Interested Article - Голем

Го́лем ( / ˈ ɡ l ə m / ; ивр. גּוֹלֶם ‎, gōlem ) — мифическое антропоморфное существо в еврейской мифологии , полностью созданное из неживой материи, обычно глины или грязи . В Псалмах и средневековых писаниях слово «голем» использовалось как термин для аморфного, бесформенного материала .

В одной из самых известных легенд о големе фигурирует Иуда Лёв бен Бецалель , пражский раввин конца XVI века. В разных рассказах подробности оживления и управления големами различаются. Согласно еврейскому журналу « » , «голем — это очень изменчивая метафора с, казалось бы, безграничным символизмом. Он может быть как жертвой, так и злодеем, мужчиной или женщиной, а иногда и тем, и другим» . Образ голема вошёл в современную популярную культуру, часто появляется в произведениях ужасов (как чудовище) и фэнтези (как своего рода магический робот).

Этимология

Термин «голем» встречается один раз в Танахе ( Пс. ), где используется слово גלמי ( голми : «мой голем») , означающее «сырой, необработанный материал , или «незавершенного человека» в глазах Бога . В Мишне этот термин используется для обозначения некультурного человека: «Семь характеристик у некультурного человека и семь у учёного» (שבעה דברים בגולם) ( Пиркей авот , гл. 5:7 в оригинальном еврейском тексте; английские переводы различаются).

В современном иврите слово «голем» означает «тупой» или «беспомощный». Либо используется как метафора для неразумного болвана или существа, которое служит человеку под его полным контролем, но при этом может враждебно относиться к нему, если контроль вдруг будет утрачен . В идиш слово «голем» перешло в форме «гойлем», что означает кого-то, кто находится в апатии или ступоре .

Легенда

Пражская синагога , где, по преданию, хранятся останки голема

Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа. Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «белых» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю , который оживил истукана, вложив ему в рот так называемый «шем», или тетраграмматон . Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века. Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли. Так, например уже в некоторых текстах « Большого Ключа Соломона », написанных в XVI веке, присутствуют методики по созданию «камня», который создаётся из глины , крови и иных примесей, этому комку придаётся форма человека и провозглашается пародийная фраза «да будет человек» .

В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его создателя: искусственный человек делает то, что по закону неприлично или даже преступно для человека живого.

В массовой культуре

Пражская репродукция Голема
Статуэтка пражского Голема, созданного для фильма Пекарь императора — Император пекарей

Образ голема находит широкое отражение в культуре различных эпох. В частности, големы появляются в следующих произведениях:

Литература

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики ( Арним , «Изабелла Египетская» ; на реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе « Франкенштейн, или Современный Прометей », у Гофмана и Гейне ); для них голем — экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто ) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой — роман Густава Майринка и в еврейской — драматическая поэма Г. Лейвика .

«Голем» Майринка по существу — социальная сатира на мессианизм . Он — символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», — болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и Голем, становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. «Голем» — это книга, в которой обретают зловещую реальность древние каббалистические образы и мистическая подоплёка обыденной жизни. Человек, по Майринку, всё более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Русская народная сказка

Очень похожа на легенду о големе сказка о Глиняном Парне и Снегурочке .

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине — Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия». Также у фантастов братьев Стругацких в повести « Понедельник начинается в субботу » имеется упоминание о Бен Бецалеле и Големе.

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .

Писатель Григорий Климов в романе «Моё имя легион» (глава № 17 «Чистилище») упоминает спецпроект 13-го отдела КГБ СССР «Голем».

В серии книг «Тайный город» Вадима Панова очень часто употребляются големы как боевые, так и для домашнего обихода.

Голем упоминается в поэме Елены Шварц «Прерывистая повесть о коммунальной квартире».

Голем становится героем одноимённого стихотворения Анны Горенко из цикла «Песни мёртвых детей».

Пражская легенда о Големе упоминается в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки».

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождём, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своём «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.

Фантастика

Идея Голема, как существа, созданного искусственно для выполнения работы, является предшествующей идее робототехники . При этом, факт проявления Големом мышления, не предусмотренного создателем, позже широко используется в сюжетах «восстания машин».

