Interested Article - Жёлтая звезда

Жёлтая звезда Давида Евреи Могилёва , 1941 год

Жёлтая звезда или Лата (также «жёлтый знак» или «знак позора» ) — особый отличительный знак, который в некоторые исторические периоды должны были носить евреи в некоторых государствах, в последний раз — на подконтрольной властям Германии территории в период Холокоста . Латы служили для того, чтобы отличать евреев в общественных местах .

Первое упоминание в Англии — обнародованный в 1253 году Генрихом III дискриминационный « » рекомендовал всем иудеям старше 7 лет носить в качестве отличительного признака жёлтую звезду, его сына Эдуарда I 1275 года их это делать уже обязывал .

Знаки для сегрегации евреев

Отличительные знаки для евреев существовали в Средние века в мусульманских и христианских странах и являлись частью политики антисемитизма по религиозному признаку . В 1933 году нацисты, придя к власти в Германии и оккупировав в ходе Второй мировой войны ряд других стран и территорий, возродили практику сегрегации евреев, но уже на основе расовых критериев .

Требования нацистов

Впервые нацисты ввели обязательное ношение жёлтой звезды в 1939 году для евреев оккупированной Польши. Власти указали, что евреев, нарушивших требование носить на одежде спереди и сзади жёлтую звезду, ждёт суровое наказание . Первым, не дожидаясь указаний высшего руководства, такой приказ издал 24 октября 1939 года комендант города Влоцлавек оберфюрер Крамер. Этот приказ касался всех евреев без различия возраста и пола. Такой же порядок был быстро принят другими немецкими командующими на оккупированных территориях и получил официальное одобрение, с учётом антисемитских настроений, преобладающих среди местного польского населения, которое с энтузиазмом поддержало эту идею. С 1 декабря 1939 года ношение жёлтой звезды было введено по всему генерал-губернаторству .

Чаще всего лата делалась из куска ткани жёлтого цвета, в основном в виде шестиконечной звезды .

Латы нужно было носить спереди и сзади на верхней одежде для того, чтобы в соответствии с расовой политикой нацистов можно было отличить еврея от любого человека другого этнического происхождения .

Кроме лат нацисты часто требовали от евреев носить белые нарукавные повязки с шестиконечной звездой , иногда также нашивку с номером дома и квартиры .

Советский военнопленный-еврей с жёлтой звездой, 1941

На востоке введение ношения жёлтой звезды было почти повсеместным и одним из первых ограничений, которым подвергались евреи. Так, в Белоруссии , согласно приказу № 1 от 7 июля 1941 года командующего тылом группы армий «Центр» генерала Максимилиана фон Шенкендорфа , вводились обязательные для ношения евреями с 10 лет нарукавные повязки белого цвета с нарисованной жёлтой звездой . В Латвии приказ о ношении жёлтой звезды был издан оккупационными властями 13 августа 1941 года , в Эстонии 11 сентября 1941 года .

С августа 1941 года Адольф Эйхман , по согласованию с Рейнхардом Гейдрихом и Артуром Зейсс-Инквартом , приравнял так называемых « полуевреев » ( нем. Halbjude) к «чистокровным/полным евреям» ( нем. Volljude), обязав их повсеместно носить жёлтую звезду.

Однако в некоторых оккупированных странах Западной Европы, в отличие от Восточной Европы, СССР и Германии (включая Австрию), это требование вводилось после целого ряда иных, более мягких дискриминационных мер. Например, в Голландии нацисты ввели обязательное повсеместное ношение евреями жёлтой звезды только 9 мая 1942 года , в оккупированной зоне Франции — 29 мая 1942 года .

В Белоруссии нацисты не делали особого упора на форму нашивки, и часто она была не в виде звезды, а в виде кружка .

Союзники нацистов также использовали жёлтую звезду в качестве отличительного дискриминационного знака. В частности, 22 мая 1941 года предписание носить жёлтую звезду получили евреи Хорватии . В 1941—1942 предписание носить жёлтую звезду получили евреи ряда оккупированных территорий Румынии .

Жёлтая звезда была также отличительным знаком для военнопленных еврейского происхождения.

Городская легенда

Существует городская легенда , согласно которой после оккупации Дании нацистами, когда король Дании Кристиан X узнал о приказе об обязательном ношении датскими евреями жёлтой звезды, он нашил этот знак себе на одежду, сказав, что все датчане равны, и после этого приказ был отменён. Легенда появилась в связи с высказыванием короля после посещения синагоги в 1942 году (по другой версии — после карикатуры в шведской газете ). Он сказал, что «если евреев Дании заставят носить символ, что отличает их от других сограждан, то я и моя семья тоже будем носить этот символ» .

Легенда стала широко известной отчасти благодаря упоминанию в книге Леона Юриса « Исход », написанной в 1958 году . Легенде также посвящён один из эпизодов художественного фильма Эльдара Рязанова « Андерсен. Жизнь без любви ». По фантастическому сюжету фильма, Х. К. Андерсен на время переносится в оккупированную нацистами Данию и оказывается на месте Кристиана X. Видя унижения, которым подвергаются евреи, Андерсен — Кристиан X просит королеву Александрину прикрепить к его одежде жёлтую звезду Давида в знак солидарности с ними. Со звездой Давида на груди он совершает конные прогулки по Копенгагену. Примеру короля следуют простые датчане, прикрепляя к своей одежде, зданиям и машинам жёлтые звёзды.

