Interested Article - Андерсон, Пол Томас
- 2020-12-31
- 1
Пол Томас Андерсон ( англ. Paul Thomas Anderson , род. 26 июня 1970 , Студио-Сити , Лос-Анджелес , Калифорния ), также известный под инициалами ПТА — американский кинематографист , снявший девять высоко оценённых полнометражных фильмов. Картины Андерсона — зачастую психологические драмы , повествующие о несовершенных и отчаянных персонажах и сочетающие в себе темы семейного неблагополучия, отчуждения, одиночества и искупления, а также смелые визуальные приёмы с использованием постоянно движущейся камеры и . Андерсон является одиннадцатикратным номинантом на премию « Оскар », трёхкратным номинантом на премию « Золотой глобус », восьмикратным номинантом на премию BAFTA (и лауреатом одной награды ), а также обладателем Серебряного льва Венецианского кинофестиваля , режиссёрской награды Каннского киновестиваля и Золотого и Серебряного медведей Берлинского кинофестиваля .
Пол Томас Андерсон дебютировал в полнометражном кино с картиной « Роковая восьмёрка » (1996). Его встретили критический и коммерческий успех с фильмом « Ночи в стиле буги » (1997) и более широкое признание с лентой « Магнолия » (1999) и романтической комедийной драмой « Любовь, сбивающая с ног » (2002). Пятая работа Андерсона, эпическая драма « Нефть » (2007) о во время , часто признаётся одной из величайших картин 2000-х годов. За этим последовали фильмы « Мастер » (2012), « Врождённый порок » (2014), « Призрачная нить » (2017) и « Лакричная пицца » (2021).
Андерсон выступал постановщиком нескольких музыкальных клипов для многих артистов, включая Фиону Эппл , Radiohead , Haim , Джоанну Ньюсом , Эйми Манн , Джона Брайон и . Он срежиссировал документальный фильм (2015) о создании одноимённого альбома в Индии. В 2019 году снял короткометражный музыкальный фильм Anima с Томом Йорком в главной роли.
Пол Томас Андерсон также известен многочисленными сотрудничествами с актёрами Мелорой Уолтерс , Джоном Кристофером Райли и покойными Филипом Бейкером Холлом и Филипом Сеймуром Хоффманом ; оператором Робертом Элсвитом ; дизайнером костюмов Марком Бриджесом ; и композиторами Джоном Брайоном и Джонни Гринвудом .
Жизнь и карьера
Пол Томас Андерсон родился 26 июня 1970 года в Студио-Сити (штат Калифорния ), в семье Эдвины Гаф и Эрни Андерсона. Эрни Андерсон был телеактёром, а также работал диктором канала « Эй-би-си » и вёл ночное хоррор-телешоу под названием «Гоуларди» на кливлендском телевидении . Пол Андерсон вырос в долине Сан-Фернандо , где он посещал множество школ, включая школу Бакли в Шерман Оакс, школу Джона Томаса Дая, академию Крушинг и Монтиклэр Преп. Также он учился в Нью-Йоркском университете , но вскоре бросил учёбу .
Андерсон занялся кинопроизводством ещё в молодом возрасте, начав снимать на отцовскую видеокамеру в 12 лет . Впоследствии он стал использовать 8-мм киноплёнку , и осознал, что видео было удобнее . В 17 лет он начал экспериментировать с 16-мм камерой Bolex . Будучи учеником средней школы, в 1988 году, он снял свой первый получасовой псевдодокументальный фильм под названием «История Дирка Дигглера» ( англ. The Dirk Diggler Story ), рассказывающий историю известного порноактёра . Прототипом главного героя фильма (Дирка Дигглера) стал порноактёр Джон Холмс , который впоследствии также стал и протагонистом в фильме Андерсона «Ночи в стиле буги» .
1990-е
После краткого курса английского языка в Эмерсон-колледж и ещё более кратковременного посещения Нью-Йоркского университета Андерсон начал работать в качестве производственного ассистента на съёмках телевизионных фильмов, музыкальных видеоклипов и телеигры в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке . В 1992 году он приступил к съёмкам своей второй короткометражной ленты «Сигареты и кофе» ( англ. Cigarettes & Coffee ), в которую входили пять сценок во время обеда. Фильм был впервые показан на большом экране в 1993 году на фестивале «Сандэнс» , где сразу получил признание. Через несколько лет он снял свой первый полнометражный фильм, «Сидни» ( англ. Sydney ), который был переименован в «Роковая восьмёрка» ( англ. Hard Eight ) . «Роковая восьмёрка» впервые была показана в 1996 году в конкурсной программе Каннского кинофестиваля « Особый взгляд » .