В творчестве писателей- фантастов голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези , в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема необходимо подобрать буквенный код .

Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:

  • Лазарчук А. , Успенский М. « Посмотри в глаза чудовищ » — описана монотонная работа сотрудников Аненербе по подбору такого буквенного кода с целью создания идеальных и послушных воле нацистской Германии солдат.
  • Чан Т. «72 буквы» — о применении к живой материи принципа наложения слова (непременно из 72 букв еврейского алфавита , расположенных по 12 в 6 рядов) в массовом производстве глиняных големов. Учёные в области генной инженерии доказывают, что через несколько поколений человечество утратит способность к размножению. И вот в качестве решения этой проблемы, главный герой повести предлагает втравить в сперматозоид человека это самое слово, которое способствует продолжению рода големов в течение одного цикла, с целью наследования факта воспроизведения человеком .
  • Голем является одним из главных героев (хоть и на 100 % виртуальным) экспериментального романа Альфреда Бестера «Голем 100», написанного в 1980 году. Здесь голем возникает на свет из глубин подсознания барышень-«пчёлок», которые развлечения ради занимаются вызовом сатаны. Вызванный из небытия дух-голем вселяется в мужчин и женщин, пробуждая в них самые низменные инстинкты, и в конце концов изменяет всю цивилизацию. Естественно, в худшую сторону.
  • Голем фигурирует в эпизоде романа Умберто Эко « Маятник Фуко ».
  • Одним из персонажей романов Терри Пратчетта «Ноги из глины» и «Патриот» является голем Дорфл. В Плоском мире запрещено создание големов, так как создание жизни (пусть даже и такой) есть прерогатива богов. Однако ранее созданные големы продолжают использоваться на тяжёлой, опасной и грязной работе.
  • Голем как действующее лицо появляется в одном из эпизодов в третьей книге первой трилогии Андрея Валентинова из цикла «Око силы» — «Несущий свет».
  • В приложении к сатирико-фантастической повести « Понедельник начинается в субботу » братья Стругацкие дают следующее определение Голему: «Голем — один из первых кибернетических роботов, сделан из глины Львом Бен Бецалелем. (См., например, чехословацкую кинокомедию „ Пекарь императора »“, тамошний Голем очень похож на настоящего)».
  • В романе В. Пелевина «Чапаев и пустота» адъютант Чапаева — башкир по прозвищу Батый — оказывается големом и погибает в конце романа.
  • В рассказе чешского писателя Йозефа Несвадбы «Голем 2000».

Фэнтези

Големы часто присутствуют в современной литературе и играх жанра фэнтези . Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью магии . Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их волшебниками , которые используют их в качестве воинов или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабо уязвимы и не устают.

Список фэнтези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:

  • Големы в Плоском мире Терри Пратчетта .
  • В « » Кевина Андерсона .
  • В трилогии Бартемиуса Джонатана Страуда , во второй книге « Глаз Голема ».
  • Голем в «Последнем Дозоре» Сергей Лукьяненко.
  • «Дорога мага» Л. Кудрявцева.
  • В книге А. Сапковского «Божьи воины» главный герой Рейневан, будучи в Праге, пересекается с магом, производящим попытки воссоздать легендарного голема. Исходя из датировки легенды и временных рамок книг, данное событие, судя по всему, анахронизм.
  • В серии фэнтези-детективов Даниэля Клугера «Дела магические», действие которых происходит в Месотопотамии, с периодическим опосредованным участием богов соответствующего пантеона, глиняные големы повседневно используются как слуги, «подсадные утки» при магически опасных действиях, а один искусно сделанный голем используется для убийства свидетеля и последующего оговора главного героя.
  • Довольно подробно легенда обыгрывается в 12-ом томе « Дилана Дога » — «Киллер».
  • Серия «Нормальное аномальное» Л. Обуховой и Н. Тимошенко, в 5 книге цикла "Проклятие Пражской синагоги".

