Коротченко, Игорь Юрьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Челе́ста ( итал. celesta от celeste «небесный» ) — клавишный металлофон , по технике игры и внешне напоминающий небольшое пианино или фисгармонию . Ударный музыкальный инструмент, звучащим телом которого являются стальные пластинки. Один из наиболее популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра . Изобретён французским музыкальным мастером в 1886 году. Впервые представлен на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Челеста нашла применение не только как академический инструмент, но используется и в джазе, рок-музыке, других направлениях популярной музыки.
Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году английским мастером Ч. Клаггетом из Лондона . В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами. В 1886 году он получил патент на новый инструмент под названием «челеcта», от итальянского прилагательного celeste — «небесный» . Первая публичная демонстрация оркестровой челесты Мюстеля прошла на Всемирной выставке в Париже в 1889 году .
По своему внешнему виду, размеру и отделке челеста похожа на небольшую фисгармонию или маленькое пианино . Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами клавиатуры фортепианного типа. Механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой конструкции . Молоточки ударяют по стальным пластинкам (иногда стеклянным, обтянутых замшей , войлоком) , укреплённым на упругих деревянных коробчатых резонаторах . Такая конструкция усиливает основные тоны и делает звук очень мягким, глубоким и отдалённо напоминающим «небесный» перезвон колокольчиков, с чем и связано название инструмента. Чешский музыковед Антонин Модр отмечал, что по своему звучанию инструмент находится посредине между звуками рояля и колокольчика или же стеклянной гармоники . По его мнению звук челесты «нежный, почти эфирный и напоминает тембр арфы» .
Единственная педаль челесты выполняет ту же функцию, что и у пианино (педаль форте) и расположена в современных моделях справа от середины по корпусу инструмента . Несмотря на внешнее сходство, способ звукоизвлечения челесты отличается от других клавишно-молоточковых инструментов, как механики фортепиано (молоточки ударяют по струнам вертикально), так и рояля (молоточки ударяют по струнам снизу). Диапазон челесты ― от c 1 ( до первой октавы ) до c 5 ( до пятой октавы) . В настоящее время изготавливается немецкой компанией Schiedmayer и японским производителем музыкальных инструментов Yamaha . Schiedmayer, являющийся продолжателем традиций мастера Мюстеля, изготавливает модели различного размера в следующих диапазонах: 4 октавы (с1—с5); 5 октав (c—с5); 5 ½ октав (c—f5) октав .
Звукоряд хроматический . Ноты для челесты пишутся в скрипичном ключе (реже в басовом) на двух нотоносцах (как в фортепиано) на октаву ниже действительного звучания . В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы и над партиями струнных инструментов .
Вопрос к какой группе инструментов следует отнести челесту является довольно дискуссионным. Антонин Модр включил её в группу идиофонических (самозвучных) ударных музыкальных инструментов, у которых звук образуется путём колебания упругого материала из которого они изготовлены ( колокола , тарелки , там-там , гонг , ксилофон , тубафон, треугольник , кастаньеты ) . В музыкознании её относили также к ударно-клавишным , ударным или клавишным инструментам . По мнению композитора и музыковеда Георгия Дмитриева несмотря на то, что по способу звукоизвлечения челеста, в строгом понимании, не совсем классифицируется как ударный инструмент , но по характеру звучания, напоминающего колокольчики, её всё же принято относить к этой группе музыкальных инструментов .
Введена в симфонический и камерный оркестры французскими и русскими композиторами . Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» ( 1888 ) . Во время своего визита в Париж «челесту Мюстель» услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: симфоническую балладу «Воевода» (1891) и балет « Щелкунчик » (1892). Балетмейстер Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане. О приобретении этого инструмента композитор просил своего издателя Петра Юргенсона , но с условием, чтобы он эту покупку осуществил скрытно и о ней не стало бы известно другим российским композиторам раньше времени . В письме от третьего июня 1891 года Чайковский писал Юргенсону:
«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем , с божественно чудным звуком. Называется он Celesta Mustel и стоит тысячу двести франков. Инструмент этот я хочу употребить в симфонической поэме „Воевода“ и в балете. <…> Купить его можно только в Париже у изобретателя, г. Мюстель. Я хочу тебя попросить выписать этот инструмент. <…> Так как инструмент этот нужен будет в Петербурге раньше, чем в Москве, то желательно, чтобы его послали из Парижа. Но при этом я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают, раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами. Я предвижу колоссальный эффект от этого нового инструмента» .
Узнав о приобретении этого «чудного инструмента», композитор в письме от 22 августа благодарил издателя и повторил просьбу о том, чтобы никто из посторонних его не услышал до премьеры «Воеводы». Также он писал, что челеста будет иметь «большую роль в моём новом балете» .
Инструмент нашёл применение в симфоническом и камерном оркестрах. Густав Малер неоднократно применял челесту, например, в Симфониях № 6 (1903—1904) и № 8 (1906), а также в « Песне о земле » (1908—1909). Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите « Планеты », Дмитрием Шостаковичем в четвёртой , шестой , тринадцатой , пятнадцатой симфонии, другими академическими композиторами . На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века . Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано ). В области инструментовки нашла применение для передачи различных колористических эффектов и наиболее часто используется в соединении с различными деревянными духовыми инструментами оркестра, арфой , колокольчиками, а также при таком приёме игры на струнных смычковых инструментах как пиццикато .
Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Клод Дебюсси (« Море » 1903—1905; «Образы» 1905), Франц Шрекер (опера «Дальний звон», 1912), Имре Кальман ( оперетта « Королева чардаша » (традиционное название для России — «Сильва»), 1915), Джордж Гершвин («Американец в Париже», 1928), Карл Орф (« Кармина Бурана », 1935—1936), Бела Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты , 1936), Бенджамин Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», 1960), Филип Гласс (опера «Эхнатон», 1984), Мортон Фельдман («Филиппу Густону», 1984) и другие .
Инструмент используется и в музыке для спектаклей и кинофильмов, например: Чарли Чаплин (« Огни большого города »), Бернард Херрманн (« Гражданин Кейн »), Ли Харлин и Пол Смит (« Пиноккио »), Шостакович («Гамлет»). Особенно часто использовал челесту при создании музыки, в том числе и для фильмов американский композитор Джон Уильямс .
Первые применения челесты в джазе относят к концу 1920-х годов к Хоуги Кармайклу и Эрлу Хайнсу . В 1930-е годы Фэтс Уоллер иногда играл на челесте правой рукой и одновременно на фортепиано левой. Среди других джазовых пианистов, иногда применявших челесту, отмечены , , Арт Тэйтум , Дюк Эллингтон , , Телониус Монк , Оскар Питерсон , Маккой Тайнер , Сан Ра , Херби Хэнкок , .
Наиболее яркий пример — начало «Hedwig’s theme» Джон Таунер Уильямса , саундтрека «Гарри Поттера»
Челеста нашла применение и в рок-музыке. К известным композициям с её использованием можно отнести: « Everyday » Бадди Холли ; « Real Love », « Baby It’s You » The Beatles ; «Girl Don’t Tell Me» The Beach Boys ; « Set the Controls for the Heart of the Sun » ( A Saucerful of Secrets ), « Time » ( The dark Side of the Moon ) Pink Floyd ; « Sunday Morning » ( The Velvet Underground & Nico ) The Velvet Underground и другие .