Попова, Ирина Фёдоровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Э́мма Анато́льевна Попо́ва ( 27 декабря 1928 — 3 ноября 2001 , Санкт-Петербург ) — советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1971), лауреат Государственной премии СССР ( 1968 ).
Эмма Попова родилась в Новочеркасске Ростовской области . В 1947 году, одновременно с Зинаидой Шарко , поступила на актёрский факультет Ленинградского театрального института , в мастерскую Бориса Зона . Опытного педагога, воспитавшего немало замечательных актрис, уже в те годы восхищала интуиция Поповой: «Не ты играешь — в тебе играет» . Окончила институт в 1951 году.
В 1953 — 1962 годах Эмма Попова выступала на сцене Ленинградского театра им. В. Ф. Комиссаржевской ; дебютировала в роли Лизы в водевиле Д. Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин», но этот ввод не был замечен критикой. О Поповой заговорили после сыгранной в том же 1953 году Тины Наморадзе в «Стрекозе» М. Бараташвили , и со второй половины 50-х годов она была уже ведущей актрисой театра ; играла как характерные роли, в том числе донью Хуану в пьесе Тирсо де Молина «Дон Хиль Зеленые штаны» и Аниту в «Пятой колонне» Э. Хемингуэя , так и лирических героинь: Айтэн в пьесе Н. Хикмета «Первый день праздника», Варю в «Дикарке» А. Островского , — нередко противопоставляя режиссёрскому замыслу собственную интуицию . «И с каждой новой ролью, — отмечала критик В. Иванова, — „процент драматизма“ в работах молодой актрисы неуклонно повышался», — даже в комических ролях . Кульминации же достиг в роли Лизы Протасовой в пьесе А. М. Горького « Дети солнца », где героиня Поповой, по словам критика, «все беды страдающего мира пропускала сквозь собственное сердце, испытывала стыд за чужие грехи, боль за чужую вину» и в конце концов лишалась рассудка, оказавшись не в силах вынести эту тяжесть .
В Театре им. Комиссаржевской Попова репетировала и Офелию, но спектакль « Гамлет » не был выпущен . Одной из самых запомнившихся ролей, наряду с Лизой Протасовой, стала трагическая Вероника в спектакле « Вечно живые » по пьесе В. Розова ; по словам В. Ивановой, Вероника Поповой «поразила и запомнилась больше, чем все остальные исполнительницы этой роли», её не заслонила даже популярность Татьяны Самойловой , сыгравшей эту роль в знаменитом фильме М. Калатозова .
В Эмме Поповой многие отмечали внешнее сходство с Верой Комиссаржевской , и в Театре им. Комиссаржевской ей отнюдь не случайно поручали роли, некогда сыгранные «чайкой русской сцены» (Лизу Протасову, Варю в «Дикарке»); в одном из интервью она призналась: «Работая в театре, носящем имя великой актрисы, я, естественно, находилась под влиянием этой незаурядной личности, этого огромного трагического таланта. Я даже стала подражать её игре — в меру отпущенных мне сил и способностей. Но потом я почувствовала, что это увлечение — почти фанатическое — начинает подавлять моё актёрское „я“, и меня настиг душевный кризис» . Актриса решила навсегда покинуть сцену; но случилось так, что именно в этот момент Георгий Товстоногов пригласил её в Большой драматический театр им. Горького .
Она никогда не принадлежала и не принадлежит к актрисам-кумирам… Как это ни парадоксально, помнят не актрису, а её создания. Люди, «осуществлённые» ею на сцене и на экране, тревожат память многие годы, к ним хочется вернуться, чтобы ещё и ещё раз всмотреться в их духовный мир.