В поворотном для своей карьеры фильме « Ночи в стиле буги » ( англ. Boogie Nights ) Андерсон возвратился к персонажу Дирку Дигглеру, развив получасовой рассказ с дебютной плёнки до полнометражного формата. Премьера состоялась 10 октября 1997 года. Драма режиссёра Андерсона была высоко оценена критиками, однако лента не имела большого успеха в прокате . Работа стала одной из наиболее положительно оценённых фильмов года и считается одним из лучших фильмов, описывающих деятельность порноиндустрии. Лента возродила карьеру Бёрта Рейнольдса , который за роль порнорежиссёра Джека Хорнера был номинирован на «Оскар» , а также возвела исполнителей главных ролей Марка Уолберга и Джулианну Мур в ранг востребованных и высокооплачиваемых актёров. В итоге фильм номинировался на три премии Американской кино-академии : за лучшую мужскую роль второго плана (Бёрт Рейнольдс), за лучшую женскую роль второго плана (Джулианна Мур) и за лучший оригинальный сценарий .
Следующим фильмом Андерсона стал сюжетный ансамбль, снятый в 1999 году, « Магнолия » ( англ. Magnolia ), который рассказывал о специфическом взаимодействии между людьми, живущими в долине Сан-Фернандо, в Калифорнии. Сюжет фильма строился на переплетении девяти различных сюжетных линий, которые преобразовывались в единую картину. В «Магнолии» были использованы довольно долгие операторские планы, что отличало ленту от типичных голливудских фильмов. Как и предыдущий фильм Андерсона, «Магнолия» получила три номинации на премию «Оскар»: за лучшую мужскую роль второго плана ( Том Круз ), за лучшую песню («Save Me», музыка и слова Эйми Манн) и за лучший оригинальный сценарий . В интервью, данном вскоре после премьеры фильма, Андерсон заявил: «… я и вправду считаю, что „Магнолия“, к счастью или нет, является лучшим фильмом, который я когда-либо создам» ( англ. ... what I really feel is that Magnolia is, for better or worse, the best movie I'll ever make ) .
2000-е
После релиза «Магнолии» Андерсон заявил, что он хотел бы поработать с комиком Адамом Сэндлером в ближайшем будущем и что его следующий фильм будет длительностью в 90 минут . В итоге им стала выпущенная в 2002 году романтическая комедия, частично основанная на истории Дэвида Филлипса (известного как «Парень-пудинг»), « Любовь, сбивающая с ног », в которой снялся Адам Сэндлер . Сюжет фильма повествовал о маленьком бизнесмене (Сэндлер) с проблемами в контроле агрессии, который, находясь под гнётом семи сестёр, встречает свою любовь (Уотсон) . Сэндлер получил за исполнение роли положительные оценки от критиков. Фильм стал его первым отходом от мейнстримовых комедий, сделавших его известным . Роджер Эберт в рецензии на фильм отметил, что «Сэндлер, освобождённый от формульных ограничений, открывает неожиданную актёрскую глубину. Смотря этот фильм, можно представить его в ролях Денниса Хоппера. В нём есть темнота, одержимость и сила» ( англ. Sandler, liberated from the constraints of formula, reveals unexpected depths as an actor. Watching this film, you can imagine him in Dennis Hopper roles. He has darkness, obsession and power ) . На Каннском кинофестивале 2002 года фильм выиграл приз за лучшую режиссуру и был номинирован на Золотую пальмовую ветвь .
Наиболее известным фильмом Андерсона стала вольная адаптация романа Эптона Синклера «Нефть!» ( англ. Oil! ) . Хотя в оригинале фильм был назван цитатой из Библии «И будет кровь» ( англ. There Will Be Blood ), в России он вышел под названием «Нефть». Фильм был довольно успешен: при бюджете в 25 миллионов долларов в мировом прокате он собрал 76,1 миллион долларов . Ещё до начала съёмок режиссёр упоминал, что хотел бы поработать с английским актёром Дэниелом Дэй-Льюисом , который в итоге за исполнение главной роли в фильме получил свой второй «Оскар» . За роль Илая Санди в фильме Пол Дано (который также играл и брата Илая, Пола Санди) был номинирован на премию BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана . Сам Андерсон номинировался на премию Гильдии режиссёров Америки . Помимо этого, фильм выдвигался на соискание восьми статуэток «Оскар», конкурируя с лентой братьев Коэнов « Старикам тут не место » . Лично Андерсон выдвигался в трёх номинациях: лучшая режиссура, лучший фильм года и лучший адаптированный сценарий (во всех трёх случаях награды отошли братьям Коэнам) . Фильм получил положительные оценки критиков и был назван одним из лучших фильмов десятилетия .
