Interested Article - Амфиарай

Амфиарай ( др.-греч. Ἀμφιάραος ) — персонаж греческой мифологии , царь Аргоса из династии потомков Мелампода , обладавший способностями прорицателя. Правил совместно со своим родичем Адрастом , на сестре которого Эрифиле был женат. Амфиарай знал, что поход Семерых против Фив закончится поражением, но был вынужден к нему присоединиться из-за настояний жены, подкупленной Полиником . В решающем бою благодаря вмешательству Зевса был поглощён разверзшейся землёй, а потом получил бессмертие. Его сын Алкмеон отомстил за отца, убив собственную мать.

Молодость и пророческий дар

Выступление Амфиарая (в центре) в поход на Фивы. Слева Эрифила с ожерельем. Роспись чернофигурного кратера из Коринфа , 570—560 гг. до н. э.

Прорицатель . Во Флиунте показывали «Вещий» дом, в котором Амфиарай провёл ночь, после чего стал пророчествовать. С тех пор дом оставался запертым . Первым воздержался от употребления бобов .

Аргонавт . На играх по Пелию победил в прыжках . Участник Калидонской охоты .

Женат на Эрифиле . Временно изгнал Адраста из Аргоса . Когда у Амфиарая произошло столкновение с Адрастом (спор за царскую власть), Амфиарай после примирения поклялся, что он будет полагаться на суд Эрифилы . Адраст и Амфиарай разделили царскую власть.

Поход на Фивы

Согласно Гомеру, Амфиарай погиб «жертвой женского златолюбия» . Благодаря своему пророческому дару Амфиарай знал , что все участники в войне против Фив погибнут, за исключением Адраста. Он не хотел поэтому принимать участия в этом походе, пока не был принуждён к тому женой своей Эрифилой, которой он раньше уже обязался в этом клятвой; по другим рассказам, Амфиарай отправился на войну после того, как она открыла всем место, где он спрятался, не желая идти в поход . Один из Семерых против Фив .

Но, отправившись в поход, он поручил сыну своему Алкмеону , а также, как передают другие, и младшему сыну, Амфилоху , отомстить за его смерть, чтобы они, когда вырастут, убили свою мать. В Немейских играх победил в прыжках и метании диска . Убил змея, убившего Офельта .

Стоял у Гомолоидских ворот . Либо стоял у Претидских ворот Фив . Отрубил Меланиппу голову и дал её Тидею , которого ненавидел. Всё войско аргивян было действительно уничтожено фиванцами и только одному Адрасту удалось спастись.

У реки Исмена Амфиарай обратился в бегство. Когда Периклимен его настиг и готовился метнуть в него дротик, Зевс метнул перун, и Амфиарай вместе с колесницей и возничим исчез в расщелине: Зевс сделал его бессмертным . Это было в городе Гарме на пути из Фив в Халкиде .

Традиция

В месте, где Амфиарай восстал из недр земли, воздвигнут был находившийся в большом почёте храм Амфиарая с оракулом сновидений; остатки этого храма найдены в новейшее время в 2 километрах к востоку от современного малого города (греч.) , в 8 километрах к востоку от Оропоса , в 3 километрах к западу от (греч.) . Между другими святилищами Амфиарая пользовался сначала значением храм, находившийся в Фивах, но мало-помалу он должен был уступить первенство вышеупомянутому. Античное искусство часто брало приключения Амфиарая, в особенности же его поход против Фив, темой для своих произведений.

Царствует среди мёртвых . Богом впервые стали считать Амфиарая в Оропе, там его оракул, святилище перенесено по указанию оракула из фиванской Кнопии . Ороп — город спорный между Аттикой и Беотией.

Статуя Амфиарая в Афинах . Изречения Амфиарая издал в стихах Иофонт из Кноса . Его дом показывали в Аргосе . Святилище в Спарте .

Действующее лицо сатировской драмы Софокла « Амфиарай » , трагедии Еврипида « Гипсипила », пьес Клеофонта и Каркина Младшего и неизвестного автора «Амфиарай», комедии Аристофана « Амфиарай ».

Современные исследователи отмечают хтонизм его культа .

Примечания

  1. Παυσανίας 3.12.5 // Описание Эллады (др.-греч.)
  2. Гигин. Мифы 128
  3. Павсаний. Описание Эллады II 13, 7
  4. Дидим. Комментарий к Геопонике II 35, 8 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С. 411
  5. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Гигин. Мифы 14 (с. 32)
  6. Стесихор. Погребальные игры по Пелию, фр. 179b Пейдж
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 8, 2; Павсаний. Описание Эллады VIII 45, 6; Овидий. Метаморфозы VIII 317
  8. Пиндар. Немейские песни IX 12, 23
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 65, 6
  10. Гомер. Одиссея XV 247
  11. Пиндар. Пифийские песни VIII 56
  12. Гигин. Мифы 73
  13. Софокл. Эдип в Колоне 1313; Еврипид. Умоляющие. стр. 926—928; Финикиянки. стр. 172—178
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 6, 4
  15. Еврипид. Гипсипила, стр. 248—263 Пейдж
  16. Эсхил. Семеро против Фив. стр. 568—596
  17. Еврипид. Финикиянки 1109
  18. Еврипид. Умоляющие. стр. 500—502; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 6, 8; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 65, 8; Стаций. Фиваида VII стр. 794—823
  19. Павсаний. Описание Эллады I 34, 2; IX 8, 3; 19, 4; Страбон. География IX 2, 11 (стр. 404)
  20. Софокл . Электра. стр. 836—840
  21. Павсаний . Описание Эллады I 34, 2; Страбон . География IX 1, 22 (стр. 399); IX 2, 10 (стр. 404)
  22. Павсаний . Описание Эллады I 8, 3
  23. Павсаний . Описание Эллады I 34, 4
  24. Павсаний . Описание Эллады II 23, 2
  25. Павсаний . Описание Эллады III 12, 5
  26. Софокл . Амфиарай, фр. 113—120 Радт
  27. Аристотель . Поэтика 17
  28. Протопопова И. А. // Русская антропологическая школа. Труды. — М. : РГГУ, 2004. — Вып. 2 . — С. 163—190 . 7 апреля 2015 года.
Источник —

Same as Амфиарай