На сцене БДТ Попова дебютировала в феврале 1963 года в роли Ксении Ивановны в «Палате» С. Алёшина и очень скоро стала одной из «звёзд» товстоноговской труппы, одной из «главных» её актрис . Среди лучших ролей, сыгранных, по определению критика, так, «словно их никто до неё не играл», — Анна в «Варварах» А. М. Горького , Ирина в чеховских « Трёх сёстрах », Татьяна в « Мещанах », за которую Попова вместе с режиссёром-постановщиком Г. Товстоноговым и исполнителем роли Бессеменова Евгением Лебедевым была удостоена Государственной премии СССР . Если «Беспокойная старость» Л. Рахманова выдержала на сцене БДТ около 200 представлений , то шли зрители прежде всего на блестящий актёрский дуэт — Сергея Юрского (Полежаева) и Эмму Попову , — Марию Львовну в этом спектакле А. Свободин назвал «одной из самых тихих, но и самых блистательных удач» актрисы .
Сергей Юрский о своей партнёрше по многим спектаклям впоследствии писал: «Те, кто с ней играл, те, кто с ней общался на площадке, знают то, чего никогда не узнают зрители… Партнерам взаимодействовать с этим абсолютом было не просто легко, а возникало ощущение, что тебя подняло, ты находишься на ковре-самолете — и все мы разговариваем уже на совершенно другом уровне» . Он же отмечал странную особенность актёрской природы Поповой: «Эмма, которая гениально играла интеллигенток и аристократок, была, всегда оставалась и остаётся простой казачкой, которая говорит „гекая“ и иначе не может. Куда это девалось на сцене — непонятно, почему возвращалось в жизни — тоже непонятно» .
Актрисе редкого трагического темперамента , Эмме Поповой большой диапазон, по свидетельству Р. Беньяш , позволял не терять непосредственности даже в ролях, заострённых до гротеска , наряду с хрупкой Ириной в «Трёх сёстрах» с блеском исполнять и острохарактерную роль Веры Сергеевны в сатирической комедии Василия Шукшина «Энергичные люди» . Среди лучших её ролей на сцене БДТ — Мадлена Бежар в булгаковском «Мольере», Мурзавецкая и Турусина в комедиях А. Н. Островского «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты» .
Неудачей Поповой критики считают роль Настасьи Филипповны, которую она играла в очередь с Татьяной Дорониной во второй редакции легендарного товстоноговского « Идиота » в недолгое время существования этого спектакля (возобновлённого специально для зарубежных гастролей) . Актрисе, которой всякая роль была интересна прежде всего становлением и развитием характера, героиня Ф. Достоевского , «человек с непредвиденным поведением», оказалась совершенно чужда; для себя объяснение этого характера Попова смогла найти лишь в озлоблении и жажде мести, всем и вся, — что, однако, противоречило замыслу Достоевского .
Последней театральной работой Эммы Поповой стала Квашня в пьесе М. Горького « На дне » — последнем спектакле Георгия Товстоногова. После его смерти в 1989 году актриса покинула сцену . В течение ряда лет вела актёрский курс в Институте театра, музыки и кинематографии .
Эмма Попова много работала на телевидении, сыграв в том числе и Веру Комиссаржескую в телеспектакле «Чайка русской сцены». В кино актриса снималась мало, отдавая предпочтение театру . Дебютировала в 1957 году в главной женской роли в фильме Михаила Дубсона « Шторм », где впервые встретилась с Евгением Лебедевым, своим будущим партнёром по многим спектаклям БДТ. Критики особо отмечают Юлию Дмитриевну в « Поезде милосердия » — роль, которая исключала обаяние и которую по этой причине режиссёр фильма Искандер Хамраев не отваживался предложить Эмме Поповой; но чуждую кокетства актрису привлекла именно эта роль .
Актриса умерла 3 ноября 2001 года в Доме ветеранов сцены в Санкт-Петербурге; похоронена на Волковском кладбище .
Ещё в институте Эмма Попова вышла замуж за своего однокурсника — актёра и режиссёра Наума Бирмана ; сын от этого брака, , также окончил ЛГИТМиК и снялся в ряде фильмов [ источник? ] .
Вторым мужем Поповой был драматург и сценарист Александр Гладков ; овдовев в 1976 году, больше замуж не выходила.
Ленинградский драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской
Большой драматический театр им. М. Горького