2010-е
В декабре 2009 года журнал « Variety » сообщил, что Андерсон работает над новым сценарием, который носит рабочее название « Мастер » ( англ. The Master ) и повествует о «харизматичном интеллектуале», который основывает свою религию в 1950-х годах . Хотя в фильме отсутствуют отсылки к самому религиозному движению, предполагается, что оно основано на саентологии . Сообщалось, что актёр Филип Сеймур Хоффман , который довольно часто появлялся в фильмах режиссёра, должен будет сыграть в фильме главную роль . По слухам, вместе с Хоффманом в фильме должны были сыграть Риз Уизерспун и Джереми Реннер , что позже, однако, было опровергнуто. В сентябре 2010 года Джереми Реннер заявил, что проект отложен на неопределённый срок . Позже он объявил, что более не участвует в работе над фильмом . В апреле 2011 года стало известно, что актёр Хоакин Феникс участвовал в переговорах об участии в фильме и сыграет в нём роль второго плана . Впоследствии Андерсон полностью переписал сценарий, и главным персонажем стал Фредди Куэлл в исполнении Хоакина . Премьера ленты состоялась в сентябре 2012 года на 69-м Венецианском кинофестивале , где Андерсон удостоился «Серебряного льва» за лучшую режиссёрскую работу .
Также из ряда источников сообщалось, что Андерсон приступил к экранизации романа Томаса Пинчона « Врождённый порок » ( англ. Inherent Vice ), где в главной роли снова будет сниматься Хоакин Феникс . В феврале 2011 года стало известно, что Меган Эллисон (дочь миллиардера Ларри Эллисона ) будет финансировать оба текущих проекта Андерсона . После выхода в прокат в декабре 2014 года фильм получил две номинации на 87-ю премию « Оскар », в том числе за лучший адаптированный сценарий и лучший дизайн костюмов.
В 2015 году Андерсон снял документальный фильм «Джунун» о создании альбома композитором и гитаристом Radiohead Джонни Гринвудом, продюсером Radiohead Найджелом Годричем, израильским композитором Шай Бен Цуром и группой индийских музыкантов . Большинство выступлений было записано в форте Мехрангарх XV века в Раджастхане . Премьера «Джунун» состоялась на Нью-Йоркском кинофестивале 2015 года .
Восьмой полнометражный фильм Андерсона « Призрачная нить », действие которого происходит в лондонской индустрии моды в 1954 году, вышел на экраны в конце 2017 года . Дэй-Льюис снялся в своей последней на сегодняшний день роли в кино, после предпоследнего фильма «Линкольн» . В актёрский состав также вошли Лесли Мэнвилл , Вики Крипс и Ричард Грэм . Focus Features распространяла фильм в США, а Universal занималась международной дистрибуцией . Основные съемки начались в январе 2017 года. Фильм получил шесть номинаций на 90-ю премию « Оскар », выиграв одну за лучший дизайн костюмов .
2020-е
Его следующий фильм был объявлен 18 декабря 2019 года . Действие происходит в 1970-х годах и рассказывает о школьнике, который становится актёром , производство фильма началось в августе 2020 года . Фильм, названный « Лакричная пицца », завершил основные съемки, а пост-продакшн начался в ноябре 2020 года . 20 апреля 2021 года было объявлено, что фильм выйдет в ограниченный прокат 26 ноября и в широкий прокат 25 декабря .
Вдохновения и стиль
Андерсон, наравне с Квентином Тарантино , Уэсом Андерсоном , братьями Коэн , Стивеном Содербергом , Ричардом Линклейтером и Спайком Джонзом , является одним из представителей поколения «кинематографистов-самоучек» ( англ. self taught filmmakers ), которые изучали режиссёрское ремесло не в киношколах, а просматривая тысячи фильмов на видеокассетах . Андерсон называет Мартина Скорсезе , Макса Офюльса , Стэнли Кубрика , Орсона Уэллса , Роберта Олтмена и Джонатана Демми своими главными вдохновителями в режиссуре .
