лифтёр» .
— Альфонс Алле . Не бейтесь в истерике.
Отчасти с чёрный юмором связан период раннего творчества Владимира Маяковского (« Я люблю смотреть, как умирают дети », « Клоп », « Баня »).
По мнению некоторых исследователей, американская постмодернистская литература сформировалась на основе литературного течения под названием школа «черного юмора»
На высмеивании священных или неприкосновенных тем построена английская «чёрная комедия» ( англ. black comedy ), к вершинам которой относятся послевоенные фильмы Ealing Studios (« Добрые сердца и короны », « Замочить старушку ») и продукция « Монти Пайтона ». В настоящее время традиции жанра продолжает Эдгар Райт (« Зомби по имени Шон », 2004), (« », 2010) и другие режиссёры.
В других кинематографических традициях также есть место для « комедии ужасов »; её проявления весьма разнообразны — от « Бала вампиров » Романа Поланского до « Дома » .
Чёрный юмор характерен и для популярных голливудских режиссёров — Роберта Земекиса (« Смерть ей к лицу »), братьев Коэн (« Бартон Финк », « Большой Лебовски »), Квентина Тарантино (« Бешеные псы », « Криминальное чтиво »), Тима Бёртона (« Труп невесты », « Кошмар перед Рождеством », « Мрачные тени » и другие), Гай Ричи (« Карты, деньги, два ствола », « Большой куш », « Рок-н-рольщик », и « Джентльмены »).
Также существует множество фильмов, содержащих элементы чёрного юмора, однако не позиционирующих себя как чёрные комедии. Например, в комедии « Тупой и ещё тупее » главные герои убивают одного из злодеев, вместо таблеток от язвы накормив его крысиным ядом.