Interested Article - Оптимистическая трагедия

« Оптимистическая трагедия » — пьеса в трёх актах Всеволода Вишневского , написанная в 1932 году . Первоначально драматург давал пьесе различные названнаия: «Гимн матросам», «Триумфальная трагедия» и другие . Название «Оптимистическая трагедия» было предложено актрисой Камерного театра Алисой Коонен .

История создания

К работе над пьесой о моряках Балтийского флота , приуроченной к 15-й годовщине Октябьской революции , Всеволод Вишневский приступил в январе 1932 года. К августу был написан первый вариант, и в 1933 году в этой редакции пьеса была поставлена в Киевском русском театре режиссёром В. Нелли-Владом ; первой исполнительницей роли Комиссара стала Любовь Добржанская .

В том же году переработал пьесу и создал её вторую редакцию не столько сам Вишневский, сколько Александр Таиров в процессе постановки «Оптимистической трагедии» в Камерном театре . Именно вторая редакция утвердилась в дальнейшем на советской сцене .

Действующие лица

  • Ведушие
  • Вожак
  • Сиплый
  • Комиссар
  • Алексей
  • Командир корабля
  • Вайнонен
  • Боцман
  • Рябой
  • Первый пленный
  • Второй пленный
  • Матросы

Сюжет

Действие происходит в 1918 году. На боевой корабль Балтийского флота «Громобой» из Москвы направляют женщину комиссара. Власть на корабле принадлежит анархистам во главе с Вожаком; его подручные — Сиплый и матрос Алексей — встречают Комиссара насмешками, предлагают «пожениться». Комиссар выстрелом из браунинга убивает первого, кто пытается покуситься на её честь. Вожак заключает с Комиссаром перемирие, надеясь обратить её свою веру.

Комиссар находит союзников в лице командира корабля бывшего царского офицера Беринга и сочувствующего большевикам матроса Вайнонена. По приказу из Москвы «свободный анархо-революционный отряд» преобразуют в 1-й морской полк. Властолюбивый Вожак, изображая дружелюбие и готовность подчиняться, настраивает команду против Комиссара и Командира, отдаёт собственные приказы, устраивает самосуд.

Команда отправляется на фронт; Вожак вызывает пополнение из анархистов, по его приказу арестовывают Командира. Анархисты задерживают двоих офицеров, возвращающихся на родину из германского плена; утверждая свою власть, Вожак приказывает их расстрелять. Происходит столкновение между анархистами и небольшой группой коммунистов; действия Вожака побуждают Алексея и некоторых других матросов принять сторону Комиссара; по её приказу Алексей расстреливает Вожака.

Полк направляют к Чёрному морю , где он сталкивается с немецкими войсками. Из-за предательства Сиплого часть полка попадает в плен, Комиссар погибает, остальным матросам удаётся ввырваться из плена.

Сценическая судьба

«Оптимистическая трагедия» в Камерном театре

В том виде, в каком Всеволод Вишневский представил свою пьесу в Камерный театр , художественного руководителя она не удовлетворила. Вишневский ввёл в «Оптимистическую трагедию» двоих ведущих, которые своими комментариями создавали для сюжета пьесы исторический контекст; но были и интермедии — дискуссии о театре и современной драме, которые, по мнению Александра Таирова , отвлекали внимание зрителей и были им удалены . Таиров переработал некоторые диалоги, и любовь Алексея к Комиссару стала более возвышенной, менее грубой. Изменил режиссёр и финал пьесы: в первоначальном варианте судьба Комиссара оставалась неясной, в версии Таирова Комиссар умирает на руках у товарищей и вдохновляет их на отчаянную борьбу .

Таиров стремился к поэтическому обобщению и ради него отказывался от бытовых деталей. «Его постановка, — писала Раиса Беньяш , — была лапидарна, экспрессивна, ритмически совершенна и освобождена от всяких подробностей, которые бы могли создать представление о конкретной среде, об обычном повседневном существовании» .

Вишневский следил за ходом репетиций и, в свою очередь, был им совершенно не удовлетворён. Только оглушительный успех премьеры, состоявшейся 18 декабря 1933 года, изменил его мнение . «…Это новый тип пьесы и спектакля, — писала «Правде», — насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства» . Спектакль вошёл в историю советского театра как произведение классическое и одно из лучших созданий Александра Таирова .

После премьеры в Камерном театре «Оптимистическая трагедия» ставилась по всей стране, именно в таировской редакции; всего в СССР насчитывалось не менее 120 постановок .

«Оптимистическая трагедия» Георгия Товстоногова

После начала Великой Отечественной войны «Оптимистическую трагедию» вытеснили из репертуара театров более актуальные пьесы; в послевоенные годы оптимистического на сцене было много, трагедия отсутствовала почти полностью . Интерес к пьесе Вишневского возродил спектакль Георгия Товстоногова в Ленинградском театре драмы им. Пушкина .

