Симфоническая музыка
- 1 year ago
- 0
- 0
Симфони́ческая поэ́ма ( нем. Tondichtung, Sinfonische Dichtung ) — жанр симфонической музыки , выражающий романтическую идею синтеза искусств . Симфоническая поэма представляет собой крупное одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы ( литература и живопись , реже — философия или история ; картины природы ). Симфонической поэме свойственно свободное развитие музыкального материала, сочетающее различные принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотематизм с цикличностью и вариационностью .
Возникновение симфонической поэмы как жанра связывают с Ференцем Листом , в веймарские годы (1848-58) написавшим 13 (S.95–107.) произведений этого жанра. Первой по времени была его симфоническая поэма « Прелюды », оконченная в 1848 г. В листовских симфонических поэмах легко объединяются различные структуры, многообразные стороны инструментальных жанров. Особенно характерно для них слияние в одночастности посредством сонатного allegro и сонатно-симфонического цикла. Относительно простых сонатных allegro, эпизоды симфонической поэмы более независимы и внутренне завершены. В качестве непосредственного предшественника Листа называют Феликса Мендельсона , прежде всего его увертюру « » ( 1830 — 1832 ). В жанре симфонической поэмы также написаны оркестровые пьесы «Воспоминания о норвежских Альпах» и «Игра эльфов» Ф. Бервальда (1841-42).
После Листа в этом жанре работали многие другие композиторы — М. А. Балакирев , Х. фон Бюлов , Дж. Гершвин , А. К. Глазунов , А. Дворжак , В. С. Калинников , М. Карлович , С. М. Ляпунов , С. С. Прокофьев , С. В. Рахманинов , А. Г. Рубинштейн , К. Сен-Санс , Я. Сибелиус , А. Н. Скрябин , Б. Сметана , Й. Сук , З. Фибих , С. Франк , П. И. Чайковский , М. К. Чюрлёнис , А. Шёнберг , Э. Шоссон , Д. Д. Шостакович , Р. Штраус , Дж. Энеску и другие.
Э. Шоссона также написана под влиянием жанра симфонической поэмы.
«Хореографическая поэма» « » М. Равеля представляет собой симфоническую поэму, предполагающую возможность сценического воплощения.
Наиболее радикальное переосмысление жанра симфонической поэмы предложил Д. Лигети в Симфонической поэме для 100 метрономов .
Митрополит Ионафан (Елецких) , Симфоническая поэма для хора, солистов и оркестра "Чернобыльская Литургия".
Влиянию симфонической поэмы подверглись в своем развитии и другие жанры — симфония , концерт , поэма , соната .