Фильмы Андерсона узнаваемы прежде всего тем, что их действие происходит в долине Сан-Фернандо с большим числом действующих лиц, имеющих довольно реалистичные и порочные характеры . Персонажи его фильмов имеют дело с такими темами, как семейное неблагополучие , отчуждение , одиночество , сожаление , шанс и судьба , поиски места, которое можно назвать «домом» , и призраки прошлого . Андерсон подчёркивает взаимосвязи своих героев, в то время как изменчивые обстоятельства затрагивают хрупкие стороны их жизни .
Стиль Андерсона узнаваем благодаря развёрнутому изложению , особому визуальному стилю , постоянно движущейся камере , визуальной задержке долгих планов, основанных на системе стэдикам , зачастую использование запоминающейся музыки и аудиовизуальные образы, которые не придерживаются законов физической природы .
В первых четырёх художественных фильмах у Андерсона фигурировал схожий актёрский состав. Так, актёр Филип Сеймур Хоффман (вплоть до смерти в 2014 году) появлялся во всех работах Андерсона, за исключением «Нефти»; Мелора Уолтерс , Луис Гусман , Филип Бейкер Холл и Джон Кристофер Рэйли снялись в трёх. Остальные исполнители ролей «Ночи в стиле буги», такие как Уильям Мэйси и Джулианна Мур , также снялись в « Магнолии ». За исключением Пола Ф. Томпкинса, у которого была второстепенная роль в «Магнолии», в « Нефти » был набран абсолютно новый состав актёров . Интересно, что Роберт Элсвит был оператором во всех полнометражных работах Андерсона, за исключением «Мастера», где его сменил Михай Мэлаймаре-младший , и «Призрачная нить», где оператором выступил сам Андерсон.
Другие проекты
В дополнение к съёмкам фильма Андерсон снял ряд музыкальных видеоклипов, в том числе для певицы Фионы Эппл (которой в титрах к «Магнолии» он выражал благодарность). Альбом Эппл был написан в период тесных отношений и сотрудничества с Андерсоном, в течение которого он снял ей четыре видеоклипа (на песни «Across the Universe», «Fast as You Can», «Limp», «Paper Bag»). Также в 1997 году он поставил клип «Try» Майклу Пенну, в 1999 — музыкальное видео «Save Me» Эйми Манн , а в 2002 — «Here We Go» Джону Брайону . Помимо этого, он выступил резервным режиссёром в последнем фильме Роберта Олтмена « Компаньоны » ( англ. A Prairie Home Companion ) . В его обязанности входило наблюдение, помощь в съёмках, а также шефство над проектом в случае недееспособности Олтмена, которому на момент съёмок было 80 лет . Андерсон не включён в титры как создатель фильма, но упомянут в конце. в разделе «Специальная благодарность…» ( англ. Special thanks to... ) .
Андерсон снял ряд видеоклипов для группы Haim , включая четыре клипа из их последнего альбома Women In Music Pt. III . Он также снял короткометражный фильм с их живым выступлением в 2017 году под названием Valentine. Алана Хаим исполнила главную роль в фильме Андерсона « Лакричная пицца » (2021) .
Личная жизнь
С 2001 года Андерсон состоит в отношениях с актрисой и комедианткой Майей Рудольф . У пары четверо детей — дочери Перл Минни (род. 2005) , Люсиль (род. 2009) и Минни Айда (род. 2013) , а также сын Джек (род. 2011) .