На самом деле Дания была единственной подконтрольной нацистам страной, где ношение жёлтой звезды не вводилось .

Использование исламистами

В период первого правления исламистского режима талибов в Афганистане в 2001 году правительство потребовало, чтобы индуистское меньшинство в « Исламском Эмирате Афганистан » носило жёлтые знаки в общественных местах. Это было частью плана талибов по отделению и идентификации представителей религиозных меньшинств от мусульманской общины .

Эти требования вызвали протест и осуждение в Индии и США как грубое нарушение свободы вероисповедания . Председатель Антидиффамационной лиги Авраам Фоксман сравнил указ талибов с практикой нацистской Германии в отношении евреев . В США некоторые конгрессмены и сенаторы носили жёлтые значки в ходе дискуссии по данной проблеме в качестве демонстрации солидарности с индуистским меньшинством в Афганистане .

Примечания

  1. D'Ancona, Jacob. The City Of Light (англ.) . — New York: Citadel, 2003. — P. 23—24. — ISBN 0-8065-2463-4 . . — «But the wearing of a badge or outward sign — whose effect, intended or otherwise, successful or not, was to shame and to make vulnerable as well as to distinguish the wearer…».
  2. , с. 62—64.
  3. Jennifer Rosenberg. (англ.) . ThoughtCo (11 января 2019). Дата обращения: 19 марта 2023. 14 мая 2019 года.
  4. Skinner P. The Jews in Medieval Britain: Historical, Literary, and Archaeological Perspectives (англ.) . — Boydell Press, 2003. — P. 52, 63. — 175 p. — ISBN 9780851159317 .
  5. (англ.) . Jewish Virtual Library . American-Israeli cooperative Enterprise. Дата обращения: 19 июля 2014. 19 октября 2012 года.
  6. , p. 48.
  7. Черноглазова В. А. Уничтожение евреев Белоруссии в годы немецко-фашистской оккупации // Трагедия евреев Белоруссии в 1941— 1944 гг. : Сборник материалов и документов. — Мн. , 1997. — Вып. 2 . — С. 17—29 . — ISBN 985627902X .
  8. . «Война. Известная и неизвестная». Фильм одиннадцатый . Столичное телевидение (7 мая 2009). Дата обращения: 1 сентября 2010. Архивировано из 10 июня 2010 года.
  9. Залманович М. Катастрофа евреев Латвии (обзорная лекция) // М. Баркаган Уничтожение евреев Латвии 1941-1945 : сборник. — Рига: Шамир, 2008. — С. 59—61 . — ISBN 978-9984-9835-6-1 .
  10. . Дата обращения: 19 июля 2014. Архивировано из 14 августа 2013 года. , стр. 6
  11. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  12. Bernhard Blumenkranz. Histoire des juifs en France (фр.) . — Privat, 1972. — Т. 1. — С. 397—398. — 478 с. — (Collection Franco-judaïca).
  13. Винница Г. // Сост. Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Мн. : Ковчег, 2009. — Вып. 1 . — ISBN 978-985-6756-81-1 . 5 января 2015 года.
  14. (англ.) . Jewish Virtual Library. Дата обращения: 21 мая 2011. 4 августа 2011 года.
  15. (англ.) . Yad Vashem . Дата обращения: 11 декабря 2022. 11 декабря 2022 года.
  16. Федкевич, Даниил (рус.) . provereno.media (20 октября 2020). Дата обращения: 1 февраля 2024.
  17. Кардаш А. А. // Лехаим : журнал. — Январь 2004. — № 1 (141) . 6 июля 2009 года.
  18. (1990) Queen in Denmark , Copenhagen: Gyldendal, ISBN 8701086235
  19. (англ.) . UNITED STATES HOLOCAUST MEMORIAL MUSEUM . Дата обращения: 17 июля 2014. 5 декабря 2014 года.
  20. .
  21. Gunnar S. Paulsson. The 'Bridge over the Øresund': The Historiography on the Expulsion of the Jews from Nazi-Occupied Denmark (англ.) // Journal of Contemporary History. — July 1995. — No. 30 . — P. 431—464 . — doi : .
  22. (англ.) . CNN (22 мая 2001). Дата обращения: 17 июля 2014. 24 июля 2014 года.
  23. (англ.) . www.rediff.com . Дата обращения: 24 сентября 2015. 24 сентября 2015 года. , Rediff.com
  24. (англ.) . english.people.com.cn . Дата обращения: 21 мая 2013. 21 мая 2013 года. , People’s Daily
  25. (англ.) . Дата обращения: 20 августа 2013. 28 октября 2016 года.
  26. (англ.) . www.rediff.com . Дата обращения: 3 февраля 2017. 3 февраля 2017 года. , Rediff.com

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Жёлтая звезда