Товстоногов поставил пьесу Вишневского как трагедию, которую оптимизмом наполняла только вера режиссёра в то, что человек был творцом истории, а не её жертвой . «Но сказать об этом, — писала Раиса Беньяш , — хотелось так, чтобы не уменьшалось и число понесенных жертв. Чтобы не снизилась высокая цена крови, заплаченной за революцию» . В общем хоре Товстоногов стремился не упустить из виду ни одного участника событий и потому, в отличие от Таирова, наполнил свой спектакль бытовыми подробнстями, воссоздавая и обстановку жизни своих героев, и атмосферу эпохи . И Ведущие у Товстогова из некоего подобия античного хора превратились в пожилых матросов, доживших до 1955 года героев трагедии, рассказывающих свою собственную историю .

Художественным символом спектакля, оформленного Анатолием Босулаевым , стала идующая вверх дорога, по которой движется полк. Затянутая серым солдатским сукном, она полукружием опоясывала сцену и уходила к горизонту — в бесконечность . Но над неизменной дорогой простералось живое, изменчивое небо, которое по-разному откликалось на всё, что происходило в полку и с полком .

Если спектакль Таирова представлял собой эстетизацию революции, то Товстоногов, приступая к постановке пьесы в 1955 году, наполнил её новым и неожиданным содержанием . «Он сместил акценты, — пишет Анатолий Смелянский , — выдвинув на первый план не женщину-комиссара, а фигуру Вожака… Вязкая, ленивая походка, ударная сила коротких реплик, каменное лицо с низким лбом и пустыми немигающими глазами» — таков был герой, у которого борьба за свободу личности, философия неподчинения оказалась на поверку неистребимой потребностью подчинять .

Свой портрет не ведающего сострадания Вожака в исполнении Юрия Толубеева оставил и Константин Рудницкий : «Вожак был живым олицетворением разнузданной страсти к насилию, маниакальной подозрительности. …Вращающийся круг сцены выволакивал на всеобщее обозрение жирную тушу идола, важно развалившегося на цветастом ковре и окруженного подобострастными приспешниками, готовыми кого угодно пристрелить по первому же его знаку…» . В 1955 году зрителям не нужно было объяснять, кто послужил прототипом такого Вожака .

За этот спектакль Георгий Товстоногов и Юрий Толубеев в 1958 году были удостоены Ленинской премии . И в этот раз, как считали критики, официальное признание полностью совпало с художественной значимостью произведения .

Известные постановки

В СССР

Виктор Лукин в роли Алексея

В других странах

С середины 1930-х годов пьеса неоднократно ставилась и за рубежом .

Экранизации

Примечания

  1. , с. 195.
  2. Юдина Е. . Энциклопедия « Кругосвет . Дата обращения: 22 октября 2023.
  3. . Спектакли. Архив . Сайт Театра имени Пушкина. Дата обращения: 23 октября 2023.
  4. , с. 374.
  5. , с. 372.
  6. , с. 373.
  7. , с. 55.
  8. , с. 374—375.
  9. , с. 375.
  10. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 52. — 351 с.
  11. , с. 378.
  12. Рудницкий К.Л. О режиссерском искусстве Товстоногова // Товстоногов Г.А. Зеркало сцены.: В 2 т.. — Л. : Искусство, 1980. — Т. 1 . — С. 19 .
  13. , с. 54.
  14. . Дата обращения: 20 марта 2022. 27 ноября 2020 года.
  15. от 20 марта 2012 на Wayback Machine в энциклопедии « Кругосвет »
  16. . Дата обращения: 13 марта 2011. 14 ноября 2012 года.
  17. Старосельская Н. Товстоногов. — М. : Молодая гвардия, 2004. — С. 322. — ISBN 5-235-02680-2 .
  18. Марк Захаров. Театр без вранья. — М. : АСТ, Зебра Е, 2008.
  19. , с. 196.
  20. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 3. Бари — Браслет. 1970. 640 стр., илл.; 33 л. илл. и карт, 1 л. карт (вкладыш) (статья Берлинер ансамбль )

Литература

  • Шнеер А.Я. Оптимистическая трагедия // Театральная энциклопедия / под ред. П.А. Маркова. — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 4 . — С. 195—196 .
  • Беньяш Р.М. Оптимистическая трагедия ((Ленинградский академический театр драмы им. А. Пушкина) // Спектакли и годы: Статьи о спектаклях русского советского театра / Ред.-сост. А. Н. Анастасьев, Е. П. Перегудова. — М. : Искусство, 1969. — С. 372—381 .
  • Премьеры Товстоногова / Сост., пояснит. текст Е.И. Горфункель . — М. : Артист. Режиссер. Театр; Профессиональный фонд «Русский театр», 1994. — 367 с.

Ссылки

Источник —

Same as Оптимистическая трагедия