В 1939 году Озеров окончил художественную школу и поступил в
ГИТИС
, но в том же году был призван в ряды
Красной Армии
. В 1940 году служил в учебной роте связи
.
Фильмы периода
оттепели
не принесли ему особой славы. Озеров, в отличие от сокурсников, не любил экспериментов. Тем не менее его фильмы «
Сын
» (1955) и «Большая дорога» (1963) стали заметными достижениями кинематографа той поры
.
По сведениям вице-президента Международной ассоциации ветеранов «
Альфа
» Алексея Филатова, Озеров принимал активное участие в разоблачении шпиона
Олега Пеньковского
в составе оперативно-технической группы 7-го Управления
КГБ
. В 1962 году он лично отстоял и воплотил в жизнь свой вариант размещения оборудования и ведения конспиративной фотосъёмки, благодаря чему были получены неопровержимые доказательства
.
В историю кино Озеров вошёл как автор монументальных
киноэпопей
, посвящённых Великой Отечественной войне. Он взялся за съёмки после просмотра голливудских эпопей, таких как «
Самый длинный день
» (1962) и «
Битва в Арденнах
» (1965), в которых ни разу не упоминалось о роли советских войск
.
Первая из них — «
Освобождение
» (1970—1972) — состояла из пяти фильмов, съёмки которых растянулись на пять лет, в том числе из-за того, что их приходилось неоднократно переделывать из-за недовольства высокопоставленных прототипов
. Весь костяк съёмочной группы составили ветераны войны. Главным консультантом режиссёр хотел видеть
Маршала Советского Союза
Георгия Жукова
, который в то время находился в опале. Министр кино отказался утвердить его кандидатуру. Тем не менее, Жуков передал режиссёру
свои мемуары
, которые легли в основу сценария
. Он также предложил кандидатуру
Михаила Ульянова
на свою роль; с ролью Жукова актёр не расставался долгие годы, исполняя её и в фильмах других режиссёров
.
Картина с успехом прошла по экранам 125 стран мира, её посмотрели более 400 миллионов человек
. За ней последовали «
Солдаты свободы
» (1977), «
Битва за Москву
» (1985) и «
Сталинград
» (1989). Уже в постсоветское время Озеров смонтировал из них телесериал «
Трагедия века
» (1993—1994), а также фильмы «
Ангелы смерти
» (с незначительными досъёмками) и «Великий полководец Георгий Жуков», целиком смонтированный из кадров киноэпопей и кинохроники с новыми комментариями
Артёма Карапетяна
.
Мать — Надежда Ивановна Озерова (в девичестве Сахарова) (1897—1980), дочь железнодорожного врача Ивана Сергеевича Сахарова и дворянки Александры Николаевны Левицкой, первопоселенцев посёлка
Загорянский
.
Брат —
Николай Николаевич Озеров
(1922—1997), теннисист, спортивный комментатор. Народный артист РСФСР (1973).
Первая жена — Раиса Александровна Сухомлина (1921—2005), фронтовая медсестра, рентгенолог, работала в
РНЦХ
.
↑
Максим Медведев.
(неопр.)
.
Частный корреспондент
(26 января 2014). Дата обращения: 10 апреля 2019.
25 апреля 2019 года.
Алексей Филатов.
(неопр.)
.
Эхо Москвы
(29 ноября 2010). Дата обращения: 10 апреля 2019.
4 августа 2020 года.
Валерий Кичин.
(неопр.)
.
Российская газета
(28 марта 2007). Дата обращения: 10 июня 2013.
25 ноября 2011 года.
(неопр.)
.
канал «Культура»
. Дата обращения: 10 апреля 2019.
28 апреля 2019 года.
↑
(неопр.)
.
Священники Виноградовы и их родственники
. Дата обращения: 10 апреля 2019.
19 сентября 2020 года.
↑
По материалам, предоставленным краеведом Георгием Васильевичем Ровенским.
(неопр.)
.
Официальный сайт Администрации городского поселения Загорянский
. Дата обращения: 14 августа 2016.
20 августа 2016 года.
(неопр.)
Бессмертный полк
. Дата обращения: 10 апреля 2019.
28 января 2022 года.