Публицистика

Образ Голема приобрёл специальное значение в современной российской общественно-политической публицистике после появления в конце 1980-х в самиздате эссе Андрея Лазарчука и . В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников. Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как Сергей Переслегин , Константин Максимов и другими.

Скульптура

20 мая 2010 года в Познани был установлен памятник Голему работы чешского художника Давида Чёрного .

Театр

23 ноября 2006 года в театральном дворце Dum u Hybern в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем». Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой , и и поставлен режиссёром . Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Кинематограф

  • Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы « Голем » ( 1915 ) и « Голем: как он пришел в мир » ( 1920 ) — последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощением этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживлённого магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1935 году фильм « Голем » снял Жюльен Дювивье .
  • В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм « Пекарь императора » ( чеш. Císařův pekař, pekařův císař , 1951 , режиссёр Мартин Фрич ), где голем играет важную роль в развитии сюжета.
  • В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.
  • В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковичем в 2004 году, есть арка «Операция Голем» про легендарного голема (мифический защитник народа).
  • В « Бесславных ублюдках » Квентина Тарантино аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.
  • В сериале « Шерлок », снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с громилой-убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.
  • В сериале « Сверхъестественное » в 13 серии 8 сезона показывается голем, который был создан евреем для борьбы с нацистами-некромантами.
  • Аналогичный сюжет используется в 15 серии « Каддиш » 4-го сезона сериала « Секретные материалы », где еврейская девушка и её отец создают голема для мести неонацистам — убийцам её жениха.
  • В сериале «Рэй Донован» в 5 серии 1 сезона было упоминание о Големе, герой Эллиота Гулда (Ezra Goodman) сравнивает героя Джона Войта (Mickey Donovan) с мифическим персонажем.
  • В сериале « Гримм » в 4 серии 4 сезона еврейский раввин создаёт голема из красной глины для защиты своих родных.
  • В первом сезоне сериала « Тайный орден » персонаж Клэй Тёрнер, сосед главного героя по комнате, оказывается големом.
  • В сериале « Наследие » в флешбэках 15 серии 1 сезона рассказывается история создания голема, который должен был поглощать опасных сверхъестественных существ.
  • В фильме «Голем: Начало» 2018 года Ханна создает глиняного монстра ради спасения общины, которое оборачивается плачевными результатами. Примечательно, что деревенская знахарка в детстве была участницей пражских событий и того самого пражского голема лично встречала.
  • В сериале «Клан Сопрано»,родственник Шломо говорит ему, на встрече с итальянскими мафиози, что он вырастит Голема, дав долю Сопрано в их семейном гостиничном бизнесе.
  • В японском сериале Супер Сэнтай в сезоне Отряд воров — Люпенрейнджеры против Полицейского отряда — Патрейнджеров у персонажа Дестры были гранаты, с помощью которых он мог создавать гигантских големов.
  • в 2016 году был снят фильм триллер «Голем» режиссёром Хуан Карлосом Мединой. События киноленты развиваются в Викторианском Лондоне в 1880-ом году. В районе под названием Лаймхаус происходит серия ужасающих убийств, объяснить которые какой-то логикой и здравым смыслом попросту невозможно.
  • В сериале « Сонная Лощина » в 10 серии 1 сезона появляется голем, неосознанно созданный из куклы одним из героев в детстве для защиты самого себя.