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1988 | ф | История Дирка Дигглера | The Dirk Diggler Story | режиссёр, сценарист, оператор |
1993 | ф | Cigarettes and Coffee | режиссёр, сценарист | |
1996 | ф | Роковая восьмёрка | Sydney | режиссёр, сценарист |
1997 | ф | Ночи в стиле буги | Boogie Nights | режиссёр, продюсер, сценарист |
1998 | ф | Flagpole Special | режиссёр, сценарист | |
1999 | ф | Магнолия | Magnolia | режиссёр, продюсер, сценарист |
2000 — 2000 | с | Субботним вечером в прямом эфире ( Бен Аффлек / Фиона Эппл ) | Saturday Night Live (Ben Affleck/Fiona Apple) | режиссёр, сценарист |
2000 | тф | Субботним вечером в прямом эфире: Фанатик | SNL Fanatic | режиссёр, сценарист |
2001 | в | Субботним вечером в прямом эфире: лучшее Молли Шеннон | Saturday Night Live: The Best of Molly Shannon | режиссёр |
2002 | ф | Любовь, сбивающая с ног | Punch-Drunk Love | режиссёр, продюсер, сценарист |
2003 | тф | Couch | режиссёр | |
2003 | ф | Mattress Man Commercial | режиссёр, сценарист | |
2003 | ф | Blossoms & Blood | режиссёр | |
2007 | ф | Нефть | There Will Be Blood | режиссёр, продюсер, сценарист |
2012 | ф | Мастер | The Master | режиссёр, продюсер, сценарист |
2014 | ф | Врождённый порок | Inherent Vice | режиссёр, продюсер, сценарист |
2017 | ф | Призрачная нить | Phantom Thread | режиссёр, продюсер, сценарист, оператор |
2021 | ф | Лакричная пицца | Licorice Pizza | режиссёр, продюсер, сценарист |
Видеоклипы
- « : Попробуй» (1997)
- « Фиона Эппл : Через вселенную» (1998)
- «Фиона Эппл: Как можно быстрее» (1999)
- « : Спаси меня» (1999)
- «Фиона Эппл: Хромота» (2000)
- «Фиона Эппл: Бумажный пакет» (2000)
- «Фиона Эппл: Горячий нож» (2013)
- « : Табачное поле» (2015)
- «Джоэнна Ньюсом: Дайверы» (2015)
- « Radiohead : Мечтания» (2016)
- « Том Йорк : Анима» (2019)
- « The Smile : Стена глаз» (2023)
- « The Smile : Друг друга» (2024)
Признание и награды
Признание и статус
Критики говорят о нём как об «одном из наиболее захватывающих талантов, появившихся в кинематографе в последнее время» ( англ. one of the most exciting talents to come along in year ) и «одном из высших талантов современности» ( англ. among the supreme talents of today ) . В 2007 году журнал « Total Film » поставил Андерсона на 20-е место в списке величайших режиссёров всех времён . В 2011 году еженедельник « Entertainment Weekly » признал его 10-м величайшим режиссёром современности, охарактеризовав как «одного из наиболее динамичных постановщиков, заявивших о себе в последние 20 лет» ( англ. one of the most dynamic directors to emerge in the last 20 years ) . В 2012 году британская газета The Guardian поставила Андерсона на первое место в списке 23 лучших режиссёров современности, отметив, что «его приверженность к ремеслу повысилась, а неприязнь к публичности и статусу знаменитости делает его одним из самых идейных кинематографистов своего времени» . Три картины Пола Томаса Андерсона («Нефть», «Мастер» и «Врождённый порок») вошли в список 100 величайших фильмов XXI века по версии BBC .
Андерсон — единственный постановщик, удостоенный режиссёрских наград на трёх крупнейших мировых кинофестивалях ( Канны , Берлин и Венеция ) .
Награды и номинации
Премия | Год | Фильм | Категория | Результат |
---|---|---|---|---|
« Оскар » | 1998 | « Ночи в стиле буги » | Лучший оригинальный сценарий | Номинация |
2000 | « Магнолия » | Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |
2008 | « Нефть » | Лучший фильм | Номинация | |
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший адаптированный сценарий | Номинация | |||
2015 | « Врождённый порок » | Лучший адаптированный сценарий | Номинация | |
2018 | « Призрачная нить » | Лучший фильм | Номинация | |
Лучший режиссёр | Номинация | |||
2022 | « Лакричная пицца » | Лучший фильм | Номинация | |
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |||
« Золотой глобус » | 2022 | «Лакричная пицца» | Лучший сценарий | Номинация |
BAFTA | 1998 | «Ночи в стиле буги» | Лучший оригинальный сценарий | Номинация |
2008 | «Нефть» | Лучший фильм | Номинация | |
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший адаптированный сценарий | Номинация | |||
2013 | « Мастер » | Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |
