Булавкина-Ончукова, Анна Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
А́нна Алекса́ндровна Вы́рубова ( Тане́ева — до 1907 и после 1920; 16 июля 1884 , Санкт-Петербург — 20 июля 1964 , Хельсинки , Финляндия ) — ближайшая подруга императрицы Александры Фёдоровны , мемуаристка .
Родилась 16 июля 1884 года в Санкт-Петербурге в семье главноуправляющего Собственной Его Императорского Величества канцелярии статс-секретаря Александра Сергеевича Танеева (1850—1918) и Надежды Илларионовны Толстой (1860—1937), праправнучки фельдмаршала М. И. Кутузова . Дед по матери — генерал-лейтенант Илларион Толстой , участник Русско-турецкой войны 1877—1878 годов . Прадед — генерал от инфантерии Николай Матвеевич Толстой , некогда директор Николаевской Чесменской богадельни .
Детство будущая фрейлина провела в Москве и в родовом имении Рождествено под Москвой. В 1902 году сдала экзамен при Петербургском учебном округе на звание домашней учительницы.
В январе 1904 года Анна Танеева получила « шифр » — была назначена городской фрейлиной , в обязанности которой было дежурить на балах и выходах при императрице Александре Фёдоровне . После этого, став близкой подругой императрицы, она много лет находилась рядом с императорской семьёй, сопровождала их во многих путешествиях и поездках, присутствовала на закрытых семейных мероприятиях.
Была хорошо знакома с Григорием Распутиным . На её даче в Царском Селе , судя по её воспоминаниям, они неоднократно встречались.
В апреле 1907 года обвенчалась с морским офицером Александром Вырубовым в Царском Селе, но брак оказался недолговечным и уже на следующий год распался.
С началом Первой мировой войны стала работать в госпитале сестрой милосердия наряду с императрицей и её дочерьми. Участвовала она и во многих других мероприятиях, направленных на оказание помощи фронту и солдатам-инвалидам .
2 (15) января 1915 года, выезжая из Царского Села в Петроград , попала в железнодорожную катастрофу, получив увечья такой тяжести (в том числе травмы головы), что врачи ожидали скорого смертельного исхода. Однако выжила, хотя и осталась калекой на всю жизнь: передвигаться после этого могла лишь в инвалидном кресле-каталке или на костылях; в более поздние годы — с палочкой. Позже в инвалидности стали обвинять её лечащего врача Веру Гедройц , с которой она была в напряжённых отношениях. На денежную компенсацию от железнодорожного ведомства за полученное увечье (100 тысяч рублей) организовала в Царском Селе военный лазарет.
После Февральской революции 1917 года была арестована Временным правительством и, несмотря на инвалидность, несколько месяцев содержалась в Петропавловской крепости по подозрению в шпионаже и предательстве и допрашивалась «Чрезвычайной следственной комиссией для расследования противозаконных по должности действийбывших министров и прочих высших должностных лиц», после чего «за отсутствием состава преступления» была выпущена на свободу. Потом неоднократно подвергалась арестам и допросам.
В конце августа 1917 года Временное правительство постановило выслать её за границу, об этом появилось сообщение в газетах с указанием дня и часа её отъезда. В Финляндии на станции Рихимякки толпа солдат сняла её с поезда. Её отвезли через Гельсингфорс на императорскую яхту « Полярная звезда », которая направилась в Свеаборг . В конце сентября Н. И. Танеева (мать Вырубовой) добилась освобождения дочери через Л. Д. Троцкого . А. А. Вырубову из Свеаборга вернули, доставили в Смольный и вновь отпустили. Однако угроза неминуемого нового ареста тяготела над нею по-прежнему .
Более года она скрывалась у знакомых и друзей.
После того, как во время революции её выпустили из тюрьмы, она, желая избежать повторного ареста, находила приют в подвалах и каморках бедняков, когда-то вырученных ею из нищеты .
В декабре 1920 года Вырубовой удалось вместе с матерью нелегально перебраться в Финляндию (на санях по льду залива), где она и прожила оставшиеся 40 лет своей жизни (под девичьей фамилией Танеева). В 1923 году приняла тайный постриг в Смоленском скиту Валаамского монастыря и стала мирской монахиней с именем Мария .
Встречалась с Анной Андерсон , объявившей себя спасшейся великой княгиней Анастасией, но не признала в ней царскую дочь . В эмиграции вела чрезвычайно замкнутый образ жизни, лето часто проводила в монастырях.
Умерла в июле 1964 года в возрасте 80 лет. Похоронена на православном кладбище в Хельсинки в районе под девичьей фамилией .
В изгнании Анна Танеева написала автобиографическую книгу «Страницы моей жизни» (1922).
В 1920-е годы в СССР начал печататься т. н. «Дневник Вырубовой», но его подлинность была поставлена под сомнение советскими критиками и учёными . Поскольку «Дневник» стал перепечатываться и за рубежом, то с публичным опровержением его подлинности пришлось выступить самой Вырубовой. Вырубовой приписывался и ряд писем, подлинность которых не доказана.
Наиболее вероятными авторами «Дневника» считаются советский писатель А. Н. Толстой и профессор истории П. Е. Щёголев (совместно написавшие в тот же период пьесу «Заговор императрицы» с очень сходным сюжетом и лейтмотивами) . В книге «Обманутая, но торжествующая Клио (Подлоги письменных источников по российской истории в XX веке)» руководителя Федеральной архивной службы России члена-корреспондента РАН В. П. Козлова написано по этому поводу :
Вся совокупность элементов «прикрытия» фальсификации , богатейший фактический материал говорят о том, что перо фальсификатора находилось в руках историка-профессионала, не только прекрасно ориентировавшегося в фактах и исторических источниках рубежа двух столетий, но и владевшего соответствующими профессиональными навыками. Уже первые критические выступления намекали на фамилию известного литературоведа и историка, археографа и библиографа П. Е. Щёголева . В этом трудно усомниться и сейчас, хотя документальных подтверждений этой догадки до сих пор обнаружить не удалось.
Предполагаемый автор, Павел Щёголев имел репутацию крупнейшего эксперта по последним годам Российской империи . С марта 1917 года он был членом Чрезвычайной следственной комиссии, учреждённой Временным правительством, главной задачей которой было расследование преступлений бывшей царской администрации. Благодаря этому Щёголев имел доступ к архивам Охранного отделения и принимал участие в следственных делах в отношении И. М. Золотарёва, последнего министра внутренних дел А. Д. Протопопова и директора департамента полиции С. П. Белецкого . Также он был свидетелем допроса фрейлины Вырубовой.