Мультипликация

  • Легенда о Големе легла в основу серии «Истинное лицо монстра» мультсериала « Экстремальные охотники за привидениями ».
  • Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great» (ответвлении аниме-сериала « Рубаки »).
  • Идея о големах частично использована в аниме « Атака титанов ».
  • В мультфильме « » злой колдун создаёт голема из глины и оживляет его путём начертания у него на лбу слова «жизнь» на иврите .
  • В аниме « Индекс волшебства » Шелли Кромвель призывала голема Элиса при помощи написанных и нарисованных мелом слов и печатей начиная с 20-й серии первого сезона.
  • 26-я серия аниме « Soul Eater » посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов (название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).
  • В аниме « Тристия » голем является одним из центральных персонажей.
  • В полнометражном аниме « Летающий корабль-призрак » голем — робот, уничтожающий город.
  • В мультипликационном сериале « Смешарики » голем — глиняный сын Лосяша.
  • В мультсериале « Бэтмен будущего » в серии "Голем" голем был конструкционным роботом, а в серии "Дрожь земли" мутировавший под действием опасных отходов отец Джеки обрёл способность создавать земляных големов.
  • В аниме « Покемон » Голем — финальная эволюция покемона Джеодуда.
  • В аниме 1985 года « D: Охотник на вампиров » граф-вампир называет главного персонажа — дампира Ди големом ( недочеловеком и недовампиром ). Также в одноимённом романе персонаж Голем Нестрадалец, который может придавать своей поверхностной мускулатуре прочность стали, является одним из бандитов «Дьявольского корпуса»
  • В 17-м хеллоуинском эпизоде « Симпсонов » ( 18-й сезон ) второй сюжет посвящен голему (который выглядит как голем из фильма 1915 года), исполняющему желания.
  • Сюжет 40-й серии американского мультсериала Гаргульи (1994-1997) выстроен вокруг легенды о Пражском големе и его последующей активации.

Видеоигры

  • В играх Spyro 2: Ripto’s Rage! и Spyro: Year of the Dragon есть уровни, где присутствуют големы. В Spyro 2: Ripto’s Rage! необходимо сражаться с големами (там они зовутся "Землетрясами"), а в Spyro: Year of the Dragon (там они зовутся "идолами") в миссии Сержанта Бёрда необходимо вернуть им головы.
  • В игре есть каменные и лавовые големы. Каменным необходимо возвращать их головы, а с лавовыми - сражаться. Так же первый босс Мяу Цап в процессе битвы вызывает големов и их головы необходимо использовать в качестве оружия против него.
  • В игре Trine 2 во второй половине игры каменный Голем появляется дважды в качестве промежуточного босса.
  • В игре Vampire: The Masquerade – Redemption , действие которой происходит в средневековой Чехии, присутствует тот самый пражский голем, являющийся одним из боссов.
  • В игре Sonic & Knuckles Голем является промежуточным боссом 3-го уровня.
  • В игре Dragon Age: Origins одним из возможных персонажей-спутников главного героя является голем по имени Shale, которая обладает свободой воли, отличается саркастическим чувством юмора и скептическим характером.
  • В игре Ведьмак Голем является промежуточным боссом на болотах.
  • В игре Majesty: The Fantasy Kingdom Sim голем является одним из враждебных монстров высокого уровня.
  • В игре Ведьмак 2: Убийцы королей Геральт встречает две разновидности големов, названых Элементальями — земляной (младший брат Д’ао) и огненный (младший брат Ифрита).
  • В серии игр Diablo герой-некромант может освоить заклинание создания голема (всего представлено 4 вида: глиняный, кровяной, железный и огненный), который будет сражаться на его стороне.
  • В играх DotA и DotA 2 герой Warlock умеет создавать големов.
  • В серии игр Heroes of Might and Magic встречаются юниты-големы: каменные, железные, золотые, алмазные и аренитовые. Также встречаются более крупные големы (они зовутся "Гигантами", "Колоссами" и "Титанами").
  • В Might and Magic VII: For Blood and Honor также встречаются големы; кроме того в ходе одного из заданий нужно собрать части голема, который будет охранять замок.
  • В игре Проклятые земли присутствует два типа големов (стальные и алмазные), которые являются практически неубиваемыми враждебными монстрами, созданные вымершей технически развитой расой джунов. Также помимо големов в игре присутствуют элементали различных видов.
  • В игре Minecraft можно создавать железного и снежного големов.
  • В игре Epic Mine големы — это каменные подземные монстры.
  • В игре Clash of Clans голем — это один из юнитов (воинов), который после своей смерти распадается на двух маленьких «големчиков», обладающих половиной здоровья и силы «родителя».
  • В игре Clash Royale — голем — это одна из игровых карт, также в игре существует ледяной голем, который после смерти замедляет противников.
  • В игре Terraria голем является ключевым боссом, после убийства которого появляется возможность уничтожить Культиста-Лунатика. Помимо него в игре присутствует несколько видов големов, являющихся рядовыми врагами.
  • В игре Warcraft существуют разные виды големов.
  • В игре Magicka можно создавать элементалей. Делать это можно после прохождения Х главы. При использовании магики "Призыв элементаля" появляется бестелесная фигура, которую нужно заполнить одной из основ: огнём, водой, электричеством, колдовством (смертью), жизнью, холодом или льдом (вода + холод). Природа элементаля напрямую будет зависеть от основы. В первый раз элементали появляются в главе Х в качестве врагов.
  • В играх серии Эадор также присутствуют разные виды големов (такие, как кристальный, глиняный, обсидиановый).
  • В серии игр Disciples можно призывать големов.
  • В игре Haunting Ground, действия которой происходят в старом средневековом замке, главной героине, чтобы открыть одну из дверей, загороженной Големом, нужно вставить ему в грудь пластинку с гравированной надписью «EMETH», после чего истукан отходит в сторону и освобождает проход.
  • В серии игр Serious Sam присутствуют лавовые големы, которые могут быть разных размеров.
  • В серии игр Gothic существуют големы. Они олицетворяют стихии: огонь, земля, вода. К игроку враждебны, а также довольно сильны.
  • Разновидности големов встречаются в серии ММОРПГ-игр вселенной Lineage .
  • Разные виды големов (каменные и огненные) встречаются в подземных локациях игры Arcanum: Of Steamwork And Magic Obscura .
  • В игре Zack Zero лавовый голем является предпоследним боссом.
  • В игре Sacred 2 голем является одним из ключевых боссов в прохождении.