2022 | «Лакричная пицца» | Лучший фильм | Номинация | |
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший оригинальный сценарий | Победа | |||
« Выбор критиков » | 2013 | «Мастер» | Лучший оригинальный сценарий | Номинация |
2015 | «Врождённый порок» | Лучший адаптированный сценарий | Номинация | |
2022 | «Лакричная пицца» | Лучший режиссёр | Номинация | |
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |||
« Независимый дух » | 1998 | « Роковая восьмёрка » | Лучший дебютный фильм | Номинация |
Лучший дебютный сценарий | Номинация | |||
2015 | «Врождённый порок» | Премия имени Роберта Олтмена | Победа | |
« Спутник » | 1998 | «Ночи в стиле буги» | Лучший фильм — драма | Номинация |
Лучший режиссёр | Номинация | |||
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |||
2000 | «Магнолия» | Лучший режиссёр | Номинация | |
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |||
2012 | «Мастер» | Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |
2015 | «Врождённый порок» | Лучший адаптированный сценарий | Номинация | |
2022 | «Лакричная пицца» | Лучший режиссёр | Номинация | |
Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |||
Берлинский кинофестиваль | 2000 | «Магнолия» | Золотой медведь | Победа |
Berliner Morgenpost | Победа | |||
2008 | «Нефть» | Золотой медведь | Номинация | |
Серебряный медведь за лучшую режиссёрскую работу | Победа | |||
Венецианский кинофестиваль | 2012 | «Мастер» | Золотой лев | Номинация |
Серебряный лев | Победа | |||
Приз ФИПРЕССИ | Победа | |||
Каннский кинофестиваль | 1996 | «Роковая восьмёрка» | Золотая камера | Номинация |
2002 | « Любовь, сбивающая с ног » | Золотая пальмовая ветвь | Номинация | |
Лучший режиссёр | Победа | |||
« Сезар » | 2009 | «Нефть» | Лучший иностранный фильм | Номинация |
« Давид ди Донателло » | 2008 | «Нефть» | Лучший иностранный фильм | Номинация |
2019 | «Призрачная нить» | Лучший иностранный фильм | Номинация | |
Национальный совет кинокритиков США | 2014 | «Врождённый порок» | Лучший адаптированный сценарий | Победа |
2017 | «Призрачная нить» | Лучший оригинальный сценарий | Победа | |
2021 | «Лакричная пицца» | Лучший режиссёр | Победа | |
Премия Гильдии режиссёров США | 2008 | «Нефть» | Лучший режиссёр | Номинация |
2022 | «Лакричная пицца» | Лучший режиссёр | Номинация | |
Премия Гильдии продюсеров США | 2008 | «Нефть» | Лучший фильм | Номинация |
2022 | «Лакричная пицца» | Лучший фильм | Номинация | |
Премия Гильдии сценаристов США | 1998 | «Ночи в стиле буги» | Лучший оригинальный сценарий | Номинация |
2000 | «Магнолия» | Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |
2008 | «Нефть» | Лучший адаптированный сценарий | Номинация | |
2013 | «Мастер» | Лучший оригинальный сценарий | Номинация | |
2022 | «Лакричная пицца» | Лучший оригинальный сценарий | Номинация |
Примечания
- (англ.)
- David Ehrlich, David Ehrlich. (англ.) . IndieWire (21 декабря 2017). Дата обращения: 8 декабря 2020. 9 ноября 2020 года.
- ↑ . NYTimes.com . . Дата обращения: 10 февраля 2010. 5 марта 2010 года.
- ↑ Waxman, Sharon R. (англ.) . — HarperCollins , 2005. — ISBN 9780060540173 .
- ↑ Richardson, John H. . Esquire.com . Hearst Communications, Inc. (22 сентября 2008). Дата обращения: 29 июля 2010. 9 марта 2012 года.
- Gilbey, Ryan . The Sunday Times . (2 февраля 2003). Дата обращения: 26 февраля 2011.
- Rochlin, Margy (1997-10-12). . The New York Times . из оригинала 19 апреля 2022 . Дата обращения: 8 декабря 2020 .
- ↑ . Time.com . Time Inc. (16 декабря 1999). Дата обращения: 26 февраля 2011. 8 января 2009 года.
- ↑ Hirshberg, Lynn . NYTimes.com . (19 декабря 1999). Дата обращения: 10 февраля 2010. 9 марта 2012 года.
- . Festival-Cannes.com . Дата обращения: 20 сентября 2009. 9 марта 2012 года.
- Kennedy, Helen . NYDailyNews.com . NYDailyNews.com (19 января 1998). Дата обращения: 23 августа 2010. (недоступная ссылка)
- . Oscars.org . Academy of Motion Picture Arts and Sciences . Дата обращения: 22 сентября 2010. 9 марта 2012 года.
- . Oscars.org . Academy of Motion Picture Arts and Sciences . Дата обращения: 22 сентября 2010. 9 марта 2012 года.
- . imdb.com (18 октября 2002). Дата обращения: 10 февраля 2010. 9 марта 2012 года.
- ↑ Patterson, John . guardian.co.uk . Guardian News and Media Limited (10 марта 2000). Дата обращения: 12 апреля 2010. 9 марта 2012 года.
- ↑ Puig, Claudia . USA Today (7 октября 2002). Дата обращения: 26 февраля 2011. 9 марта 2012 года.
- Rovzar, Chris . NYDailyNews.com . NYDailyNews.com (11 марта 2007). Дата обращения: 26 февраля 2011. 9 марта 2012 года.
- Hartlaub, Peter SFGate.com . Hearst Corporation (12 марта 2007). Дата обращения: 26 февраля 2011. 9 марта 2012 года.
- Ebert, Roger . rogerebert.com . Chicago Sun-Times (18 октября 2002). Дата обращения: 10 февраля 2010. Архивировано из 3 октября 2012 года.
- . Festival-Cannes.com . Cannes Film Festival . Дата обращения: 25 октября 2009. 9 марта 2012 года.
- Goodwin, Christopher . The Sunday Times . London: (25 ноября 2007). Дата обращения: 21 декабря 2009. 17 мая 2011 года.
- . Box Office Mojo . Internet Movie Database . Дата обращения: 8 апреля 2008. 9 марта 2012 года.
- Pilkington, Ed (2008-01-04). . guardian.co.uk . London: Guardian News and Media Limited . из оригинала 25 октября 2011 . Дата обращения: 22 мая 2011 .
- ↑ . Oscars.org . Academy of Motion Picture Arts and Sciences . Дата обращения: 22 сентября 2010. 24 февраля 2012 года.
- . British Academy of Film and Television Arts. Дата обращения: 19 февраля 2008. 9 марта 2012 года.
- . Rope of Silicon . RopeofSilicon.com LLC. (20 декабря 2007). Дата обращения: 31 декабря 2007. 9 марта 2012 года.
- Barnes, Brooks; Carr, David . NYTimes.com . . Дата обращения: 17 февраля 2011. 9 марта 2012 года.
- . Gawker.com . Gawker Media (18 декабря 2009). Дата обращения: 7 февраля 2010. 9 марта 2012 года.
- ↑ Fleming, Michael (2009-12-02). . Variety . . Архивировано из 8 ноября 2012 . Дата обращения: 2 декабря 2009 .
- Pilkington, Ed (2011-04-26). (HTML) . London: The Guardian. из оригинала 26 апреля 2011 . Дата обращения: 26 апреля 2011 .
- Cambell, Christopher . TheWrap.com . The Wrap News Inc. (27 мая 2010). Дата обращения: 18 сентября 2010. 9 марта 2012 года.
- Cambell, Christopher . MTV.com . MTV Networks (3 марта 2010). Дата обращения: 30 марта 2010. 9 марта 2012 года.
- . TheWrap.com . The Wrap News Inc. (27 мая 2010). Дата обращения: 22 сентября 2010. (недоступная ссылка)
- ↑ Brodesser-Akner, Claude . NYMag.com . New York Media Holdings (10 февраля 2011). Дата обращения: 16 февраля 2011. 9 марта 2012 года.
- Sneider, Jeff (2009-12-02). . Variety . . Архивировано из 16 апреля 2011 . Дата обращения: 23 апреля 2011 .
- Скотт Фаундас. . The Village Voice (19 декабря 2012). 27 декабря 2012 года.
- . РИА Новости (8 сентября 2012). Дата обращения: 12 июня 2012. 10 ноября 2012 года.
- Brodesser-Akner, Claude . NYMag.com . New York Media Holdings (2 декабря 2010). Дата обращения: 16 февраля 2011. 9 марта 2012 года.
- Perez, Rodrigo . Indiewire (октябрь 2015). Дата обращения: 4 июня 2016. 1 июня 2016 года.
- Plaugic, Lizzie . The Verge (21 августа 2015). Дата обращения: 4 июня 2016. 22 июня 2016 года.
- . . Дата обращения: 4 июня 2016. 29 мая 2016 года.
- ↑ Sharf, Zack . Indiewire (30 марта 2017). Дата обращения: 25 октября 2017. 26 октября 2017 года.
- Vincent, Alice . The Daily Telegraph (21 июня 2017). Дата обращения: 25 октября 2017. 23 июня 2018 года.
-
Fleming, Mike Jr. (2016-09-08).
.
Deadline Hollywood
.