См. также

Примечания

  1. Idel, Moshe. Golem: Jewish Magical and Mystical Traditions on the Artificial Anthropoid. — Albany, New York : State University of New York Press, 1990. — ISBN 0-7914-0160-X . page 296
  2. Cooper, Marilyn. 25 августа 2017 года. Moment Magazine . 17 July 2017. 24 August 2017.
  3. . Дата обращения: 7 марта 2022. 4 января 2022 года.
  4. 12 октября 2012 года. .
  5. J. Simpson; E. Weiner, eds. (1989). "golem". Oxford English Dictionary (2nd ed.). Oxford: Clarendon Press. ISBN 0-19-861186-2 .
  6. Bluestein, Gene. . — U of Nebraska Press, 1998. — ISBN 0803219148 . . Дата обращения: 7 марта 2022. Архивировано 3 февраля 2021 года.
  7. . Дата обращения: 25 декабря 2015. 26 декабря 2015 года.
  8. Иван Бенгальский. Гримуар Царя Соломона / Демакова А. А.. — 1-е изд. — Н. Новгород : Москвичев А. Г., 2015. — С. 103-119. — ISBN 978-5-9906390-1-0 .
  9. Цвейг С. Очерки. — М. : «Советская Россия», 1985. — С. 548. — 560 с. — (Художественная и публицистическая библиотека атеиста). — 100 000 экз.
  10. «Голем» (1969); Рус. изд.: Зингер, Исаак Башевис. Голем / Пер. И. Берштейн. — М.: Текст , 2011. — 48 с. — ISBN 978-5-7516-0949-8
  11. Олег Юрьев . Новый Голем, или Война стариков и детей. — М.—Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2004, ISBN 5-93273-167-2
  12. Карацупа В. . Архив фантастики. Дата обращения: 18 мая 2009. 17 сентября 2011 года.
  13. . Дата обращения: 6 февраля 2006. 28 марта 2007 года.
  14. . Дата обращения: 11 января 2007. 24 февраля 2007 года.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Bloch Chr. Der Prager Golem. 1919
  • Ludwig Albert. Der Golem, «Die Literatur». 1923—1924
  • Held Hans Ludwig. Das Gespenst des Golems. 1927
  • Gershom Scholem . Zur Kabbala und ihrer Symbolik. Stuttgart, 1973.
Источник —

Same as Голем