из оригинала
16 ноября 2018
. Дата обращения:
9 сентября 2016
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) - . Oscars. Дата обращения: 13 марта 2020. 5 марта 2018 года.
- Rubin, Rebecca (англ.) . Variety (18 декабря 2019). Дата обращения: 19 июля 2020. 6 августа 2020 года.
- (англ.) . The Hollywood Reporter (12 ноября 2019). Дата обращения: 19 июля 2020. 27 августа 2020 года.
- (24 августа 2020). Дата обращения: 30 августа 2020. 1 сентября 2020 года.
- Raup, Jordan . The Film Stage (19 ноября 2020). Дата обращения: 30 декабря 2020. 19 января 2021 года.
- . Collider . 2021-04-20. из оригинала 21 апреля 2021 . Дата обращения: 9 февраля 2022 .
- ↑ King, Cubie. (неопр.) // SensesofCinema.com. — № 35 . 15 августа 2010 года. , 2005. — . Дата обращения: 24 января 2011. Архивировано из 15 августа 2010 года.
- ↑ Allon, Yoram; Cullen, Del; Patterson, Hannah. (англ.) . — Columbia University Press , 2002. — P. 14—15. — ISBN 1903364523 .
- ↑ Coyle, Jake . Dispatch.com . (2 февраля 2008). Дата обращения: 22 сентября 2010. 9 марта 2012 года.
- ↑ Crous, André. (англ.) // SensesofCinema.com : journal. — no. 45 ). 27 октября 2011 года. , 2007. — 25 November (
- ↑ Carr, David (2005-07-23). . NYTimes.com . . из оригинала 22 сентября 2011 . Дата обращения: 22 июня 2011 .
- Hernandez, Eugene . indieWire.com (24 декабря 2009). Дата обращения: 24 сентября 2010. 9 марта 2012 года.
- 11 июня 2006 года. (недоступная ссылка с 05-09-2013 [3823 дня] — , )
- Kaufman, Peter. . The Washington Post . из оригинала 20 декабря 2016 . Дата обращения: 29 сентября 2017 .
- Carr, David (2005-07-23). . The New York Times . из оригинала 13 ноября 2012 . Дата обращения: 29 сентября 2017 .
- (англ.) . Stereogum (25 августа 2020). Дата обращения: 10 февраля 2022. 30 сентября 2020 года.
- ↑ Michaud, Sarah . People.com . Time Inc. (4 декабря 2009). Дата обращения: 10 февраля 2010. 9 марта 2012 года.
- . People.com . Time Inc. (23 октября 2005). Дата обращения: 27 февраля 2011. 9 марта 2012 года.
- (англ.) . Daily Mail (10 сентября 2013). Дата обращения: 11 сентября 2013. 11 сентября 2013 года.
- Sarah Michaud; reporting by Blaine Zuckerman.: (19 июля 2011). Дата обращения: 21 сентября 2012. 19 октября 2012 года.
- Rebecca Flint Marx. . AllMovie.com . Rovi Corporation. Дата обращения: 27 сентября 2010. 9 марта 2012 года.
- (неопр.) // BFI.org. — British Film Institute , 2009. — January ( т. 19 , № 1 ). — С. 64 . 20 декабря 2011 года. . Дата обращения: 25 января 2011. Архивировано 20 декабря 2011 года.
- Hicks, Chris . Totalfilm.com . Future Publishing Limited (20 августа 2007). Дата обращения: 24 сентября 2010. 23 августа 2011 года.
- Stack, Tom . EW.com . Entertainment Weekly (22 февраля 2011). Дата обращения: 26 февраля 2011. 9 марта 2012 года.
- Catterall, Ali (2012-08-31). . The Guardian . из оригинала 26 октября 2017 . Дата обращения: 3 февраля 2023 .
- (англ.) . www.bbc.com . Дата обращения: 3 февраля 2023. 17 августа 2021 года.
- (англ.) . www.henleystandard.co.uk . Дата обращения: 5 февраля 2023. 10 февраля 2022 года.
Литература
- Sperb J. Blossoms and Blood: Postmodern Media Culture and the Films of Paul Thomas Anderson : [ англ. ] . — University of Texas Press, 2013. — 296 p. — ISBN 978-0-292-75289-4 .
- Toles G. Paul Thomas Anderson : [ англ. ] . — University of Illinois Press, 2016. — 232 p. — (Contemporary Film Directors). — ISBN 978-0-252-04036-8 .
- 2020-12-31
- 1